Хлестаков и городничий ( анализ II действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)




Скачать 59.69 Kb.
Название Хлестаков и городничий ( анализ II действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Дата публикации 08.06.2014
Размер 59.69 Kb.
Тип План-конспект
literature-edu.ru > Литература > План-конспект
Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная)общеобразовательная
школа №12 г. Волжска Республики Марий Эа
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Хлестаков и городничий

(анализ II действия

комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

Выполнила: учитель русского языка и литературы Медведева Н.Ю.

2009 год

ТЕМА: Хлестаков и городничий

(анализ II действия комедии Н.Б. Гоголя «Ревизор»).
ЦЕЛИ:

  1. Знакомство с содержанием II действия и его анализ. Продолжение работы над характеристикой Хлестакова. Понятие о несоответствии как основе комического.

  2. Введение понятия «анализ монолога» и анализ монолога Осипа (явление первое).

  3. Формирование умений выделять главное, строить полный ответ на вопрос.

  4. Приобщение к русской культуре, духовное развитие учащихся, воспитание культуры умственного труда, коммуникативных качеств личности (умение высказывать собственное мнение, отстаивать свою точку зрения).


ТИП УРОКА: урок изучения нового материала с элементами развития речи.
ТЕХНОЛОГИЯ: развитие критического мышления.
ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Иллюстрация к комедии Н.В. гоголя «Ревизор».

  2. Грамзаписи действия комедии в исполнении артистов Малого театра.

  3. Рисунки детей.

ЭПИГРАФ: О, тонная штука! ...какого туману напустил!...

ХОД УРОКА.

1. Вызов.

1) Вступительные слова учителя.

Вся наша работа над комедией - не просто знакомство с ее содержанием, а составление полной, глубокой характеристики ее главного героя Хлестакова. Обратимся к плану характеристики:

  1. Место персонажа в системе образов.

  2. Своеобразие мировоззрения героя, определяемое его социальным
    статусом:

а) Характер деятельности и основные жизненные установки;

б) Влияние на окружающих персонажей.

3. Какие черты личности героя выявляются в произведении:

а) с помощью портрета;

б) в авторской характеристике;

в) через характеристику других действующих лиц;

г) с помощью;

д) в речежестовом поведении героя.

е) при помощи интерьер.

4. Типичность данного образа.

2) Что мы уже знаем о литературном герое? Какие сведения о нем записали в
своей тетради? (1,3 а) б).)

2. Осмысление.

  1. Дома вы прочитали I действие. Как вы думаете, какие пункты характеристики Хлестакова мы сегодня раскроем? (2 а; З в, г, д)

  2. Перенесемся мысленно в комнату гостиницы, где живет Хлестаков, и послушаем его слугу Осипа, который рассуждает сам с собой в отсутствие хозяина.

  3. Задание перед прослушиванием: на какие части в зависимости от содержания можно разбить монолог?

  4. Прослушивание грамзаписи монолога Осипа (действие II, явление 1)

  5. Условные смысловые части монолога.

Первые реплики Осип произносит с досадой, он как бы жалуется на незадачливого хозяина, из-за которого слуга должен испытывать голод и унижение. Когда он вспомнил деревню, где можно весь век лежать на полатях и есть пироги, интонация его меняется, она делается мечтательно-напевной.

Рассказывая о Петербурге, Осип все более воодушевляется и доходит почти до восторга.

Воспоминание о хозяине делает его снова озабоченным и сердитым, и он начинает читать Хлестакову, которого нет в комнате, мораль.

Осип сам, в конце концов, понимает бесполезность своих поучений, и лик его становится грустным, даже тоскливым.

6. На прошлом уроке мы с вами, читая 1 действие, учились анализировать диалог. Сейчас попробуем проанализировать монолог.

а) Что такое анализ? (разделение объекта, понятия на элементы);

б) Что такое монолог? (речь одного действующего лица);

в) Для чего нам нужно анализировать монолог? (расширить характеристику Хлестакова, более полно представить главного героя);

г) Знакомство с планом анализа монолога (на доске):

  1. Чем вызван этот монолог?

  2. Какие темы в нем затронуты?

  3. Какие взгляды героя раскрываются?

  4. Каково психологическое состояние персонажа в данный момент и
    как оно выражается?

  5. С какой целью ввел драматург этот монолог?

д) Устный анализ монолога, по ходу которого учащиеся делают заметки на черновиках, так как предупреждены о том, что дома должны будут
письменно ответить на эти вопросы.

Примерный анализ монолога:

  1. Монолог вызван недовольством Осипа своим хозяином. Он считает, что именно из-за легкомыслия Хлестакова они не могут ехать дальше и голодают.

  2. В монологе затронута тема прошлого Хлестакова и Осипа, его жизни в Петербурге.

  3. Хотя Осип и осуждает Хлестакова, но ему, как и барину, нравится легкая, веселая жизнь в Петербурге.

  1. Психологическое состояние героя меняется в зависимости от того, о чем он говорит, от досады до восторга и снова до грусти. Выражается через авторские ремарки, а замечания самого Осипа драматург вводит в этот монолог для того, чтобы мы узнали правду о жизни Хлестакова в Петербурге.

3. Этап: «Чтение с пометками»

  1. Итак, мы уже начинаем понимать, что Хлестаков - никакой не ревизор. Об этом мы узнаем раньше, чем чиновники.

  2. Беседа по содержанию II действия:




  1. Самого Хлестакова мы еще не видели, знаем о нем только со слов
    Осипа «И вот Хлестаков возвращается в гостиницу после прогулки.

  2. Почему он терпит оскорбительные для него рассказы Осипа с
    удовольствием передающего своему барину все дурное, сказанное о
    нем хозяином гостиницы? (можно прочитать)

  1. Кого винит Хлестаков, оказавшись в бедственном положении?

  1. Как он оправдывает свое требование подать обед? Почему в разговоре
    с трактирным слугой просительный тон у Хлестакова сменяется
    наглостью.

  2. Какие черты характера Хлестакова мы узнаем из этих диалогов?
    (наглость, умение найти выход из любой ситуации, любитель
    внешних эффектов, пустой позер)

3) Анализ явления 8.

1. Еще более ярко раскрывается характер Хлестакова в сцене его встречи с
городничим.

О приезде городничего ему сообщает Осип, слуга. Хлестаков пугается этого извести, но такая мысль его все-таки ободряет?

  1. О чем мог думать городничий по пути из своего дома в гостиницу?
    Пофантазируйте, пожалуйста.

  2. Чтение по ролям первой части явления 8.

  3. Давайте проследим, как и почему меняется отношение Хлестакова и
    городничего друг к другу, в этом нам помогут ремарки, (сначала они боятся друг друга, потом Хлестаков идет в наступление, хорохорится, как петух; городничий дрожит, боится; наконец между ними устанавливается взаимоотношение благодаря денежной взятке).

  4. Почему не сразу городничий решается дать взятку? (странное поведение Хлестакова и осторожность городничего).

  5. Могла ли подобная сцена произойти в наше время? В какой жизненной ситуации?

4. Рефлексия.

1. Какие пункты характеристики Хлестакова мы сегодня раскрыли? Что нового о нем узнали? Положительные эти качества или отрицательные?

2. Чему можно у Хлестакова поучиться? (защищать себя; настаивать на своем, даже если не прав; упорству в достижении своих целей)
5. Домашнее задание

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Хлестаков и городничий ( анализ II действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») icon Тест по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии
Хлестаков и городничий ( анализ II действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») icon Согласны ли вы с высказыванием критика, утверждавшего, что в «Ревизоре»...
Докажите на материале первого действия комедии «Ревизор» справедливость слов Гоголя: «Никто из приведенных лиц не утратил своего...
Хлестаков и городничий ( анализ II действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») icon Завершающий урок по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
...
Хлестаков и городничий ( анализ II действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») icon Тематическое планирование по литературе в 9 «Б» классе
Анализ 4-го действия комедии, анализ центральных монологов «Вот то-то все вы гордецы…» и «А судьи кто?»
Хлестаков и городничий ( анализ II действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») icon Урок по русской литературе в 9-м классе. Тема: «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор»
Цель урока: развивать навыки и умения анализа художественного тек-ста, творческие способности учащихся, помочь учащимся извлечь нравст-венный...
Хлестаков и городничий ( анализ II действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») icon “Предварительный анализ опасностей производственного оборудования”
Законы, стандарты, правила, действия которых распространяются на технический объект 16
Хлестаков и городничий ( анализ II действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») icon Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
Показать мастерство Н. В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме «Мёртвые души»
Хлестаков и городничий ( анализ II действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») icon Тема: Н. В. гоголь «Ревизор»

Хлестаков и городничий ( анализ II действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») icon Н. В. Гоголь Комедия «Ревизор»

Хлестаков и городничий ( анализ II действия комедии Н. В. Гоголя «Ревизор») icon Противоречия комедии а. С. Грибоедова «горе от ума»
Еще в XIX веке о «бессмертной» комедии А. С. Грибоедова высказался весь цвет русской литературы и критики всех направлений. Однако,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции