Скачать 262.65 Kb.
|
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТКафедра Экономической теории и мировой экономикиН.В. МоцаренкоМеждународные валютные отношенияи валютный рынок Методическое пособиеЧелябинск 2005 Моцаренко Наталья Васильевна. Международные валютные отношения и валютный рынок: Методическое пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 2004. –15 с.Методическое пособие по курсу «Международные валютные отношения и валютный рынок» предназначено для студентов специальности «Финансы и кредит» заочной формы обучения. Пособие содержит программу курса, задания для выполнения контрольной работы, список литературы, рекомендуемой для самостоятельной работы студентов. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………3ПРОГРАММА КУРСА……………………………………………………………………………..3 ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ...………………………………………………………………6 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА………………………………………………………………………..8 ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ …………….……………………………….14 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………..15 ВведениеМетодическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» заочной формы обучения. Международные валютные отношения – составная часть и одна из наиболее сложных сфер современного рыночного хозяйства. Состояние валютного рынка, краткосрочные колебания и долгосрочная динамика валютных курсов оказывают существенное влияние на экономику станы, эффективность ее внешнеэкономических связей, а также на финансовые результаты и экономическую эффективность отдельных фирм. В связи с этим курс «Международные валютные отношения и валютный рынок» является необходимым элементом подготовки специалистов в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной Государственным стандартом. В результате изучения данного курса студенты должны ориентироваться в тенденциях развития мировой и национальной валютных систем, уметь использовать информацию о состоянии валютного рынка, тенденциях изменений обменных курсов, рыночных котировках валют для принятия решений в практической деятельности, иметь представление о возможных способах защиты от валютных рисков. Основными формами учебного процесса являются:
На лекции выносятся наиболее сложные, основополагающие вопросы курса, требующие высокого уровня обобщения и систематизации материала. На практических занятиях рассматриваются вопросы прикладного характера, связанные с анализом различных ситуаций, проведением расчетов. Для самостоятельной работы над курсом и выполнения контрольной работы может быть использована литература, рекомендованная в данном методическом пособии. Тема 5 «Международные валютные системы» изучается студентами самостоятельно. В списке литературы источники, рекомендуемые для самостоятельной работы над темой, отмечены.** В методическом пособии предложены тесты для самостоятельного контроля студентов за уровнем подготовки по данной теме. Экзамен по курсу проводится в письменной форме. Экзаменационное задание включает учебные, тестовые, логические и расчетные задания. Экзаменационная оценка выставляется в зависимости от суммы баллов, полученных за выполнение отдельных заданий. Количество баллов по отдельным заданиям и критерии оценки объявляются перед экзаменом. Программа курсаТема 1. Введение в курс
Тема 2. Валюта и ее виды. Конвертируемость валют
а) понятие и условия конвертируемости. Свободно конвертируемая, частично конвертируемая и замкнутая валюты. Валютные ограничения; б) формы конвертируемости. Внутренняя и внешняя конвертируемость. Конвертируемость по текущим операциям и по операциям с капиталом.
а) определение международной ликвидности, ее структура и показатели; б) резервные (ключевые) валюты. Тема 3. Валютный курс и факторы его определяющие
а) понятие валютного курса; б) факторы, определяющие спрос и предложение иностранной валюты в обмен на национальную; в) сдвиги кривых спроса и предложения и их влияние на величину обменного курса; г) конъюнктурные факторы колебаний обменных курсов (текущие изменения процентных ставок, ожидания участников валютного рынка, колебания объемов производства, изменения в макроэкономической политике правительства, внешнеторговая политика).
а) валютные курсы и уровень цен. Теория паритета покупательной способности валют. Закон единой цены. Условия абсолютного и относительного паритета покупательной способности; б) паритет процентных ставок и обменные курсы валют. Международный эффект Фишера; в) взаимосвязь условий паритета покупательной способности и паритета процентных ставок. Факторы, определяющие долгосрочную динамику обменного курса (влияние темпов изменения денежной массы и темпов экономического роста).
а) условия паритета покупательной способности и оценка динамики реального курса национальной валюты; б) влияние изменений реального обменного курса на экспорт и импорт; в) эффективный валютный курс.
а) режим плавающего курса. Свободное и «грязное» плавание; б) режим фиксированного курса. Способы фиксации валютного курса. Валютные интервенции. Влияние интервенций на денежную массу в стране и эффективность денежно-кредитной политики. Девальвация и ревальвация национальной валюты в режиме фиксированного курса; в) промежуточные (гибридные) режимы валютного курса: управляемое плавание, скользящая привязка, валютный коридор, режим «валютного комитета», коллективное плавание валют. Тема 4. Платежный баланс и валютный курс.
а) понятие платежного баланса. Принцип двойной записи; б) счета текущих операций и движения капитала. Баланс официальных расчетов. Счет движения официальных золотовалютных резервов. Взаимосвязь счетов платежного баланса; в) общая характеристика платежного баланса России.
Тема 5. Международные валютные системы*
а) понятие, основные элементы и этапы развития мировой валютной системы; б) система «золотого стандарта», ее основные признаки и механизм регулирования обменных курсов «Золотые точки». Преимущества и противоречия системы золотого стандарта. Кризис системы и переход к золотодевизному стандарту; в) Бреттон-Вудская валютная система и принципы ее организации: золотодолларовый стандарт, режим фиксированных курсов. Режим фиксированных курсов. Условия изменения курсов, ревальвация и девальвация валют. Противоречия, кризис и распад системы золотодолларового стандарта.
а) основные черты современной МВС. Демонетизация золота, многообразие режимов валютных курсов, специальные права заимствования (СДР) и их роль в современной мировой валютной системе. Механизм определения стоимости СДР на основе корзины валют, резервные валюты; б) противоречия и перспективы развития современной мировой валютной системы.
а) цели, организация и принципы формирования капитала МВФ; б) кредитная деятельность МВФ; в) регулирование международных валютных отношений.
а) цели создания и принципы организации ЕВС. Фиксированные курсы, коллективное плавание валют. Европейская денежная единица (ЭКЮ). б) этапы перехода к валютному союзу стран ЕС и введение единой денежной единицы (евро); в) роль евро в современной мировой валютной системе. * - Тема изучается студентами заочного отделения самостоятельно. Тема 6. Валютные рынки
а) понятие валютного рынка. Национальный, региональный и мировой валютные рынки. Мировые финансовые центры; б) участники валютного рынка. Биржевой, межбанковский и клиентский рынок; в) инструменты валютного рынка. Курсы платежных средств; г) функции валютного рынка;
а) понятие и общие принципы рыночной котировки валют; б) прямая и косвенная котировки. Курсы продавца и покупателя. Условия, определяющие величину спрэда; в) кросс курсы и механизм их определения при различных видах котировок.
а) понятие валютной позиции. Открытая и закрытая валютная позиция. Длинная и короткая позиция; б) понятие валютного риска, причины и условия его возникновения. Классификация валютных рисков; в) методы защиты от валютных рисков.
а) понятие арбитража. Условия возникновения арбитражных возможностей. Виды арбитража; б) спекуляция, ее роль в функционировании валютных рынков. Стабилизирующая и дестабилизирующая спекуляция. Тема 7. Валютные операции
а) понятие валютной сделки. Основные параметры и процедура заключения валютных сделок. Дата валютирования; б) классификация валютных сделок.
а) понятие и виды наличных сделок. б) особенности и применение сделок спот.
а) форвардные сделки. Понятие и сфера использования форвардных контрактов. Способы котировки форвардного курса. Соотношение курсов «спот» и «форвард». Определение теоретического значения форвардного курса. Расчет форвардного курса для контрактов с «ломаной датой». б) валютные фьючерсы и опционы (общая характеристика); в) сделки своп на валютном рынке. Тесты для самоконтроля по теме 5 «Международные валютные системы»
а) применением режима фиксированных курсов; б) интервенциями Центральных банков на валютных рынках; в) механизмом золото-денежных потоков между странами; г) макроэкономической стабильностью национальной и мировой экономики.
а) отток золота из страны; б) приток золота в страну; в) увеличение денежной массы в стране; г) повышение уровня внутренних цен.
а) установлена фиксированная цена золота в долларах; б) золото играет роль «стандарта» в международных валютных отношениях; в) в качестве резервных валют признаны две национальные валюты; г) валютные резервы стран относительно стабильны, так как курсы фиксированы.
а) режим управляемого плавания; б) режим фиксированного курса; в) режим плавающего курса; г) режим валютного коридора.
а) система золотодевизного стандарта; б) система золотого стандарта; в) система долларового стандарта; г) система много валютного стандарта.
а) демонетизация золота; б) стандарт СДР; в) использование в качестве резервных нескольких национальных валют; г) использование режима фиксированного курса для валют всех стран-членов МВФ.
а) режим фиксированного курса; б) режим плавающего курса; в) свободный выбор странами режима обменного курса; г) режим управляемого плавания.
а) применение режима фиксированных курсов; б) фиксация золотого содержания национальных валют; в) использование национальных денежных единиц в качестве резервных валют; г) отказ от использования золота в качестве стандарта валютной системы.
а) количество голосов определяется пропорционально величине ВВП; б) голоса распределяются пропорционально квоте страны в капитале МВФ; в) страны имеют равное количество голосов; г) количество голосов определяется пропорционально объему внешней торговли.
а) кредиты МВФ предоставляются под проценты, соответствующие уровню процентных ставок на рынках евровалют; б) кредиты МВФ предоставляются под гарантии других международных валютно-кредитных организаций; в) кредиты предоставляются с условием выполнения страной стабилизационной программы, согласованной с МВФ; г) кредиты предоставляются под залог национальной валюты.
а) МВФ предоставляет странам кредиты для покрытия дефицита государственного бюджета; б) МВФ предоставляет кредиты для выравнивания платежных балансов; в) МВФ предоставляет кредиты странам с низким уровнем жизни для финансирования социальных программ; г) ничего из перечисленного.
а) системы «золотого стандарта»; б) Бреттон-Вудской мировой валютной системы; г) Европейской валютной системы; д) нет правильного ответа. Ответы: 1 – в; 2 – а; 3 – г; 4 – б; 5 – г; 6 – г; 7 – в; 8 – в; 9 – б; 10 – в; 11 – б; 12 – г.Контрольная работаКонтрольная работа является самостоятельной работой студента и выполняется после изучения всех вопросов, входящих в программу курса. При ответе на вопросы, представленные в форме тестов, необходимо выбрать правильный ответ, дать по нему краткие пояснения и, если это возможно, графические иллюстрации. Ответы на открытые вопросы даются в письменном виде с подробными пояснениями и графическими иллюстрациями. Выполнение заданий, в которых требуется провести расчеты, должно сопровождаться краткими пояснениями с указанием формул, которые использованы при решении. Для зачета по контрольной работе необходимо правильно ответить на 7 из 10 предложенных заданий. В случае неудовлетворительной оценки контрольная работа дорабатывается. Зачет по контрольной работе является условием допуска к экзамену. Выполнение контрольной работы поможет Вам при ответе на экзамене. Вариант контрольной работы определяется по значению выделенной цифры в № зачетки: 99-167-000
Вариант 1
а) снижением текущего обменного курса иностранной валюты; б) обесценением национальной валюты; в) ожиданием предстоящей девальвации национальной валюты; г) ожиданием обесценения иностранной валюты. Выберите правильный ответ и объясните его. Дайте графическую иллюстрацию.
а) девальвация валюты данной страны; б) ожидание девальвации в ближайшем будущем; в) повышение внутренней процентной ставки в результате проведения ограничительной денежно-кредитной политики.
а) каково было состояние баланса официальных расчетов? Что произошло с чистыми иностранными активами страны? б) как изменились официальные валютные резервы страны?
Определить котировки форвардных курсов для каждой из валют. Объяснить, чем определяются сложившиеся соотношения курсов «спот» и «форвард». Вариант 2
а) импортные товары становятся дешевле для американцев; б) падает американский чистый экспорт; в) увеличивается дефицит баланса текущих операций; г) все перечисленное верно.
а) существует чистый отток капитала из Великобритании; б) имеет место чистый отток капитала из Германии; в) нельзя дать определенный ответ, так как неизвестны ожидания относительно обменного курса валют.
Что произошло бы, если бы на рынке возникла уверенность, что в ближайшем будущем будет проведена еще одна девальвация?
Вариант 3
а) импорт обходится российским резидентам дешевле, чем раньше; б) экспорт российских предприятий становится менее конкурентно-способным; в) чистый экспорт страны растет; г) на зарубежных рынках покупательная способность рубля растет. Выбрать правильный ответ и дать к нему пояснения.
а) по дебиту счета текущих операций и по кредиту счета движения капитала; б) по кредиту счета текущих операций и по дебиту счета движения капитала; в) только по кредиту счета текущих операций; г) не должен найти отражение в платежном балансе, так как фактически притока/оттока средств из России не было.
а) участники валютного и финансового рынков считают, что правительство имеет достаточно резервов для подобных интервенций; б) участники рынка полагают, что правительство не в состоянии осуществить корректировку валютного курса.
а) дефицит счета текущих операций составляет 117,4 ден. ед.; б) положительное сальдо счета движения капитала равно 142,1 ден. ед.; в) сальдо счета официальных расчетов равно нулю; г) чистые иностранные активы страны возросли на 117,4 ден. ед.
USD/EUR «спот» 1,1245 - 1,1255 Ставки своп 115 - 110 Определите, по какой из валют, участвующих в котировке, в данный момент установлены более высокие процентные ставки. Ответ поясните. Вариант 4
а) страна, правительство которой проводит политику дорогих денег, столкнется с повышением курса своей валюты; б) валюта страны подорожает, если темп инфляций в ней ниже, чем в других странах; в) если в стране уровень процентных ставок ниже, чем за границей, то в долгосрочном периоде курс валюты данной страны снизится; г) страна с более высоким темпом экономического роста может рассчитывать на повышение курса национальной валюты.
а) установлена фиксированная цена золота в долларах; б) золото играет роль стандарта в международных валютных отношениях; в) страны могут выбирать любой режим обменного курса; г) в качестве резервных признаны две национальные валюты.
а) номинальный обменный курс рубля не меняется, но цены в России растут медленнее, чем за границей; б) номинальный курс рубля падает, а цены в России и за границей не изменяются; в) номинальный курс рубля снижается на 12%, в то время как темп инфляции за рассматриваемый период в России 15%, а за границей 5%.
а) состояние торгового баланса страны; б) сальдо счета движения капитала, если известно, что чистые официальные резервы Центрального банка увеличились за данный период на 5 ед.
USD/SHF 1,4567 – 1,4577 USD/JPY 118,235 – 118,245 GBP/USD 1,4700-1,4705 Какие виды котировок используются в данном случае? Рассчитайте и объясните механизм расчета: а) кросс курса швейцарского франка (торгуемая валюта) относительно японской иены (валюта котировки); б) кросс курса фунта стерлингов относительно швейцарского франка. Вариант 5
а) продажа Центральным баком страны государственных краткосрочных ценных бумаг; б) рост национального дохода у торговых партнеров страны; в) уменьшение экспортных и импортных пошлин; г) пополнение Центральным банком страны своих валютных резервов.
а) страна, проводящая рестрикционную (ограничительную) денежно-кредитную политику, может рассчитывать на то, что международная стоимость ее валюты повысится; б) если наблюдается подъем у торговых партнеров страны, то курс ее валюты повысится; в) валюта страны подорожает, если процентные ставки в ней выше, чем за границей; г) если темп роста денежной массы в стране выше, чем у зарубежного партнера, а темп экономического роста ниже, то в долгосрочном периоде курс национальной валюты понизится.
а) что произойдет с номинальным курсом национальной валюты, если паритет покупательной способности валют соблюдается? б) что произойдет с экспортом и импортом страны, если номинальный курс изменится в меньшей мере, чем требуют условия паритета покупательной способности?
а) положительное сальдо официальных расчетов равно +5; б) страна имеет чистый приток капитала, равный 5 млрд. долл.; в) официальные резервы страны сократились; г) импорт в страну превышает ее экспорт; д) баланс услуг и текущих переводов в сумме имеют положительное сальдо.
Вопросы для подготовки к экзамену по курсу «Международные валютные отношения и валютный рынок»
Список литературыа) основная литература:
б) дополнительная литература:
|
![]() |
Русский язык Обслуживает общественные отношения людей, организаций, международные, политические и культурные отношения стиль |
![]() |
Рабочая программа по дисциплине опд. В. 2 Международный валютный рынок Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта» |
![]() |
Рабочая программа дисциплины «современные валютные отношения» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт) |
![]() |
Учебно-методическое пособие Н. Новгород ... |
![]() |
Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История» Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,... |
![]() |
М. А. Апполлова Specific English (грамматические трудности перевода)... |
![]() |
2. Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методическое пособие Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие / А. С. Злаказов, Г. А. Горшков, С. Г. Шевалдина; под науч ред. В. В. Садырина,... |
![]() |
Программа Учебник Методическое пособие учителя Методическое пособие для учащихся 1 Русский язык Сборник рабочих программ «Школа России», составитель А. А. Плешаков, Просвешение, 2011 Русский язык, Канакина В. П., Горецкий В.... |
![]() |
Учебно-методическое пособие удк 159. 9 (075. 8) Ббк 88. 8я73 г 182 isbn 5-98534-569-6 Гамезо Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ ред. М. В. Гамезо. М.: Ось-89, 2007. 352 с |
![]() |
Рабочая программа дисциплины «мировая экономика и международные экономические отношения» Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт) |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |