Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов




Скачать 134.89 Kb.
Название Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов
Дата публикации 13.05.2014
Размер 134.89 Kb.
Тип Решение
literature-edu.ru > Психология > Решение
«Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на занятиях по психологии во внеурочной деятельности

через тренинговые занятия»

Коммуникативные УУД - это:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • постановка вопросов;

  • разрешение конфликтов;

  • управление поведением партнера;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкое вступление в контакты с другими людьми и в дальнейшем поддерживание с ними оптимальных отношений. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями.

Общение школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения с взрослыми:

первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование.

вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослыми.

При этом преобладают:

- действенные умения;

- риторические умения;

- умение вести диалог;

- умение слышать и слушать и вести спор;

- умение вставать на точку зрения другого;

- умение работать сообща для достижения общей цели

третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и не регламентированности. Если в общении с взрослым даже самые несмелые дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником школьник использует самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы. Желание поучаствовать в таких движениях нашло применение на художественно - эстетическом направлении. Ребята с удовольствием отрабатывают актерское мастерство, умение держаться на сцене, …

Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования  (ФГОС  НОО)  предлагает  формировать  коммуникативные  универсальные  учебные  действия  для  адаптации  ребенка  в  социуме. Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение также является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, имеет определенный опыт общения с взрослыми.  В возрасте 6—7 лет у детей появляется интерес к сверстникам. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д., что является одной из важнейших задач развития на школьном этапе.
Ежегодно для учащихся 1 класса мною проводятся факультативные занятия в рамках внеурочной деятельности, в период адаптации к школьной жизни, направленные в основном именно на формирование коммуникативных УУД.

Форма работы групповая, проходит в виде тренингов.

Тренинг-это обучение, а значит, имеет цель, задачи, последовательность и итог. Тренинг может проходить в виде игры, деловой игры, в тренинговом кругу. Место, где проходит тренинг - изолированное помещение, без посторонних людей и наблюдателей. Работа в группе помогает ребенку осмыслить так же учебные действия. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики.

Тренинги коммуникативных навыков позволяют ставить комплексные цели: обучение навыкам позитивного общения, формирование навыков разрешения конфликтов и проблем общения, освоение навыков культуры поведения вырабатывать у подростков положительное отношение друг к другу и умение общаться так, приносило радость, развивать навыки взаимодействия в группе, развивать навыки вербального и невербального общения, учить с достаточной точностью выражать свои мысли, снижать уровень конфликтности подростков, преодолевать тревожность и страхи.

На каждом занятии четко прописываем задачи, которые мы ставим перед детьми.

Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе, или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиваниями. Для этого я использую символ - игрушку (мяч), который служит определенным знаком - у кого мяч в руках, тот и высказывается, а остальные должны тихо выслушать. Если необходимо высказать свое мнение не имея мяч в руках, есть правило поднятой руки, и тогда мяч передается тому, кто желает высказать свое мнение.

Желательно, вначале, вместе с детьми, установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке.

Например:

  • участвует каждый ребенок в работе группы

  • говорить нужно спокойно и ясно и только по делу

  • проявлять уважение к другому участнику

  • обратная связь в конце каждого упражнения


Тренинг состоит из трех частей - вводная часть, основная и заключительная. Обязательно после каждого упражнения проводится рефлексия. Также существуют определенные принципы работы в тренинге:- принцип добровольности, принцип обратной связи, принцип равноправного участия и принцип психологической безопасности.
Ожидаемые результаты:

Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Формы промежуточного и итогового контроля:
Мотивационные беседы:

«Два пловца», «Дедушка и мальчик», «Птица и птенцы».
Диагностика:

  1. Исследование мышления – тест МЭДИС. (на нач. года и на конец)

  2. Методика изучения памяти «10 слов»

  3. Методика «Корректурная проба»

  4. «Определение мотивов учения»

  5. Самооценка «Лесенка»

  6. «Графический диктант»

Программа факультатива рассчитана на 33 занятия в год (по 40 минут)

Тематический план занятий:



Тема занятия

Задачи

Инструментарий

1

Знакомство

Создание условий для более близкого знакомства в микро группе; развитие доброжелательных отношений, наблюдательности, памяти, воображения и внимания.

Мяч, музыкальное сопровождение

2

«Ты мне нравишься»

Стимулирование внутригруппового общения; развитие памяти, внимания, логического мышления

Мяч, музыкальное сопровождение, клубок ниток

3

«Расскажи о себе»

Продолжение знакомства друг с другом; развитие коммуникативных умений. Сплоченности; закрепление школьных правил; снятие напряжения и стресса

Мяч, музыкальное сопровождение, красивый бумажный пакетик

4

«Только вместе»

Создание дружеской атмосферы, доверия; развитие внимания и мышления


Мяч, музыкальное сопровождение

5

«Кто есть кто? Что есть что?»

Развитие умения вступать друг с другом в контакт, умение договариваться, слушать, расслабляться

Мяч, музыкальное сопровождение, мелки для рисования или листы газет

6

Сплочение коллектива

Развитие произвольного внимания, логического мышления, воображения, тактильного и слухового восприятия

Мяч, музыкальное сопровождение, повязка на глаза

7

Умение общаться

Развитие воображения, произвольного внимания, навыков общения, расширение знаний друг о друге

Мяч, музыкальное сопровождение, линейка

8

Сплочение коллектива

Создание дружеской атмосферы; развитие крупной моторики, произвольного внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия

Мяч, музыкальное сопровождение, покрывало

9

Развиваем память, внимание, восприятие

Развитие конструктивного взаимодействия, умения синхронного движения, произвольного внимания, слухового восприятия, крупной моторики, зрительной памяти

Мяч, музыкальное сопровождение, тематические картинки, пустые коробки из-под обуви

10

Сплочение коллектива

Развитие умения чувствовать друг друга, способности к сосредоточению, слуховой памяти, произвольного внимания, координации движений; снятие напряжения

Мяч, музыкальное сопровождение, шарф

11

Умение общаться

Развитие доброжелательности в общении со сверстниками; мышления, памяти, внимания

Мяч, музыкальное сопровождение

12

«Находим друзей»

Развитие коммуникативных навыков, сообразительности, внимания. Умение подчиняться определенным правилам

Мяч, музыкальное сопровождение

13

Умение общаться

Развитие невербального общения, творческих способностей, волевой сферы, памяти, внимания, мышления, обогащение словарного запаса

Мяч, музыкальное сопровождение, карандаши цветные, бумага

14

Сплочение коллектива

Развитие ловкости, крупной моторики, внимания, мышления, чувства ритма, сплоченности коллектива; снятие напряжения

Мяч, музыкальное сопровождение, картинки с изображением различных предметов

15

«Скучно, скучно так сидеть!»

Развитие произвольного внимания, слухового восприятия, собранности, коллективизма, умение чувствовать друг друга, сопереживать

Музыкальное сопровождение

16

«Рисунок имени»

Содействовать осознанию позиции школьника; способствовать формированию дружеских отношений в классе

Альбом для рисования, цветные карандаши, рисунок солнца, музыкальное сопровождение

17

Мои эмоции

Научить детей распознавать основные чувства. Показать, что чувства-это особая часть нас; поупражняться осознавать собственные чувства

Плакат «Галерея эмоций», карточки с изображением животных (зайца, волка, медведя), музыкальное сопровождение

18

Мое настроение

Дать понятие о настроении и его влиянии на психическое здоровье человека; освоить способы улучшения настроения; развивать интерес к себе и другим, способность к рефлексии своего состояния

Мяч, альбомы для рисования, цветные карандаши, музыкальное сопровождение, бумажные цветки Добра

19

Что такое гнев

Дать детям возможность выразить свой гнев; показать различия между чувством гнева и агрессивным поведением, обучить способам контроля своего агрессивного поведения

«Мешочек гнева», мишень, 6-7 мелких предметов различной фактуры, листы бумаги, цветные карандаши

20

«Путешествие в страну Дружбы»

Дать определение понятия «Дружба», отработать умение присоединяться к группе

Ватманы, карандаши цветные, музыкальное сопровождение

21

«Мы взрослые друзья»

Помочь детям осознать, что друзья могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, а также те, кого они придумали

Клубок прочной нити, карандаши, лепестки ромашки разного цвета, мяч, музыкальное сопровождение


22

«Мой любимый урок»

Оказать помощь учащимся в формировании учебной мотивации, в сплочении коллектива

Мяч. Альбомы для рисования, цветные карандаши, музыкальное сопровождение

23

Моя самооценка

Формировать чувство доверия и уверенности в себе, способствовать повышению самооценки

Музыкальное сопровождение, красивое покрывало, «сердечки» по числу участников, корона

24

«Качества в подарок»

Актуализировать у детей знания об эмоционально форме человека; учить детей выстраивать позитивную перспективу своей жизни

Мяч, красиво оформленная коробка, музыкальное сопровождение

25

«Моя семья»

Дать возможность детям рассказать о своей семье; развивать чувство самоуважения

Альбомы, краски, музыкальное сопровождение

26

Сплочение коллектива

Развивать чувство собственной значимости: формировать адекватную самооценку, вести работу по сплочению коллектива

Листы белой бумаги, краски, цветные карандаши

27

Снимаем напряжение

Снять беспокойство, напряжение, мобилизовать внимание детей. Развивать чувство собственного достоинства

Старые газеты, красивая палочка, музыкальное сопровождение

28

Что такое счастье

Учить ладить с людьми, содействовать сплочению коллектива

Карандаши, листы бумаги

29

«Любимое занятие»

Дать детям возможность рассказать о себе; развивать любознательность, артистизм, коммуникативные способности

Музыкальное сопровождение

30

Сплочение коллектива

Способствовать развитию сплоченности, навыков общения, групповой доброжелательности, созданию хорошего настроения

Красивая палочка, музыкальное сопровождение

31

«Я уникальный»

Развитие навыков речевого общения, уважения к окружающим

Мяч. Музыкальное сопровождение


32

Работа с негативными переживаниями

Повышение эмоциональной устойчивости детей; формирование адекватно воспринимать обидные замечания

Мяч.

33

«До скорых встреч!»

Подвести итоги работы; рефлексия

Мяч, музыкальное сопровождение

Литература:

  1. Адаптационные занятия с первоклассниками. Автор-составитель С.И.Тукачева.- Волгоград: учитель, 2007

  2. О.В.Хухлаева. «Тропинка к своему Я.».- М.:2012

  3. Программа формирования УУД. Стандарты 2-го поколения, начальная школа.-М .:«Просвещение», 2011

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов icon 7. Решение спорных вопросов: Улаживание конфликтов. Улаживание конфликтов
Классификация игр, как теоретическая основа их выбора и практического применения в профессиональной подготовке
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов icon Методическое пособие по ключевым компетенциям обучающихся в удо автор-составитель
Компетенции, относящиеся к деятельности человека:- компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач;...
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов icon «Школа будущего ученика» Акманова Галина Абдулмуслимовна
Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен...
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов icon Нелинейный метод наименьших квадратов Постановка задачи
Постановка задачи. Что будет, если зависимость наблюдаемых значений yi от параметров нелинейная, т е
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов icon Об одной дискуссии по некоторым вопросам палеославистики
Р. М. Цейтлин с. 12–13]. Между тем встреча эта, как нам представляется, заслуживает более широкого внимания как любопытный пример...
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов icon Книга представляет собой систематический очерк основных проблем конф­ликтологии....
К 64 Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина // спб.: Издательство «Лань», 1999. – 448 с
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов icon Урок литературы в 9 классе Тема урока: Анна Ахматова. Слово о поэте....
Методические приёмы: рассказ учителя; анализ стихотворений; лекция с элементами беседы; применение знаний по теории литературы; постановка...
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов icon Анцупов А. Я. А74 Профилактика конфликтов в школьном коллективе
А74 Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Гуманит изд; центр владос, 2003. — 208 с. — (Б-ка школьного психолога)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов icon Тема 3: «Основные функции самоменеджмента: формулирование и постановка...
Определение приоритетов, составление распорядка дня и организация трудового процесса, самоконтроль и корректировка целей 9
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов icon Тематическое планирование учебного материала по информатике в 8 классе
Настоящее планирование составлено на основе Обязательного минимума содержания образования по информатике (уровень А); рекомендованного...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции