Скачать 60.63 Kb.
|
Интегрированный урок по литературному чтению и творчеству А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя..." Тулюсева Татьяна Ивановна, учитель начальных классов Цели:
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, Картины «Зима» И.И. Шишкина, « Волшебница – Зима» Александрова, мастеров пичужской росписи, телевизор, видеоплейер, диск с записями музыки Г.В. Свиридова « Метель». Словарь С.И.Ожегова. Ход урока Орг. момент. 1. Вхождение в контакт и мотивация учебной деятельности. - Встали все у парт красиво Поздоровались учтиво Сели тихо, Спинки прямо, начинаем наш урок. - Улыбнитесь друг другу и подарите нам свои улыбки. Этот урок я проведу с Натальей Васильевной. а) Постановка учебной цели. - Ваша задача – быть активными, внимательными, стать маленькими волшебниками и большими фантазерами. б) Формирование темы урока. - О каком времени года будем говорить? Вы ответите , если внимательно посмотрите на на нашу классную подружку – классную доску, ее оформление вам подскажет. - О каком? (О зиме, потому что зимние картины.) - Правильно! - А кто является автором этих строк? У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том. И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом? (А.С. Пушкин) - Молодцы? (Открываю тему урока и фотографию А.С.Пушкина.) - Итак, ребята, сегодня будем говорить о зиме и познакомимся с новым стихотворением А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя...» Зима удивительное время года. Она околдовывает, завораживает мир своей белизной. По разному можно относиться к ней, но не восхищаться ее нельзя! Художники выражают свои чувства красками. Посмотрите на репродукции художников Александрова «Волшебница – Зима» и И.И. Шишкина «Зима». Вот такой они увидели зиму. Композиторы рисуют звуками, музыкой. Сейчас послушаем вальс Г.В. Свиридова, написан к повести А.С.Пушкина «Метель». Это произведение вы будете изучать в старших классах. «Метель» по словарю С.И. Ожегова - сильный ветер со снегом. Метель то усиливается, то затихает. Давайте услышим это в музыке. (Прослушивание фрагмента музыки.) Такой увидел зиму Г.В. Свирдов. 2. Новая тема. А вот поэты рисуют словами. И послушайте, как художник слова А.С. Пушкин, изобрает зиму в своем стихотворении « Вот север тучи нагоняя…» Будьте внимательны, постарайтесь увидеть то, что увидел поэт. Чтение стихотворения учителем. Вот север тучи нагоняя, Дохнул, завыл, и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, раскинулась, клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. Пауза. 3. Проверка восприятия произведения. - Как вы думаете, красивое это стихотворение? (Ответы детей.) - Какое чувство оно вызывает? (Чувства радости, восторга.) - Какие картины зимы вы представили? (Ответы детей.) - Молодцы! 4. Работа над произведением. а) самостоятельное чтение. - А сейчас откройте с. 86 учебника, прочитайте самостоятельно. Обратите внимание на новые слова, незнакомые. Если вы знаете их значение, объясните другим детям, если нет, то вместе будем разбираться. Б) словарная работа. - Какие новые незнакомые слова вам встретились? Давайте их разберем. Брега – старинное название берега. Пелена – покров, покрывало. Недвижная река – неподвижная (Почему? – Замерзшая.) Клок - лоскут, обрывок. 5. Работа над художественными средствами выразительности. - На сколько частей можно разделить стихотворение? (На две.) - Почему? Докажите! (В первой части говориться что зима идет, а во второй – пришла.) - Молодцы! Правильно! А разве зима может ходить? А вот чтобы зима ходила, ходила, была как живая, А.С. Пушкин использует художественное средство выразительности – олицетворение. Прочитайте определение этого художественного средства. А теперь, в рабочей тетради на с. 56 запишите определение олицетворения. Итак, что такое олицетворение? Олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного. 6. Исследовательская работа в группах. - А сейчас вам предстоит работа в группах. Найдите олицетворения в этом стихотворении. - В каких группах готовы, зачитайте. Ответы детей. (Север дохнул, завыл, зима идет, пришла, рассыпалась, повисла, легла, сровняла.) - А какие еще средства художественной выразительности вы знаете? (Эпитеты - это образное определение предмета.) - Для чего используют эпитеты? (Чтобы красочней представить предмет.) - А есть ли эпитеты в этом стихотворении? Прочитайте. (Волнистыми, пухлой.) - Молодцы! Как поэт называет зиму? (Волшебница, матушка, зимушка.) - А каким словом называет ее чудеса? (Проказами.) - Итак, благодаря художественным средствам выразительности это произведение похоже на сказку. 