Ситаров В. А. Дидактика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Под ред. В. А. Сластенина




Скачать 128.1 Kb.
Название Ситаров В. А. Дидактика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Под ред. В. А. Сластенина
Дата публикации 15.06.2014
Размер 128.1 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Информатика > Документы

Теория обучения. Педагогические технологии

Семинар 1.1 «Сущность процесса обучения»

Основные вопросы:

1.Анализ определений процесса обучения.

2. Сущность обучения, его противоречия.

3. Функции процесса обучения.
Задания:

  1. Прочитать материал о сущности обучения в нескольких источниках.

  2. Проанализировать несколько определений процесса обучения.

  3. Найти в протоколе урока конкретные примеры реализации функций процесса обучения.


Литература:

Основная:

  1. Современные образовательные технологии : учебное пособие / кол. авторов ; под ред. Н.В. Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.

  2. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.

  3. Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.

  4. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф - Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.

Дополнительная:

  1. Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999. — 88 с.

  2. Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова.— М.: Айрис-пресс, 2006.— 256 с.— (Высшее образование).



Семинар 1.2. «Закономерности процесса обучения»

Основные вопросы:

1. Понятие закономерности процесса обучения.

2. Характеристика основных закономерностей процесса обучения.

Задания:

  1. Проанализировать несколько определений закономерностей процесса обучения.

  2. Найти в протоколе урока конкретные примеры реализации основных закономерностей процесса обучения.


Литература:

Основная:

  1. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2007 - 192 с.

  2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2008. - 368с.

  3. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.


Дополнительная:

  1. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. - М., - Педагогика, 2007. - 496с.

  2. Загвязинский В. И. Теория обучения в вопросах и ответах. - М., 2008

  3. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф - Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.

Семинар 2.1. «Принципы обучения различных дидактических систем»

Основные вопросы:

  1. Понятие принципа обучения.

  2. Характеристика принципов обучения различных педагогических систем.

  3. Взаимодействие и взаимообусловленность принципов обучения.

Задания:

  1. Проанализировать несколько определений «принцип обучения».

  2. Выписать характеристики принципов обучения различных педагогических систем.

  3. Выбрать урок и показать реализацию принципов обучения при:

  • объяснении нового материала,

  • решении упражнений,

  • повторении темы,

  • закреплении изученного.

Литература:

Основная:

  1. Загвязинский В. И. Теория обучения в вопросах и ответах. - М., 2008

  2. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2007 - 192 с.

  3. Борытко Н. М., Соловцова И. А., Байбаков А. - М., - Педагогика, 2007. - 496с.

  4. Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова.— М.: Айрис-пресс, 2006.— 256 с.— (Высшее образование)

Дополнительная:

  1. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.

  2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2008. - 368с.

  3. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф - Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.


Семинар 2.2. «Структура процесса обучения»

Основные вопросы:

  1. Понятие структуры процесса обучения.

2. Характеристика основных этапов процесса обучения.

Задания:

  1. Написать структуру процессов учения и преподавания в виде схемы.

  2. Проанализировать этапы преподавания и учения на примере конкретных уроков.

Литература:

Основная:

  1. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2007 - 192 с.

  2. Осмоловская И. М. Дидактика. - М., 2008. - 240с.

  3. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.


Дополнительная:

  1. Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.

  2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с. — (Серия «Учебник нового века»)

  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B. C. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. 320 с.

  4. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф - Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.



Семинар 3.1. «Содержание образования»

Основные вопросы:

  1. Понятие содержания образования.

  2. Характеристика деятельностного подхода к определению содержания образования.


Задания:

1. Выписать положения государственных образовательных стандартов для одного из звеньев школы.

2. Охарактеризовать учебный план и программу по выбранному предмету.

3. Сравнить различные учебники, используемые по одному и тому же предмету.

Литература:

Основная:

  1. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2007 - 192 с.

  2. Осмоловская И. М. Дидактика. - М., 2008. - 240с.

  3. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.

  4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2008. -101 с.


Дополнительная:

  1. Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.

  2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с. — (Серия «Учебник нового века»)

  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B. C. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. 320 с.

  4. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф - Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.



Семинар 3.2. «Диагностика и целеполагание в процессе обучения»

Основные вопросы:

  1. Понятие «учебная цель».

  2. Характеристика основных категорий учебных целей.

Задания:

  1. Выписать определение понятия «учебная цель».

  2. Ознакомиться с основными требованиями к декомпозиции образовательных целей процесса обучения.

  3. Определить образовательные, воспитательные и развивающие цели просмотренного учебного занятия.

  4. Установить взаимосвязь между учебными целями занятия, учебными целями его отдельных этапов и целями конкретных упражнений, входящих в его состав.




Сформулировать образовательные, воспитательные и развивающие цели конкретного урока, определить взаимосвязь между образовательными целями занятия, целями отдельных его этапов и целями упражнений, входящих в его состав


Литература:

Основная:

  1. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2007 - 192 с.

  2. Управление обучением в разновозрастных группах: Мастер-класс / Под ред. Л. В. Байбородовой, Л. В. Демидовой, Е. Е. Цамуталиной. - Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011. — 63 с.

  3. Осмоловская И. М. Дидактика. - М., 2008. - 240с.

  4. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.


Дополнительная:

  1. Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.

  2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с. — (Серия «Учебник нового века»)

  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B. C. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. 320 с.

  4. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф - Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.



Семинар 4.1. «Методы и средства обучения»

Основные вопросы:

  1. Понятие о методе, приеме и средстве обучения. Отличие методов от приемов и средств.

2. Основные классификации методов обучения.

3. Характеристика традиционной классификации методов обучения.

4. Особенности применения методов традиционной классификации в учебном процессе.

Задания:

  1. Выписать определение понятий «метод», «прием», «средство» обучения.

  2. Выделить существенные признаки различных видов бесед, объяснения, наблюдения, иллюстрационного, демонстрационного, практических методов.

  3. Закрепить знания о методах обучения на основе анализа конкретного урока.

  4. Продемонстрировать средства обратной связи, активизирующие познавательную деятельность учащихся, наглядные пособия.

Литература:

Основная:

  1. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2007 - 192 с.

  2. Осмоловская И. М. Дидактика. - М., 2008. - 240с.

  3. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.

  4. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум: учеб.- метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.] ; под ред. И. И. Цыркуна, М. В. Дубовик. - Минск : ТетраСистемс, 2010.-224 с.

  5. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. — 91 с.

  6. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 314 с.


Дополнительная:

  1. Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.

  2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с. — (Серия «Учебник нового века»)

  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B. C. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. 320 с.

  4. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф - Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.

  5. Управление обучением в разновозрастных группах: Мастер-класс / Под ред. Л. В. Байбородовой, Л. В. Демидовой, Е. Е. Цамуталиной. - Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011. — 63 с.

Семинар 4.2. Ролевая игра «Урок»

Цель: проигрывание отдельных методов, используемых на уроке.

Задание:

  1. Выбрать один из методов и доказать необходимость и значимость его использования в обучении.

  2. Провести часть урока, используя один из методов или приемов: беседа, упражнение, самостоятельная работа, проблемное изложение, практическая работа, метод демонстрации (опыт, слайды, презентация), познавательная игра, проектная деятельность…

Литература:

Основная:

  1. Аствацатуров, Г. О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков / Г. О. Аствацатуров, канд. ист. наук. - Волгоград: Учитель, 2009. - 133 с.

  2. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2007 - 192 с.

  3. Осмоловская И. М. Дидактика. - М., 2008. - 240с.

  4. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.

  5. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум: учеб.- метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.] ; под ред. И. И. Цыркуна, М. В. Дубовик. - Минск : ТетраСистемс, 2010.-224 с.

  6. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. — 91 с.

  7. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 314 с.


Дополнительная:

  1. Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.

  2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с. — (Серия «Учебник нового века»)

  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B. C. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. 320 с.

  4. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф - Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.

  5. Управление обучением в разновозрастных группах: Мастер-класс / Под ред. Л. В. Байбородовой, Л. В. Демидовой, Е. Е. Цамуталиной. - Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011. — 63 с.


Семинар 5.1. «Современный урок»

Основные вопросы:

  1. Тип уроков. Их характеристика.

  2. Почему урок является основной формой обучения.

  3. Разнообразие форм организации обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, парная).

  4. Пути повышения эффективности урока.

Задания:

  1. Подобрать и показать одну из форм организации обучения на уроке

  2. Ознакомиться с основными видами требований к современному уроку.

3. Выступить с реферативным сообщением «Пути совершенствования урока на современном этапе»

Литература:

Основная:

  1. Аствацатуров, Г. О. Дизайн мультимедийного урока: методика, технологические приемы, фрагменты уроков / Г. О. Аствацатуров, канд. ист. наук. - Волгоград: Учитель, 2009. - 133 с.

  2. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2007 - 192 с.

  3. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. - М., 2007

  4. Осмоловская И. М. Дидактика. - М., 2008. - 240с.

  5. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.

  6. Педагогические системы и технологии: лабораторный практикум: учеб.- метод. пособие / И. И. Цыркун [и др.] ; под ред. И. И. Цыркуна, М. В. Дубовик. - Минск : ТетраСистемс, 2010.-224 с.

  7. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. — 91 с.

  8. Воронкова О.Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 314 с.

Дополнительная:

  1. Ситаров В. А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.

  2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с. — (Серия «Учебник нового века»)

  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B. C. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. 320 с.

  4. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф - Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.


Семинар 5.2. «Дополнительные формы обучения»

Основные вопросы:

  1. Понятие «дополнительная форма обучения».

  2. Разнообразие дополнительных форм организации обучения.

Задания:

  1. Подобрать и показать одну из дополнительных форм организации обучения.

  2. Обосновать эффективность использования выбранной формы обучения в данных условиях.

Литература:

Основная:

  1. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2007 - 192 с.

  2. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. - М., 2007

  3. Иванова Е. О. Теория обучения в информационном обществе / Е. О. Иванова, И. М. Осмоловская. — М.: Просвещение, 2011. — 190 с.

  4. Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. - Волгоград: Учитель, 2008. — 91 с.

  5. Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О.Б. Воронкова. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 314 с.




  1. Дополнительная:

  2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 304 с. — (Серия «Учебник нового века»)

  3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B. C. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002. 320 с.

  4. Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф - Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.

  5. Управление обучением в разновозрастных группах: Мастер-класс / Под ред. Л. В. Байбородовой, Л. В. Демидовой, Е. Е. Цамуталиной. - Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011. — 63 с.

  6. Галеева Н. Л. Сам себе учитель: Курс практических занятий по формированию успешности ученика. — М.: 5 за знания, 2006. — 96 с. — (Методическая библиотека).




канд. пед, наук, Утёмов Вячеслав Викторович

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ситаров В. А. Дидактика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Под ред. В. А. Сластенина icon Белкин А. С. Б 43 Основы возрастной педагогики: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений
...
Ситаров В. А. Дидактика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Под ред. В. А. Сластенина icon Рецензенты: доктор педагогических наук, действительный член рао,...
Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский...
Ситаров В. А. Дидактика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Под ред. В. А. Сластенина icon Вопросы и задания
Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб пособие для студ высш учеб заведений / Под ред. В. И. Сели­верстова. —...
Ситаров В. А. Дидактика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Под ред. В. А. Сластенина icon Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Г 58 Психология физического воспитания...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт»
Ситаров В. А. Дидактика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Под ред. В. А. Сластенина icon Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений
Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. Том 0-28 Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений....
Ситаров В. А. Дидактика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Под ред. В. А. Сластенина icon Скирбекк Г., Гилье Н. История философии : Учеб пособие для студ высш учеб, заведений
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений. М.: Владос, 2000. 800 с
Ситаров В. А. Дидактика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Под ред. В. А. Сластенина icon Высшее образование
Детская психология: учеб пособие для студ высш учеб заведений / Д. Б. Эльконин; ред сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.:...
Ситаров В. А. Дидактика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Под ред. В. А. Сластенина icon Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб для студ высш...
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб для студ высш учеб, заведений. — М.: Гуманит изд центр владос,...
Ситаров В. А. Дидактика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Под ред. В. А. Сластенина icon Педагогика
Социальная педагогика: Учеб для студ пед вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр и доп. М.: Издательский центр «Академия»,...
Ситаров В. А. Дидактика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / Под ред. В. А. Сластенина icon В. А. Лабунская Васильева О. С., Филатов Ф. Р
Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений. — М.: Издательский центр...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции