Методическое руководство по применению психогармонизирующих фабул




Скачать 228.37 Kb.
Название Методическое руководство по применению психогармонизирующих фабул
Дата публикации 16.06.2014
Размер 228.37 Kb.
Тип Руководство
literature-edu.ru > Информатика > Руководство





Рекомендовано к изданию Ученым

советом Факультета повышения

квалификации медицинских

работников Российского университета дружбы народов,

Протокол № 1 от 08.04.2003 г.

Декан ФПКМР, профессор О.А.Шевелёв

«08» апреля 2003 г.


МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

по применению психогармонизирующих фабул

Москва, 2003
Авторы рекомендаций:



асс.А.Ш.Ахманов, доц.И.К.Нежданов, с.н.с.Е.Г.Колеватов, доц.М.А.Конобеевский, с.н.с.П.Ю.Маишев, зам.зав. Кафедрой Е.Г.Русалкина, рук.группы А.А.Сикираш, с.н.с.А.Е.Ткаченко, дир.Г.А.Халдей,


ВВЕДЕНИЕ


Одной из важнейших задач современного общества является обеспечение достойного «качества жизни» Человека. Понятие «качество жизни» очень широко и каждый индивидуально для себя определяет тот круг необходимого и достаточного, который обеспечивает этому человеку состояние гармонии с обществом и окружающей средой, которая соответствует уровню здоровья, образования, возрасту, полу, сложившимся представлениям о достойном образе жизни и т.д. Каковы же критерии качества жизни?

Во-первых, это состояние физического здоровья и отношения к нему индивидуума. Преувеличение значимости, как и недооценка состояния собственного здоровья влекут за собой, с одной стороны, «уход в болезнь» (часто мнимую), формирование психастенического состояния (невротизацию), а с другой, способствуют разрушению здоровья различного рода злоупотреблениями. В тоже время, адекватная оценка состояния организма обеспечивает не только сохранение здоровья, но и является одним из факторов предупреждения болезни.

Во-вторых, чрезвычайно важно наличие равновесия процессов восприятия и индивидуальной оценки окружающего мира. Социальный «пофигизм», как и переоценка внешних событий (от глобальных политических до «внутрикухонных») также могут стать причиной либо формирования асоциального поведения, либо развития сверхценных идей, чувства тревоги, неврозов и даже психосоматических заболеваний.

В-третьих, наличие возможности адекватного, социально-биологического реагирования на изменения внутреннего состояния и внешних условий жизни, которые в наше время не обеспечивают возможность адекватного реагирования, что определено социальным порядком в обществе и весьма часто связано с недостижимостью объекта реагирования. Формируется состояние «неотреагированной эмоции», что, по мнению современной медицины, является основой формирования «болезней цивилизации». Крайне важен факт информационных перегрузок, связанных с образованием, прессой, телевидением, воздействием деструктивных сект и пр.

Консолидация высказанных положений (далеко не полных) заключается в том, что мы пытаемся найти и предложить путь достижения равновесия Человека с внутренней средой и средой обитания. Один из возможных подходов к достижению этого равновесия реализован в создании психогармонизирующих программ (фабул), содержащих психотерапевтическое воздействие, предлагаемое пользователю (пациенту) в особой скрытой форме.

При создании метода возникло огромное количество вопросов, ответы на которые были получены в исследованиях на больших популяциях. В результате работы были созданы психогармонизирующие фабулы, часто встроенные в музыкальные произведения и записанные на СД- или DVD-диск. Клиническое применение этого продукта позволило продемонстрировать высокую его эффективность при лечении широкого круга заболеваний и, что представляется особенно важным, выявило позитивное действие на практически здоровых лиц, что выражалось в повышении их эмоциональной устойчивости и в стабилизации психических реакций индивидуумов в условиях постоянно меняющейся информационной нагрузки окружающей среды и хронического стресса.

Однако, прежде чем, мы приступим собственно к изложению особенностей скрытого воздействия на психику человека, необходимо очертить общие подходы, которые разрабатывались более чем 20 лет.
ПСИХОЭКОЛОГИЯ
В последние годы сформировалось особое направление в науке о человеке, которое нельзя в полной мере отнести к физиологии или патологии, психиатрии и психологии. Собственно, это наука о безопасности психического и физического состояния человека в условиях меняющихся информационных нагрузок.