7. Работа над выразительным чтением. - Кто является героями 1-й части стихотворения? (Север, зима.) - Надо читать, выделяя голосом знаки препинания, и более длительной паузой разделить север и зиму. Обязательно выделить слово «сама». Во второй части надо выделить каждое действие зимы и соблюдать при чтении знаки препинания. Зима живая, север живой, а чтобы все слова ожили прочитайте стихотворение выразительно. Вы работаете в группах. Сначала каждый читает для себя (жужжащее чтение), затем по 2 строки каждый и затем выбираете лучшего чтеца из своей группы и мы заслушаем их. Чтение детей. - Молодцы! Итак, ребята, зиму можно рисовать красками, звуками, словом, а вы с помощью Натальи Васильевны создадите свой образ зимы. Но для этого сначала приготовим к работе свои пальчики и сами отдохнете. Физминутка. Встали. (Пальчиковая гимнастика.) Этот пальчик самый толстый, Самый толстый и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный И стоит он в середине. Этот пальчик хоть и мал, Очень ловок и удал. Вытянули руки к солнышку, потянулись. Подул ветер, сильный ,и вы снежинки, наклонились влево, вправо, вперед, назад. Ветер ослаб и вы потихонечку опустились на свои места., тихо сели за парты. Наталья Васильевна. - На занятиях вы изучали пучужскую роспись, как олин из видов северо-двинской росписи, вырезали узоры из бумаги, т.е. изучали прорезной декор и сейчас вы , используя полученные знания, закончите начатую вами работу по созданию панорамы зимнего леса. Вас 3 группы и у каждого на столах свое задание. Первая группа распишет фасад зимнего домика пучужским узором. Образцы узоров и последовательность росписи пучужской веточки у вас на столах. Вторая группа украсит фасады домиков прорезным декором. У вас на столах лежат схемы с элементами прорезного декора и последовательность выполнения. Третья группа продолжает оформление панорамы зимнего пейзажа – украсит деревья и кустики хлопьями снега ( кусочками ваты), покроют речку льдом (наклеить на силуэт речки прозрачную белую ткань и на берега реки наклеить вату , как снег). Под руководством Натальи Васильевны ребята выполняют работу в группах. Затем на доске появляется чудесная зимняя картина. (На фотографиях видны моменты работы детей и часть выполненной работы). Итог. Ребята, вы познакомились с новым стихотворением А.С.Пушкина, великолепно работали на уроке, создали прекрасную зимнюю панораму, и конечно с удовольствием захотите выучить это стихотворение! На этом наш урок закончен, отдыхайте! |
Урок чтения и развития речи 6 класс Тема: «А. С. Пушкин «…Вот север, тучи нагоняя…» Цель: заинтересовать учащихся творчеством русского поэта А. С. Пушкина, путем анализа стихотворения |
Учебно образовательный центр «гармония» г. Милан Список учебной литературы... А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Вот Север, тучи нагоняя», «Опрятней модного паркета…», «Цветок», «Сказка о царе Салтане» |
||
А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал Открытый урок в 4 «А» классе по чтению интегрированный с уроком музыки по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» |
Урок по литературному чтению по теме "А. С. Пушкин. "У лукоморья дуб зеленый " Оборудование: портрет А. С. Пушкина, сборники сказок А. С. Пушкина, иллюстрация “У лукоморья дуб зелёный…”, рабочие тетради, учебник... |
||
Урок по литературному чтению. А. С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый…" Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрация «У лукоморья дуб зелёный…», рабочие тетради, муз запись увертюра к опере «Руслан... |
Проектная деятельность по творчеству А. С. Пушкина Провела учитель высшей категории Омарова Е. И Сегодня мы проведём урок литературы, используя проектную деятельность по творчеству А. С. Пушкину |
||
Программа по литературному чтению (1 4 классы) Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными... |
Программа по литературному чтению. Пояснительная записка Программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта... |
||
Пояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению в 4 классе «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования... |
Рабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с требованиями фгос ноо и авторской программы «Литературное... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |