Утверждено
приказом МБ ДОУ Ризоватовского детского сада от 29.08.2013 № 94
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на 2013-2014 учебный год
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
Ризоватовского детского сада
с. Ризоватово
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
на 2013-2014 год
МБ ДОУ Ризоватовского детского сада
Образовательные области
|
Виды непосредственно образовательной деятельности (НОД)
|
младшийвозраст
|
Среднийвозраст
|
старшийвозраст
|
подгот.
возраст
|
Количество видов НОД в неделю
|
Инвариантная часть (обязательная 80%)
|
Познавательно-речевое развитие
Образовательные области:
Познание
|
Формирование элементарных математических представлений
|
1
|
1
|
1
|
2
|
Формирование целостной картины мира
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности
|
1
|
1
|
Коммуникация
|
Коммуникация
|
0,5
|
0,5
|
1
|
1
|
Чтение художественной
литературы
|
Чтение художественной
литературы
|
0,5
|
0,5
|
1
|
1
|
Физическое развитие Образовательные области:
Физическая культура, здоровье
|
Физическая культура
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Художественно-эстетическое
развитие
Образовательные области: Музыка
|
Музыка
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Художественное творчество
|
Рисование
|
1
|
1
|
2
|
2
|
Лепка
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
Аппликация
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
0,5
|
ИТОГО
|
|
10
|
10
|
13
|
14
|
Социально-личностное развитие
Образовательные области:
Социализация
Безопасность
Труд
|
Программа предполагает организацию данной деятельности за рамками непосредственно образовательной деятельности.
|
Пояснительная записка
к учебному плану по реализации основной общеобразовательной программы
МБ ДОУ Ризоватовского детского сада
Учебный план для ДОУ является нормативным документом, устанавливающим перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение занятий.
При составлении учебного плана по реализации основной общеобразовательной программы МБ ДОУ Ризоватовского детского сада (далее – ООП ДОУ) учитывались следующие нормативно-правовые документы:
Закон РФ «Об образовании»;
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
Устав МБ ДОУ Ризоватовского детского сада;
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
Приказ Министерства образования и науки от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
Коллектив ДОУ с 01.09.2011г реализует ООП ДОУ, разработанную в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой.
Учебный план определяет организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и структуру ООП ДОУ.
Программа состоит из двух частей:
1) инвариантной (обязательной) части;
2) вариативной части.
Инвариантная часть обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Инвариантная часть реализуется через обязательные занятия, в этот перечень входят занятия, предусматривающие реализацию дополнительных парциальных программ.
Вариативная часть программы позволяет более полно реализовать социальный заказ на образовательные услуги и учитывать специфику национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс. Вариативная часть включает в себя, в том числе, занятия по дополнительным парциальным программам и занятия кружковой деятельностью.
Время, необходимое для реализации программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой программа реализуется.
Объем базовой части программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации программы, вариативной части - не более 20% общего объема программы.
В учебный план включены четыре направления. Каждому направлению соответствуют определенные образовательные области:
познавательно-речевое направление – «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»;
художественно-эстетическое направление – «Художественное творчество», «Музыка»;
физическое направление – «Физическая культура», «Здоровье»;
социально-личностное направление – «Безопасность», «Социализация», «Труд».
Образовательные области регионального компонента согласуются с требованиями федерального компонента и реализуются посредством интеграции его в занятия и совместную деятельность воспитателей и детей.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей (предметное и социальное окружение, ознакомление с природой).
Региональный компонент в разделе «Формирование целостной картины мира» реализуется через обогащение представлений о жителях и достопримечательностяхсела, его истории их отражении в народном творчестве (мифы, сказки, легенды), используя рассказы о людях, селе, крае, их истории; экскурсии и целевые прогулки.
Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
-практическое овладение воспитанниками нормами речи
и включает следующие разделы:
«Коммуникация», содержание которого направлено на:
- пополнение и активизация словаря детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении;
- развитие артикуляционного аппарата детей;
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха;
- совершенствование интонационной выразительности речи;
- формирование различных видов связной речи, совершенствование диалогической и монологической форм речи;
- коррекцию различных нарушений речи детей.
«Подготовка к обучению грамоте», содержание которого направлено на:
- развитие фонематического слуха, совершенствования владения грамматическим строем языка;
- обучение детей в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности;
- совершенствование звуко-буквенного анализа;
- формирование умения делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части, составлять слова из слогов (устно).
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирования целостной картины мира,
- развития литературной речи,
- приобщения к словесному искусству, в том числе развития художественного восприятия и эстетического вкуса
и включает раздел «Художественная литература», содержание которого направлено на:
- ознакомление детей с детскими писателями и поэтами;
- расширение знаний детей о различных произведениях художественной литературы;
- формирование представлений о различных литературных жанрах и жанрах фольклора;
- воспитание интереса к литературному творчеству, любви к книге.
Региональный компонент реализуется через ознакомление с местнымидостопримечательностями, художественными произведениями о селе.
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Региональный компонент включает в себя ознакомление детей с конным видом спорта, популярными в селе, спортивными традициями и праздниками.
Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству
Региональный компонент включает в себя обучение игре на русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках, ложках.
Содержание образовательной области «Художественное творчество» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
- развитие игровой деятельности детей;
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
- развитие трудовой деятельности;
- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Содержание образовательной области «Безопасность» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Организация деятельности по образовательным областям «Социализация», «Труд», «Безопасность» предполагается по программе за рамками непосредственно образовательной деятельности.
Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в развтии речи и оказание помощи детям этой категории в освоении программы
и включает следующие разделы:
«Формирование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи и развитие связной речи», содержание которого направлено на:
- развитие артикуляционного аппарата детей;
- развитие устной речи, фонематического восприятия детей;
- расширение лексического запаса, формирование звуко-слоговой структуры речи;
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха;
- формирование различных видов связной речи, совершенствование диалогической и монологической форм речи;
- коррекцию различных нарушений речи детей.
Работа по данному разделу для детей с речевыми нарушениями выстраивается индивидуально.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организуется 3 раза в неделю. Один раз в неделю для детей 5-7 лет круглогодично организовывается непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию детей на открытом воздухе.
Объём недельной учебной нагрузки для изучения каждой образовательной области
Образовательная область
|
младший возраст
|
Средний возраст
|
Старший возраст
|
Подготовительный возраст
|
Познание
|
2,5 часа
|
2,5 часа
|
3 часа
|
4 часа
|
Коммуникация
|
1 час
|
1 час
|
2 часа
|
3 часа
|
Чтение художественной литературы
|
0,5 ч.
|
ежедневно
|
Физическая культура, здоровье
|
3
|
3
|
3
|
3
|
Музыка
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Художественное творчество
|
2
|
2,5
|
3
|
3
|
Учебный день делится на 3 блока:
1) образовательный блок 1 половины дня включает в себя:
- совместную деятельность воспитателя и детей;
- свободную самостоятельную деятельность детей.
2) непосредственно образовательная деятельность – организованное обучение (в соответствии с расписанписанием НОД, утверждённой приказом ДОУ №94 от «29»сентября 2013г)
3) образовательный блок 2 половины дня включает в себя:
- индивидуальную коррекционную работу;
- совместную деятельность воспитателя и детей по различным направлениям (в соответствии с календарным планом)
- самостоятельную деятельность ребенка.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению ООП ДОУ осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей.
Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.
Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей - 3-4 часа в день для всех возрастных групп.
В соответствии с СанПиН в январе для воспитанников организовываются недельные каникулы, во время которых проводятся занятия только эстетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.
В течение двух недель в сентябре (до образовательной работы) и мае (после образовательной работы) проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика как адекватная форма оценивания результатов освоения Программы детьми дошкольного возраста.
В соответствии с базовой программой воспитатель может варьировать место занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных занятий, заменяя их другими формами обучения.
Принят решением
педагогического совета
Протокол № 5
от «28» августа 2013 года
|