Субстратом психоэкологии как науки, то есть областью её интересов, являются взаимоотношения и взаимовлияния человека как информационного существа и информационной среды его обитания.

Отличие человека от других животных состоит в исключительно развитой системе знакового общения. Прежде чем появились философия, религия, математика, - возникла наскальная живопись. Появился знак, выраженный техническими средствами, который побуждал в психике другого индивида соответствующий образ или инициировал соответствующее поведение. Резкий скачок цивилизации произошёл с появлением алфавитов, следующий скачок – с появлением всемирных телекоммуникаций и средств массовой информации. Современный человек живёт в колоссальном информационном мире, уже не в полной мере контролируя потоки действующей на него информации.

Предмет психоэкологии разделяется на две сферы.

Первая касается личности конкретного человека. Эта сфера связана с информационным исследованием этой личности, решением её проблем и болезней, и относится обычно к областям медицины, психоанализа, психологии.

Вторая сфера преимущественно социальна – она связана с воздействием на людей потоков массовой информации и входит в область национальной безопасности.

Из дальнейшего мы увидим, что, как ни странно,

  • 1 психику очень трудно повредить намеренно;

  • 2 психику очень легко повредить намеренно.

Национальная безопасность нашей Родины сейчас определяется не политическими, военными или экономическими паритетами, а устойчивостью национального менталитета и конкретно – его носителя, Человека.

Однако основное содержание человека как информационного существа недоступно его сознанию. Оно относится к области бессознательного.

Всё это подтверждает достаточно тривиальное положение о том, что для психики питательным субстратом является информация. Суть любой идеи и её физический субстрат – информация (семантика).

Психоэкологическая угроза № 1: нецензурные средства массовой информации.

Нецензурными средствами массовой информации можно считать те, в которых отсутствует нравственная цензура производителей (циничное и детальное смакование гнусных преступлений, неограниченная реклама непроверенных товаров, недопустимое комментирование политических воззрений и т.п.).

Разрушительный удар первых лет «гласности» уже перенесён – выработался психический иммунитет и мы научились тому, что незыблемая идиома – «что написано пером – не вырубишь топором» – неверна. Мы уже не слепо доверчивы и знаем, что всё, адресованное массам с трибуны, через газету или телевизор, может быть ложью.

Теперь ещё большей угрозой становится возможность несанкционированного личностью воздействия – воздействия, не контролируемого сознанием реципиента.

Психоэкологическая угроза № 2: несанкционированные воздействия массового поражения, исключающие волевой контроль со стороны сознания человека.

Основное содержание психики как информационной сущности человека недоступно его сознанию. Оно относится к области бессознательного. Обыденное сознание контролирует лишь доли процента психики.

Из-за отсутствия до последнего времени материальных, измеряемых феноменов бессознательного вся эта область казалась эфемерной, выдуманной. Люди предпочитали толковать сновидения, гадать на кофейной гуще, взывать к звёздам, рукоблудить с помощью биополей, ссылаться в своих действиях на религиозные фетиши.

Фрейд оказался предтечей нового мира. Но, чтобы перевернуть старый мир, надо было найти точку опоры.

Ассоциативный эксперимент Юнга, сопряжённая моторная методика Лурия, обратное маскирование, 25 кадр Фишера, дихотическое предъявление, тахистоскопическое воздействие и многое другое в сотнях тысяч научных трудов за последние 100 лет – всё это было посвящено одной цели – научиться измерять психические процессы и сделать изучаемым то, что ранее было доступно только пассивному наблюдению.

Сделали.

Тем временем некоторые изобретения оказались средством воздействия на состояние и поведение человека. Воздействия такого, которое никак не контролировалось сознанием.

Например, оказалось, что можно управлять выбором человека при решении задач, обеспечивать предпочтение или избегание чего-то, научить чему-либо и пр.

Каждая личность действительно обладает правом получать, передавать, создавать и хранить информацию. Это одно из базовых свойств личности как информационного объекта. Но в последние годы в связи с быстрым развитием компьютерных технологий, с резким увеличением количества информационных потоков в нашей стране, с существенным изменением их качества, есть основания подозревать, что несколько изменился сам менталитет общества в целом. Если раньше в соответствии с отличным рецептом А.Н.Толстого для того, чтобы навредить соседу, достаточно было вдуть ему в замочную скважину йодоформа, то теперь куда более неприятных эффектов можно добиться путем привнесения той или иной информации через любые каналы передачи этой информации, например, через телекоммуникации всех видов. В этих условиях поведение человека начинает незаметно для него самого изменяться. В первую очередь это сказалось на психически больных.

Произошла очень серьезная модификация структуры бреда. Если раньше определенные контингенты больных предполагали, что на них воздействуют с Марса гипнотическими лучиками, то теперь идут жалобы на психотронное оружие. Такие больные находятся часто в очень тяжелом состоянии, нуждаются в госпитализации. Причем формальные психиатрические приемы в таких случаях недостаточно эффективны.

Второй аспект несанкционированных личностью воздействий – это общеизвестное всем присутствующим резкое возрастание количества всяких сект, проповедников, сект не только религиозных и квазирелигиозных, но и совершенно мистических и даже сатанинских. Официально зарегистрированное количество сект превысило уже несколько тысяч. Вспомним пресловутое Белое братство (Аум-Синрике). Его «верховный жрец» Асахара официально признан инвалидом второй группы по психиатрии. Распространяемая на дискетах его энцефалограмма, якобы снятая у него во время медитативного транса, загружается в компьютер, а затем через цифроаналоговый преобразователь подается через обычный шлейф с проводками на стандартный энцефалографический шлем. По утверждениям адептов этой секты, те энцефалографические изменения, которые наблюдались у самого Асахары во время транса, должны вводить в особое состояние того адепта, который пользуется этим приемом. На самом деле, это чисто ярмарочный прием.

Кроме того, в мире существует и довольно давно известно научнопрактическое направление, которое занимается разработкой техногенных средств воздействия на человека. Еще в начале века ставились психофизические эксперименты по неосознаваемому восприятию, неосознаваемому реагированию на сознаваемые стимулы. В 1926 году русский ученый А.Р.Лурия опубликовал статью, в которой описывается прототип современного детектора лжи. В конце сороковых годов за рубежом резко интенсифицировались работы по неосознаваемому вводу-выводу информации в человеческую память.

Кафедра психоэкологии РУДН и НИИ психотехнологий также занимаются этими проблемами. Оказалось, что параллельно были разработаны совпадающие по времени основные технические приемы, позволяющие как анализировать неосознаваемую сферу психики человека, так и корректировать.

Обсуждая проблемы защиты доступа к информации, мы совершенно упускаем из вида главнейшую из проблем - как защитить от информации самого человека. Мы не задумываемся о том, что через компьютерную связь, через модемную сеть, через радиоточку, телевидение могут быть использованы достаточно простые средства неосознаваемого внушения. Мы должны четко для себя определить, что отныне основные свободы и права личности заключаются вовсе не в сохранении того банка данных, который у этой личности имеется в компьютере, а в сохранении самой личности.

Существует очень распространенная точка зрения, что рост количества психических заболеваний, повышение уровня детской наркотической зависимости и т.п., связано с дестабилизацией общества, отсутствием "светлых идеалов", пропагандой через СМИ насилия. На самом деле, человек достаточно быстро адаптируется ко всем этим явлениям. Хуже дело с другим: начинают действовать те факторы, о которых упомянуто выше. Ни одна государственная структура, ни одна коммерческая служба никак не контролирует наличие и возможность неосознаваемых воздействий, которые ориентированы на человека, группу людей, на общество в целом. Эта область в нашей стране не регламентирована никаким законом.

Еще одна проблема - социокультурная. Мы пытаемся защитить свои сверхсекретные данные, которые большей частью уже давно всем известны. В то же время никак не защищаем собственные "духовные", нравственные ценности, не пытаемся отстоять их, если они все-таки меняются помимо нашей воли, с наименьшим риском и наименьшими потерями.

Проводя огромное количество диагностических обследований людей, мы видим, что базовые, нравственные ценности в принципе сохранились. Тем не менее чудовищно повысилась криминальная тенденция. Либо это принадлежность к криминальным сферам, либо это криминальное прошлое, либо это криминальные намерения. Если проанализировать отношение к деньгам, богатству, ни у «новых русских», ни у «старых русских» это по-прежнему не является, как ни странно, базовой ценностью.

Тем временем населению необходим стрессопротектор, который защищающий от возможного восприятия глубинными сферами психики тех информационных воздействий, которые действуют на него.

С этой целью созданы гармонизирующие фабулы психокоррекции, содержащие ключевые семантические блоки, маскированнные от сознания тем или иным методом.

ОПИСАНИЕ МЕТОДА
Аудиопсихокоррекция – коррекция состояния и поведения человека с помощью вербальных (словесных) средств преимущественно с использованием ключевых суггестивных (внушающих), семантических (смысловых) посылок.

Корректирующее действие аудиопсихокоррекции определяется высокой значимостью семантических посылок, недоступных восприятию сознания и, следовательно, недоступных критическому анализу. Сочетание особенностей человеческой психики с разработанными семантическими блоками приводит у пользователя к актуализации скрытых резервов психики. При этом значительно снижается актуальность каких бы то ни было текущих, в т.ч. болезненных проблем и напротив, повышается уровень всех видов защиты, в т.ч. психического иммунитета.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ФАБУЛ
Психически здоровым может считаться зрелый, умственно развитый, внутренне уравновешенный субъект, способный освоить свою профессию (специальность), влиться в коллектив и преодолеть специфические профессиональные психические и физические нагрузки, не получив при этом стойкого расстройства здоровья.

Для изучения психических процессов применяются недостаточно эффективные способы. По этой причине, несмотря на обилие экспериментально-психологических методов, их роль в прикладных задачах невелика. Так, в клинической психиатрии для обследования больного применяют расспрос, изучение анамнеза, наблюдение, изучение творчества больного. Роль экспериментально-психологических методов оценивают противоречиво. Такую же ситуацию мы видим и в других прикладных о6ластях. В инженерной психологии применяют психологические (беседа, анкетирование, тесты) и физиологические методы, направленные на анализ состояния человека-оператора и установление его соответствия выполняемой деятельности. При этом считают («Основы инженерной психологии» под ред. Б.Ф. Ломова), что психологические показатели (память, внимание, эмоционально-волевая сфера и пр.) более тесно коррелируют с результатами деятельности, чем физиологические показатели. Надежность человека-оператора зависит не только от уровня его тренированности, но и от природных свойств его нервной системы, а именно они, по В.Д. Небылицыну берут верх в аварийных ситуациях, опасных для жизни. Однако среди этих природных свойств методами инженерной психологии можно оценить только некоторые характеристики, а не, например, способность сохранять операторскую мотивацию в экстремальной ситуации. Удовлетворительных измерительных методов для исследования мотивации нет. Данные, получаемые при исследовании личностных особенностей с помощью проективных и других методов, весьма опосредованно аппроксимируют конкретные и свойства личности, проявляющиеся в экстремальных ситуациях.

Для исследования личности и, прежде всего, личности психически больного человека, Б.В. Зейгарник единственно верным считает анализ деятельности через анализ мотивов. Психологический анализ мотивационных нарушений, по ее мнению, является единственным средством определения ведущего мотива, который непосредственно стимулирует все поведение больного человека.

Одним из наиболее перспективных построений на этом пути является теория конструктов Келли - репертуарные решетки, на основе которой возник метод психосемантического исследования. К числу других употребляемых в настоящее время психосемантических методов относятся методы, основанные на принципе семантического дифференциала Осгуда, метод незавершенных действий и др. Психосемантический подход, заключающийся в анализе психической деятельности с точки зрения конструкции смыслов в ней, предоставляет исследователю возможность рассматривать расстройства связей и, следовательно, значений семантических элементов психики и как следствие, и как возможную причину психических нарушений.

Однако существенным и очевидным недостатком вышеописанных методик является пресловутый фактор прямого вмешательства сознания человека в ход исследования, что иногда критически искажает результаты тестирования.

Метод компьютерного психосемантического анализа (КПСА) полностью удовлетворяет всем представлениям о функциональной пробе. Обследуемому предъявляются семантические стимулы (слова или образы) время и длительность предъявления которых известны; одновременно с этим проводится регистрация реакций, таких, например, как сложная зрительно-моторная реакция выбора или физиологические реакции. Результатом является сопоставление реакций обследуемого тем или иным заранее известным стимулам. На «выходе» это позволяет оценить систему (в данном случае семантическую память субъекта), учитывая особенности реагирования на известные стимулы.

В простейшем случае в ответ на визуальное (на мониторе компьютера) предъявление стимула тестируемый должен как можно быстрее нажать на кнопку. Время реакции и есть тот параметр, который будет изменяться в зависимости от того, какую субъективную значимость несет в себе для исследуемого то или иное стимул-слово.

Преимущества компьютерного психосемантического анализа перед другими способами добычи информации (активным расспросом, полиграфической детекцией лжи, фармакологическим растормаживанием):

  1. Исключено влияние на добываемые результаты как со стороны испытуемого, так и со стороны обследующего.

  2. Может применяться для быстрого скрининга (менее 15 минут на процедуру) больших масс населения для выявления групп риска.

  3. Автоматические процедуры не требуют высоко квалифицированного персонала.

  4. Выявление не только сознательно скрываемой информации, но и скрытой. Это делает компьютерный психосемантический анализ инструментом для психоаналитика.

  5. Компьютерный психосемантический анализ впервые представляет собой объективный измерительный инструмент в отношении исследования психических явлений.

Относительные недостатки компьютерного психосемантического анализа:

  1. Необходим как минимум быстродействующий персональный компьютер, оснащённый звуковой картой.

  2. Возможен отказ испытуемого от процедуры, если она проводится в явной форме.

  3. Приём больших доз транквилизаторов, в т.ч. алкоголя, нивелирует все сферы значимости и препятствует их дифференциации.


Все выше сказанное, требует серьёзного пересмотра сложившихся к настоящему времени представлений о механизмах психических явлений.
Именно с помощью КПСА можно на репрезентативных группах населения определить наиболее значимые психосемантические конструкты. Такие конструкты могут быть описаны вербальными, визуальными, акустическими символами общедоступного для данной популяции языка, но они не должны затрагивать областей психики, контролируемых сознанием человека.

Такие универсально значимые семантические структуры являются ключевыми и могут быть использованы в различных средствах психокоррекции. Время их изменения у населения для условий центральной России приближается к трём месяцам. Следовательно, оптимальным является смена коррекционной фабулы с интервалом около трёх месяцев.

Необходимые для создания фабулы методы должны изучать неосознаваемые сферы психики.

Неосознаваемые сферы психики – что это такое?

Это информация, неизвестно как хранимая.

В чём особенность до сих пор привычных человеку категорий информации – книг, песен, памятников, кино, фото и многое другое? – Эта информация континуальна, она существует так, как её однажды создали.

В чём особенность непривычной для осмысления категории информации – психики? В том, что эта информация процессуальна, она существует, постоянно изменяя самоё себя.

Психика – это не континуум, а процесс.

Многомерный нестационарный нелинейный динамический самоорганизующийся колебательный процесс.

Субстратом этого процесса или его носителем является, по общепринятым представлениям, головной мозг. Параметры мозга постепенно становятся доступны измерениям, которые в очень малой степени способствуют исследованиям психики.
Как измерить процесс, который развивается сразу во многих измерениях, притом не только и не столько в пространственно-временных координатах, сколько в психосемантических, которые очень трудно представить?

Как измерить процесс, который нестационарен по всем своим параметрам: в каждый момент измерения он имеет новые, подчас противоположные параметры.

Как измерить процесс, реакции которого на одно и то же тестирующее измерение является не просто линейным, (не описываются какой-либо функциональной зависимостью), но представляются стохастичными и даже спорадичными?

Как измерить процесс, все параметры которого динамически изменяются в непредсказуемой зависимости?

Как измерить процесс, у которого все вышеописанные, уникальные особенности к тому же постоянно изменяются в сложной зависимости от постоянно поступающей и перерабатываемой информации?

Наконец, что делать, если многомерный нестационарный нелинейный динамический самоорганизующийся процесс психики ещё и колеблется в зависимости от множества солнечных, лунных, суточных, гормональных циклов и основных инстинктов?

Эти вопросы имеют только один ответ.

Не существует абсолютных мер и методов измерения многомерного нестационарного нелинейного динамического самоорганизующегося колебательного процесса. Всё течёт, всё меняется. Нельзя дважды войти в одну реку. Единственный способ выработки фабул психокоррекции – динамическое психозондирование различных групп населения со статистическим выявлением наиболее универсальных сфер значимости (Смирнов И.В. и др. Психотехнологии. М.: Прогресс, 1995, 413 с.).
Все описанное объясняет наличие кризиса в области исследований психического состояния человека. «За последнее время в патопсихологии на первый план выступает направленность на психокоррекцию. Делается попытка обоснования психологических рекомендаций для проведения психокоррекции (например, при лечении неврозов, алкоголизма). Однако, для того, чтобы психокоррекционная направленность была эффективной, она должна базироваться на углубленном анализе и квалификации психического состояния больного человека» (Б.В.Зейгарник, 1986, стр.7).

Как провести «углубленный анализ» и добыть индивидуально значимую информацию. Это становится ясным из предыдущего текста.

По сути дела любые средства, методы и приёмы психокоррекции опираются на два ключевых фактора:

введение тем или иным путём коррегирующей информации в неосознаваемые зоны памяти, причём для достижения положительного эффекта необязательно, чтобы эта информация осознавалась пациентом. Этими путями могут быть внушение, разъяснение, переживание в нарко- или психокатарзисе, обучение в диссоциированном состоянии, импринтинг, создание искусственных функциональных связей в мозге и др.;

- обеспечение прямого доступа в память путём либо изменения состояния сознания, либо даже его отключения. Введение коррегирующей информации в неосознаваемые зоны памяти возможно и при ясном сознании. Поэтому наибольшее распространение получили методы психокоррекции, использующие направленное изменение или временное разрушение (диссолюцию) сознания.

Многие виды психотерапии: трансовые состояния (по Эриксону), медитация, аутотренинг, гипноз и др., тоже по сути используют изменение состояния сознания для ввода коррегирующей информации в память (Безносюк Е.В., Смирнов И.В.).

Для обеспечения эффективности психогармонизирующих коррекционных фабул необязательно прибегать к изменённым состояниям сознания.

Сознание как функция психики осуществляет сканирование семантической информации, хранящейся в памяти и поступающей в неё через сенсорные входы.

Важно понимать под категорией «память» не только осознаваемую человеком информацию о каких-либо событиях, но прежде всего информацию, включающую семантические элементы психики (см. А.Г.Асмолов), которая хранится в сферах бессознательного. Большая часть информации, накапливаемой в этих хранилищах в течение жизни, недоступна сознанию и лишь иногда случайно осознаётся в искажённом виде после сновидений. Именно в неосознаваемых сферах психики располагаются мотивы, интер- и интрапсихические конфликты. Количество работ в области исследований неосознаваемой психической деятельности и в нашей стране неудержимо растёт (Бессознательное, 1984, тт. 1-4).

Память человека непрерывна - информация из внешнего мира и изнутри организма поступает в хранилища памяти постоянно даже во сне и наркозе. Процесс накопления информации прекращается только тогда, когда исчезают связанные с событием вызванные реакции головного мозга (чаще всего для констатации восприятия регистрируют вызванные потенциалы). Эти реакции исчезают в глубоком наркозе или в состоянии комы. В этих состояниях восприятие и когнитивные процессы блокированы и в память невозможно ввести какую-либо информацию (психотерапия и психокоррекция неосуществимы).

Во всех других случаях, когда имеются вызванные реакции в ответ на стимул (например, вспышка света перед глазами вызывает вызванный потенциал в электроэнцефалограмме), восприятие информации происходит независимо то того, каково состоянии сознания. Это доказано многочисленными фактами, наиболее убедительные из которых относятся к области выработки условных рефлексов во сне и наркозе.

Принято считать, что бодрствующем состоянии человек пребывает в полном (ясном) сознании. При этом сознание индивидуума сканирует поступающую семантическую (смысловую) информацию - индивидуум осознаёт информацию.

Объём и скорость осознания семантической информации у всех разные и не являются постоянными величинами даже у одного и того же субъекта. Например, многие из нас испытывали в своей жизни состояние шперрунга - остановки мыслей, - сидя на скучной лекции и тупо вперясь глазами в пространство. О человеке, находящемся в этом состоянии, друзья шутят: «впал в прострацию, витает в облаках» и т.п. Во время шперрунга сознание сужено.

Напротив, в иные минуты многие из нас испытывают ощущение взлёта и творческого подъема, когда становятся способны «объять необъятное» и с необычайной скоростью оперируют разнородными блоками информации, устанавливая между ними неявные связи. Это бывает при "озарении". Такое расширение сознания иногда наблюдается у больных, находящихся в гипоманиакальном состоянии. Его называют люцидным состоянием и описывают как состояние особой ясности и просветлённости.

Ввод семантической (психотерапевтической, суггестивной, корректирующей, дидактической) информации в память субъекта возможен независимо от наличия и степени распада (диссолюции) сознания. Как уже упоминалось, критерием существования восприятия является наличие вызванных реакций.

Отсюда следует, что критерием возможности ввода семантической информации является различие (градиент) вызванных реакций, возникающих в ответ на предъявление различающихся семантических стимулов. Например, слуховые вызванные потенциалы на щелчки во время второй стадии наркоза различаются в зависимости от громкости и частотных характеристик щелчков. Однако в это же время вызванные реакции на обращение по имени и совершенно индифферентное слово становятся неразличимы.

Когда наблюдается расширение сознания, ввод семантической информации с психотерапевтическими целями возможен всегда. Однако совершенно невозможно заранее предугадать, с какими уже имеющимися в семантической памяти информационными блоками вводимая информация будет объединена. У продуктивных больных с бредом попытки психотерапии, особенно включающие суггестию, очень часто приводят к модификации бреда и встраиванию суггестий и даже образа психотерапевта в фабулу бреда. У здорового человека во время психоделических воздействий происходит то же самое с той лишь разницей, что психолитические эффекты его пугают.

Применительно к живым системам кибернетическое понятие памяти включает всю совокупность информации, имеющейся в системе. Существует сложная иерархия хранилищ памяти: от очень мало изменяющейся генетической памяти с предельно длительными сроками хранения информации до быстро меняющейся иконической с недолговечным содержимым (стековая память). «Представляется, что вид памяти определяется не природой фиксации следа, а возможностью доступа к информации для её считывания. Можно думать, что в так называемой краткосрочной памяти её краткосрочность обусловлена тем, что след быстро переходит в подпороговое состояние, а это затрудняет его воспроизведение. Таким образом, речь может идти не об исчезновении следа кратковременной памяти, а о быстром переходе его в подпороговое состояние. При однократном предъявлении сигнала, не сопровождаемого выраженной эмоциональной реакцией, через короткий промежуток времени происходит как бы потеря информации для организма по механизму забывания. В «промежуточной» памяти сохранение следа в пороговом состоянии удлиняется, но это лишь количественное различие при изменении степени воздействия некоторых из перечисленных факторов. Можно эти временные промежутки разбить ещё на более короткие, и тогда мы получим мгновенную, ультракороткую, оперативную и многие другие «виды» памяти. Становится понятным, почему у различных исследователей так называемая краткосрочная память сохраняется с 10 с. до нескольких часов.

При многократном поступлении тех же сигналов каждый последующий сигнал может подкреплять предыдущий следовый процесс, делая его перманентным на длительное время. Возможно, это способствует сохранению следа в надпороговом состоянии и обеспечивает возможность его считывания через большие промежутки времени, что позволяет оценивать это состояние как долговременную память. Длительное сохранение следа возможно и при однократном обучении при наличии выраженной эмоциональной реакции» (Р.Ю. Ильюченок).

Психогармонизирующие коррекционные фабулы всегда используют многократное поступление одних и тех же сигналов. Например, простейшая вербальная фабула может состоять из трёх-пяти слов, которые сотни тысяч раз предъявляются при одном прослушивании лазерного диска или иного носителя, содержащего фабулу психокоррекции. Автор фабул часто шутит, что это, по сути, компьютерная молитва или заклинание.

Технологически очень сложный процесс изготовления каждой фабулы своей кульминацией имеет психосемантический и психолингвистический анализ личности многих больных и здоровых людей и на его основании выбор семантических компонентов и создание универсального семантического блока. Последующее встраивание этого блока в маскирующий носитель (шум или музыку) должно быть осуществлено на грани осознавания. При этом пользователь ни при каких условиях не должен распознавать конкретику фабулы – слова, из которых она сконструирована. Частичное осознание должно происходить только при предъявлении контекстового напоминания – слов, близких по смыслу суггестивной фабуле или впрямую именно этих слов. Например, при многократном прослушивании психогармонизирующей фабулы «Омофор» никто и никогда не распознаёт голоса автора фабулы и слов, которые встроены в музыку. В интервале 9-10 минуты указанной фабулы можно многократно безуспешно пытаться осознать скрытую информацию. Однако при указании на то, что в данном участке психомузыки имеются только два слова – «внутренний голос», все участники такого эксперимента с временем задержки от нескольких секунд по пяти минут отчётливо распознают эти слова, причём эффект их отчётливого «слышания» отныне сохранится навечно. Этот феномен выгодно отличает наши гармонизирующие фабулы от любой другой продукции, в которой постулируется якобы неосознаваемое воздействие.
ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ

ПСИХОКОРРЕКЦИИ С ПОМОЩЬЮ ПСИХОГАРМОНИЗИРУЮЩИХ ФАБУЛ
Показания


  1. Состояния психической дезадаптации, которые характеризуются склонностью к срыву оптимального функционирования и адекватного личностного или поведенческого реагирования в условиях эмоционального напряжения.

  2. Аффективные реакции и их следовые феномены.

  3. Психосоматические заболевания.

  4. Синдром хронической усталости.

  5. Актуальные и хронические стрессы.

  6. Боевой постстрессорный синдром.

  7. Пограничные и некоторые психические заболевания.


Противопоказания




  1. Состояния острой интоксикации любого происхождения, в т.ч. алкогольного и наркотического.

  2. Острые психозы.

  3. Психические заболевания с интенсивным бредообразованием.


ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОГАРМОНИЗИРУЮЩИМ ФАБУЛАМ


Стандартные к продукции на CD- или DVD-дисках. Использованию подлежат только диски, изготовленные фирмой-производителем. При перезаписи информации основная часть действующих спектральных характеристик утрачивается.


ТЕХНИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПСИХОГАРМОНИЗИРУЮЩИХ ФАБУЛ
Инструкция по применению (размещена на упаковке диска):
Диск предназначен для индивидуального прослушивания. Этот продукт является активным средством психологической поддержки. Запись содержит модулированное неосознаваемое воздействие, направленное непосредственно на подсознание конкретного человека.

Прослушивайте этот диск индивидуально на качественной аппаратуре.

Установите громкость звука на максимально приятное для Вас звучание.

По возможности применяйте качественные стереофонические наушники, при невозможности – используйте стереофонические колонки.

Примите удобную позу, закройте глаза.

Возможно прослушивание диска в закольцованном режиме во время сна.

Для достижения эффекта необходимо как минимум однократное прослушивание диска в течения суток, верхний предел времени прослушивания не ограничен.

Целесообразно каждые три месяца обновлять психогармонизирующую фабулу.
Рекомендуемая литература
Смирнов И.В., Брезносюк Е.В., Журавлев А.Н. Психотехнологии. – М.: Прогресс, 1995, 413 стр.

Смирнов И.В. Психоэкология. – М.: 2003, 380 с.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое руководство по применению психогармонизирующих фабул icon Руководство по аддиктологии ббк88. 4 Р84
Руководство предназначено для врачей-наркологов, психиатров, медицинских (кли­нических) психологов, оказывающих медико-психологическую,...
Методическое руководство по применению психогармонизирующих фабул icon Литература: Травматология: национальное руководство
Травматология: национальное руководство/ под ред. Г. П. Котельникова, С. П. Миронова. М.: Геотар-Медиа,2008. 808с
Методическое руководство по применению психогармонизирующих фабул icon Руководство по самозащите Боевая машина 1 ocr djvu Ego «Боевая машина:...
Главный акцент сделан при этом на выработке умения входить в надлежащее психическое состояние и на использовании в качестве оружия...
Методическое руководство по применению психогармонизирующих фабул icon Руководство по деповскому ремонту рд 32 цв 587 -2009
Настоящее руководство устанавливает единые требования к проведению деповского ремонта грузовых вагонов колеи 1520мм ремонтными структурными...
Методическое руководство по применению психогармонизирующих фабул icon Международные валютные отношения и валютный рынок Методическое пособие
Методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» заочной формы обучения
Методическое руководство по применению психогармонизирующих фабул icon Инструкция по применению (паспорт)
Аппарат физиотерапевтический для проведения биорезонансной терапии и антипаразитарной корректировки среды
Методическое руководство по применению психогармонизирующих фабул icon Учебно-методическое пособие Н. Новгород
...
Методическое руководство по применению психогармонизирующих фабул icon Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»
Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,...
Методическое руководство по применению психогармонизирующих фабул icon Руководство определяет нормы и требования, которым должны удовлетворять...
Руководство предназначено для применения при плановых видах ремонта на вагоноремонтных предприятиях в части ремонта и восстановления...
Методическое руководство по применению психогармонизирующих фабул icon 2. Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методическое пособие
Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие / А. С. Злаказов, Г. А. Горшков, С. Г. Шевалдина; под науч ред. В. В. Садырина,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции