Метод проекта как одна из форм развивающего обучения Файзуллина Регина Ринатовна




Скачать 151.59 Kb.
Название Метод проекта как одна из форм развивающего обучения Файзуллина Регина Ринатовна
Дата публикации 18.10.2014
Размер 151.59 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Информатика > Документы
Метод проекта как одна из форм развивающего обучения
выполнила: Файзуллина Регина Ринатовна

учитель английского языка

МОУ СОШ №37

наставник: Орлова Т.Д учитель английского языка
2010
Оглавление

Введение………………………………………………...……………………3

Глава 1. Современные подходы в формировании коммуникативной компетенции

  1. Соответствие метода проектов современным требования…………5

  2. Готовность младших школьников к проектной деятельности……7

Глава 2. Основные требования и этапы метода проектов…………………..9

Глава 3. Типология проектов………………………………………………….11

Заключение …………………..…………………………………………………14

Список использованной литературы………………….…….………………..15

Приложение …………………………………..……………………………..…16

Введение

В последние годы все более широкое распространение в практике обучения, в том числе и в обучении иностранным языкам находит метод проектов. Он трактуется методистами и учителями по-разному. Актуальность метода проектов обусловлена тем, что в силу своей дидактической сущности он позволяет решать задачи развития творческих возможностей учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач.

Цель проекта: обосновать необходимость использования метода проектов в процессе обучения учащихся
Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Обобщить основные методологические и теоретические подходы к исследованию применения метода проектов как эффективного средства формирования коммуникативной иноязычной компетенции.

  2. Определить специфику применения метода проектов при обучении учащихся иностранному языку.

  3. Определить последовательность познавательных действий учащихся при подготовке и проведении проектной деятельности.

  4. Проверить эффективность данного метода в ходе опытного обучения на среднем этапе


Практическая ценность проекта (эффективность проекта). Проект может быть использован как методическое пособие при обучении говорению, развитии у младшешкольников творческих способностей

Для решения задач были использованы методы, приемы, средства:

  1. Изучение и критический анализ отечественной и зарубежной литературы по методике, педагогике, психологии, психолингвистике и лингвистике по рассматриваемой теме исследования;

  2. Изучение и обобщение передового педагогического опыта по применению метода проектов;

  3. Проведение опытного обучения


Проблема исследования заключается в поиске решения противоречия между спецификой предмета, принципами личностно ориентированного подхода и используемыми в реальной практике методами, ориентированными на среднего ученика.

Объектом исследования выступает учебно-воспитательный процесс обучения иностранному языку на начальном звене с использованием метода проектов.
Предметом исследования является разработка методики организации и проведения проектной деятельности для формирования коммуникативной иноязычной компетенции на начальном этапе общеобразовательной школы
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование коммуникативной компетенции учащихся на начальном этапе с использованием метода проектов будет обеспечено, если:

определены роль и место метода проектов в учебном процессе по иностранному языку на начальном этапе;

разработана технология обучения проектной деятельности учащихся на начальном этапе обучения иностранным языкам;

учащиеся овладеют интеллектуальными умениями, необходимыми и достаточными для проектной деятельности на иностранном языке;

учителя овладеют технологией проектной деятельности;

отобранные проблемы для проектной деятельности будут соответствовать программе обучения иностранному языку и интересам учащихся этого возраста, с одной стороны, а с другой, языковые средства для их обсуждения будут доступны по сложности.

будет сформирована устойчивая мотивация к процессу совместной исследовательской, поисковой, творческой деятельности учащихся в группах сотрудничества для выполнения проектов.

На современном этапе развития методики отечественными и зарубежными исследователями показаны возможности и преимущества данного метода в достижении качественно нового уровня обучения и воспитания (М.Ю Бухаркина, В.В.Копылова, А.П.Кузнецова, О.М.Моисеева, Е.С.Полат, Т.Е.Сахарова, С.Хайнс, Д.Фрайд-Бут и др.); использования потенциала метода проектов в обучении иностранным языкам (Е.С.Полат, М.Ю Бухаркина, В.В.Копылова), подготовки учителей к руководству проектной деятельностью учащихся (Т.Ю.Тамбовкина, Т.Е.Бацаева, А.В.Курова); использования метода проектов в реализации национально-регионального компонента содержания обучения иностранным языкам (А.П.Кузнецова).


Глава 1. Современные подходы в формировании коммуникативной компетенции

1.1. Соответствие метода проектов современным требованиям

Для реализации целей современной системы образования мировая педагогика взяла ориентир на личностно-ориентированный подход. Наряду с такими методами, как обучение в сотрудничестве, дискуссии, ролевые игры проблемной направленности, «Портфель ученика» метод проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, базирующегося на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике. По самой своей сути метод проектов предполагает необходимость дифференциации обучения, ориентацию на личность ученика, его потребности и возможности, основывается на принципах сотрудничества и включения учащихся в активные виды деятельности. Использование метода проектов при обучении ИЯ позволяет учащимся использовать иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысление мыслей других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на содержание и включиться в познание окружающего мира средствами иностранного языка, расширяя тем самым сферу действия социокультурной компетенции.

Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов. Он трактуется методистами и учителями по-разному. Мы придерживаемся следующего определения данного метода: «Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути (Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, 2000, с. 67).

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

1.2. Готовность младших школьников к проектной деятельности.

Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Глава 2. Основные требования и этапы метода проектов.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему мы обратились к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках всегда должен присутствовать предмет обсуждения.

Попробуем суммировать основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования различных праздников в англо-говорящих странах - St.Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи, проблема обустройства дома, проблема отношений между поколениями, проблема организации спортивных мероприятий, много других);

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", творческих отчетов, защиты проекта, пр.).

Отсюда могут быть определены и этапы разработки и проведения проекта (его структуры):

1. Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.

2. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы (мозговой штурм). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.

3. Обсуждение методов проверки из принятых гипотез в малых группах ( в каждой группе по гипотезе), обсуждения возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.

4. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.

5. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.

6. Выдвижение новых проблем.
Глава 3. Типология проектов

В методике существует следующая типология проектов:

1. По доминирующей в проекте методу или виду деятельности:

- исследовательские (проекты требуют хорошо продуманной структуры, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования, источников информации, продуманных методов, результатов. Все сказанное, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения, рассчитано на доступные им языковые средства)

- творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов и форме их представления ( газета, сочинение, видеофильм, драматизация, ролевая игра, статья, репортаж, альбом)

-ролево- игровые проекты, в которых структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, соответствующие характеру и содержанию проекта, решаемой проблемы (литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения) Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу.

- информационные проекты изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации, способы обработки информации, результат информационного поиска, презентация.

- практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат, ориентированный на социальные интересы участников ( документ, созданный на основе полученных результатов исследования - по экологии, биологии, географии…, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, дизайн дома, квартиры, учебного кабинета, проект зимнего сада школы, пр.).

2. По предметно-содержательной области: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. По характеру координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4. По характеру контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира): внутришкольный, региональный, международный.

5.По количество участников проекта: личностные, парные, групповые

6.Продолжительность проекта: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочные.

Основная идея метода проектов к обучению английского языка заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Так как, целью обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, безусловно, мотивирует учащихся к изучению иностранного языка и соответствует личностно –ориентированному подходу в обучении. И метод проектов позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний.

Заключение

Применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показало, что учащиеся:

§ достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,

§ имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках

§ понимают необходимость междисциплинарных связей.

Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются:

§ повышение мотивации учащихся при изучении английского языка

§ наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы

§ простор для творческой и созидательной деятельности.

Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта –важная задача, так как необходимо показать результат всей работы. Выделяют следующие виды презентационных проектов: воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа), деловая игра, демонстрация видеофильма (выполненного на основе информационных технологий), диалог исторических или литературных персонажей, защита на Ученом Совете, игра с залом, иллюстративное сопоставление фактов (документов, событий, эпох, цивилизаций), инсценировка реального или вымышленного исторического события, научная конференция, отчет исследовательской экспедиции, пресс-конференция, путешествие, реклама, ролевая игра, соревнования, спектакль, спортивная игра, телепередача, экскурсия.

Библиографический список:

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

  3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.

  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.

  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

  7. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6


Приложение. Типология проектов





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Метод проекта как одна из форм развивающего обучения Файзуллина Регина Ринатовна icon Тема: «Метод проектов в изучении русского языка в среднем звене»
Современная школа испытывает острую потребность в развитии новых форм работы, которые повысили бы мотивацию обучения, вовлекли учеников...
Метод проекта как одна из форм развивающего обучения Файзуллина Регина Ринатовна icon Содержание программы по литературе в 6 классе (105 часов в год, 3 часа в неделю)
Художественная литература как одна из форм освоения мира. Книга и ее роль в жизни человека
Метод проекта как одна из форм развивающего обучения Файзуллина Регина Ринатовна icon Работы
Продолжить работу по развитию индивидуальных способностей школьников посредством внедрения в увр приемов личностно-ориентированного...
Метод проекта как одна из форм развивающего обучения Файзуллина Регина Ринатовна icon Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие
Определение понятий «технология обучения», «метод обучения», «форма обучения», «педагогическая техника»
Метод проекта как одна из форм развивающего обучения Файзуллина Регина Ринатовна icon Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие
К вопросу об определении понятий «технология обучения», «метод обучения», «форма обучения», «педагогическая техника» и т п
Метод проекта как одна из форм развивающего обучения Файзуллина Регина Ринатовна icon Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие
К вопросу об определении понятий «технология обучения», «метод обучения», «форма обучения», «педагогическая техника» и т п
Метод проекта как одна из форм развивающего обучения Файзуллина Регина Ринатовна icon Методические указания по написанию контрольной, курсовой работы, рефератА
Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности,...
Метод проекта как одна из форм развивающего обучения Файзуллина Регина Ринатовна icon 22. Методы обучения. Определение, классификация и характеристика....
Метод обучения система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение...
Метод проекта как одна из форм развивающего обучения Файзуллина Регина Ринатовна icon Тематическое планирование уроков литературы в 9-м классе
Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовной жизни человека. Влияние литературы...
Метод проекта как одна из форм развивающего обучения Файзуллина Регина Ринатовна icon Г. Ш. Файзуллина Центральный государственный музей рк, г. Алматы
Казахстана, для которого характерны: поиски новых форм методов работы; изменение содержательной стороны музейной деятельности; ориентация...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции