Эстонская академия Театра и Музыки
MTX300. Введение в историю музыки (Sessejuhatus muusikaajaloosse)
Экзаменационные темы
Составитель
Дина Курапова
Таллинн 2011
-
Граница Западной музыкальной культуры: временные и географические.
Эпоха Возрождения - Ренессанс, - это исторический поворот от средневековой культуры к новой жизни, новому отношению людей к культуре, искусству, науке. Музыкальный Ренессанс вполне соответствовал этим переменам. Для Возрождения характерно идеал гармонии, торжество раскрепощенной творческой личности - в отличие от времен мрачного Средневековья, когда царила инквизиция. Обращение к человеку стало главным в искусстве. Идеалы человечности люди стали искать в культуре Древней Греции и Древнего Рима. Древнегреч. и древнерим. искусство явилось образцом для творчества художников, поэтов, писателей, скульпторов, архитекторов и, в меньшей степени, для музыкантов. Увы, никто не знал, как звучала музыка в Древней Греции и Древнем Риме.
В самом начале музыкального Ренессанса основное место занимала вокальная церковная музыка. Но звучали уже не только григорианские хоралы. Стало появляться многоголосие. Развивается вокальная и инструментальная полифония, появляются новые музыкальные жанры; сольная песня, кантата, опера, оратория.
Слово «полифония» происходит от греческого polus, что значит «многочисленный» и fone - «звук», «голос». Полифония основана на тождестве функций голосов и этим отличается от гомофонии.
В Италии появились любители музыки, умевшие играть на различных музыкальных инструментах, образовавших музыкальные кружки.
Одним из первых композиторов Возрождения стал итальянец Палестрина (1525-1594) - глава римской полифонической школы. Слово «композитор» по-итальянски звучит так же - compositor - и переводится как «сочинитель». Палестрина писал многоголосные церковные произведения, в том числе около 100 месс. Он создал новый стиль многоголосного хорового пения. Папа Римский Пий IV, услышав мессу Палестрины, пришёл в восторг, и с тех пор авторам катол. музык. произведений было предписано сочинять в стиле Палестрины.
-
Устная и письменная музык. культура. Разница основных категорий. Развитие нотной записи в 9-13 столетии.
Музыка письменной и устной традиции. Под музыкой устной традиции подразумевается система устной передачи закодированного музыкального текста. Если и целесообразно уподоблять музыку языку, то только ту музыку, которая относится к устной традиции, т.е. музыкальный фольклор. Устная традиция не знает нотной фиксации и требует использование языка. Фольклор - сфера, где господствует язык, а не фиксированный текст. Музыкальный фольклор или музыка устной традиции — это язык другого рода. Язык не словесный, а музыкальный. Через устную музыкульную традицию пришла письменная музык. традиция. В письменной музыкальной культуре имеются исполнитель, композитор и слушатель, а в устной музык. культуре – композитором, исполнителем и слушателем мржет быть одно лицо.
Развитие нотной записи в 9-13 столетии. До нот (лат. nota - знак) в европейской музыке использовались особые знаки - невмы. В первой половине XI века Гвидо д'Ареццо начал записывать ноты на 4-хлинейном нотном стане. Д Ареццо– реформатор нотного письма, ввёл систему сольмизации, 4-х линейный нотный стан с буквенным обозначением высоты звука на каждой линии, и ключ. Создав предпосылки для точной записи музык. произведений, сыграла важную роль в развитии композиторского творчества и легла в основу современной нотации. Система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот и ключи). В 13 столетии развивалась мензуральная нотация - система записи музыкальных звуков, фиксировала не только высоту, но и длительность звуков. В 13 в. для обозначения длительностей использовались знаки: максима (самая большая или двойная длинная), лонга (длинная), бревис (короткая), семибревис (полукороткая). В 14 в. были введены: минима (самая малая) и семиминима. Особые знаки служили для обозначения пауз. Мензуры - виды ритмического деления; они обозначались спец. знаками в начале нотной строки. Позднее для обозначения больших длительностей были введены белые знаки, тогда как семиминима и появившиеся позднее еще более мелкие длительности - фуза и семифуза - обозначались как «светлыми», так и «тёмными» знаками. Система знаков полностью сложилась к 16 в. За эталон частоты ноты берётся нота ля первой октавы, частота которой должна быть равной 440 Гц. Отношение частот двух соседних нот (например, до и до-диез) равно 2-1/12. Первые шесть нот взяты из гимна св. Иоанну. За названия первых шести нот взяты первые слоги строк гимна, который пелся в восходящей октаве:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.
Названия 6 нот ввёл Гвидо д’Ареццо (нота до у него называлась ут). В дальнейшем ут был заменён на до (Дж. Дони, ~ 1540 года) и добавлена нота си (сокращение от «Sancte Ioannes»; Х. Вальрант, ~ 1574 года).
|