Урок по литературному чтению по теме "А. С. Пушкин. "У лукоморья дуб зеленый "




Скачать 77.82 Kb.
Название Урок по литературному чтению по теме "А. С. Пушкин. "У лукоморья дуб зеленый "
Дата публикации 10.10.2014
Размер 77.82 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Урок по литературному чтению по теме "А.С. Пушкин. "У лукоморья дуб зеленый..."

Цели:

  • познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина, новым видом жанра (поэма);

  • учить выразительному чтению (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение);

  • воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, сборники сказок А.С.Пушкина, иллюстрация “У лукоморья дуб зелёный…”, рабочие тетради, учебник “Литературное чтение”

Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Настроение у нас – отличное, 
А улыбки – дело привычное, 
Пожелаем друг другу добра, 
Ведь урок начинать нам пора!

II.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

1. а) Развитие артикуляционного аппарата.

– Вращение языком (маятник).

– Вытягиваем губки за ниточку (трубочка), растягиваем (широкий рот), в разные стороны (улыбка).

б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.

Карась, в лаз не лазь. 
Застрял в лазе карась.

- прочитать 
- тихо→ громко. 
- медленно-быстро-быстрее

2. Выставка книг «Сказки А.С.Пушкина»

3.Беседа «Что вы знаете о жизни и творчестве А.С.Пушкина?»

. Ребята, а что вы знаете о жизни и творчестве великого русского поэта?

(Сообщения учащихся.)

(Учитель дополняет ответы учащихся рассказом о жизни и творчестве Пушкина.)

– Всего сказок у А. С. Пушкина пять: “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о золотом петушке”. Еще сказкой считают и сказочную поэму “Руслан и Людмила”. 
– Кто слышал эту сказку? О чем она? 
– Эту поэму А.С. Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а к ней – в 1824.

III Совместное открытие нового

1. Чтение вводной статьи «Александр Сергеевич Пушкин» сильным учеником.
У.Дети, сказочное путешествие продолжается. А сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком «У лукоморья дуб зелёный…»
Кто из вас уже читал ? И что вы знаете об этом произведении?
(Высказывания детей,  прочитавших самостоятельно)
У.Как вы думаете к какому жанру можно отнести это произведение?
(Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?) 
У.Дети, это поэма «Руслан и Людмила».А что такое поэма? Кто из вас знает?
(Ответы детей)
У.Более полно и точно значение слова прочитает ученик из толкового словаря Ожегова.
Д. ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
У.Ребята, поэма это новый вид жанра произведений А.С.Пушкина
(Учитель открывает третью группу слов на доске (поэма)
У. А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает?(ответы детей)
Опять обращаемся к словарю Ожегова, прочитает ученик…
Д. Лукоморье - морской залив.

2.Работа над произведением .
Первичное восприятие текста.
 У.Ребята, сказочное путешествие продолжается, давайте мы  отправимся в лукоморье.
Релаксация «У моря»
Садитесь поудобнее,  расслабтесь,  закройте глаза и представьте  каждый себе своё лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?  (Чтение учителем отрывка из поэмы на фоне музыкальнойзаписи)
Беседа по первичному восприятию:
У.Каким же поэт изобразил лукоморье?
Д.Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным. 
У.Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему?
Д.(Высказывания детей)
У.Какие вам встретились трудные непонятные слова?(Дети называют слова)
У.Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

3.Словарная работа:(на доске записаны слова)

Лукоморье
Неведомые (дорожки)
Невиданные (звери)
…и дол видений полны… 
Прихлынут  
Брег песчаный 
Витязь

Чредой
Мимоходом
Пленяет
Темница
Над златом чахнет
…и мёд я пил
Поведать

                                                      

У.Давайте попробуем подобрать синонимы к этим словам.(Подбор синонимов под руководством учителя).

Физкультминутка.

Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
Раз - подняться на носки и улыбнуться.
В синем море волны хлещут
Два - руки вверх и потянуться.
Туча по небу идёт,
Три - согнуться, разогнуться
Бочка по морю плывёт
Повернуться и друг другу улыбнуться.

IV. Применение нового знания

1. Работа над текстом. Чтение учащимися по частям с кратким комментированием.

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том;
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.

Учитель:

– У лукоморья – это неизвестная, сказочная местность, изогнутый, как лук, берег моря, а на берегу – дуб, крепкий, красивый, могучий.

На доске дуб зелёный, золотая цепь, кот учёный.

Давайте, не будем спешить в волшебную сказочную страну. Сначала поговорим о чудесах, в которые все люди верят: о русалке, лешем, домовом, колдунах ….

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;

Так много волшебства…есть существа, которых нет в настоящей жизни… (поэтому эта поэма – сказка).

На столе рисунки: леший, русалка, избушка, водяной Мягкая игрушка – домовой.

Домовой, леший, водяной – это не люди, а духи. Их никто не видел, а только слышал: домовой стучит, возится за печкой; водяной – хозяин рек, озёр. Леший, лесовик, живёт в лесу, поёт песни без слов. Он любит качаться на деревьях. Леший свистит, ухает, хохочет, пугая людей, умеет подражать голосам животных и птиц. Ему подчиняются все ленные обитатели. Осенью он бушует в лесу, ломает деревья, гонит зверей. На зиму прячется под землёй, где и ждёт наступления весны.

Леший может быть высоким как дерево, а может быть ниже травы, укрываясь земляничным листочком.

Русалка – живёт на болотах. По ночам песни поёт, заманивает путников. Волосы у неё зелёные, как водоросли, расчёсывает она их гребешком из рыбьих костей.

Избушка на курьих ножках (Кто в ней живёт ?).

там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.

– Что за чудо: из моря выходят 30 витязей, точь в точь равны и голосом, и волосом , и лицом и ростом. А выходят они из моря на 1 час, и с ними дядька их морской. (Рисунок витязей, книга “Сказка о царе Салтане.)

Витязь – воин, солдат. Наши витязи были богатырями.

Богатырь – герой русских былин, воин, который отличается небывалой силой, мужеством, умом.

Сейчас это слово употребляется в переносном значении: человек большого роста, крепкого телосложения, сильный, смелый. (Как называли на Руси сильных, храбрых?).

Дядька в старину: воспитатель, старый солдат или слуга в дворянской семье. Наш дядька не простой солдат, а морской.

Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;

Физкультминутка “ветер дует”.

2. Выразительное чтение учащимися отрывка.

3. Беседа по прочитанному.

– Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения?

Д.: Напевное, плавное.

– Какая должна быть интонация?

Д.: Интонация торжественности и таинственности.

У.: – Как вы можете объяснить слова поэта:

“Там русский дух…там Русью пахнет!”

Д.: Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.

– Как нужно читать эти строки?

Д.: Выделить ударением, паузой чтение важных строк произведения.

Вывод: Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

IV. Итог урока.

– Произведение какого писателя читали? 
– Как называется произведение? 
– С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?

Д.: Поэма.

– Что особенно вам понравилось?

Д.: Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

V. Рефлексия «Цветок настроения»


У.Ребята, наше  путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).
Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.

Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.
Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.
Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

(Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное)

Домашнее задание: предлагаю по выбору учащихся: выразительное чтение наизусть отрывка, нарисовать понравившееся чудо. Дополнительно читать произведения А.С.Пушкина в хрестоматии по литературному чтению.

VI. Оценивание.

Читайте Пушкина, друзья! 
Читайте сказки! 
И будет жизнь тогда полна 
Тепла и ласки.

Читайте Пушкина, друзья! – 
Вот вам подсказка! 
И пронесете сквозь года 
Вы радость сказки!

Урок составлен учителем начальных классов МБОУСОШ №5 п.Стрелка

Зиминой Светланой Анатольевной

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературному чтению по теме \"А. С. Пушкин. \"У лукоморья дуб зеленый \" icon Урок по литературному чтению. А. С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый…"
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрация «У лукоморья дуб зелёный…», рабочие тетради, муз запись увертюра к опере «Руслан...
Урок по литературному чтению по теме \"А. С. Пушкин. \"У лукоморья дуб зеленый \" icon А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»
Развивать образное мышление, творческие способности, воображение, способность воспринимать различные виды искусства
Урок по литературному чтению по теме \"А. С. Пушкин. \"У лукоморья дуб зеленый \" icon Тема урока: А. С. Пушкин «у лукоморья дуб зелёный…»
...
Урок по литературному чтению по теме \"А. С. Пушкин. \"У лукоморья дуб зеленый \" icon Л. Н. Толстой Рассказы для детей К. Д. Ушинский «Четыре желания»...
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденное солнце»
Урок по литературному чтению по теме \"А. С. Пушкин. \"У лукоморья дуб зеленый \" icon «У лукоморья дуб зеленый…»
Вы почувствуете неповторимую красоту набережных, мостов, проспектов и площадей. Экскурсия «Ангел, хранящий Город» по территории музея-заповедника...
Урок по литературному чтению по теме \"А. С. Пушкин. \"У лукоморья дуб зеленый \" icon «У лукоморья дуб зеленый…»
Экскурсия «Ангел, хранящий Город» по территории музея-заповедника Петропавловская крепость без посещения Петропавловского собора....
Урок по литературному чтению по теме \"А. С. Пушкин. \"У лукоморья дуб зеленый \" icon Программа по литературному чтению (1 4 классы) Система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова
Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными...
Урок по литературному чтению по теме \"А. С. Пушкин. \"У лукоморья дуб зеленый \" icon Программа по литературному чтению. Пояснительная записка
Программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта...
Урок по литературному чтению по теме \"А. С. Пушкин. \"У лукоморья дуб зеленый \" icon Интегрированный урок по литературному чтению и творчеству А. С. Пушкина...

Урок по литературному чтению по теме \"А. С. Пушкин. \"У лукоморья дуб зеленый \" icon У лукоморья Дуб зеленый Златая цепь на Дубе том: и днем и ночью Кот...
Тагеев, откроет небывалые возможности в социальном и техническом плане. Громадные самолёты будут перевозить миллионы людей и тонны...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции