А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал




Скачать 70.24 Kb.
Название А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал
Дата публикации 08.10.2014
Размер 70.24 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Открытый урок в 4 «А» классе по чтению интегрированный с уроком музыки по произведению А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…»

28 ноября 2008г.

Учитель начальных классов ГОУ СОШ № 511 Николаева Марина Владимировна

Учитель музыки ГОУ СОШ № 511 Милованова Наталья Леонидовна



Цели:

  1. Образовательные: формирование умения анализировать и сравнивать

Выразительные средства в литературе, музыке и

живописи.

  1. Развивающие : развитие образного и ассоциативного мышления,

творческого воображения, музыкального вкуса,

навыков выразительного чтения. Знакомство с

инструментами симфонического оркестра.

  1. Воспитательные: воспитывать любовь к поэтическому слову и музыке.

Тип урока:

  • Комбинированный, с использованием новых информационных технологий (проверить ранее изученные знания, объяснить и закрепить новые)

Оборудование:

  • Медиапроектор

  • Магнитофон

  • Синтезатор

  • Тетради по чтению на печатной основе

  • Раздаточные карточки с таблицей

Организационный момент.

Постановка целей и задач урока.

Учитель. В начале урока вы слышали музыку и это не случайно. Сегодня музыка будет присутствовать у нас на уроке чтения, т.к. мы его проведем вместе с Натальей Леонидовной.

А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал ……..

На экране портрет Пушкина А.С.

Мы сегодня на уроке узнаем, можно ли раскрасить сказку, а если можно, то кто и как это делает.

Вспомните, как у Пушкина возникла идея написания этой сказки? Вспомните наше путешествие в лето 1831года.

Дети. Летом в Царском Селе на даче состоялось поэтическое состязание между Жуковским и Пушкиным, которое заключалось в том, что они сочиняли сказки в стихах на народные сюжеты. В это лето Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», а Жуковский «Спящую царевну».

Учитель. Отличается ли позиция Жуковского во взгляде на сказку от позиции Пушкина?

Для кого писал свои сказки А.С.Пушкин?

Дети. Сказки Жуковского предназначались для детей. А Пушкин никогда специально для детей не писал. Все его произведения, в том числе и сказки можно читать в любом возрасте.

Учитель. Вы сказали, что Пушкин сочинил сказку на основе народной сказки. А от кого П мог слышать р. Н. с.?

Дети. Делают предположения.

Учитель. От своей няни Арины Родионовны.

На экране портрет Арины Родионовны.



Пушкин очень интересовался народным творчеством, хорошо знал живую русскую речь, с удовольствием слушал песни и сказки няни, много записывал. На основе этих черновых записей и создавал поэт свои замечательные произведения.

Откройте тетради на с. 38. Задание № 4.

Идет сравнение р.н.с. и окончательного текста пушкинской сказки.

Что общего?

(похожие герои, созвучные имена, действия)

Обе сказки ВОЛШЕБНЫЕ. Почему? Докажите?

(волшебные события)

Учитель. Какие волшебные события происходят в сказке. Расскажите по порядку.

  • Борьба лебедя и коршуна

  • Град на острове

  • Превращение в комара, муху, шмеля

  • Белочка

  • 33 богатыря

  • Царевна- Лебедь

Постановка проблемы.

Легко ли вам было читать сказку? Интересно? Как вы думаете почему?

А.С.Пушкин, изображая сказочных героев, подбирает и сказочные слова – необычные, волшебные. Слушая сказку, мы можем представить себе все, что происходит и то, как выглядят персонажи сказки, и их характеры, чувства, переживания. Поэт рисует нам сказку, но не красками, а словами.

Какие литературные приемы использует поэт для рисования своих героев и происходящих событий?

Сравнения

Олицетворение

Красочные эпитеты

Работа в группах.

I группа: найти слова, которыми Пушкин описывает характер героев.

II группа: найти олицетворения и сравнения.

III группа: найти красочные эпитеты.



Вывод:

в сказке Пушкина певучий неповторимый язык. Такое богатство описаний, переживаний, мыслей и характеристик персонажей.

На экране таблица: «Чем раскрасил сказку …….ПОЭТ»



При чтении и слушании сказок всегда возникают в воображении картины, которые хотелось бы перенести на бумагу. Дома вы постарались изобразить то, что особенно запомнилось, поразило.

На доске открывается выставка рисунков.



Сказка – прекрасное раздолье для творчества художников. Поэзия Пушкина побудила великих художников к созданию полотен сказочного цикла. Посмотрите на полотна известного русского художника Билибина.

На экране слайды картин Билибина.



  • Узнали вы героев сказок.

  • К каким эпизодам нарисованы рисунки?

Вывод:

Художник рисует сказку красками.

На экране таблица: «Чем раскрасил сказку …….ХУДОЖНИК»

Учитель: Поэт изобразил чудеса с помощью особых выразительных слов. А как в музыке композитор мог бы изобразить чудеса? Об этом мы сегодня тоже узнаем.

На экране портрет Римского - Корсакова

Композитор-сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков к 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина написал оперу «Сказка о царе Салтане», где есть уже знакомые вам «Три чуда». Для этого композитор использовал особые музыкальные краски ( выразительные средства): регистры и тембры.

Регистр – это высота звука. Регистр может быть: высоким, средним, низким.

Определение на экране



(Ученики записывают в рабочие тетради определение).

Учитель показывает на клавиатуре регистры. Как звучит низкий регистр, каким персонажам он подойдет? Средний регистр – близок человеческому голосу. А верхний регистр, как он звучит, кого может изобразить?

Человеческий голос неповторим, у каждого - свое звучание, поэтому мы всегда отличим голос мамы от голосов других женщин даже с закрытыми глазами. Нам хорошо знакомы голоса друзей, потому, что они не похожи друг на друга. И в этом мы с вами можем убедиться.

К доске выходит один из учащихся и поворачивается спиной к классу. А остальные ребята по руке учителя называют его по имени. Ученик, стоящий у доски, должен определить – кто его позвал.



Не только человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр. Один и тот же звук или мелодия, исполненная на разных музыкальных инструментах, звучит по-разному. Голос скрипки не похож на голос трубы. У каждого инструмента свой “цвет” звука, свой тембр.

Тембр – это окраска звука. (Ученики записывают в рабочие тетради определение).

Определение на экране

У каждого «Чуда» в опере свой регистр и свой тембр. Их нам и предстоит определить и записать в таблице. (Ученики рисуют таблицу в рабочих тетрадях)

чудо

регистр

тембр

Белка




ксилофон

33 богатыря




тромбон

царевна




гобой

Начинается симфонический отрывок «Три чуда» в опере зычным вступлением фанфар, словно приглашая нас в славный город Гвидона. И вот перед нами действительно прекрасный город:

«С златоглавыми церквами, теремами и садами»… Звучит вступление к фрагменту «Три Чуда».

Учитель: кстати, какие тембры использует композитор в фанфарах. Почему?(медные духовые, трубы, чтобы громким звуком привлечь внимание народа).

Первое чудо : (читает ученик наизусть)

«Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом,

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет.

Коллективная работа :

А знаете, какую песенку исполняет Белка? Она поет песенку на мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде». (Ученики разучивают и исполняют песню).



Слушаем первое чудо и определяем регистр и тембр фрагмента. Голоса некоторых инструментов будут для вас сегодня новыми, в «Белке» это будет ударный инструмент с «хрустальным» звуком - ксилофон.

На экране изображение музыкальных инструментов.

Прислушайтесь к его голосу, какой он? Чей еще тембр вы слышите? (флейта). Какой регистр использует композитор, почему? (регистр – высокий, чтобы показать маленькую белку в хрустальном теремке. Ученики заполняют таблицу).

Второе чудо: (читает ученик наизусть)

«Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснется в шумном бреге-

И очутится на бреге

33 богатыря

В чешуе златой горя,

Все красавцы молодые,

Великаны удалые,

Все равны, как на подбор;

С ними дядька Черномор.

Слушаем второе чудо, определяем и записываем в таблицах тембры и регистры. Какие голоса использовал композитор? (трубы, тромбоны) Слайд. Какой регистр? (низкий), почему именно эти музыкальные краски композитор использовал в богатырях? (Чтобы показать силу и мощь богатырей).

Третье чудо:

«За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть;

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выплывает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

Молвить можно справедливо –

Это диво, так уж диво.

Слушаем и определяем регистры и тембры. Композитор использует в этом фрагменте деревянный духовой инструмент – гобой, с мягким и нежным голосом. Слайд. Какой еще инструмент вы услышали? (скрипку). Слайд. Какой регистр звучит? (средний). Почему именно эти выразительные средства использовал композитор? (чтобы передать красоту и нежность царевны).

Вывод:

Композитор рисует сказку особыми музыкальными красками:

Регистрами и тембрами

На экране таблица: «Чем раскрасил сказку …….композитор»

Итог урока.

Так можно ли раскрасить сказку?

Да, можно. И каждый раскрасил ее по-своему.

Поднимите свои светофоры зеленым цветом, если урок понравился и запомнится вам.

Мы рады, что сегодня три могучих культуры: литература, живопись и музыка в сказку нас водили, радостью душу обогатили.

На экране слайд.



Д/з.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал icon Урок литературного чтения в 3 классе. Умк «Школа России» Тема: А....
Сегодня заключительный урок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал icon Сказка А. С. Пушкина опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане": вступление; тема моря (Черномора и богатырей); тема песни белки «Во саду ли, в...
А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал icon В каком году родился А. С. Пушкин?
Ответ. Пять сказок в стихах: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка...
А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал icon Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение
А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал icon Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке»
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде»,...
А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал icon Урок по теме: А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном...

А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал icon Программа «Начальная школа XXI века» Н. Ф. Виноградовой) Тема урока:...
«Сказки о царе Салтане…» (аудиозапись), портрет А. С. Пушкина, модели обложек книг, индивидуальные наборы для моделирования, карточки...
А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал icon Конкурс поэтов «Я с детства Пушкина люблю!»
А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; «Сказка о царе Салтане, о его славном и...
А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал icon Урок в 3 классе: литературное чтение и музыка
Н. А. Римский – Корсаков фрагмент из симфонической картины «Сказка о царе Салтане» «Три чуда», М. Яковлев романс «Зимний вечер»,...
А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал icon Урок литературного чтения в 1 классе По сказкам А. С. Пушкина Учитель:...
А. С. Пушкина, выставка книг А. С. Пушкина, диски с мультфильмами «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», телевизор,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции