Уроках литературы по учебно методическому комплексу




Скачать 47.02 Kb.
НазваниеУроках литературы по учебно методическому комплексу
Дата публикации20.10.2014
Размер47.02 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Система духовно-нравственного воспитания обучающихся

на уроках литературы

по учебно - методическому комплексу

под редакцией В.Я. Коровиной

(из опыта работы)

Мазурова Л.В., учитель русского языка

и литературы МОУ «СОШ № 43»

г. Кургана
Социально-нравственные отношения современного общества определяют предприимчивость, риск, материальные ценности превалируют над духовными, в связи с этим актуальной стала проблема духовно-нравственного воспитания и образования. Конечно, очень остро чувствуем эту проблему мы, работая в МОУ «СОШ № 43», которая находится на городской окраине. Большинство семей, в которых воспитываются наши дети, имеют низкий уровень образования и культуры, поэтому наша задача – в полной мере использовать потенциал уроков литературы для полноценного развития личности.

Начиная работать над темой «Система духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках литературы по УМК под редакцией В.Я. Коровиной», провела диагностику жизненных ценностей и приоритетных личностных качеств обучающихся школы совместно с учителем русского языка и литературы Кривокорытовой В.М. Результаты показали, что нравственные и духовные ценности далеко не на первом месте, главными являются не доброта, трудолюбие и отзывчивость, а напористость, власть и деньги.

В начале 2008-2009 учебного года провели аналогичное анкетирование, данные немного изменились. Это дает нам право утверждать, что мы на правильном пути, ведь «духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил», как утверждал Д. Локк.

Практика показала, что духовно-нравственное воспитание не может быть всесторонним, если не будет охватывать школьные предметы. Благоприятную почву для этого дают уроки литературы по учебно-методическому комплексу под редакцией Веры Яновны Коровиной, согласно которому предполагается изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе 18, 19 и 20 веков. Программа каждого класса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни человека). Этот учебно-методический комплекс дает возможность осуществлять культурологический, компетентностный и личностно-ориентированный подходы в обучении.

В программе под редакцией В.Я Коровиной нет жесткой регламентации, тем самым предоставляется право учителю определять, какие произведения следует читать обучающимся самостоятельно, какие обсуждать с ними в классе. Принцип концентризма, заложенный в основу программы, дает возможность возвращаться к полюбившимся авторам, расширять и углублять понятия «милосердие», «сострадание», «благородство», «патриотизм», «гуманность» с детьми, которые становятся старше.

Цель представляемой системы духовно-нравственного воспитания посредством уроков литературы на основе УМК под редакцией В.Я Коровиной – формирование духовно развитой личности, способной оценивать собственные и чужие поступки, ориентироваться в разных жизненных ситуациях, самостоятельно определять содержание духовно-нравственных ценностей.

Указанная цель определяет следующие задачи:

1. Формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа.

2. Овладение знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений.

3. Создание учебных ситуаций, позволяющих школьникам почувствовать силу художественного слова, проникнуться ею.

4. Развитие потребности в чтении как средстве познания мира и самопознания.

5. Подведение обучающихся через чувственное восприятие к осознанию необходимости духовного самовоспитания и становления личности путем соприкосновения с духовными и культурными ценностями русского народа.

Реализация этих задач будет способствовать тому, что обучающиеся будут уметь:

- верно понимать произведения;

- высказывать суждения в процессе анализа;

- формулировать собственную точку зрения и доказывать ее в форме устной и письменной речи (рецензии, отзывы, доклады, статьи, сочинения-рассуждения).

Разработанная система духовно-нравственного воспитания на уроках литературы по УМК под редакцией В.Я. Коровиной имеет следующие структурные составляющие:

1.Программный материал.

2.Цели работы.

3.Методические приемы и формы, направленные на реализацию поставленных целей.

4.Система ожидаемых умений и навыков.

5.Формируемые духовно-нравственные качества личности.

Например:


5 класс

Программный материал

Цели работы

Методические приемы и формы, направленные на реализацию поставленных целей

Система ожидаемых умений и навыков

Формируемые духовно-нравственные качества личности

Устное народное творчество. Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер русских народных сказок

Расширить кругозор обучающихся о специфике народного творчества,о видах сказок; показать, как в сказках отражаются нравственные идеалы

Аналитическая беседа, сопоставительный анализ видов сказок, словарная работа (нравоучение, нравственность, народная мораль)

Бегло, правильно, осознанно читать с соблюдением норм выразительности, составлять устный рассказ

Доброта, готовность прийти на помощь, готовность жертвовать собой



Представленная система духовно-нравственного воспитания на уроках литературы по УМК В.Я Коровиной позволяет дать детям нравственные ориентиры добра, истины, любви, учит ответственности за свои поступки.

Обучающиеся на примерах литературных произведений начинают задумываться, как правильно «построить себя», как регулировать свои отношения с обществом, чтобы жить в гармонии с самим собой, быть счастливым.

Каждый урок призван способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, причем образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием. Они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова. Создавая на уроках учебные ситуации, учитель дает возможность школьникам почувствовать эту силу, проникнуться ею. Только при таких условиях можно добиться определенных результатов в сфере духовно-нравственного воспитания.

Обсуждая произведения русских авторов на уроках, дети задумываются о том, что в мире много несправедливости, но уныние и печаль не свойственны русским людям. Как бы ни жилось народу, он находит в себе силы верить в лучшее, не ожесточаться, помогать тем, кому еще труднее, любить родную землю.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках литературы по учебно методическому комплексу iconКнига Ветхого Завета
Тема, которая меня заинтересовала, звучит так: «Псалтырь на уроках литературы». Разумеется, я не предлагаю подменять изучение классических...

Уроках литературы по учебно методическому комплексу iconПодход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека
Причем обучение должно вестись в определенной системе как на уроках русского языка, собственно уроках развития речи, так и на уроках...

Уроках литературы по учебно методическому комплексу iconИнженерно-геологические изыскания для строительства сп 11-105-97...
Государственный комитет российской федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу

Уроках литературы по учебно методическому комплексу iconМастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка...
Цель: выявление методических особенностей организации групповой работы на уроках русского языка и литературы в средних и старших...

Уроках литературы по учебно методическому комплексу iconРабочая программа пояснительная записка
Примерной основной образовательной программы оу, а также планируемыми результатами начального общего образования, с учетом возможностей...

Уроках литературы по учебно методическому комплексу iconРабочая программа по литературному чтению умк «Школа 2100»
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта...

Уроках литературы по учебно методическому комплексу iconУчебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных...
Наличие учебной и учебно-методической литературы по заявленным к лицензированию образовательным программам

Уроках литературы по учебно методическому комплексу iconГоряева Н. А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая...
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, рекомендациями Примерной программы общего образования...

Уроках литературы по учебно методическому комплексу iconСправка о наличии учебной, учебно-методической литературы и иных...
Наличие учебной и учебно-методической литературы по заявленным к лицензированию образовательным программам

Уроках литературы по учебно методическому комплексу iconЗдоровьесберегающие технологии на уроках музыки
Поэтому н аряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках используют логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арт-терапию...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции