Данная рабочая программа составлена на основании




Скачать 0.71 Mb.
Название Данная рабочая программа составлена на основании
страница 1/5
Дата публикации 23.05.2014
Размер 0.71 Mb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

Конституции Российской Федерации; Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями); приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год»

приказа МО РФ от 3.06.2011 г №1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312»

примерной программы, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии 2004 г (утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089);

стандарта среднего (полного) общего образования по биологии. Базовый уровень. 2004 г.

примерной программы для основного общего образования по биологии 2004 г.

примерной программы для среднего (полного) общего образования по биологии. Базовый уровень. 2004 г сборник нормативных документов. Биология, М., «Дрофа», 2004 г.

программы общеобразовательных учреждений. БИОЛОГИЯ. 5—11 классы, Под редакцией: Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой, М., «Мнемозина», 2008 г.

Авторы программ:

Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс — Д.И. Трайтак;

Животные. 7 класс — Д.И. Трайтак, С.В. Суматохин;

Человек и его здоровье. 8 класс — Д.И. Трайтак, В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов;

Общая биология. 9 класс - Д.И. Трайтак, Т.М. Ефимова;

Общая биология. 10—11 классы — Н.Д. Андреева.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программы по биологии разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся и логики развития биологических понятий. Одной из важнейших целей биологического образования является формирование экологической культуры учащихся. Биологическое образование имеет прогностическую направленность, связанную с заботой о природе и сохранением условий жизни для будущих поколений людей; оно по-новому определяет оценку эффективности учебного процесса: кроме знаний, умений и навыков, в оценку необходимо включать действия по сохранению и улучшению природы, а также учитывать сформированность ценностных ориентаций в отношении природы. Основные идеи обновления общего образования — усиление его индивидуальности, повышение эффективности и функциональности. В настоящее время биологическое образование, помимо традиционных функций — обучающей, развивающей и воспитательной, выполняет такие важные методологические функции, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная, экологическая.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для общеобразова-тельных учреждений изучение курса биологии предусмотрено: в 6-м классе раздел «Растения, бактерии, грибы, лишайники» (35 часов в год, или I час и неделю), в 7-м классе раздел «Животные», в 8-м классе — раздел «Человек и его здоровье», и 9 м классе» раздел «Основы общей биологии». С 7-го по 8-й классы включительно на изучение биологии отводится по 70 часов в год, или 2 часа и неделю.

По количеству учебных недель в 9 классе – 68 часов.

Отбор содержания вышеназванных разделов школьной биологии осуществлялся на основе таких биологических закономерностей, как связь строения органов и выполняемых ими функций, взаимосвязь организма и среды обитания, клеточное строение, единство и целостность организма, обмен веществ и энергии и др.

Обоснование выбора программы.
Данная программа выбраны в связи с тем, что материал преподносится в классическом виде, последовательно: природоведение, ботаника, зоология, человек и завершается изучение кура общей биологией.

К данной программе имеются соответствующие учебники.

Материал изложен в доступной для понимания учащихся форме, подкреплён большим количеством иллюстраций, схем, практических работ. Для учащихся предлагаются индивидуальные наблюдения, которые учащиеся могут выполнять по желанию.

Имеется материал для дополнительного чтения.

Цели курса:

Биология. 6-9 классы

Обучающие цели:

• усвоение учащимися знаний о живых системах и присущих им свойствах, о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, о человеке как биосоциальном существе;

• формирование у учащихся представлений об истории развития биологической науки, о значении биологических знаний в жизни людей;

• развитие знаний об основных методах биологической науки;

• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, обоснования жизнедеятельности и сохранения здоровья организма человека;

• развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений и животных.

Развивающие цели:

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

• привитие учащимся интереса к познанию объектов живой природы и к профессиям, связанным с биологией.

Воспитательные цели:

• воспитание позитивного ценностного отношения к природе, ответственного отношения к собственному здоровью;

•формирование ценностного отношения к жизни как феномену;

• развитие у учащихся понимания ценности биологического разнообразия как условия сохранения жизни на Земле.

РАСТЕНИЯ, БАКТЕРИИ, ГРИБЫ, ЛИШАЙНИКИ. 6 класс

Содержание учебного материала.

Введение (2 ч)

Биология - наука о строении, процессах жизнедеятельности, разнообразии и закономерностях расселения на Земле живых организмов. Признаки живых организмов. Царства живой природы: Растения, Животные, Грибы, Бактерии. Понятие о биосфере. Нравственные нормы отношения человека к природе.

Раздел 1

РАСТЕНИЯ (50 ч)

Общее знакомство с растительным организмом. Многообразие растений. Ботаника - наука о растениях. Химический состав растительного организма. Изучение клеточного строения растений с помощью увеличительных приборов. Строение растительной клетки. Деление клетки — основа роста и размножения организмов. Одноклеточные и многоклеточные растения. Особенности строения высших растений: вегетативные (корень, побег и их видоизменения) и репродуктивные органы. Рост растений и образование тканей. Характеристика тканей растений в связи с их функциями.

Питание растений. Фотосинтез. Растения — производители органического вещества. Космическая роль растений. Краткая история изучения фотосинтеза. Лист как орган фотосинтеза.

Минеральное питание растений.

Корень. Особенности его строения в связи с функциями. Дыхание и выделение. Поглощение и транспорт кислорода. Выделение углекислого газа. Устьица и чечевички. Роль продуктов выделения в жизни растений и других организмов.

Строение стебля в связи с функциями. Годичные кольца. Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Передвижение и накопление органических веществ в видоизменённых побегах — корневищах, клубнях, луковицах.

Размножение растений: бесполое и половое. Особенности размножения цветковых растений.

Строение цветка. Оплодотворение и образование плодов и семян. Разнообразие плодов. Индивидуальное развитие на примере цветковых растений. Семя - зачаточный организм и этап в развитии цветковых растений. Двигательные реакции растений в ответ на раздражение. Биологические циклы у растений. Расселение и распространение растений.

Растение - целостный организм. Значение растений в жизни человека. Растения в истории культуры и хозяйственной деятельности человека. Лекарственные, пищевые, технические и декоративные растения. Регуляция численности сорняков.

Классификация растений. Основные группы растительного мира: низшие растения — водоросли, высшие споровые растения - мхи, папоротниковидные, плауновидные, хвощевидные, их строение, размножение и развитие. Вымершие споровые растения. Семенные растения: голосеменные и покрытосеменные. Особенности размножения и развития, определившие их господствующее положение на Земле.

Деление цветковых растений на классы и семейства. Семейства, класса двудольных и однодольных. Распространённые роды и виды семейств крестоцветных, розоцветных, злаковых и лилейных встречающиеся в родном крае.

Развитие растительного мира на Земле.

Лабораторная работа №1 «Приготовление микропрепарата кожицы лука и его рассмотрение под микроскопом».

Лабораторная работа №2 «Изучение под микроскопом растительных клеток, покровных тканей листа, внутреннего строения стебля древесного растения».

Лабораторная работа №3«Строение семян однодольных и двудольных растений».

Лабораторная работа №4 «Строение корневой системы растения».

Лабораторная работа №5 «Строение цветка»

Лабораторная работа № 6 «Определение видов цветковых растений из широко распространенных в данной местности семейств классов однодольных и двудольных».

Лабораторная работа №7 «Рассматривание под микроскопом одноклеточных и многоклеточных грибов».

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».

Экскурсия «Весенние явления в жизни растений».

Раздел 2

ГРИБЫ. ЛИШАЙНИКИ (8 ч)

Особенности строения грибов. Клеточное строение грибов. Одноклеточные и многоклеточные грибы: строение, размножение, развитие. Питание, расселение грибов. Значение грибов в природе и жизни человека. Оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами. Особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №8 «Рассматривание под микроскопом одноклеточных и многоклеточных грибов».
Раздел 3

БАКТЕРИИ (10ч)

Бактерии. Клеточное строение бактерий. Питание бактерий. Аэробные, анаэробные бактерии. Размножение и спорообразование. Многообразие бактерий.

Значение бактерий в природе и жизни человека. Работы Луи Пастера и Роберта Коха в области бактериологии. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Учебно-тематическое планирование по биологии

По плану: лабораторных работ - 7, экскурсий - 2



п/п

Дата



Наименование разделов, тем



1-2
3-4

5-6

7-8
9-10

11-12
13-14
15-16

17-18

19-20

21-22
23-24

25-26

27-28

29-30

31-32

33-34

35-36

37-38

39-40

41-42

43-44

45-46

47-48

49-50

51-52
53-54

55-56

57-58

59-60
61-62

63-64

65-66

67-68
69-70




Введение (2ч)

Биология – наука о живых организмах.

Раздел I. Растения (50ч)

Ботаника – наука о растениях.

Растительный покров Земли. Экскурсия 1 «Осенние явления в жизни растений».

Строение растительной клетки. Лабораторная работа №1 «Приготовление микропрепарата кожицы лука и его рассмотрение под микроскопом».

Деление клеток. Ткани, их функции в растительном организме. Лабораторная работа №2 «Изучение под микроскопом растительных клеток, покровных тканей листа, внутреннего строения стебля древесного растения».

Строение и состав семян. Лабораторная работа №3 «Строение семян однодольных и двудольных растений».

Рост и строение корня. Лабораторная работа №4 «Строение корневой системы растений».

Роль корней в поглощении воды и минеральных солей. Видоизменения корней.

Развитие побега из зародышевой почки. Разнообразие почек.

Стебель - осевая часть побега. Рост стебля.

Внутреннее строение стебля. Передвижение минеральных и органических веществ по стеблю.

Видоизмененные побеги.

Внешнее строение и функции листьев. Листорасположение. Жилкование.

Внутреннее строение и функции листа.

Фотосинтез и дыхание листа.

Строение цветка. Лабораторная работа №5 «Строение цветка»

Соцветия. Типы опыления цветков.

Оплодотворение цветка. Образование плодов и семян.

Размножение растений: бесполое и половое.

Классификация растений. Низшие растения – водоросли.

Классификация растений. Высшие споровые растения.

Семенные растения: голосеменные.

Семенные растения: покрытосеменные или цветковые.

Деление цветковых растений на классы и семейства. Лабораторная работа № 6 «Определение видов цветковых растений из широко распространенных в данной местности семейств, классов однодольных и двудольных».

Развитие растительного мира на Земле.

Обобщающий урок по теме « Растения».

Раздел 2. Грибы. Лишайники (8ч).

Строение, размножение, развитие грибов.

Лабораторная работа №7 «Рассматривание под микроскопом одноклеточных и многоклеточных грибов»

Питание и расселение грибов. Значение грибов в жизни человека.

Особенности строения и жизнедеятельности лишайников.

Экскурсия 2 в природу «Весенние явления в жизни растений».

Раздел 3. Бактерии (10ч).

Бактерии. Клеточное строение бактерий.

Питание бактерий. Анаэробные и аэробные бактерии.

Размножение. Спорообразование.

Значение бактерий в природе и жизни человека. Меры профилактики заболеваний.

Обобщение по теме: «Растения. Грибы. Бактерии». Летнее задание.


Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

особенности строения и процессов жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов; строение органов и основных тканей покрытосеменных растений и их функции; особенности процессов питания и дыхания растений; процессы роста и развития растений; основные систематические единицы (царство, отдел, класс семейство, род, вид); связь растений со средой обитания; особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов и лишайников (на примере конкретных представителей); значение растений, бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека; влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов; правила охраны видов растений, грибов, лишайников и нормы поведения человека в природе.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой) - приготавливать временные микропрепараты и составлять гербарии; -наблюдать сезонные явления в жизни растений; - проводить простейшие опыты по изучению жизни растений; - ухаживать за комнатными растениями; - распознавать съедобные и ядовитые грибы и растения в природе; - самостоятельно работать с учебником и другими источниками информации.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. – М.- Мнемозина, 2008 г.
Список литературы:
Дополнительная литература для учителя:

  • Биология.7-8 классы: Тесты /авт.-сост. М.В. Оданович. - Волгоград: Учитель, 2007.- 150 с.

  • Единый государственный экзамен 2008: Контрол.-измерит.материалы : Биология /Авт. –сост. Г.Н. Панина,Г.А. Павлова.- М.: Просвещение;СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008-.94 с.

  • Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/авт.-сост. М.М.Боднарук, Н.В.Ковылина. Волгоград: Учитель, 2007.-174 с.

  • Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс / Сост.С.Н.Березина. - М.: Вако, 2010.-112 с.

Дополнительная литература для учащихся:


  • Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.

  • Единый государственный экзамен 2008: Контрол. измерит.материалы : Биология /Авт. –сост. Г.Н. Панина,Г.А. Павлова.- М.: Просвещение;СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008-.94 с.

  • Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах. 5-11 классы/авт.-сост. М.М..Боднарук, Н.В.Ковылина. Волгоград: Учитель, 2007.-174 с.

  • Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс / Сост.С. Н.Березина. - М.: Вако, 2010.-112 с.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

  • Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся.


ЖИВОТНЫЕ. 7 класс

Содержание учебного материала.

Введение (2 ч)

Животные - часть живой природы. Зоология - комплекс наук о животных. Понятие о фауне. Многообразие животного мира. Среды обитания животных. Классификация животного мира: царство, типы, классы, отряды, семейства, роды, виды.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Данная рабочая программа составлена на основании icon Программа составлена на основании Программы «Современная экономика»
Данная программа составлена на основании Программы «Современная экономика» Равичева С. А., Протасевича Т. А. Рассчитана на обучение...
Данная рабочая программа составлена на основании icon Рабочая программа учебного предмета «Литература»
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа
Данная рабочая программа составлена на основании icon Рабочая программа по Информатике и икт составлена на основе федерального...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 11 классов и реализуется на основе следующих документов
Данная рабочая программа составлена на основании icon Пояснительная записка (8 кл. 68 ч.) Данная рабочая программа составлена...
Данная рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авторы-составители...
Данная рабочая программа составлена на основании icon Рабочая программа по литературе 10 класс Муниципальное общеобразовательное учреждение
Рабочая программа по предмету литература для учащихся 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов
Данная рабочая программа составлена на основании icon Пояснительная записка данная рабочая программа рассчитана на изучение...
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...
Данная рабочая программа составлена на основании icon 5 Основная образовательная программа моу сош№53
Данная программа адресована учащимся 5-11 классов. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов
Данная рабочая программа составлена на основании icon Рабочая программа по литературе для 11-в класса школы-гимназии №1
Данная рабочая программа составлена для образовательного учреждения (школа-гимназия №1 г. Судак) с обучением на русском языке
Данная рабочая программа составлена на основании icon Рабочая программа по литературе для 11-б класса школы-гимназии №1
Данная рабочая программа составлена для образовательного учреждения (школа-гимназия №1 г. Судак) с обучением на русском языке
Данная рабочая программа составлена на основании icon Рабочая программа по русскому языку для 10-а класса школы-гимназии №1
Данная рабочая программа составлена для образовательного учреждения (школа-гимназия №1 г. Судак) с обучением на русском языке
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции