Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. Спб.: Речь, 2004. 154с




Скачать 2.24 Mb.
Название Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. Спб.: Речь, 2004. 154с
страница 1/14
Дата публикации 23.09.2014
Размер 2.24 Mb.
Тип Учебное пособие
literature-edu.ru > Психология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
ББК 88.492 П86

Авторский коллектив:

Я. М. Платонова, д-р педагог, наук, проф., зав. кафедрой социальной работы и социальных наук Санкт-Петербургского государственного института пси­хологии и социальной работы (СПбГИПСР);

М. В. Руднева, канд. психол. наук, доц. кафедры прикладной социальной психологии СПбГИПСР;

Я. М. Тарасенко, психолог Службы социальной скорой помощи «Ребенок в опасности» г. Санкт-Петербурга;

М. В. Киселева, ст. преп. кафедры общей и дифференциальной психологии СПбГИПСР;

Я. Ю. Кучукова, ст. преп. кафедры гендерологии и фамилистики СПбГИПСР;

Г. Г. Гарскова, ст. преп. кафедры общей и дифференциальной психологии СПбГИПСР;

Т. В. Тулупьева, канд. психол. наук, доцент кафедры антикризисного управления предприятием и персоналом СПбГУВК.

Рецензенты:

В. Я. Келасъев, д-р философ, наук, проф., зав. кафедрой теории и практики социаль­ной работы СПбГУ;

В. Я. Машков, д-р психол. наук, проф., зав. кафедрой социальной антропологии и пси­хологии СПбГУ.

П 86 Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации. Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. — СПб.: Речь, 2004.- 154с.

ISBN 5-9268-0298-9

Настоящее пособие посвящено анализу особенносте'й психологической реабили­тации лиц, переживших внутрисемейное насилие. Рассмотрены причины и психоло­гические последствия различных форм насилия в отношении детей и женщин. Обо­снованы современные технологии и методы терапевтической работы с лицами, пережившими насилие в семье. Большое внимание уделяется индивидуальному сопро­вождению жертв насилия, а также групповым методам, включая инновационные арт-терапевтические технологии. В приложениях пособия собраны практические матери­алы, которые могут быть использованы специалистами широкого профиля. В представленных материалах отражен практический опыт работы отечественных и за­рубежных специализированных социальных служб, кризисных центров и групп само­помощи.

Пособие адресовано специалистам социальных учреждений, социальным работни­кам, студентам и аспирантам факультетов социальной работы, социологии и психо­логии, а также широкому кругу лиц, интересующихся данной проблемой.

ББК 88.492

© Коллектив авторов, 2004

© Издательство «Речь», 2004

© Борозенец П. В. (оформление), 2004

ISBN 5-9268-0298-9

Оглавление

Введение 5

Раздел 1.ПОМО1ЦЬЛИЦАМ,ПЕРЕЖИВШИМНАСИЛИЕВСЕМЬЕ 7

1.1. Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия

и посттравматическом стрессе 7

Индивидуальное консультирование Ю

Групповая посттравматическая интервенция 19

1.2. Помощь жертвам насилия в форме длительного психологического
сопровождения 22

Метод психодрамы 27

Арт-терапия 29

1.3. Компетентность как условие эффективности психологической
работы с жертвами насилия 30

Раздел 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ,

ПЕРЕЖИВШИХНАСИЛИЕВСЕМЬЕ 41

2.1. Жестокое обращение с детьми 41

Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка... 42

Физическое насилие 44

Психологическое (эмоциональное) насилие 48

Сексуальное насилие 52

2.2. Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам
насилия 60

Первичная беседа 60

Групповая терапия 65

Предварительная подготовка детей к групповой работе 70

Предварительная подготовка взрослых к групповой работе.. 71

Организация работы группы детей и их родителей 75

Принципы работы психотерапевтов с детьми,

пострадавшими от насилия 78

Арт-терапевтические технологии работы с детьми,

пострадавшими от внутрисемейного насилия 79

Песочная терапия 85

2.3. Опыт психологической работы с детьми — жертвами насилия
в службе социальной скорой помощи «Ребенок в опасности»

(г. Санкт-Петербург) 89

Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЖЕНЩИН,

ПЕРЕЖИВШИХНАСИЛИЕВСЕМЬЕ 116

3.1. Насилие в отношении женщин: причины и следствия 116

Оглавление

Введение


3.2. Индивидуальное психологическое сопровождение женщин—

' жертв насилия 128

3.3. Групповые методы реабилитации женщин, пострадавших от внутрисе­
мейного насилия 132

Раздел 4. ПРИЛОЖЕНИЯ 139

Программа групповой терапии детей, пострадавших от внутрисе­
мейного насилия 139

Рекомендации по работе с группами для предупреждения насилия 141

Руководства для педагогов по поддержке ребенка в классе вслед за

.149

раскрытием случая насилия 144

Список использованной литературы

В течение ряда десятилетий проблема семейного насилия не только не была предметом комплексного междисциплинарного исследования, но и не рассматривалась через призму общественного мнения. Сегод­ня не только специалисты социальных служб, но и школьные учителя, родители, работники различных образовательных, медицинских учреж­дений становятся потребителями специализированной литературы по данной проблеме.

В данном пособии сделана попытка обобщения разрозненной ин­формации по проблеме психологического сопровождения жертв на­силия, представленной в большей степени в зарубежной литературе.

По данным статистики от разных форм насилия в большей степени страдают дети и женщины, которые стали объектом рассмотрения дан­ного учебного пособия. Обоснование методов психотерапевтической практики оказания помощи выделенной группе строится на диагнос­тике последствий насилия, анализе глубины эмоционального потря­сения и прогнозе его отдаленных последствий. Большое внимание уделяется особенностям консультативного процесса, который рассмат­ривается поэтапно с рядом методических указаний и комментариев. Эти разделы полезны, в первую очередь, начинающим консультантам и социальным работникам.

Большое внимание в предлагаемом издании уделяется методам ког­нитивно-поведенческого подхода: арт-терапии, драмотерапии, которые могут быть использованы как в индивидуальной, так и в групповой форме консультирования. Индивидуальная работа предпочтительна для клиентов, склонных скрывать от окружающих свои трудности, ка­тегорически отказывающихся работать в группе, а также для тех, кто не способен участвовать в групповой дискуссии, заторможен или об­ладает трудным характером. Часто после индивидуального консульти­рования предлагается групповая работа для укрепления навыков не­насильственного общения и уверенности в себе.

Психологическое сопровождение при посттравматическом рас­стройстве и глубоком личностном переживании семейной драмы тре­бует серьезной профессиональной подготовки в области психологичес­кого консультирования и психотерапии. Компетентность консультанта рассматривается как важнейшее условие эффективности оказания пси­хологической помощи жертвам насилия.

Введение

Несомненный интерес у специалистов может вызвать анализ опыта работы специализированной службы срочной социальной помощи «Ре­бенок в опасности». При достаточно общей типологии проблем пред­ставлен широкий спектр возможностей решения задач оказания психологической помощи на основе комплексного подхода, где орга­низационные и психологические методы являются ведущими.

В приложениях пособия представлены практические материалы, которые могут быть использованы специалистами широкого профи­ля. В данных материалах отражен практический опыт работы отече­ственных и зарубежных специализированных социальных служб, кри­зисных центров и групп самопомощи.

Для предотвращения семейного насилия требуется кропотливая просветительская работа среди населения для повышения общего уров­ня психологической культуры, формирования социальных установок неприемлемости насильственных форм поведения. Авторский коллек­тив надеется, что данная работа станет одним из указателей пути, веду­щего к гармонии человеческих чувств и отношений.

Пособие адресовано специалистам социальных учреждений, соци­альным работникам, студентам и аспирантам социальных факульте­тов, а также широкому кругу лиц, интересующихся данной проблемой.

Раздел 1

ПОМОЩЬ ЛИЦАМ, ПЕРЕЖИВШИМ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

1.1. ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ОСТРОЙ ТРАВМЕ НАСИЛИЯ И ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОМ СТРЕССЕ

Психологическое сопровождение лиц, переживших семейное наси­лие, осуществляется в двух основных направлениях:

  1. экстренная психологическая помощь при острой травме наси­
    лия и посттравматическом стрессе;

  2. длительное сопровождение в процессе индивидуального консуль­
    тирования и групповой работы.

Экстренная помощь жертвам насилия организационно осуществ­ляется в форме «горящей линии» — телефонов доверия, индивидуаль­ной консультации, групповой работы (дебрифинг) и предоставления убежища. Основными задачами экстренного краткосрочного сопро­вождения жертв насилия является оценка безопасности членов семьи, принятие мер по обеспечению их физической и психологической бе­зопасности, нормализация психического состояния пострадавших. В случае необходимости рекомендуется направление в медицинские и правоохранительные органы.

Оказание экстренной психологической помощи при острой травме и посттравматическом стрессе строится на основе недирективной те­рапии, в которой большее внимание уделяется эмоциональным фак­торам, чувственным аспектам ситуации, чем интеллектуальным. Ос­нователь недирективной техники консультирования К. Роджерс подчеркивал, что задача консультанта в этом случае сводится не к ин­терпретации события, а скорее в содействии клиенту в «достижении им зрелости через инсайт и самоисследование» [55]. По его мнению, клиент кроме потребности в самопринятии обладает тенденцией к са­моактуализации, которая способствует личностному росту и психиче-

Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье

скому здоровью. Освобождая силы для роста, клиент ассимилирует но­вый опыт, искореняет эмоциональные препятствия, достигает инсай-та, что открывает путь к росту и здоровью [68].

Клиент-центрированное консультирование строится на исполь­зовании методик вчувствованного понимания (эмпатии), неограни­ченного принятия (безусловного оценивания) и самоконгруэнтнос­ти (подлинности). Это способствует формированию межличностных отношений между консультантом и пострадавшим, строящимся на безусловном положительном отношении и эмпатийном понимании, что в свою очередь позволяет перемещать клиента из состояния пси­хологической дезадаптации к состоянию психологической адаптации.

Таким образом, специализированное вмешательство предполагает разрешение текущих трудностей клиента через создание условий для выражения сильных эмоций и приобретение им чувства контроля над собой. Вмешательство психологической защиты может изменить кар­тину переживания насилия. Очень часто последствия настоящей трав­мы усиливаются переживаниями ситуаций насилия, которые имели место в прошлом опыте. Однако на данном этапе психологической поддержки прошлые проблемы могут быть только обозначены, так как все усилия консультанта должны быть сосредоточены на настоящем состоянии клиента, его мыслях и переживаниях.

Посттравматическая интервенция направлена на то, чтобы сделать возможной работу с проблемой, а не обязательно решить ее. Решение многих проблем требует длительного времени, так как не всякая про­блема может быть трансформирована в соответствии с ожиданиями, желаниями и потребностями клиента. Иногда следует смириться с объективной ситуацией и искать приемлемый выбор в ней.

Общий круг задач, решаемых методом посттравматической интер­венции может включать в себя создание условий для:

  1. выражения клиентом своих условий;

  2. повторения травмирующих воспоминаний для уменьшения смя­
    тения;

  3. четкого определения актуальных проблем;

  4. создания оснований принятия клиентом себя и пережитого.

Оптимальным будет такое вмешательство, которое приносит мак­симальные результаты в короткие сроки, предупреждая необратимые личностные процессы. Как правило, постгравматическая интервенция осуществляется в следующей последовательности:

Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия...

Этап 1. Исследование проблемы

Основной задачей данного этапа является создание условий для кли­ента по отстранению от слишком сильных эмоций, связанных с травма­тической ситуацией, возможностью посмотреть на нее со стороны. Кли­ент рассказывает о травматическом событии и своей реакции на него. Консультант помогает идентифицировать проблему и выразить чувства, связывая их с событиями и людьми. Недифференцированный «комок переживаний» и напряжения постепенно распадается на отдельные со­ставляющие. Человек, находящийся в кризисном состоянии, жаждет по­лучить немедленное облегчение. Это возможно, если не пытаться пере­ходить к решению проблемы слишком быстро. Напряжение спадает при проговаривании и осознании ситуации (отстранение) в условиях эмоци­ональной поддержки клиента. Стадия завершается идентификацией ак­туальной проблемы на когнитивном уровне.

Этап 2. Видение проблемы клиентом и консультантом

Целью работы на данном этапе является задача рассмотрения про­блемы с различных точек зрения, учитывая прошлое, настоящее и бу­дущее, ценности, жизненные планы и объективные характеристики происходящего. Это преимущественно когнитивный этап работы; так, клиент нуждается в расширении горизонта представлений, получении точной информации, позволяющей обобщенно взглянуть на ситуацию. На этом этапе следует избегать типичных ошибок, которые встречают­ся при формулировании проблемы:

  1. слишком глобальная формулировка проблемы, не позволяющая
    с ней работать («Так жить нельзя»);

  2. непонимание клиентом важных аспектов проблемы;

  3. клиент смешивает актуальную и прошлую проблему;

  4. ограничение во времени;

  5. акцент на анализе чувств и потребностей клиента, отработке но­
    вых поведенческих стереотипов и т. д.

Важное значение имеет анализ прошлого ответа клиента по решению аналогичных проблем для выявления имеющихся полезных навыков.

Этап 3. Альтернативы и решения

Не всякая проблема может быть решена в соответствии с желаемым результатом. Однако всегда можно найти совместным обсуждением наиболее приемлемый выбор в сложившихся обстоятельствах.

8

Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье

Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия...


Первичное собеседование с жертвой насилия целесообразно выст­раивать в следующей последовательности:

1 шаг. Представьтесь клиенту, расскажите о своей роли и о той помо-

щи, которую вы можете оказать.

  1. шаг. Признайте тяжесть происшедшего.

  2. шаг. Побудите клиента рассказать о случившемся, задавайте уточ-

няющие вопросы.

4 шаг. Помогите клиенту выразить чувства, возникшие в связи с на-

силием.

5 шаг. Объясните, что многие люди, пережившие насилие, испыты -

вают подобные чувства и реакции.

6 шаг. Проясните представления о насилии (действиях до и во время

насилия).

7 шаг. Объясните, что ответственность за насилие лежит только на

обидчике.

  1. шаг. Резюмируйте рассказ клиента.

  2. шаг. Помогите определить, что беспокоит клиента больше всего и

чем следует заняться в первую очередь. Побудите сформули­ровать основную актуальную проблему.

10 шаг. Составьте совместно план действий по разрешению проблем, вызванных насилием. Предлагайте возможные решения.

Л шаг. Укрепите чувство контроля над жизнью. Подчеркните, что клиент способен выбирать те шаги, которые сочтет нужным.

  1. шаг. Подготовьте пострадавшего к возможным реакциям на травму.

  2. шаг. Предложите, при необходимости, дальнейшую помощь. Уточ-

ните, кто из близких и друзей может оказывать клиенту под­держку, что помогает сохранять стабильность и уверенность.

Во время первичного обследования вопросы могут носить:

  1. общий характер;

  2. целенаправленный характер о насилии;

  3. дополнительные, уточняющие вопросы и др.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Индивидуальное консультирование рекомендуется клиентам, не гото­вым и не желающим работать в группе. Нередко насилие глубоко травми­рует человека: разрушается самоуважение и способность контролировать свою жизнь, теряется доверие к людям, возникают эмоциональные нару-

шения. Пережившим насилие важно с полной откровенностью раскрыть все детали происшедшего, чтобы все подробности не мучили и не вызыва­ли стыда и тайного отвращения к себе. Если консультанту трудно вы­слушивать рассказ, рекомендуется преодолеть себя и сохранить открытость и поддержку клиента. Этим консультант помогает преодолеть клиенту чувство изолированности и потерянности.

Процесс индивидуального консультирования жертв насилия в об­щем виде включает в себя следующие этапы:

  1. установление контакта с клиентом;

  1. выяснение причин, побудивших обратиться за помощью к кон­
    сультанту;

  2. анализ, оценку и диагностику проблемы насилия с точки зрения
    клиента и консультанта;

  3. совместное формулирование проблемы и определение целей кон­
    сультирования ;

  4. установление стратегии и плана действий (альтернативы и реше­
    ния);

  5. оценку результатов консультирования и установление обратной
    связи.

Информация консультанта может реализовывать различные функ­ции консультирования, быть катализатором и фасилитатором, облег­чающим и ускоряющим работу, он может быть средством мобилиза­ции ресурсов личности, средством, формирующим мотивацию действий, они могут разъяснять и предупреждать последствия альтер­нативных действий клиента. И главное, в большинстве своем консуль­тации помогают консультируемому комплексно оценить стоящие пе­ред ним проблемы, глубже уяснить стоящие задачи и осуществить оптимальный выбор варианта действия, поведения.

По своей технологии и форме консультация представляет собой вза­имодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого специальные знания и информация консультанта используется для оказания помощи консультируемому лицу в решении назревших про­блем [22, 28,40].

Результат консультирования во многом зависит от достижения вза­имопонимания между консультантом и консультируемым. Для этого необходимо соблюдать следующие технологические условия:

1) во-первых, необходимо, чтобы позиция консультанта не проти­воречила взглядам клиента;


10

11

Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье

Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия...


  1. во-вторых, необходимо наглядно показать клиенту, что действия,
    которые от него ожидаются, будут способствовать и соответство­
    вать удовлетворению его потребностей и интересов;

  2. в-третьих, при всех равных условиях, люди легче принимают по­
    зицию того человека, к которому испытывают эмоциональное по­
    ложительное отношение, и отвергают, не принимают позицию
    того, к кому испытывают отрицательные эмоции.

Проведение консультирования предполагает обязательное соблю­дение следующих базовых принципов:

  1. принцип обоснованности или опоры на профессиональные зна­
    ния и умения специалиста, отражающие специфику консульти­
    рования в рамках конкретного научного подхода или научной
    школы;

  2. принцип клиентоцентризма, базирующийся на уникальности кли­
    ента, которая проявляется в его возрасте, семейном положении,
    личностных характеристиках, интеллектуальных возможностях,
    манере понимать и интерпретировать ситуацию;

  3. принцип психологической безопасности, предписывающий кон­
    сультанту действия по созданию психологически комфортной
    ситуации, в которой клиент почувствует себя в полной безопас­
    ности;

  4. принцип целесообразности и целеустремленности, предполагаю­
    щий конкретность решения четко обозначенных проблем;

  5. принцип добровольности, подчеркивающий возможность отказа от
    консультационных услуг в любое время и на любом этапе работы
    с проблемой;

  6. принцип профессиональной мотивации и компетентности [40, 51].

Процесс индивидуального консультирования неповторим в каждом конкретном случае. Однако существуют общие закономерности, ко­торые способствуют достижению положительных результатов в про­цессе оказания психологической поддержки лицам, пострадавшим от насилия.

Ядром технологии процесса консультирования является установле­ние доверительных взаимоотношений консультанта и консультируемого. К ним можно отнести особый характер взаимоотношений в распреде­лении ответственности, видах сопротивления, переносе и контрпере­носе.

«Особые» отношения между специалистом и потерпевшим характе­ризуются эмпатией, доброжелательностью и готовностью разделить ответственность за эмоциональные проблемы клиента. При остром пе­реживании травмы насилия клиент обычно нуждается в высокой доле сердечности, эмпатии и заботы со стороны окружающих. Важным мо­ментом в правильной организации отношений является знакомство с клиентом. С первых минут консультант стремится установить психоло­гический контакт, означающий обоюдное принятие доверия, уважения, симпатии. Контакт со специалистом обеспечивает безопасную атмос­феру, в которой клиент может обратиться к своему болезненному и трав­матическому опыту без страха быть непонятым или услышать осужде­ние в свой адрес.

Умение устанавливать контакт с самыми разными людьми являет­ся важнейшим профессиональным умением психолога и социального работника. Стадия установления контакта может занять время от не­скольких минут до нескольких встреч и, соответственно, идти парал­лельно со следующими этапами работы. Как правило, клиенты испы­тывают напряжение и беспокойство перед первой встречей со специалистом. Показателями установления контакта является физи­ческое и эмоциональное раскрепощение человека, его готовность рас­сказывать о себе, делиться переживаниями.

Нередко люди, подвергающиеся длительному семейному насилию, привыкают таить от окружающих свою боль. Недоверие таких клиен­тов бывает не легко преодолеть. В процессе взаимодействия с клиен­том психолог не должен принуждать клиента к рассказу. Терпеливое и доброжелательное отношение специалиста, его готовность задавать наводящие вопросы, умение снять скованность и принять сильные переживания потерпевшего являются залогом эффективной коммуни­кации с ним. Настрой на контакт с клиентом может занимать 15 ми­нут, но по энергозатратам эти минуты равны часу тяжелой физической работы (К. Роджерс).

Если клиент переполнен чувствами, то его стремление выговорить­ся может максимально сократить время установления контакта. В та­ком случае не следует перебивать клиента. Рекомендуется выслушать его на позициях принятия его чувств и с минимальным давлением.

Из четырех основных стилей общения (светского, контролирующе­го, поискового и доверительного) доверительный стиль является веду­щим. Этот стиль коммуникации основан на открытом обсуждении темы. Общение нередко связано с высоким уровнем психоэмоционального


12

13

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. Спб.: Речь, 2004. 154с icon Инструкция для создания песочной картины
Теория и практика командообразования. Современная технология созда­ния команд / Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. Спб.: Речь,...
Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. Спб.: Речь, 2004. 154с icon Ситаров В. А. Дидактика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений...
Современные образовательные технологии : учебное пособие / кол авторов; под ред. Н. В. Бордовской. М.: Кнорус, 2010. 432 с
Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. Спб.: Речь, 2004. 154с icon И. И. Мазур В. Д. Шапиро Н. Г. Ольдерогге
М12 Управление проектами: Учебное пособие / Под общ ред. И. И. Мазура. — 2-е изд. — М.: Омега-Л, 2004. — с. 664
Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. Спб.: Речь, 2004. 154с icon Учебное пособие
М74 модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие /Под ред. Е. Б. Моргунова (Серия «Библиотека журнала...
Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. Спб.: Речь, 2004. 154с icon Учебное пособие «Дифференциальная психология: теоретические и прикладные...
А95 Дифференциальная психология: теоретические и прикладные аспекты исследования интегральной индивидуальности / Учеб пособие. —...
Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. Спб.: Речь, 2004. 154с icon Учебное пособие для вузов под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов и всех интере­сующихся философской проблематикой
Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. Спб.: Речь, 2004. 154с icon Литература: Бизюк А. П. Патопсихология: краткий курс в контексте...
Бизюк А. П. Патопсихология: краткий курс в контексте общей и клинической психологии: [учеб пособие ]/ А. П. Бизюк; Под ред. Л. М....
Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. Спб.: Речь, 2004. 154с icon Учебное пособие Текст предоставлен правообладателем Логопатопсихология:...
«Логопатопсихология: учеб пособие для студентов / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской.»: Гуманитарный издательский центр владос;...
Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. Спб.: Речь, 2004. 154с icon Социология
С 44 Социология. Учебное пособие / Под ред. Касьяно­ва В. В. — Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000. 512 с
Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. Спб.: Речь, 2004. 154с icon Учебное пособие под ред проф. М. Черниловского составитель В. Н. Садиков москва 1994
I. древний мир древний Восток
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции