Скачать 134.89 Kb.
|
«Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на занятиях по психологии во внеурочной деятельности через тренинговые занятия» Коммуникативные УУД - это:
Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие легкое вступление в контакты с другими людьми и в дальнейшем поддерживание с ними оптимальных отношений. Коммуникация, по мнению психологов - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих разный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями. Общение школьников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения с взрослыми: - первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование. - вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослыми. При этом преобладают: - действенные умения; - риторические умения; - умение вести диалог; - умение слышать и слушать и вести спор; - умение вставать на точку зрения другого; - умение работать сообща для достижения общей цели - третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и не регламентированности. Если в общении с взрослым даже самые несмелые дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником школьник использует самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы. Желание поучаствовать в таких движениях нашло применение на художественно - эстетическом направлении. Ребята с удовольствием отрабатывают актерское мастерство, умение держаться на сцене, … Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предлагает формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации ребенка в социуме. Таким образом, начать формирование коммуникативных умений важно уже в младшем школьном возрасте побуждая учащихся к целенаправленному общению. Общение также является неотъемлемой частью любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса. Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, имеет определенный опыт общения с взрослыми. В возрасте 6—7 лет у детей появляется интерес к сверстникам. Происходит интенсивное установление дружеских контактов, возникает настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль и т. д., что является одной из важнейших задач развития на школьном этапе. Ежегодно для учащихся 1 класса мною проводятся факультативные занятия в рамках внеурочной деятельности, в период адаптации к школьной жизни, направленные в основном именно на формирование коммуникативных УУД. Форма работы групповая, проходит в виде тренингов. Тренинг-это обучение, а значит, имеет цель, задачи, последовательность и итог. Тренинг может проходить в виде игры, деловой игры, в тренинговом кругу. Место, где проходит тренинг - изолированное помещение, без посторонних людей и наблюдателей. Работа в группе помогает ребенку осмыслить так же учебные действия. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Тренинги коммуникативных навыков позволяют ставить комплексные цели: обучение навыкам позитивного общения, формирование навыков разрешения конфликтов и проблем общения, освоение навыков культуры поведения вырабатывать у подростков положительное отношение друг к другу и умение общаться так, приносило радость, развивать навыки взаимодействия в группе, развивать навыки вербального и невербального общения, учить с достаточной точностью выражать свои мысли, снижать уровень конфликтности подростков, преодолевать тревожность и страхи. На каждом занятии четко прописываем задачи, которые мы ставим перед детьми. Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе, или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиваниями. Для этого я использую символ - игрушку (мяч), который служит определенным знаком - у кого мяч в руках, тот и высказывается, а остальные должны тихо выслушать. Если необходимо высказать свое мнение не имея мяч в руках, есть правило поднятой руки, и тогда мяч передается тому, кто желает высказать свое мнение. Желательно, вначале, вместе с детьми, установить подходящие для работы группы правила. Их должно быть минимальное количество, и они должны дополнять правила поведения на уроке. Например:
Тренинг состоит из трех частей - вводная часть, основная и заключительная. Обязательно после каждого упражнения проводится рефлексия. Также существуют определенные принципы работы в тренинге:- принцип добровольности, принцип обратной связи, принцип равноправного участия и принцип психологической безопасности. Ожидаемые результаты: Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни. Формы промежуточного и итогового контроля: Мотивационные беседы: «Два пловца», «Дедушка и мальчик», «Птица и птенцы». Диагностика:
Программа факультатива рассчитана на 33 занятия в год (по 40 минут) Тематический план занятий:
Литература:
|
7. Решение спорных вопросов: Улаживание конфликтов. Улаживание конфликтов Классификация игр, как теоретическая основа их выбора и практического применения в профессиональной подготовке |
Методическое пособие по ключевым компетенциям обучающихся в удо автор-составитель Компетенции, относящиеся к деятельности человека:- компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач;... |
||
«Школа будущего ученика» Акманова Галина Абдулмуслимовна Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен... |
Нелинейный метод наименьших квадратов Постановка задачи Постановка задачи. Что будет, если зависимость наблюдаемых значений yi от параметров нелинейная, т е |
||
Об одной дискуссии по некоторым вопросам палеославистики Р. М. Цейтлин с. 12–13]. Между тем встреча эта, как нам представляется, заслуживает более широкого внимания как любопытный пример... |
Книга представляет собой систематический очерк основных проблем конфликтологии.... К 64 Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина // спб.: Издательство «Лань», 1999. – 448 с |
||
Урок литературы в 9 классе Тема урока: Анна Ахматова. Слово о поэте.... Методические приёмы: рассказ учителя; анализ стихотворений; лекция с элементами беседы; применение знаний по теории литературы; постановка... |
Анцупов А. Я. А74 Профилактика конфликтов в школьном коллективе А74 Профилактика конфликтов в школьном коллективе. — М.: Гуманит изд; центр владос, 2003. — 208 с. — (Б-ка школьного психолога) |
||
Тема 3: «Основные функции самоменеджмента: формулирование и постановка... Определение приоритетов, составление распорядка дня и организация трудового процесса, самоконтроль и корректировка целей 9 |
Тематическое планирование учебного материала по информатике в 8 классе Настоящее планирование составлено на основе Обязательного минимума содержания образования по информатике (уровень А); рекомендованного... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |