Скачать 53.31 Kb.
|
Урок 1. Что такое художественная литература? Текст 1. Белинский, борясь за утверждение реалистической литературы, полемически утверждал, что русская литература начинается с Пушкина (утверждение это было направлено в первую очередь против традиции карамзинизма, начинавшей родословную русской литературы с Карамзина; XVIII в. и классицизм были вычеркнуты из литературы […]). Однако Белинский, холодно - и несправедливо - относившийся к допетровской литературной традиции, был блестящим знатоком литературы XVIII в. и, хотя многократно подвергал ее резкой критике, конечно, не предполагал, что кто-либо может понять его слова в смысле отрицания самого факта ее существования. Вспомним, что нормой литературного вкуса, основой для тривиальных суждений все еще оставались в его эпоху Ломоносов и Державин, а имя Карамзина было окружено настоящим культом поклонения. Это заставляло Белинского полемически преувеличивать отрицание. […] В дальнейшем мысль о том, что русская литература начинается с Пушкина, отделилась от своих исторически обусловленных контекстов, подверглась своеобразной мифологизации и перешла не только в строки журнально-критических статей, а через них - в сознание основной массы читателей середины и второй половины XIX в., но и легла в основу академических историй литературы, создававшихся в ту эпоху. И вот в XX в. пришлось заново "открывать" существование русской литературы XVIII в. Таким образом, потомки получают от каждого этапа литературы не только некоторую сумму текстов, но и созданную ею самой о себе легенду и определенное количество апокрифических - отвергнутых и преданных забвению - произведений. Ю.М. Лотман, О содержании и структуре понятия «художественная литература» // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 203-216. Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1847) – один из самых известных русских литературных критиков XIX века. Автор многочисленных критических статей (в том числе, о Пушкине, Лермонтове, Гоголе). Урок 2. Древнерусская литература. Д. С. Лихачев: Фольклор и литература противостоят друг другу не только как две в известной мере самостоятельные системы жанров, но и как два различных мировоззрения, два различных художественных метода. Однако как бы ни были различны фольклор и литература в средние века, они имели между собой гораздо больше точек соприкосновения, чем в новое время. Фольклор, и часто однородный, был распространен не только в среде трудового класса, но и в господствующем. Одни и те же былины мог слушать крестьянин и боярин, те же сказки, те же лирические песни исполнялись повсюду. Несомненно, были произведения, которые не могли исполняться для представителей феодальной верхушки: некоторые языческие обрядовые песни, сатирические произведения, песни разбойничьи и т. д. Те произведения, в которых «мировоззрение фольклора» оказывалось антифеодальным, не могли быть распространены в господствующем классе, однако это были только некоторые произведения, отнюдь не все. Бытование фольклора в среде господствующего класса облегчалось тем, что феодальное мировоззрение по самой своей природе было противоречивым. В нем могли уживаться элементы идеалистические и натуралистические, разные художественные методы. Этой пестротой могли быть пронизаны даже отдельные памятники. Вот почему некоторые фольклорные произведения могли исполняться и для господствующего класса, иногда с теми или иными пропусками. Д.С.Лихачев, Поэтика древнерусской литературы.
Плач Ярославны Над широким берегом Дуна́я, Над великой Га́лицкой землёй Плачет, из Пути́вля долетая, Голос Яросла́вны молодой: «Обернусь я, бедная, кукушкой, По Дунаю-речке полечу И рукав с бобровою опу́шкой Наклонясь, в Кая́ле омочу. Улетят, развеются туманы, Приоткроет очи Игорь-князь, И утру́ кровавые я раны, Над могучим телом наклонясь». Далеко́ в Путивле, на забрале, Лишь заря займётся поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру́: «Что ты, Ветер, злобно повеваешь, Что клубишь туманы у реки, Стрелы полове́цкие вздымаешь, Мечешь их на русские полки? Чем тебе не любо на просторе Высоко под облаком летать, Корабли лелеять в синем море, За кормою волны колыхать? Ты же, стрелы вражеские сея, Только смертью веешь с высоты. Ах, зачем, зачем моё веселье В ковылях навек развеял ты?» На заре в Путивле причитая, Как кукушка раннею весной, Ярославна кличет молодая, На стене рыдая городской: «Днепр мой славный! Каменные го́ры В землях половецких ты проби́л, Святослава в дальние просторы До полков Кобя́ковых носил. Возлелей же князя, господине, Сохрани на дальней стороне, Чтоб забыла слёзы я отныне, Чтобы жив вернулся он ко мне!» Далеко́ в Путивле, на забрале, Лишь заря займётся поутру, Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру: «Солнце трижды светлое! С тобою Каждому приветно и тепло. Что ж ты войско князя удалое Жаркими лучами обожгло? И зачем в пустыне ты безводной Под ударом грозных половча́н Жаждою стянуло лук походный, Горем переполнило колчан?» И взыграло море. Сквозь туман Вихрь промчался к северу родному — Сам Господь из половецких стран Князю путь указывает к дому. Слово о полку Игореве, поэтическое переложение Николая Заболоцкого <1187>, <1938-1946> И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться, Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: "От чего я умру?". И сказал ему один кудесник: "Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть?". Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: "Никогда не сяду на него и не увижу его больше". И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?". Тот же ответил: "Умер". Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: "Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив". И приказал оседлать себе коня: "Да увижу кости его". И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: "От этого ли черепа смерть мне принять?". И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три. |
Художественная литература «Рощинской сош» АбдулхаковМ. Р.,Трапезникова А. А. Бороться, что бы побеждать. Спорт в Твоей жизни |
Программа курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX... Это еще раз подтверждает актуальность программы “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков”. Знакомство с мировой... |
||
Программа учебной дисциплины Литература без границ: художественная... Целями освоения дисциплины «Литература без границ: художественная словесность в условиях глобализации» являются |
Статистика публикаций переводов эстонской литературы на языки народов СССР в 1972 г Эр – «Ээсти раамат», сп – «Советский писатель», хл – «Художественная литература», мг – «Молодая гвардия», дл – «Детская литература»,... |
||
Новых поступлений В бюллетене представлена художественная литература (отечественная, детская) отраслевая (техника, педагогика, история, искусство,... |
«Я знаю, что ничего не знаю. …О том, что такое добродетель, я ничего... Был обвинен в «поклонении новым божествам» и «развращении молодежи» и казнен (принял яд цикуты). Излагал свое учение устно. Цель... |
||
Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий.... В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей |
Игра в бисер Издательство "Художественная литература", Москва, 1969 Игра в бисер. Не дело, а игра в пустые стекляшки. Ведь не что иное, как духовные устремления ученых и художников, их штудии, их занятия... |
||
Урок Лирическая песня как жанр народной поэзии урок Лирическая песня.... Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт сост. С. Б. Шадрина. Изд. 2-е, испр и доп. – Волгоград:... |
Урок педагогов Ковиной Тамары Вениаминовны Ожидаемый результат: учащиеся должны знать типы почв Московской области, уметь делать вытяжку почвы, при этом исследовать ph почвы... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |