Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий. 3 часа Урок первый Урок второй Урок третий Время «поэтического бума»




НазваниеЛитература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий. 3 часа Урок первый Урок второй Урок третий Время «поэтического бума»
страница1/18
Дата публикации23.09.2014
Размер2.3 Mb.
ТипЛитература
literature-edu.ru > Авто-обзор > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


О. А. ЕРЁМИНА

ЛИТЕРАТУРА
11 класс

Поурочные разработки

От авторов

Н. А. Заболоцкий. 3 часа

Урок первый
Урок второй
Урок третий

Время «поэтического бума». 3 часа

Урок первый
Урок второй
Урок третий

Н. М. Рубцов. 3 часа

Урок первый
Урок второй
Урок третий

Авторская песня. 3 часа

Урок первый
Урок второй, третий

И. А. Бродский. 3 часа

Урок первый
Урок второй
Урок третий

Итоговые задания повышенной сложности для письменных творческих работ

Заключение

Библиография

От авторов


      В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей.
      Во-первых, это большой объем произведений и тем, включенных в программу, и недостаточное для его изучения количество часов.
      Во-вторых, необходимость подготовить учеников к выпускным (и вступительным) экзаменам, на что тоже надо отвести соответствующее время.
      В-третьих, индивидуальные предпочтения, ярко проявившиеся у старшеклассников при изучении дисциплин и отдельных тем, которые тоже необходимо учитывать при подготовке уроков. Непосредственно с этим связана задача найти адекватную мотивацию изучения литературы.
      При изучении поэзии третий пункт становится особенно важным, так как далеко не у всех детей за все время изучения литературы возникла и закрепилась любовь к поэзии и выработались соответствующие навыки анализа стихотворного текста.
      В данном методическом пособии мы предлагаем сосредоточиться на изучении трех монографических и двух обзорных тем, предусмотренных программой под редакцией В. Я. Коровиной. Монографически предлагается изучать поэзию Н. Заболоцкого, Н. Рубцова, И. Бродского. Для обзорного изучения даны поэзия периода «оттепели» и авторская песня.
      На каждую из названных тем учитель выделит столько часов, сколько он посчитает нужным в зависимости от того, является ли класс профильным, какой в нем уровень литературных знаний и умений, каковы индивидуальные интересы школьников. Если учеников заинтересует какая-либо тема, учитель сможет провести факультативное или иное дополнительное занятие с помощью предложенного материала.
      Каждой теме мы уделяем три часа. Это не значит, что учитель должен будет провести все эти уроки. Но из обширного материала он сможет выбрать то, что ему будет необходимо, подберет индивидуальные задания для ребят, интересующихся поэзией, найдет материал, который поможет организовать коллективные обсуждения и провести анализ стихотворений.
      
      Какую литературу имеют на рабочих столах школьники и какую, соответственно, должен будет использовать учитель? (Далее мы будем указывать страницы именно по этим изданиям.)
      1. Программа литературного образования. 5—11 классы / под. ред. В. Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2005.
      2. Русская литература XX века: 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. B 2 ч. Ч. 2 / В. А. Чалмаев, О. Н. Михайлов, А. И. Павловский и др.; под ред. В. П. Журавлева. — 10-е изд. — М.: Просвещение, 2005.
      3. Русская литература XX века: 11 кл. хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. А. В. Баранников и др. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2001.
      4. Русская литература XX века: 11 кл.: практикум: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Кунарев, А. С. Карпов, О. Н. Михайлов и др.; сост. Е. П. Пронина; под ред. В. П. Журавлева. — М.: Просвещение, 2000.

       Составив этот список, мы тем не менее хорошо понимаем, что в школьных библиотеках часто имеется неполный учебно-методический комплект. Так, иногда в школах не хватает или вовсе нет хрестоматий и практикумов. Поэтому при разработке конкретных уроков мы учитываем оба варианта: наличие в школьных библиотеках указанной литературы или ее частичное отсутствие.
      Детям на уроках необходимы сборники произведений, тексты стихотворений для чтения и анализа. Известно, что школьные, районные и городские библиотеки часто не имеют необходимого количества текстов. Порой нужных текстов нет и у самого учителя. Поэтому мы по мере возможности постараемся восполнить этот пробел.
      Поэзия периода «оттепели», авторская песня и творчество И. Бродского изучаются по программе под редакцией В. Я. Коровиной в 11 классе впервые.
      Произведения Н. А. Заболоцкого и Н. М. Рубцова уже многократно встречались в учебниках-хрестоматиях с 6 по 9 класс. Обращаясь к этим темам, учитель должен учесть те знания, которые учащиеся приобрели, анализируя творчество поэтов в предыдущих классах. Правда, трудность возникает тогда, когда в 5—9 и в 11 классах литературу ведут разные учителя. Если это так, то при подготовке уроков по творчеству названных авторов учителю необходимо обратиться к прежнему преподавателю или, если это невозможно, к одному из хороших учеников (лучше к такому, у которого сохранились из предыдущих классов рабочие тетради по литературе). Это поможет уточнить, что уже известно ученикам, и достойно подготовиться к урокам.
      При разработке урока в небольшом пособии мы даем только его схему, предлагая материал для учителя и различные виды домашних заданий.

Николай Алексеевич Заболоцкий

3 часа

      Стихотворения Н. А. Заболоцкого ранее уже включались в учебники-хрестоматии по литературе под редакцией В. Я. Коровиной и, соответственно, изучались на уроках.
      7 класс — «Я воспитан природой суровой...».
      8 класс — «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...».
      9 класс — «Я не ищу гармонии в природе...», «О красоте человеческих лиц», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «Завещание».
      В учебнике для 9 класса помещена небольшая статья о жизни Заболоцкого.
      Глубина изучения указанных стихотворений могла быть разной, поэтому выстраивать работу над темой надо будет, исходя из того, какие знания сохранились у детей.
      Программа предлагает изучение творчества Заболоцкого монографически со следующими формулировками:
      «Стихотворения из сборника „Столбцы“, поэма „Торжество земледелия“, „Ночной сад“, „Метаморфозы“, „Я не ищу гармонии в природе“, „Слепой“, „Старая актриса“, „Некрасивая девочка“, „Где-то в поле возле Магадана...“, „Лебедь в зоопарке“ (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся).
      Драматическая судьба поэта. Сближение с обэриутами в начале творческого пути. Необычность поэтики „Столбцов“, первой книги поэта. Человек и природа в поэзии Заболоцкого. Эволюция индивидуального стиля поэта от сложности „высокого косноязычия“ к ясности и прозрачности стиха. Мысль — Образ — Музыка в поэзии Заболоцкого.
      Теория литературы. Эволюция стиля поэта».
      
      Как видим, два стихотворения дублируются в списках уже прочитанного и предлагаемого для изучения. Количество произведений велико, особенно если учитывать тот факт, что стихи Заболоцкого невозможно понять с первого раза. Чтобы вникнуть в их смысл, требуется вдумчиво прочитать их несколько раз.
      Что же нам дает хрестоматия?
      «Завещание», «Читая стихи» и «О красоте человеческих лиц».
      То есть ни одного стихотворения из названных в программе.
      В практикуме главы, посвященной Заболоцкому, нет.
      В учебнике глава «Н. А. Заболоцкий» написана А. М. Турковым. Она включает в себя параграфы «Начало пути», «Столбцы», «Зарождение главной темы», «Воля и упорство», «Годы испытаний», «Расширение тематики» и «Мысль — Образ — Музыка». Глава дает довольно ясное представление о жизненном пути Заболоцкого, однако в ней не надо искать четкого соответствия формулировкам программы или анализа данных в программе стихотворений. На наш взгляд, эта глава целиком будет понятна и с интересом прочитана только такими школьниками, которые уже познакомились с творчеством Заболоцкого и найдут в ней подтверждение тому, что они могли смутно почувствовать сами.
      Как же учителю работать с этим материалом?

      В «Поурочном планировании по литературе» к учебнику-хрестоматии 9 класса1 мы предлагали учителю такой путь: на первом уроке после краткого знакомства с биографией поэта обратиться к теме «Проблема внешней и внутренней красоты в стихотворениях „О красоте человеческих лиц“, „Некрасивая девочка“, „Старая актриса“».
      На втором уроке — прочитать стихотворения «Журавли», «Лебедь в зоопарке» и побеседовать на тему «Человек и природа в стихотворениях Заболоцкого», опираясь именно на прочитанные тексты. Затем обратимся к известным песням на стихи поэта, что поможет сделать восприятие творчества Заболоцкого более живым.
      При этом предполагалось, что подробно тема взаимодействия человека и природы будет изучаться в 11 классе, после знакомства школьников в 10 классе с соответствующей трактовкой этой темы в произведениях Ф. И. Тютчева.
      Можно предложить несколько вариантов распределения тем и произведений по урокам в зависимости от того, что было изучено, насколько сильный и заинтересованный класс у конкретного учителя и, что не менее важно, насколько сам учитель готов работать с заданными темами.
      Вариант 1. (Класс не сильный, Заболоцкого почти не помнят.)
      Урок первый. Страницы биографии поэта. «Столбцы» — два-три стихотворения для ознакомления (например: «Движение», «Свадьба» — гротескное изображение людей). Изменение стиля поэта. Изображение психологической глубины человеческой личности и проблема внешней и внутренней красоты в стихотворениях «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка», «Старая актриса».
      Урок второй. Человек и природа в поэзии Заболоцкого: «Лебедь в зоопарке», «Журавли», «Я не ищу гармонии в природе...», «Завещание».
      Вариант 2. (Класс сильный, Заболоцкого помнят, в 9 классе изучали тему «Проблема внешней и внутренней красоты...».)
      Урок первый. Драматическая судьба поэта. Первый этап творческого пути: сближение с обэриутами. Необычность поэтики «Столбцов». Второй — развитие темы человека и природы в поэзии Заболоцкого («Ночной сад», «Вчера, о смерти размышляя...», «Метаморфозы»).
      Урок второй. Третий этап творческого пути поэта: развитие темы взаимодействия человека и природы («Слепой», «Я не ищу гармонии в природе...», «Гроза»). «Огонь сочувствия» в творчестве поэта («Где-то в поле возле Магадана...», «Противостояние Марса»).
      Урок третий. Цикл Н. А. Заболоцкого «Последняя любовь».
      
      Мы подробно изложим второй вариант работы, намеренно предлагая больше информации, чем может воспринять класс за время урока. Учитель сам отберет то, что ему покажется наиболее важным.
      Необходимо оговорить еще один момент: названная в программе поэма «Торжество земледелия» слишком велика и сложна, чтобы успеть ее изучить в столь краткий срок. Обсуждать же ее бегло вряд ли стоит, поэтому мы предлагаем ограничиться лишь упоминанием о ней.

Урок первый

Драматическая судьба поэта. Первый этап творческого пути: сближение с обэриутами. Необычность поэтики «Столбцов». Второй этап: развитие темы человека и природы в поэзии Н. А. Заболоцкого («Ночной сад», «Вчера, о смерти размышляя...», «Метаморфозы»)

      I. Актуализация знаний. В начале главы мы уже перечисляли стихотворения, которые были предложены учебниками-хрестоматиями ранее. Как можно вспомнить то, что было изучено? Пути могут быть различными. Если какие-либо стихотворения раньше были заданы наизусть и читались детьми перед классом в хорошей эмоциональной атмосфере, если в классе практиковалось коллективное чтение вслух, то достаточно будет учителю начать читать, как старшеклассники вспомнят стихотворение и смогут подключиться к чтению.
      Другой путь: можно дать нескольким ученикам опережающее задание — повторить стихотворения и прочитать их выразительно. Если при изучении стихотворений учитель привлекал какие-либо изобразительные средства (картины, фотографии, видеоматериал) или музыкальное оформление, хорошо было бы продемонстрировать их на уроке, воздействуя тем самым на ассоциативное мышление и память.
      Если тексты стихотворений — даже тех, что были выучены когда-то наизусть, — дети помнят слабо, можно одно из распечатанных крупным шрифтом стихотворений разрезать на строки или на две строки и предложить одной рабочей группе (из двух-четырех человек) его собрать и затем выразительно прочитать. У Заболоцкого стихотворения длинные, их можно разделить на две-три части, разрезать каждую часть и раздать, соответственно, двум-трем группам. Когда они сложат стихотворение, предложить выяснить, в какой последовательности идут эти части.
      Какой бы способ актуализации знаний мы ни выбрали, важно, чтобы не мы напомнили ученикам о Заболоцком, а они рассказали нам о поэте.

      II. Драматическая судьба поэта. Первый этап творческого пути: сближение с обэриутами. Необычность поэтики «Столбцов»
      Начать разговор можно с чтения параграфа «Начало пути»
соответствующей главы учебника (с. 186). Запишем, как обычно, имя поэта, годы его жизни. Ученики читают параграф вслух, затем записываем опорные факты и дополняем новыми.
      1922 — первая публикация стихов в машинописном студенческом журнале, статья «О сущности символизма».
      1925 — год окончания Педагогического университета имени А. И. Герцена (отделение языка и литературы общественно-экономического факультета). Сближение с обэриутами.
      ОБЭРИУ — объединение реального искусства (Д. Хармс, А. Введенский). Надо не только «организовывать вещи смыслом», но вырабатывать «органически новое мироощущение». Главное кредо Хармса и его товарищей в жизни и стихах — «театрализация жизни», алогизмы.
      1928 — ОБЭРИУ проводит вечер «Три левых часа» с постановкой пьесы Хармса «Елизавета Бам». В декларации ОБЭРИУ об этом было написано так: «Поэт и драматург, внимание которого сосредоточено не на статичной фигуре, но на столкновении ряда предметов, на их взаимоотношениях. В момент действия предмет принимает новые конкретные очертания, полные действительного смысла. Действие, перелицованное на новый лад, хранит в себе „классический“ отпечаток и в то же время представляет в себе широкий размах обэриутского мироощущения».
      1928 — стихотворная книжка для детей «Хорошие сапоги».
      1929 — «Столбцы» (бурная дискуссия в прессе).
      Здесь учебники можно закрыть, потому что разговор о «Столбцах» возможен только тогда, когда ученики знают хотя бы несколько стихотворений.
      Итак, бурная дискуссия в прессе. Чем же она была порождена? Для того чтобы ответить на вопрос, предложим школьникам послушать и обсудить несколько стихотворений.

Движение

Сидит извозчик, как на троне,
Из ваты сделана броня,
И борода, как на иконе,
Лежит, монетами звеня.
И бедный конь руками машет,
То вытянется, как налим,
То снова восемь ног сверкают
В его блестящем животе.

1927
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий. 3 часа Урок первый Урок второй Урок третий Время «поэтического бума» iconУрок Лирическая песня как жанр народной поэзии урок Лирическая песня....
Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт сост. С. Б. Шадрина. Изд. 2-е, испр и доп. – Волгоград:...

Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий. 3 часа Урок первый Урок второй Урок третий Время «поэтического бума» iconУрок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве»
Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт сост. С. Б. Шадрина,...

Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий. 3 часа Урок первый Урок второй Урок третий Время «поэтического бума» iconУрок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве»
Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт сост. С. Б. Шадрина,...

Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий. 3 часа Урок первый Урок второй Урок третий Время «поэтического бума» iconПоурочные разработки по литературе, 7 класс
Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «Вако», 2005, 368...

Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий. 3 часа Урок первый Урок второй Урок третий Время «поэтического бума» iconПоурочные разработки по литературе, 7 класс
Поурочные разработки по литературе, 7 класс. Программы 68 и 102 часа. 2-е издание исправленное и дополненное. М.: «Вако», 2005, 368...

Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий. 3 часа Урок первый Урок второй Урок третий Время «поэтического бума» iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий. 3 часа Урок первый Урок второй Урок третий Время «поэтического бума» iconУрок по роману «Капитанская дочка»
Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт сост. С. Б. Шадрина. Изд. 2-е, испр и доп. – Волгоград:...

Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий. 3 часа Урок первый Урок второй Урок третий Время «поэтического бума» iconУрок «Царевна-лягушка»
Урок 17. Жанр басни. Рассказ и мораль в басне. Урок развития речи

Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий. 3 часа Урок первый Урок второй Урок третий Время «поэтического бума» iconУрок изучения нового материала с использованием икт (урок с мультимедийной...
Тема: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. «Руслан и Людмила». Пролог

Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий. 3 часа Урок первый Урок второй Урок третий Время «поэтического бума» iconПлан конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением...
Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции