Античное христианство (А. Б. Егоров) Христианство крупнейшая из мировых религий, влияние которой на ис­торию человечества, наверное, трудно переоценить, В




НазваниеАнтичное христианство (А. Б. Егоров) Христианство крупнейшая из мировых религий, влияние которой на ис­торию человечества, наверное, трудно переоценить, В
страница1/6
Дата публикации24.09.2014
Размер0.84 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6




АНТИЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО (А. Б. Егоров)

Христианство - крупнейшая из мировых религий, влияние которой на ис­торию человечества, наверное, трудно переоценить, В настоящее время оно насчитывает около 2 млрд. последователей. Христианскими является значительная часть государств Европы и Америки а понятия "христианский мир» и "цивилизованный мир" зачастую были практически синонимами, К христианским странам принадлежат наиболее передовые ж развитые государства, а Церковь ( как православная, так и католическая) оказывают и по сей день огромное влияние на политику и культурную жизнь.История христианства тесно связана с античной древностью. Оно возникло в этот период и было тесно связано с историей античного общест­ва, Оно стало одним из итогов культурно-исторического развития антич­ного мира. Христианство вышло за его пределы и, в известной мере, спо­собствовало передаче античного культурного наследия. Наш курс будет связан с историей только одного периода христианской истории, истории античного христианства. Впрочем, этот период особенно важен, как и любо! период зарождения ж становления. Античная эпоха- это время жиз­ни основателей христианства, самого Иисуса Христа и первых апостолов, время гонений на христиан и, наконец, время его победы и становления как универсальной всемирной религиозной системы. В рамках курса мы попытаемся рассмотреть ключевые проблемы истории раннехристианской Церкви. Первая из них - проблема генезиса. Церковная история видит в христи­анстве уникальное откровение Бога. Научная историография 18-19 вв. считала его иудейским или вообще восточным течением, имплантированным на античную почву. Напротив, в 20 веке христианство часто воспринима­ется как феномен античной религиозно-философской мысли или как синтез различных идейных течений. Нам предстоит рассмотреть эти истоки и про­анализировать характер того фона, на котором существовало христианст­во.Второй блок проблем - это непосредственная история возникновения новой религии: проблема исторического зерна в истории Иисуса Христа и апостолов, история первого века христианства, а также - проблема го­нений на христиан и отношений христиан и государства. Наконец, раннее христианство было тесно связано с огромной сверх державой, Римской империей. В момент возникновения новой религии Иу­дея уже стала ее частью. На протяжении трех первых веков христианст­во распространялось именно в рамках Империи, а в 1У-У вв. н.э. оно стало ее господствующей религией. К концу античности христианство стало всемирной религией.

Предпосылки возникновения христианства. Иудаизм и Ветхий Завет.

1. Восточные религии. 2. Иудаизм и история Иудеи. 3. Ветхий Завет. 4. Общественные течения в Палестине во II в. до н.э.- I в. н.э.

Восточные религии. В основе христианства лежит идея умирающего и воскресающего бога, восходящая к глубокой древности и характерная для многих религий. Возможно, она возникла еще в верованиях древних охотников, но так или иначе она совершенно определенно лежит в осно­ве земледельческих религий, когда чередование времен года вызывало представления о смерти и воскресении божества плодородия. Мифы об умирающий и воскресающих божествах появляются уже в рели­гии первых цивилизаций, шумеров и египтян. У шумеров это был миф о богине любви и плодородия Инане, у египтян - миф о, вероятно, глав­ных божествах египетского пантеона, Озирисе и Изиде. Примечательно, что в эллинистическую и римскую эпохи, когда культ Озириса распространился по всему Средиземноморью, он претерпевает известные перемены. На первое место выходит женское божество, Изида, сочетавшее в себе образ правительницы Вселенной, госпожи всего живого и страдающую жен­щину, мать и супругу, оплакивающую мужа и возвращающую ему жизнь. Культ Изиды был одним из самых распространенных универсальных куль­тов эпохи Римской Империи. Он был особенно популярен среди женщин. Другим популярным культом был культ Кибелы, Великой Матери Богов и владычицы зверей и людей, необычайно популярный в Малой Азии. У Кибелы также был свой умирающий и воскресающий возлюбленный, Аттис. Представление об умирающих и воскресающих богах существовало в гре­ческой мифологии ( мифы о Персефоне и миф об Афродите и Адонисе), оно было у народов Западной Европы ( дух зерна ), африканских и ин­дейских племен. Идеи умирающего и воскресающего бога были и еще в одной религии, позже ставшей и современником, и соперником христианства. Речь идет о зороастризме, возникшем еще в У11-У1 вв. до н.э. и ставшем главной религией Персидской Империи. Ее особенностью является ярко выраженный дуализм и противостояние добра и зла. Олицетворением первого являет­ся Ахура-Мазда (Ормузд), второго - Анкхро-Маныэ (Ариман). В конце-концов настанет конечный момент, страшный суд и победа сил добра. Во вре­мена Новосасанидского царства (Ш-У вв. н.э.) на первое место выхо­дит бог Солнца Митра, бог-демиург ж посредник между высшими силами и человеком. Митра был очень популярен в персидской армии, откуда он перешел и в римскую. Значение восточных культов было двояким: во-первых, они выработали некоторые представления, вошедшие в христианство ( смерть и воскресение бога, идея спасителя, дуализм добра и зла), во-вторых, некоторые из них были современниками христианства и одновременно- его соперни­ками ( культы Изиды, Кибелы, Митры ), распространяясь по Империи од­новременно с ним.

Иудаизм и история Иудеи. Вместе с тем, существовала одна религия, влияние которой на христианство было особенно велико и которая, несомненно, была его предтечей, корнем, от которого пошло дерево христи­анства. Это был иудаизм, в специфике которого отчетливо отразилась история создавшего его народа. Кочевые племена, именуемые "ибри", по­явились в Палестине примерно в середине XIII века до н.э., придя тужа из заиорданских степей. Вскоре они переселились в Египет, а затем вер­нулись в Палестину. История этого исхода позже отразилась в истории пророка Моисея, выведшего народ из Египта и основавшего новую рели­гию. Около -III века происходит консолидация еврейских племен и созда­ние союза 12 колен. Главным, а затем и единственным богом союза стал бог Яхве. Евреи считались избранным народом, заключившим союз с Яхве. Символом договора стал распространенный на востоке обряд обрезания. Народ обязался не чтить иного бога, а Яхве обещал им за это всячес­кую поддержку. Бог был един и невидим, он обитал в скинии завета, ох­раняемой элитными отрядами. В конце XIII века многие страны восточного Средиземноморья (Египет Хеттское царство) подверглись нападению "народов моря», часть которых осела ж в Палестине. Борьба с филистимлянами ( так называет их Биб­лия) продлилась до XI века, а в борьбе с ними создавалось единое Иу­дейское царство, достигшее расцвета при Давиде (1004-965 гг.) и его сыне Соломоне (965-92S гг.). Давид создал региональную сверхдержаву, в которую вошли не только еврейские, но и другие племена. Создав си­льную армию, Давид победил филистимлян. Культ Яхве стал господствующим культом нового государства, а центром культа стал по­строенный Давидом и Соломоном храм в Иерусалиме. Союз монархии и куль­та, несомненно, усиливал позиции последнего, а экономический рост и международные контакты вели как к распространению культа за пределы государства, так и к росту веротерпимости и известному "размыванию" яхвизма. Сильная светская власть ограничивала значение жречества. Вскоре единое царство распалось. В 925 г. 10 северных колен восста­ли против правящего колена Иуды. Государство распелось надвое: север­ная часть получила название Израильского царства, южная - Иудейского. Израиль был больше ( население достигало 0,5 млн. человек), Иудея - вдвое или втрое меньше, имеете с тем, второе царство было явно бо­лее консолидированным. Тем не менее, внутренние противоречия были вторичны по сравнению с внешней опасностью. Над обоими царствами нависла смертель­ная опасность. 1 IX веке до н.э. начались ассирийские вторжения, уси­лившиеся во 2 половине ЛИ века. Царь Саргон II (721-705 гг.) уничтожил Израильское царство. Иудея стала вассалом Ассирии. В 701 г в Иудее началось восстание, поддержанное египтянами. Ассирийский царь Синах-хериб / 704-681 гг./ жестоко подавил восстание, опустошил Иудею и уничтожил около 200 000 человек. Иерусалим был осажден, и только эпидемия чумы спасла его от захвата. Иудеи сочли это помощью Бога. В конце УН века рухнула Ассирийская Империя. Ее падение стало резуль­татом союза двух новых держав. Обе они образовались в результате антиас­сирийских восстаний. В середине УН века населявшие север Ирана полукоче­вые индийские племена объединились и создали Мидийское царство, а в 626 г. халдейский вождь Набопалассар поднял восстание в Вавилонии. В 614 г. цари Мидии и Вавилона заключили союз и нанесли Ассирии сокрушительное по­ражение. Пали ассирийские столицы Ашшур и Ниневия. Война закончилась в Палестине, куда отступили остатки ассирийцев, поддерживаемые египетскими правителями. В 605 г. при Кархемише вавилоняне разгромили египетско-асси­рийскую армию. Падение Ассирии вызвало попытку восстановления Иудеи. Царь Иосия /639-609 гг./провел ряд реформ в духе требований, выдвигаемых пророками. Он последовательно искоренял культы других богов и сделал Иерусалим и храм главным религиозным центром страны. Целью реформы было последовате­льное введение единобожия и максимальная централизация яхвизма. Впрочем, внутренняя политика Иосси, приветствуемая большинством населения, не соп­ровождалась аналогичными успехами во внешней политике. В 609 г. египетс­кий правитель Нехо разгромил Иосию. Царь погиб, а Иудея стала Римским вассалом. Вскоре над Иудеей нависла новая опасность. Наследником Ассирии стало Нововавилонское царство, достигшее расцвета при Навуходоносоре /605-562 гг./. В 598 г. Навуходоносор осадил и взял Иерусалим. В 588 г. новый царь Седекия поднял восстание против вавилонян. Навуходоносор снова осадил и взял в Палестину. В 586 г. город был взят штурмом и разрушен, часть насе­ления бежала в Египет, однако большую часть победители увели в Вавилонию. Начался так называемый «вавилонский плен".

Ветхий Завет. Именно теперь позиции религии усилились как никогда. В условиях утраты государственности, территории и национальной идеи, рели­гия остается единственным стержнем существования народа. Этот процесс начался еще в ЛИ веке с появлением так называемого движения пророков. В понимании иудеев пророк был не только и не столько предсказателем будущего /хотя было и это/, сколько религиозным мыслителем, философом, проповедником и реформатором. Пафос движения пророков состоял в том, что они настаивали не только на соблюдении ритуалов и религиозных обрядов, но и на соблюдении этических норм, полагая, что основу веры составляет именно это. Пророки резко критиковали существующий порядок и создавали религию, пронизывающую все сферы жизни. У пророков были сильны эсхато­логические идеи / проповеди о конце света/, учение о наступлении "край­них времен" и приходе спасителя /мессии/, который установит новый спра­ведливый порядок. В 1Х-У1 вв. сложилась основа Ветхого Завета, свода иудейской религи­озно! литературы. Его основу составляла Тора /"Пятикнижие"/, 5 больших книг /Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие/. Две первые книги носят по преимуществу исторический характер: Книга Бытия повествует о событиях от сотворения мира до переселения евреев в Египет, а Книга Исхода - Моисее и исходе евреев из Египта. В трех оставшихся книгах историчес­кие события отходят на второй план, а основное содержание составляют изложение свода законов, обязательных для каждого верующего иудея. В книге Второзаконие, вероятно, речь идет о тех новых законах, которые ввел царь Иосия. За Торой следует книга Иисуса Навина, повествующая о завоевании евреями Палестины. Книга Иисуса Навина открывает собой се­рию исторических книг- 4 Книги Царств и 2 книги Хроник. Важное место в этой части занимают описания правлений Давида и Соломона, а затем - подробное изложение истории Израиля и Иудеи вплоть до вавилонского пле­на. Все эти книги также именуются "Первые пророки". Следующий свод книг, "Вторые пророки" представляет собой собрание из 15 книг пророческой литературы, где биографические факты из жизни пророков сочетаются с историческими данными и моральными проповедями. Каждая книга наз­вана по имени пророка /Экклезиаст, Иеремия, Иезекииль, Наум и др./. В Ветхий Завет также вопли Книга Псалмов /авторство приписывается Давиду/, Книга Притч и поэма Песнь Песней, которого будто бы написал или изрек Соломон, считавшийся воплощением древнего мудреца. Создание Завета было длительным процессом. Самые древние части от­носятся еще к XII-XI вв., а основная масса материала приходится на X-У111 вв. до н.э. Исследователи выделяют три основных пласта повествования: один из них в основном относится к IX веку и именуется Элохист /Бог именуется "Элохим"/; второй был написан в X-IX вв. и ус­ловно назван Яхвист /Бог назван "Яхве/, третий был составлен позже и получил название "Жреческий кодекс". "Яхвист" и "Элохист" передают разные традиции, первый был составлен в Иудее, а второй- в Израиле. Особое значение имел период вавилонского плена /У1-У вв. до н.э./, ког­да был окончательно собран и записан весь свод. Основная идея Завета - это союз народа с Яхве, и именно через призму этого союза рассматрива­ется вся история избранного народа, спасение которого возможно только в союзе с Богом.

В У1 веке появилась новая сверхдержава. Она возникла почти внезапно. Населявшие юго-восток Ирана персидские племена восстали против мидян, данниками которых они являлись. Во главе восстания встал царь персов Кир 11/559-530 гг. до н.э./, В 553-550 гг. была покорена Мидия, в 546 г., разбив Лидийское царство, Кир занял большую часть Малой Азии, а в 539 г. персы заняли Вавилонию. Примерно в это же время под властью царя оказались Иран и западные вавилонян. На месте трех боль­ших царств /Вавилония, Мидия и Лидия/ возникла одна огромная Империя. В ее состав вошли Вавилония, Иран, а затем и Малая Азия, Египет и сиро-финикийский регион. Сменился хозяин и в Иудее, рухнула Нововавилон­ская Империя, а ее место заняла Персидская. Еврейские пророки, равно как и все уцелевшие жители страны, с радостью встретили новых завоева­телей. Кир разрешил иудеям вернуться в Палестину, а в 445 г. еврей Неемия, виночерпий персидского царя, восстановил стены Иерусалима и стал восстанавливать иудейскую общину.

Общественные течения в Палестине во II веке до н.э.- I в.н.э. Персидс­кий период был, вероятно, наиболее спокойным периодом за все время пос­ле потери независимости. В эти два столетия не было ни ассирийского ге­ноцида, ни тяжелых войн между египтянами и правителями Передней Азии, ни долгих лет вавилонского плена. В 458 г. иудеи были освобождены от царского налога и фактически получили самоуправление. Уступчивость пер­сов была вызвана еще одним обстоятельством- столкновением Персии с гре­ческим миром и необходимость обеспечить свое господство в западной части Средиземноморья. В 500-449 гг. персы потерпели поражение в греко-персид­ской войне: теперь они были вытеснены из Эгеиды, а греческие города вос­точного побережья Малой Азии получили свободу от персидского господства. Положение оставалось напряженным и в последующее время. Нелояльным был и Египет, постоянно готовый поднять восстание против персов. Более ло­яльной была Финикия, города которой поставляли значительную часть пер­сидского флота, и в этой ситуации положение в Иудее имело особое значе­ние. Тучи над Персидским царством нависли в середине 1У века до н.э. В 50-30-е гг. македонский царь Филипп II подчинил своей власти греческие по­лисы, а в 338 г. Коринфский конгресс греческих городов принял решение о начале войны с персами под началом Филиппа. Последний не смог реализо­вать свой план: он стал жертвой заговора, а поход возглавил его знамени­тый сын Александр. Поход Александра начался в 334 г. Заняв греческие го­рода побережья, царь двинулся вглубь Малой Азии и стал хозяином всего полуострова. В Киликии состоялось генеральное сражение при Иссе, в кото­ром фаланга и конница Александра наголову разгромила главные силы персов под командованием самого царя Дария. Победители двинулись в Сирию и Фи­никию. В 332 г. после долгой осады Александр взял главный финикийский город Тир, а после этого Иудея попала под власть македонян. Сопротивле­ния не было, иудейские старейшины во главе с первосвященником торжеств­енно встретили нового победителя. Пройдя Иудею, Александр оказался в Египте, встретившем его с распростертыми объятьями. Пробыв там до 331 года, он двинулся в Месопотамию. В новой большой битве при Гавгамелах персидский царь был разгромлен. Путь в Персию был открыт, одну за дру­гой македоняне занимали персидские столицы - Вавилон, Сузы, Персеполь и Экбатаны, а затем прошел Парфию и Бактрию и надолго задержался в Согдиан. Завершением похода было вторжение в Индию /325-323 гг./. В 323 г. Алек­сандр умер. После его смерти осталась грандиозная держава, границы кото­рой простирались от Египта и Малой Азии до берегов Инда. Империя Александра была очень рыхлым политическим объединением, однако дело было не только в этом. Походы знаменитого завоевателя привели к то­му, что ранее независимые миры Греции и Востока стали представлять собой единое целое. Это объединение вызвало небывалый рост экономики и создание огромного политического, религиозного и культурного пространства. Начи­нается примерно трехсотлетняя история эллинистического мира, в рамках которого должна была существовать и Иудея. Борьба за наследие Александра длилась вплоть до 301 г. до н.э., битвы при Ипсе, после которой бывшие полководцы Александра разделили его огром­ную Империю, на территории которой образовались несколько крупных и бо­льшое число мелких государств. Палестина оказалась спорной территорией между двумя самыми крупными державами этого мира, царством Селевкидов и государством Птолемеев. Селевкидское царство включало в себя Сирию, Малую Азию, Месопотамию и Иран и претендовало на роль главного наследника Им­перии Александра, а государство Птолемеев, основанное Птолемеем I, одним из сподвижников царя, включало в себя Египет, Кипр, Кирену и ряд террито­рий в Эгейском море.

Между 320 и 301 гг. до н.э. Палестина переходила из рук в руки мини­мум 5 раз , пока в 301 г. ее, наконец, не захватил Птолемей. Птолемей и его преемники проводили достаточно умеренную политику, в Палестину пере­селилось много греков. Здесь появились- греческие города /Птолемаида, Фи­ладельфия и др./ и, наоборот, иудеи стали селиться по городам Восточно­го Средиземноморьяf образуя так называемую иудейскую диаспору. Большая иудейская община появилась в Александрии, бывшей центром научной жизни всего эллинистического мира, и именно поэтому здесь был сделан перевод Библии на греческий язык, получивший название "Септуагинта" / 70 толков­ников/, поскольку, согласно преданию, над этим переводом трудились 70 выдающихся иудейских ученых.

Сиро-финикийский регион продолжал оставаться ареной постоянных войн двух эллинистических сверхдержав. В III веке до н.э. между Селевкидами и Птолемеями произошло 4 войны, немалая часть военных действий которых проходила именно на палестинской территории. В 198 г. хозяин сменился. Селевкидский царь Антиох III захватил Палестину. Иудеи симпатизировали Птолемеям, а потому новые властители ужесточили свою политику. В 167 г. внук Антиоха III, Антиох 1У Эпифан под угрозой смертной казни запретил исполнение ряда важнейших иудейских обрядов / соблюдение субботы, обрезание, жертвоприношения Яхве и др./. Свитки Священного Писания сжигались, а в Иерусалимском храме был устроен храм Зевса. Ответом было восстание, во главе которого встали сыновья священника Маттафии. Центральное место занял четвертый сын Маттафии, Иуда по проз­вищу Маккавей /"Молот"/. Антиох пошел на уступки, он разрешил Иудее жить по своим законам; гарантировал безопасность участникам восстания и разрешил есть кошерную пищу. Теперь этого было мало, и повстанцы требовали полной независимости. В 160 г. погиб Иуда Маккавей. Во главе движения встал его брат Ионатан, а затем - их третий брат Симон. В 142 г. селевкидский правитель Деметрий II освободил Иудею от налогов и заключил с ней равноправный мир. В 140 г. Иудея сама декларировала свою независимость - собрание старейшин и военачальников провозгласили Симона "первосвящен­ником, стратегом и этнархом", а с конца II века до н.э. первосвященник принял царский титул.

Первое время Маккавейское восстание поддержало практически все иудейское общество. Позже начинается разочарование- из "народного государства держава Хасмонеев превращается в обычное эллинистическое государство с сильным бюрократическим аппаратом, налоговым гнетом и социальным неравен­ством. Как это обычно в Иудее, социальные конфликты принимали форму ре­лигиозного раскола. Ко 2 половине II века до н.э. появилось несколько различных религиозных партий. На вершине общества находились садуккеи, консервативная религиозная группировка, державшаяся за догмы яхвизма и одновременно - тянувшаяся к греческой культуре. Садуккеи отрицали предопределение, посмертную жизнь и воскресение мертвых, а в социальном плане это было объединение воен­ной, жреческой и священнической знати. Второй партией были фарисеи, став­шие преемниками маккавейского движения хасидим. Это была партия религи­озных фундаменталистов, опиравшаяся на средние слои общества /квалифи­цированные ремесленники, торговцы, средние и мелкие чиновники/. Среди фарисеев было много образованных людей, имевших репутацию знатоков и толкователей закона. Они имели определенную поддержку и среди обществен­ных низов. В отличие от садуккеев, фарисеи верили в загробную жизнь и бессмертие души. Как и пророки, они настаивали на необходимости духовно­го обновления и делали акцент на необходимости морального совершенствова­ния. Еще одной партией были ессеи, о которых мы скажем несколько позже.

Первые Хасмонеи опирались, прежде всего, на садуккеев, усиление фари­сеев происходит при сыне Симона, Иоанне Гиркане /134-104 гг. до н.э./ и особенно - при следующем правителе, Александре Яннае /103-76 гг. до н.э./ После смерти Янная, который активно преследовал фарисеев, его вдова Са­ломея Александра позволила провести некоторые реформы, а в 69 г. к вла­сти пришел Аристобул, опиравшийся на садуккеев. Между ним и его братом Гирканом началась ожесточенная борьба за власть.

Впрочем, на горизонте возникла новая угроза. Во II веке до н.э. геге­моном Средиземноморья стал Рим. К III веку до н.э. римляне покорили Ита­лию. В ходе двух Пунических войн /264-241 гг. и 218-201 гг. до н.э./ Рим победил Карфаген и стал сильнейшей державой Западного Средиземномо­рья. Начались так называемые "великие завоевания". Во II веке Рим под­чинил Испанию, северную Африку, юг Галлии, острова Сицилию, Сардинию и Корсику, Грецию и Македонию. В 133-129 гг. римляне подчинили Пергамоков царство, ставшее первым азиатским владением Рима, провинцией Азия. После этого римляне были готовы продолжать завоевания, но войны на западе и гражданские смуты надолго отвлекли их от восточного нап­равления.

Главным противником Рима на востоке стал понтийский царь МитридатУ1 Евпатор /115-63 гг. до н.э./. Придя к власти и уничтожив своих со­перников, Митридат начал создавать свою Понтийскую Империю. В первые годы правления он присоединил Боспор, Колхиду и Малую Армению, тем са­мым взяв под контроль все северное, восточное и южное побережье Черно­го моря. Под власть Митридата переходит и значительная часть Малой Азии» Союзником Митридата стал царь Армении Тигран II, также существенно рас­ширивший свои владения. Наконец, в тылу у Митридата и Тиграна появляет­ся сильное Парфянское царство. При Митридате II /123-88 гг. до н.э./ парфяне разбили туранских кочевников, заняли Месопотамию и Иран и вышли к римским границам.

В 90-88 гг. в Италии шла тяжелейшая Союзническая война, ставшая вос­станием италийских союзников против римского господства. Италики требо­вали гражданского равноправия с римлянами. Обе стороны понесли огромные потери, а Италия была полностью опустошена, Использовав эту ситуацию, Митридат вторгся в Пергам и зах­ватил его. Стремясь добиться поддержки местного населения, Митридат проводил демагогическую социальную политику, проводя кассацию долгов и репрессии против имущих слоев. По его приказу в Пергаме были уничто­жены все жившие там римляне и италики. Количество жертв достигло 80 ты­сяч человек. Продолжая свое наступление, Митридат атаковал Грецию: его флот господствовал в Эгеиде, а войска высадились в Греции. Главным со­юзником царя стал тиран Аристион, захвативший власть в Афинах. В 88 г. Союзническая война завершилась, и римляне могли заняться Митридатом. Командующий был назначен знаменитый полководец, Луций Кор­нелий Сулла. 30-тысячная армия римлян высадилась в Греции, заняла Афи­ны после долгой осады и разгромила понтийцев в сражениях при Херонее и Орхомене. Другая римская армия под командованием Фимбрии выбила Мит­ридата из Пергама. Царь был на грани разгрома, но в Риме уже назревала гражданская война. Первая Митридатова война /89-85 гг./ закончилась тем, что Митридат был выбит из римских провинций, но сумел сохранить свое царство. Многие в Риме не признавали этот договор, в 83-82 гг. произошло новое столкновение, известное как Вторая Митридатова война.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Античное христианство (А. Б. Егоров) Христианство крупнейшая из мировых религий, влияние которой на ис­торию человечества, наверное, трудно переоценить, В iconПауль Тиллих Избранное: Теология культуры
В том вошли наиболее значительные работы: «Мужество быть», «Динамика веры», «Теология культуры», «Христианство и встреча мировых...

Античное христианство (А. Б. Егоров) Христианство крупнейшая из мировых религий, влияние которой на ис­торию человечества, наверное, трудно переоценить, В iconЛитература: Васильев Л. С. История религий Востока. М., 1988
Это справедливо поскольку христианство и ислам генетически близки иудаизму. Эта тема главным образом направлена на выработку у понимания...

Античное христианство (А. Б. Егоров) Христианство крупнейшая из мировых религий, влияние которой на ис­торию человечества, наверное, трудно переоценить, В iconПрогнозно-аналитический центр
Сирии, Финикии, Палестины, Древней Греции и прочие. А уже на базе религиозной системы Древней Греции была создана религиозная система...

Античное христианство (А. Б. Егоров) Христианство крупнейшая из мировых религий, влияние которой на ис­торию человечества, наверное, трудно переоценить, В icon4. Япония, Восточная Азия
Религии: буддизм/шинто 69,6 %, новые религии 24,4 %, христианство 1,6 %, другие 4,4 %

Античное христианство (А. Б. Егоров) Христианство крупнейшая из мировых религий, влияние которой на ис­торию человечества, наверное, трудно переоценить, В iconМифология пола
Значение мифологического восприятия проблем, связанных с понятиями мужественности и женствен­ности, с вопросами сексуальных отношений...

Античное христианство (А. Б. Егоров) Христианство крупнейшая из мировых религий, влияние которой на ис­торию человечества, наверное, трудно переоценить, В iconАнни безант эзотерическое христианство
Гнозиса, и почва была бы расчищена от сорных трав, став пригодной для насаждения виноградника; ибо столкновение предшествует столкновению,...

Античное христианство (А. Б. Егоров) Христианство крупнейшая из мировых религий, влияние которой на ис­торию человечества, наверное, трудно переоценить, В iconОб этой книге доклад
В противоположность более самоуглубленному буддизму, христианство дает человеку возможность достигнуть полного развития в служении...

Античное христианство (А. Б. Егоров) Христианство крупнейшая из мировых религий, влияние которой на ис­торию человечества, наверное, трудно переоценить, В iconА. Мень Сын Человеческий
Это наглядное доказательство наступления новой эпохи, когда христианство перестает быть "религией белых", когда вселенский дух Евангелия...

Античное христианство (А. Б. Егоров) Христианство крупнейшая из мировых религий, влияние которой на ис­торию человечества, наверное, трудно переоценить, В iconФилип Шафф История христианской Церкви Магометанство и христианство
...

Античное христианство (А. Б. Егоров) Христианство крупнейшая из мировых религий, влияние которой на ис­торию человечества, наверное, трудно переоценить, В iconВремя как условие творчества: к постановке проблемы
«творчество и время» нельзя назвать разработанной. Между тем ее значение трудно переоценить. Кроме того, она органично вписывается...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции