Скачать 78.46 Kb.
|
И.Л. Балымов ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ О ЧЕЛОВЕКЕ В ИНТЕРНЕТЕ И ОБЩЕНИИ С НИМ Работа представлена кафедрой психологической помощи РГПУ им.А.И.Герцена. Научный руководитель - доктор психологических наук, профессор Е.П. Кораблина В статье описываются результаты исследования представлений студентов об Интернете, собеседнике в Интернете и общении с ним, анализируются различия в представлениях, связанные с полом, возрастом, специальностью, опытом использования Интернета и общения в нем. The article presents some results of students` ideas about Internet, Interlocutor in Internet and communication with him. The presented article gives analisis of different connected with sex, age, speciality, and expirience of internet use and communication. Виртуальное коммуникационное пространство Интернета обладает рядом особенностей, которые оказывают существенное влияние на поведение человека в нем. К основным таким особенностям относятся: анонимность, специфичность выразительных средств, изменения в пространстве и времени и др. [2, 3]. В частности, эти факторы сказываются на особенностях взаимодействия людей в Интернете. Учитывая хорошо известную в социологии знания и психологии социального познания зависимость поведения человека в конкретной ситуации от того, как он эту ситуацию определяет, мы полагаем, что важнейшим направлением психологических исследований Интернета является изучение представлений различных субъектов о виртуальной коммуникационной среде Интернета и поведении личности в ней. В 2006 году нами было проведено исследование, целью которого являлось выявление представлений студентов об Интернете, особенностях общения в Интернете и особенностях собеседника в Интернете. Объектом исследования выступили студенты 3 и 5 курсов, обучающиеся на математических и гуманитарных специальностях. В исследовании приняли участие 467 человек из разных городов в возрасте от 17 до 25 лет. В качестве метода сбора данных было использовано анкетирование. Первичный анализ данных показал, что Интернет представляют как информационную среду 66,3%, коммуникационную среду – 26,1%, рекреационную среду – 12,8% и как деловую среду – 1,7% респондентов. Большинство респондентов (76%) полагает, что собеседник в Интернете отличается от собеседника в обычном общении, меньшая часть (17%) считает, что не отличается. Анализируя характер отличий собеседника, можно сделать следующие выводы: 25,9% респондентов полагают, что общение в Интернете предоставляет личности определенные возможности, связанные с анонимностью, свободой, раскрепощенностью, легкостью установления контакта с собеседником из любой части света и т.д.. 28,6% респондентов указывают на ограничения такого общения, связанные в основном с бедностью выразительных средств, техническими особенностями канала связи. Мнения еще 9% респондентов можно определить как «несимметричность возможностей»1. 17,6% респондентов указывают на возможность лжи со стороны собеседника, которую в условиях общения в Интернете невозможно проверить, 15% отмечают его раскрепощенность и раскованность, 9,8% - открытость и искренность. На анонимность собеседника указывают 18,7% респондентов. Недостаток визуальных стимулов отмечает 24,3% респондентов; недостаток аудиальных и кинестетических – лишь 2,6%. Представления студентов об особенностях восприятия другого в Интернете отражены в Таблице 1. Необходимо отметить, что варианты, представленные в данной таблице, не являются взаимоисключающими. Наоборот, большинство из них имеют общую основу – отсутствие визуального контакта с собеседником. Таблица 1. Восприятие и понимание при общении в Интернете.
Очень маленькое количество респондентов (4,6%) считает, что личность может лучше самореализоваться, общаясь в Интернете, большинство полагает, что для этого лучше подходит обычное общение (47,6%) и что проявить свою индивидуальность человек может как в обычном общении, так и в Интернете (42,8%). Мнения о влиянии общения в Интернете на человека распределились следующим образом: влияет положительно – 27,3%, влияет отрицательно – 15,6%, не влияет – 29,9%, «на всех по-разному» (16,9%) и «не знаю» (4,5%). Таким образом, Интернет осмысливается студентами в терминах информационного и коммуникационного пространства, общение с другими людьми в котором обладает рядом специфических особенностей и в силу этого способно так или иначе сказываться на личности общающегося человека. Во-первых, сам человек, общающийся в Интернете, действует и воспринимается иначе, чем в обычном общении, во-вторых, длительное общение в специфических условиях Интернета преобразует, меняет личность общающегося. Далее мы попытались выявить различия в представлениях, связанные с различными характеристиками студентов, такими как пол, возраст, специальность, опыт и цели использования Интернета и т.д. В качестве статистического критерия использовался коэффициент ассоциации по Пирсону (для дихотомических переменных) - χ² -Пирсона [3]. В качестве статистически значимых связей принимались зависимости на уровне значимости 0,05 и более.
Литература
1 Несимметричность нами понимается как ситуация, в которой дополнительная возможность одного участника общения одновременно рассматривается как ограничение для другого, например, «собеседник может лгать». Возможность лжи – это определенное преимущество для одного партнера и ограничение для другого |
Вопрос 39. Особенности маркетинга в Интернете. Развитие коммерческой... |
Рабочая программа дисциплины Формирование целостного представления о человеке как о субъекте психической деятельности и развивающейся личности |
||
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1... Ознакомить студентов с понятием об общении, уровнями и видами общения, коммуникативными навыками |
Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов... На обложке одного из учебников большими буквами напечатано: «человек», а чуть пониже, маленькими, – уточнение: «анатомия, физиология... |
||
Рабочая учебная программа по обществознанию 7 класс для базового уровня Оно дает наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные... |
Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других Санкт-Петербургской медицинской академии, показывает нормальные и аномальные проявления эмоций в деловом общении и семье. Приведены... |
||
План методической работы мкоу «Новосеребряковская сош» на 2013 2014 учебный год Учитель это тончайший инструмент, вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый,... |
Рабочая программа дисциплины (модуля) история взаимодействия общества и природы Целью освоения дисциплины является формирование компетентности студентов в сфере развития экологических идей и представления о возрастании... |
||
Цель: расширить представления о значении великого поэта в духовной... Нас всегда будет занимать чудо или тайна гения. Почему его слово, сказанное более чем два века назад, пройдя через многие поколения,... |
Урок музыки в 6-м классе "Инструментальный концерт" Образовательная: познакомить учащихся с зарождением и развитием жанра инструментального концерта на примере концерта «Времена года»... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |