Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Саранпаульская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю
Приказ № 95 от 04.09. 2013г.
Директор школы _______________/Попов А.Д./
Рабочая программа
Окружающий мир
УМК «Школа России»
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 4 класса
разработана в соответствии с требованиями
федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения Учитель: Артеева А.А., Зайбель Н.Н.
Программа рассмотрена Программа согласована
на МО учителей начальных классов с зам. директора по НМР
МБОУ Саранпаульская СОШ МБОУ Саранпаульская СОШ
Протокол № 1 от 30.09. 2013 г. 02. 09. 2013 г.
руководитель МО Третьякова С.И. Капшук Р.М.
Пояснительная записка В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
государственную символику России;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирования на местности с помощью компаса;
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
ухода за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва 2006 г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва 2004 г.)
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час.
Для реализации программного содержания используются:
Плешаков, А. А. Мир вокруг нас : учебник для 4 класса : в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М. : Просвещение, 2008.
Плешаков, А. А. Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2008.
Плешаков, А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 4 класс» / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение», 2004.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений; при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Количество часов в год – 68.
Количество часов в неделю – 2.
Количество часов в I четверти – 18.
Количество часов во II четверти – 14.
Количество часов в III четверти – 19.
Количество часов в IV четверти – 17.
Ознакомление с окружающим миром 68 часов.
Учебник: «Мир вокруг нас». А.А.Плешаков 4 класс. В 2-х частях.
Рабочая тетрадь к учебнику А.Плешакова «Мир вокруг нас».
Автор программы А.А.Плешаков.
1 часть
№
| Дата
| Тема
| Знания
| Умения
Навыки
| ОУУН
| Социальные знания
| Способы деятельности
| Оборудование
| Примечание
| 1 триместр 12 часов.
| Земля и человечество. 12 часов.
| 1. 2.
3.
4. 5. 6.
7.
8.
9. 10. 11.
12.
|
| Введение. Знакомство с учебником.
Мир глазами астронома.
Планеты солнечной системы.
Звездное небо – Великая книга Природы.
Мир глазами географа. Глобус и географическая карта.
Пояса Земли. Практическая /р.
Мир глазами историка.
Когда и где?
Прошлое и настоящее глазами эколога. Сам. работа
Сокровища Земли под охраной человечества.
Проверочная работа.
Работа над ошибками.
| Форма и размеры Земли. Модель Земли. Названия океанов, материков.
| Умение пользоваться картой, глобусом.
| Анализ, принятие учебной цели, выбор способов деятельности, практическая работа.
| Ориентироваться на карте и глобусе.
| Работа с картой, глобусом.
| Карта, глобус, карточки, таблицы.
|
| 2 триместр 11 часов
Природа России 11 часов.
| 1. 2. 3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11.
|
| Равнины и горы России. Экскурсия.
Моря, озера и реки России. Практ. работа
Зона арктических пустынь.
Тундра.
Леса России.
Лес и человек. Практ. работа
Зона степей.
Пустыни.
У Черного моря. Сам. работа
Экологическое равновесие. Проверочная работа.
Работа над ошибками.
| Положение России и своего края на карте, природные зоны России.
| Ориентироваться на карте, находить природные зоны.
| Практическая работа, моделирование, выделение главного.
| Формирование личности, владеющей знаниями о положении России на карте.
| Работа с картой, практическая работа.
| Карта, атласы, таблицы природных зон, выставка книг, гербарий.
|
| 3 триместр 11 часов
Родной край - часть большой страны. 11 часов.
| 1.
2. 3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11.
|
| Наш край. Экскурсия.
Поверхность нашего края.
Экскурсия.
Водоемы нашего края. Экскурсия.
Наши подземные богатства.
Земля – кормилица.
Жизнь леса.
Жизнь луга. Практ.работа
Жизнь пресного водоема. Сам.р.
Растениеводство в нашем крае.
О незаметных защитниках урожая.
Животноводство в нашем крае. Проверочная работа.
Работа над ошибками.
| Наш край на карте, план местности, ориентирование на местности, погода в нашем крае, поверхность нашего края.
| Находить наш край на карте, ориентироваться на местности по компасу и природным признакам.
| Практическая работа, самостоятельные наблюдения в природе, оформление результатов наблюдений.
| Формирование личности, владеющей знаниями о природе родного края.
| Наблюдения, практическая работа, фиксирование результатов.
| Атласы, карта Тюменской области, гербарий.
|
| Экскурсий- 4, практическая работа- 4, проверочная работа – 3, самостоятельная работа – 3.
2 часть
1 триместр 12 часов
| Страницы всемирной истории 5 часов
| 1.
2. 3.
4. 5.
|
| Начало истории человечества.
Мир древности далекий и близкий.
Средние века: далекие и близкие. Входная контрольная работа
Новое время: встреча Европы и Америки.
Новейшее время: история продолжается сегодня.
| Знать историю древнего мира, выдающихся людей Нового времени.
| Уметь работать с географической картой.
| Сравнение, анализ, систематизация, классификация,
Пересказ, описание, рассуждение, ответы и вопросы.
| Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач.
| Рисование, заочное путешествие, ролевая игра.
| Глобус, карты, иллюстраций.
|
| Страницы истории Отечества. 22 часа
6.
7. 8.
9. 10. 11. 12.
|
| Жизнь древних славян.
Во времена Древней Руси. Сам.р
Страна городов.
Из сокровищницы Древней Руси.
Трудные времена на Русской земле.
Русь расправляет крылья. Проверочная работа.
Работа над ошибками.
| Название нашей столицы, историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.
| Уметь описывать отдельные события из истории Отечества.
| Работа с дополнительной и справочной литературой.
Выступления детей.
| Анализировать события и давать им оценку.
| Иллюстрации.
Дополнительная литература.
Наглядные материалы.
| Исторические карты, атласы.
Лента времени.
Тетради на печатной основе.
|
| 2 триместр 11 часов
| 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11.
|
| Куликовская битва. Практ. раб.
Иван Третий.
Мастера печатных дел.
Патриоты России.
Петр Великий.
Михаил Васильевич Ломоносов.
Екатерина Великая. Сам. работа
Отечественная война 1812 года.
Страницы истории 19 века.
Россия вступает в 20 век.
Проверочная работа.
Работа над ошибками.
|
|
|
|
|
|
|
| 3 триместр 11 часов
| 1. 2. 3.
4.
|
| Страницы истории 20 -30 –х годов.
Великая война и Великая победа.
Экскурсия.
Страна, открывшая путь в космос.
|
|
|
|
|
|
|
| Современная Россия. 7 часов.
5. 6. 7.
8. 9.
10. 11.
|
| Основной закон России и права человека.
«Дети имеют право на особую заботу и помощь».
Мы – граждане России.
Славные символы России. Сам.работа
Такие разные праздники.
Путешествие по России.
Проверочная работа.
Работа над ошибками.
| Государственные праздники, Основной закон России.
| Мысленный эксперимент. Сравнение.
| Работа с символами и знаками.
| Осознание статуса гражданина своей страны. Гордость за культурное наследие своей страны.
| Дополнительная литература.
Наглядные материалы.
Иллюстрации
| Лента времени.
Тетради на печатной основе.
|
|
Экскурсий – 1, практические работы – 1, самостоятельные работы – 3, проверочные работы – 3. |