Мастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка в средних и старших классах.




Скачать 97.37 Kb.
Название Мастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка в средних и старших классах.
Дата публикации 29.09.2014
Размер 97.37 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Мастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка в средних и старших классах.

Цель: выявление методических особенностей организации групповой работы на уроках русского языка и литературы в средних и старших классах.

Задачи:

  1. Рассмотреть особенности групповой формы работы в учебной деятельности учителя-словесника.

  2. Ознакомить с экспресс-тестом на выявление типа мышления.

  3. Познакомить с опытом использования групповой деятельности.

  1. Приветствие.

Уважаемые гости, коллеги! Я рада возможности общения с вами и возможности поделиться своим опытом по использованию групповой работы на уроках русского языка и литературы.

  1. Выделение проблемы.

Групповая форма работы – одна из любимых форм работ наших учеников… Почему? (ответы «учеников»)

Да, наверное, самое главное для них – это преодоление страха ошибиться, возможность почувствовать себя увереннее. Эта форма удобна тем, что учащиеся лучше усваивают материал, она помогает развивать их творческие способности, в конце концов, групповая форма помогает сделать урок интереснее. Но групповая форма работы может иметь и ряд недостатков. Как вам кажется, каких? («Слабые» ученики могут «отсидеться»; «ложное» товарищество – дают списать; низкий уровень дисциплины, шум на уроке, мешающий другим…).

Таким образом, используя групповую работу, мы должны исходить из её целесообразности.

  1. Актуализация знаний в данной проблемной плоскости.

Я часто использую работу в группах на уроках русского языка и литературы при создании оригинальных и стилизованных текстов. Например, на итоговых уроках литературы после завершения темы «Сказки» ребята создают собственные книги. Одни придумывают текст, другие оформляют обложку и иллюстрации, третьи готовят сообщение о том, как создавалась их книга, т.е. защиту проекта. Таким образом, каждый находит возможность применение своих способностей. (Демонстрация работ учеников).

Конечно, при делении на группы следует учитывать психологическую совместимость, желания, потенциальные возможности – всё для того, чтобы ребятам работалось комфортно и они выполнили поставленную учителем задачу.

В старших классах мы активно используем в групповой работе технологию «Дебаты», которая помогает выработать навыки цивилизованной дискуссии. Каждый из членов сообщает своё предложение по решению поставленной задачи. Члены группы могут соглашаться или не соглашаться с собеседником, но в итоге под руководством лидера (его называют по-разному: командир, бригадир, звеньевой) они должны прийти к единому решению, сформулировать общий ответ и для удобства представления перед группой оппонента записать его.

  1. Объединение в группы для решения проблемы.

Сегодня мы попробуем выступить в роли учеников. У нас будет работать две группы. Оптимальное количество человек в группе 4-5 человек. Почему? (При таком количестве трудно не участвовать в работе; учителю удобнее корректировать работу и т.д.)

Одна группа будет исполнять роль учеников среднего звена, другая – старшеклассников. Пока вы ещё не знаете в роли кого вы выступите.

В силу того, что мы ограничены во времени, я не могу провести подробную психолого-педагогическую диагностику. Поэтому я проведу небольшой экспресс-тест на выявление типа мышления, т.е. деление на правополушарных (художественный тип мышления) (это будут наши «старшеклассники») и левополушарных (логический тип мышления) («учащиеся» среднего звена).

В каждой из групп должен быть лидер. Его задача в данном виде работы – выслушать мнения членов группы, распределить обязанности, например, он назначит того, кто будет записывать результат работы (или он будет делать это сам), назначит того, кто представит итоговый результат учителю, т.е. мне.

Итак, «ученики среднего звена» должны будут подобрать прилагательные и вставить их на месте пропуска в этом тексте. (Приложение № 1)

«Старшеклассники» должны подобрать эпиграф к прочитанной притче. Объяснить, почему были выбраны именно эти слова. (Приложение №2)

  1. Работа с материалом. Обсуждение проблемы в группах.

Выбирается лидер. Учащиеся сообщают друг другу свои решения. Стараются прийти к единому мнению. Формулируется ответ и записывается руководителем группы, который по итогам данного этапа сообщает позицию своей группы.

  1. Представление результатов работы, обсуждение.

  1. Учитель просит озвучить условие задания.

  2. Лидер каждой группы озвучивает решение группы, отвечает на возникшие вопросы.

  3. Учитель подводит итоги.

  1. Рефлексия.

  1. Трудно ли вам работалось в группе? Поделитесь своими впечатлениями от работы.

  2. Я настаивала на том, чтобы в группе был свой лидер. Как вам кажется, он необходим при таком виде работы или нет?

  3. Как вам кажется, в каких классах в старших или в среднем звене можно чаще использовать групповую работу?

  1. Заключительное слово, награждение участников групп. (Приложение № 3)

Список использованной литературы

  1. Хуторской А.В. Современная дидактика. Спб.:2001.

  2. Поташник М.М. Требования к современному уроку. М.:2008.

  3. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом. М.: Просвещение, 2000.

Интернет-источники

  1. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. / сост. Машуков А.В. - http://gorono.ozersk.com/teacher/book/benefit/index.php

  2. Климонова Г. Н. Опыт организации групповой работы на уроках - http://www.eidos.ru

  3. Гусев А. Как организовать групповую работу на уроке литературы? - http://www.s-cool.ru

  4. Притчи и мудрые высказывания о смысле жизни человека, православные христианские притчи - http://www.smisl-zhizni.ru

  5. Гениальное просто (афоризмы, половицы) - http://www.genialnee.net


Приложение №2

  1. Прочтите притчу (краткий иносказательный поучительный рассказ).

Больной учитель

У школьного учителя был весьма тяжелый характер. И придумали мальчики, как от него избавиться.

На следующий день, входя в класс, каждый из них сочувственно сказал учителю, что тот выглядит совершенно больным.

Учитель был совершенно здоров, но в сердце его закралось сомнение. Он собрал книги и ушел домой. Когда жена открыла дверь, то вид у него уже был бледный и больной. Жена постелила ему постель, учитель слег и перестал ходить на занятия.

Прошло несколько дней. Учителю становилось все хуже. Он совсем перестал вставать с постели, глаза у него ввалились, все болело.

Тогда дети пожалели его и решили исцелить. Они стали проведывать его по одному, и каждый говорил, что теперь учитель прекрасно выглядит. После всех пришел самый старший из учеников и предложил учителю вместе прогуляться по улице, чтобы окончательно выздороветь.

На улице каждый, кто встречался учителю, поздравлял его с выздоровлением. Учитель радовался, и хвори перестали его мучить.

  1. Подберите к ней эпиграф (цитата, помещаемая во главе сочинения или части его с целью указать его дух, его смысл.). Объясните выбор именно этой цитаты.

1. Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. Василий Ключевский

2. Душе израненной доброе слово — лекарство. Григорий Богослов

3. Слово бьет иногда насмерть. Александр Грин

4. Словом можно убить, словом можно спасти… Вадим Шефнер

Приложение №1

  1. Подберите подходящие по смыслу прилагательные и вставьте их в текст на месте пропусков.

Постарайтесь использовать все прилагательные (они даны в начальной форме). Вы можете изменять форму слова.

  1. Как изменился текст, когда вы стали использовать прилагательные?

Слова для справки:

безветренный

юный

авиационный

багряный

песчаный

ветряной

деревянный

осенний

художественный

бешеный

овсяный

обеденный

торжественный


ветреный

берестяной

ржаной

свиной

длинный

соломенный

................... путешественник.

Однажды ................... ................... днём ученик ................... школы, ................... путешественник, поехал смотреть парад ................... техники.

Он в ................... темпе крутил педали велосипеда. Быстро промелькнули ...................лес, ................... мельница, ...................отмели, ................... баньки.

Преодолев ................... путь, ................... путешественник устроил себе ................... перерыв. Он сел на ................... матрац, достал из ................... котомки ................... хлеб и ................... окорок. Потом он нарезал веток и сварил на костре ................... кашу. Так он подкрепился.

................... путешественник не считал себя ................... человеком и поспешил на ................... открытие парада. Молодец, он успел вовремя!

Приложение №1(Копия для учителя)

  1. Подберите подходящие по смыслу прилагательные и вставьте их в текст на месте пропусков.

Постарайтесь использовать все прилагательные (они даны в начальной форме). Вы можете изменять форму слова.

  1. Как изменился текст, когда вы стали использовать прилагательные?

Слова для справки:

безветренный

юный

авиационный

багряный

песчаный

ветряной

деревянный

осенний

художественный

бешеный

овсяный

обеденный

торжественный


ветреный

берестяной

ржаной

свиной

длинный

соломенный

Юный путешественник.

Однажды безветренным осенним днём ученик художественной школы, юный путешественник, поехал смотреть парад авиационной техники.

Он в бешеном темпе крутил педали велосипеда. Быстро промелькнули багряный лес, ветряная мельница, песчаные отмели, деревянные баньки.

Преодолев длинный путь, юный путешественник устроил себе обеденный перерыв. Он сел на соломенный матрац, достал из берестяной котомки ржаной хлеб и свиной окорок. Потом он нарезал веток и сварил на костре овсяную кашу. Так он подкрепился.

Юный путешественник не считал себя ветреным человеком и поспешил на торжественное открытие парада. Молодец, он успел вовремя!

Памятка

Что такое мастер-класс

Мастер–класс – это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта.

Примерный алгоритм проведения мастер-класса: выделение проблемы – панель - объединение в группы для решения проблемы – работа с материалом – представление результатов работы – обсуждение и корректировка результатов работы.

Список использованной литературы

1. Хуторской А.В. Современная дидактика. Спб.:2001.

2. Поташник М.М. Требования к современному уроку. М.:2008.

Интернет-источники

1. Организация и проведение мастер-классов. Методические рекомендации. / сост. Машуков А.В. - http://gorono.ozersk.com/teacher/book/benefit/index.php

2. Климонова Г. Н. Опыт организации групповой работы на уроках - http://www.eidos.ru

3. Гусев А. Как организовать групповую работу на уроке литературы? - http://www.s-cool.ru

Групповая формы работы

1. Основные признаки групповой (звеньевой) формы организации учебной работы учащихся:

  • класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;

  • каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством учителя или лидера (спикера, группового представителя, старосты, консультанта) группы;

  • в ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

состав группы непостоянен.

2. Величина групп.

Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Оптимальное количество человек, как показывает опыт, – 4-5 человек, что позволяет «видеть» работу каждого члена группы, в такой группе сложнее просто отсидеться, потому что твое задание никто не будет выполнять. Состав группы меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

3. Объединение учащихся в группы.

Подбор состава учебной группы можно осуществлять с учетом:

  • уровня обученности школьников, внеурочной информированности по данному предмету;

  • характера взаимоотношений учащихся, их совместимость (симпатии или антипатии), мотивы межличностных предпочтений, готовность к сотрудничеству.

В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

Члены группы должны взаимно дополнять друг друга и компенсировать недостатки.

4. Лидер группы.

Выбор лидера, т.е. ответственного за работу в группе, может сделать сам учитель или, начиная с 7-го класса, сами ребята.

Если вам нужно определить лидера в детском коллективе, вы можете воспользоваться информацией с сайта http://lider21vek.narod.ru. На сайте http://testoteka.narod.ru вы можете найти методики по выявлению способности человека быть лидером, определения типа коммуникабельности и т.д. Но самое эффективное – это наблюдать за учащимися, узнавать о них мнение окружающих. Не всегда лидером группы становятся отличники, особенно в старших классах. Наблюдения показали, что факт высокой успеваемости отличника не влияет на взаимоотношения в ученической группе, здесь больше ценят личностные качества, умение быть партнёрами, находить общий язык с ребятами.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка в средних и старших классах. icon Уроках русского языка Урок русского языка в 7-м классе
Мастер-класс по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка»
Мастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка в средних и старших классах. icon План о значении литературоведческих знаний. Ступенчатый характер...
Реферат «Работа над теоретико-литературными понятиями на уроках литературы в средних классах»
Мастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка в средних и старших классах. icon Самоанализ работы учителя русского языка и литературы Эфендиева М. М
По профессии я учитель русского языка и литературы. Веду уроки русского языка и литературы в шестом, восьмом и десятом, одиннадцатом...
Мастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка в средних и старших классах. icon Проект изучение выдающихся памятников монглоязычных народов из элективных...
Цель проекта: приобщение учащихся к богатейшему наследию дореволюционной литературы на элективных курсах в старших классах
Мастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка в средних и старших классах. icon Подход к проблеме обучения школьников описанию внешности человека
Причем обучение должно вестись в определенной системе как на уроках русского языка, собственно уроках развития речи, так и на уроках...
Мастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка в средних и старших классах. icon План работы шмо учителей русского языка и литературы моу верхнетимерсянской...
Методическая тема шмо: «Использование технологий системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое...
Мастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка в средних и старших классах. icon Заседание мо : -анализ работы шмо учителей русского языка и литературы за 2012-2013 учебный год
«а» классе «Использование технологии критического мышления на уроках русского языка»; его анализ
Мастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка в средних и старших классах. icon Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Воспитатель детских дошкольных учреждений с правом преподавания русского языка в начальных классах», высшее в 2004 году окончила...
Мастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка в средних и старших классах. icon Рекомендации по реализации национально-регионального компонента на...
Рекомендации составили: Г. А. Уджуху, старший методист умк начального образования арипк; Р. А. Индрисова, методист умк адыгейского...
Мастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка в средних и старших классах. icon Викторина «Знатоки русского языка»(6 класс) Шахбанова Д. П. учитель...
Цель: повторение изученных тем, развитие словесно-логического мышления учащихся, умение действовать в условиях соревнования, работать...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции