Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Познавательная
|
Коммуникативная
|
Регулятивная
|
Осуществляемые действия
|
Формируемые способы деят-ти
|
Осуществляемые действия
|
Формируемые способы деят-ти
|
Осуществляемые действия
|
Формируемые способы деят-ти
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Постановка цели и задачи урока (5-7мин)
|
1.Загадывает загадку об осени.
Просит вспомнить стихи поэтов об осени, прочитать наизусть.
(Как вариант..
Рассмотреть репродукции с картин художников, посв. осени (например,И.Остроухов «Золотая осень» стр.278 учебник)) Другие репродукции русских художников, представлены в музыкальном слайд-шоу (2-3 мин) на интерактивной доске.
2. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока
3. Организует беседу, выявляющую представления детей о лирическом произведении. Примерные вопросы.: (на интерактивной доске термины «Лирическое произведение» , «Роды и виды литературы», «Жанры»
Примерные вопросы учителя: (Какое произведение можно назвать лирическим? Что значит слышать музыку стиха? Как можно передать музыку стиха, с пом. каких художественных приемов? Что такое ритм, рифма? Как, с пом каких худ. средств автор передает настроение?)
4. Подводит итог беседы.
5. Ставит цель заслушивания текста.
6. Формирует группу экспертов для оценки выразительности чтения (по ранее разработанному алгоритму)
|
Отгадывают загадку.
Вспоминают стихи об осени (метапредм-умение работать с разн. источн., находить информацию)
Рассматривают репродукции, соотносят с темой текста
2.Выдвигают предположения о теме урока
3.Слушают вопросы учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
4. Слушают учителя.
|
1.Планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи
2. Умение анализировать текст лирического произведения
(Развивать навыки исследовательской деятельности)
3.Умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы
(Умение анализировать лирич. произведение, определять его принадлежность к одному из лит. родов и жанров, понимать и формулировать тему и идею лирич. произв.)
Развивать творческое мышление
(определять изобразительно выразительные сре-ва яз. и их роль в раскрытии темы и идеи)
|
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме.
2.Слушают учителя
Формируются в группы произвольно
(по каким-либо критериям. ранее сформированным)
|
1. Организовывать учебное сотрудничество
- аргументировать свою точку зрения,
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть устной речью
2.Аргументировать свою точку зрения
Организовывать учебное сотрудничество;
аргументировать свою точку зрения
|
Контролируют правильность ответов обучающихся
|
1.Принимать и осуществлять учебную задачу
Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль
2.Уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
|
Работа над содержанием текста (12-13 мин)
|
1. Организует работу по первичному чтению текста (технология критического мышления) стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
|
Двое обучающихся последовательно один за другим вслух читают текст стихотворения.
Работа осуществляется с целью:
• отработки приемов выразительного чтения;
• понимания обучающимися содержания текста
|
Развитие творческого мышления
Развитие навыков исследовательской деятельности
(Анализировать:
• степень выразительности чтения;
• содержание поэтического произведения )
|
Весь класс во фронтальном режиме слушает текст стихотворения
|
Владеть устной и письменной речью
(Понимать на слух текст стихотворения)
|
Группа экспертов по ходу чтения оценивает его выразительность по ранее разработанному алгоритму ( в раздаточном материале)
|
Оценивать правильность выполнения учебной задачи
(обнаруживать отклонения от эталона.)
Осуществлять взаимоконтроль
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
2. Организует обсуждение степени выразительности чтения.
3. При необходимости корректирует результаты работы группы экспертов.
4. Оценивает (выставляет отметки) по результатам выразительного чтения стихотворения
|
Трое обучающихся (“спикеры”) из группы экспертов озвучивают подготовленный анализ степени выразительности чтения каждого из троих школьников, зачитывавших текст
|
Доказывать, аргументировать свою точку зрения
|
Все остальные обучающиеся выслушивают “спикеров” группы экспертов, формируя свою позицию
|
Класс: устанавливать и сравнивать разные точки зрения,
(понимать на слух ответы обучающихся).
Эксперты:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть устной речью
|
В ходе заслушивания выступлений “спикеров” остальные школьники контролируют правильность и полноту проведенного анализа степени выразительности чтения.
По мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ
|
Оценивать правильность выполнения учебной задачи
(Обнаруживать отклонения от эталона.)
Осуществлять взаимоконтроль
|
5.Организует прослушивание актерской версии прочтения поэтического произведения из фонохрестоматии (приложение к учебнику)
(с фиксацией внимания:
• на ритм, музыкальность, на использование изобразительно выразительных средств языка)
6.Организует беседу (Какие оттенки настроения добавляет музыка тем чувствам, кот. вы испытали, читая и слушая стих-ие?)
|
5.Слушают с фиксацией внимания:
на ритм, музыкальность, на использование изобразительно выразительных средств языка
|
5-6. Умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждение, оценивать
(Осуществлять анализ объектов поэтического произведения с выделением изобразительных средств языка: эпитетов, средств музыки (хрустальный день, бодрый серп, праздная борозда)
|
Все остальные обучающиеся слушают выразительное чтение с фиксацией внимания:
на ритм, музыкальность, на использование изобразительно выразительных средств языка
|
5-6. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Владеть устной и письменной речью
(Выразительно читать.
понимать на слух ответы обучающихся )
|
В ходе заслушивания текста поэтического произведения осуществляют самоконтроль и контроль:
;
|
5-6. Оценивать правильность выполнения учебной задачи
|
7.Организует обсуждение содержания поэтического произведения, задает вопросы:
(Вспомним определение «эпитет»)
• как эпитеты помогают нарисовать картину первоначальной осени:
-помогают ли эпитеты выразить отношение поэта к этому времени года;
-каково образное содержание эпитетов хрустальный день, бодрый серп, праздная борозда; отдыхающее поле;
-почему все эти эпитеты, связанные с состоянием человека, в этом стих-ии отнесены к неодуш. предметам?
-обратить внимание на последнюю строку в последней строфе стихотв-ия, кот. звучит совсем по-особенному;
- сравнить количество ударений в последней строфе, отражается ли это на звучании;
-какие строчки рифмуются в 1-й и 2-й строфе, в последней?
- как это отражается на звучании стиха.
-обратить внимание на звукопись (повтор звуков)
|
Участвуют в беседе по использованию изобразительных средств в стихотворении
|
7.Строить логические рассуждения, оценивать
|
Участвуют в обсуждении содержания поэтического произведения во фронтальном режиме
|
7.Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть устной речью;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор
Понимать на слух ответы обучающихся.
Уметь формулировать собственное мнение и позицию.
Уметь использовать речь для регуляции своего действия Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
|
В ходе заслушивания ответов обучающихся осуществляют самоконтроль понимания текста стихотворения
|
7.Понимание решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности,
собственных возможности её решения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Проводит работу по анализу (по плану) стихотворения
|
На доске и в тетрадях составляют план анализа стихотворения и анализируют
|
Уметь:
• структурировать знания;
• выделять существенную информацию из поэтического текста;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений о поэтическом произведении, его строении
|
Выразительно читают
с опорой на анализ стихотворения;
в парах
|
Строить монологическое высказывание.
Уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания с учетом того, что он знает и видит, а что - нет.
Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативной задачи)
|
Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах
|
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане.
Обнаруживать отклонения от эталона.
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок
|
Организует чтение текста поэтического произведения с целью:
• полного понимания детьми роли каждого эпитета, роли звукописи
• формирования у пятиклассников правильного типа читательской деятельности
• развития интереса к чтению и желания читать
|
Обучающиеся про себя читают текст стихотворения с целью:
• выделения художественных приемов, использованных для характеристики эпитетов;
• полного понимания роли каждого из эпитетов;
• формирования правильного типа читательской деятельности (на данном этапе умение задавать вопросы к тексту; вопросы направлены на определение эмоций и чувств (какие чувства вы испытывали при прочтении этого стихотворения)
|
Развитие навыков исследовательской деятельности;
умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, оценивание;
умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
-развитие творческого мышления
Уметь осуществлять анализ объектов поэтического произведения с выделением:
• художественных приемов, использованных для передачи чувств;
• роли и значения каждого из худ. приемов
|
Читают поэтическое произведение про себя
|
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом
|
Самоконтроль выполнения задания
|
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане
|
1. Организует обсуждение (в форме вывода) художественных приемов, использованных для поэтического произ-ведения.
2. Оценивает (выставляет отметки) по результатам обсуждения художественных приемов
|
Участвуют в беседе по обсуждению художественных приемов, использованных для выражения идеи лирического произведения
|
Умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
|
По вызову учителя озвучивают перечень художественных приемов, использованных для воплощения идеи поэтического произведения
|
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
владеть устной речью
(Умение составить вопросы, позволяющие воссоздать текст.
Строить монологическое высказывание. )
|
Остальные обучающиеся по ходу ответов оценивают правильность художественных приемов, использованных для воплощения идеи поэтического произведения
|
Оценивать правильность выполнения учебной задачи,
обнаруживать отклонения от эталона,
осуществлять взаимоконтроль.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Этап “Работа над смыслом текста” (15 мин.)
|
1. Ставит цель на выявление:
• темы и идеи с подтверждением из текста произведения;
• роли и значения каждого из художественных средств
.
2. Организует деление класса на группы по 4 чел. (по две парты) для обмена мнениями и уточнения использования худ. средств поэтического произведения.
3. Регулирует работу групп, по мере необходимости помогает в выполнении задания
|
Анализируют поэтическое произведение с целью определения:
• темы и идеи;
• роли и значения каждого выразительных средств
поэтического произведения.
Согласуют между собой:
• характеристику худ. средств поэтического произведения;
• мнения о роли и назначение каждого из худ. средств
Делают обобщающий вывод о смысле поэтического произведения
|
Умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
-умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждение, оценивание.
Осуществлять анализ поэтического произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков
|
В группах-четверках кооперируют усилия по решению учебной задачи
|
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Согласовывать усилия по решению учебной задачи.
Договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.
Учитывать другие мнения
|
Осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания
|
Оценивать правильность выполнения учебной задачи,
осуществлять взаимоконтроль
|
1. Организует обсуждение обобщающего вывода о смысле поэтического произведения.
2. Оценивает результаты обсуждения использования худ. средств поэтического произведения и выявления смысла поэтического текста
|
Участвуют в беседе по применению худ. средств поэтического текста.
Составляют таблицу:
знал, узнал, хочу узнать
|
Умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
-умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждение, оценивание
|
“Спикеры” групп озвучивают ответы, подготовленные группой:
• от каждой группы заслушивается сообщение об одном из поэтических средств поэтического произведения;
• вывод о теме и идее лирического произведения с обоснованием
|
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью
Строить высказывания, понятные для партнеров.
Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).
Понимать на слух ответы обучающихся
|
Прослушивают ответы спикера группы
|
Оценивать правильность выполнения учебной задачи,
Осуществлять взаимоконтроль
|
Этап «Домашнее задание» (5мин)
|
1. Объясняет сущность домашнего задания (по выбору):
а) читать выразительно стихотворение;
б) нарисовать иллюстрацию к стихотворению;
в) сделать презентацию и защитить иллюстрации в презентации;
г) составить вопросы к тексту стихотворения.
2. Письменный анализ стихотворения
3. Предлагает при необходимости найти в словарях значение слов “эпитет”, “иллюстрация», «ритм», «рифма», «строфа», «строка».
|
Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания
|
Умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
развитие творческого мышления;
|
Работают дома с литературным текстом и литературоведческим словарем
|
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть устной и письменной речью
|
Планируют свои действия в соответствии с самооценкой
|
Оценивать правильность выполнения учебной задачи,
осуществлять самоконтроль.
|