РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
учебного предмета «История»
7 класс
Составитель:
Тагильцева Елена Демьяновна,
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
2. Пояснительная записка
к рабочей программе по истории для 7 класса
2.1. Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно - правовыми и инструктивно-методическими документами:
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089.
Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2080.
Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 № 986.
О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011 – 2012 учебный год. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 № 04-997.
Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011- 2012 году. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 18.07.2011 № 103/4275 (Приложение 10).
О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 №103/3404.
Примерная программа основного общего образования по истории. Сборник нормативных документов. История / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. – 150, [10] с.
Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения лицей № 142 на 2011-2012 учебный год. Приказ МОУ лицей № 142 от 31.08.2011 № 146/2.
Положение «О порядке разработки и утверждения рабочей программы учебных предметов лицея № 142». Приказ МОУ лицей № 142 от 03.06.2010 № 224/1.
2.2. Цели и задачи обучения
Цели:
развитие способности к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом;
овладение историческими знаниями, соответствующими изучаемому периоду
воспитание активной и творческой личности, применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Общие задачи курса отечественной и всеобщей истории «Нового времени»:
обеспечения современного понимания места и роли истории как науки и учебного предмета в системе гуманитарного знания и в школьном образовании;
раскрытие потенциала курсов истории как исключительно важного средства в формировании личности учащихся, воспитания гражданских качеств и формирование идентичности гражданина России;
формирование представления о специфике истории Нового времени, представляющей ценность для межкультурных коммуникаций (формирование индустриального общества, появление новых явлений в общественной жизни);
освоение школьниками основных исторических понятий;
ознакомление с основными идеями Реформации и церковной реформы патриарха Никона;
раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества в истории Нового времени и взаимоотношений между людьми в нем;
раскрытие специфики власти в эпоху абсолютизма;
освещение становления демократических форм общественного устройства и права;
характеристика выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории, их восприятие в современной культуре;
раскрытие значения политического и культурного наследия Нового времени.
2.3. Учебно-методическое обеспечение
С 2011-2012 учебный год в лицее по всеобщей истории в основной школе начат частичный переход на линию «Академический учебник». Данная образовательная линия составлена при участии ведущих ученых - историков, в проекте объединены лучшие научные и педагогические силы страны. По Всеобщей истории в 7 классе, данный переход будет осуществлен на следующий учебный 2012-2013 год.
Учебники:
Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800 : учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. – 13-е изд. – М. : Просвещение, 2008. – 304 с.
Данилов А.А. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 9-е изд. – М.: Просвещение 2010. – 240 с. : ил., карт.
УМК:
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс : Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – 2-е изд., – М.: Просвещение, 2007. – 80 с.
Репин А.В. История России. 7 класс. – Саратов: Лицей, 2010. – 80 с.
Репин А.В. Новая история. 7 класс. – Саратов: Лицей, 2010. – 64 с.
Симонова Е.В. Методическое пособие к учебнику А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной «История государства и народов России. 7 кл.». – М.: Дрофа, 2003. – 2008 с.
Юдовская А. Я. Поурочные разработки по новой истории, 1500–1800: 7 кл.: Пособие для учителя / А.Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. – М. : Просвещение, 2001. – 190 с.
Дополнительная литература:
Алеврас Н.Н., Конюченко А.И. История Урала XI - XVIII в.: учеб. пособие / Н.Н. Алеврас, А.И. Конюченко. - Челябинск, 2000.
История Отечества: Энциклопедический словарь. - М., 1999.
Энциклопедический словарь юного историка: Отечественная история для среднего и старшего школьного возраста. - М., 1997.
Образовательные интернет - ресурсы
http://www.shm.ru./ - сайт Государственного исторического музея, где представлены материалы основной экспозиции, посвященной истории Росси.
http://www.hermitag.museum.ru./ сайт Эрмитажа, возможность совершения виртуальной экскурсии.
http://www.arheology.kiev.ru./ -мультимедийный портал, содержащий всестороннюю информацию об археологических памятниках Восточной Европы.
http://www.mystic-chel.ru/sng/russia/ - информация о раннем русском Средневековье.
http://www.magister.msk.ru/library/history/history1.htm - материалы для изучения русской истории; тексты выдающихся русских историков.
2.4. Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета История на этапе основного общего образования, в том числе в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов в неделю.
Количество часов по программе: 2 часа в неделю (70 часов в год)
Количество часов по учебному плану: 2 часа в неделю (70 часов в год)
Распределение учебной нагрузки по четвертям
Количество
|
1 четверть
|
2 четверть
|
3 четверть
|
4 четверть
|
По плану
|
Факти-чески
|
По плану
|
Факти-чески
|
По плану
|
Факти-чески
|
По плану
|
Факти-чески
|
Учебных часов
|
16
|
|
16
|
|
20
|
|
18
|
|
Повторительно- обобщающие и итоговые уроки
|
-
|
|
1
|
|
2
|
|
1
|
|
2.5. Распределение учебной нагрузки по темам курса
№
|
Тема курса
|
По программе
|
Фактически
|
|
Новая история
|
|
|
1
|
Введение
|
1
|
|
2
|
Эпоха Великих географических открытий
|
2
|
|
3
|
От Средневековья к Новому времени
|
4
|
|
4
|
Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения
|
3
|
|
5
|
Реформация и контрреформация в Европе
|
4
|
|
6
|
Ранние буржуазные революции. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)
|
4
|
|
7
|
Эпоха Просвещения
|
2
|
|
8
|
Промышленный переворот в Англии
|
1
|
|
9
|
Североамериканские колонии в борьбе за независимость
|
2
|
|
10
|
Великая французская революция
|
3
|
|
11
|
Латинская Америка
|
1
|
|
12
|
Страны Азии XVI – XVIII вв.
|
2
|
|
13
|
Итоговое повторение и обобщение по Новой истории. XV-XVIII век
|
1
|
|
|
История Отечества
|
|
|
14
|
Россия на рубеже XVI – XVII вв.
|
5
|
|
15
|
Россия в XVII веке
|
10
|
|
16
|
Россия в первой половине XVIII века
|
12
|
|
17
|
Россия во второй половине XVIII века
|
12
|
|
18
|
Итоговое обобщение
|
1
|
|
|
Итого:
|
70
|
|
|