Практикум по литературе для профессий 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 260807. 01 Повар, кондитер. Курск 2014




Скачать 410.63 Kb.
НазваниеПрактикум по литературе для профессий 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 260807. 01 Повар, кондитер. Курск 2014
страница1/4
Дата публикации05.10.2014
Размер410.63 Kb.
ТипРеферат
literature-edu.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4
Комитет образования и науки Курской области

Областное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Курский автотехнический колледж»

Практикум

по литературе

для профессий 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 260807.01 Повар, кондитер.

http://www.orwell.ru/library/articles/bookshop/img/books.jpg


Курск – 2014

Полянская Т.И./ Практикум по литературе/.-Курск: ОБОУ СПО «КАТК», 2014- 46с.
Практикум предназначен для организации и проведения практических занятий по учебному предмету «литература». Сборник включают в себя методические рекомендации по организации и проведению практических занятий, варианты заданий для проведения практических работ, словарь литературоведческих терминов.

Практикум предназначен для преподавателей и студентов 1и 2 курсов среднего профессионального образования.

Методические материалы обсуждены и одобрены на заседании цикловой комиссии ОБОУ СПО «КАТК» протокол № 8 от 27 марта 2014 года.
Председатель Тарасова М.Н.
Автор: Т.И.Полянская, преподаватель русского языка и литературы ОБОУ СПО «КАТК».
Рецензент: Тарасова М.Н., преподаватель русского языка и литературы ОБОУ СПО «КАТК».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………5

Практическое занятие № 1 на тему: « Комплексный анализ поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»: проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина»……………………………………………………………………………….8

Практическое занятие №2 на тему: « Составление сравнительной характеристики героев пьесы А. Н. Островского «Гроза». Роль персонажей второго ряда»………………………………………………………………………….11

Практическое занятие №3 на тему: « Составление сравнительной характеристики героев: Штольц и Обломов. Анализ эпизода «Сон Обломова»…15

Практическое занятие №4 на тему: « Сюжетно-композиционный анализ текста. Нигилизм Базарова. Базаров и Аркадий. Тема любви в романе. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя»…………………………18

Практическое занятие № 5 на тему: « Сюжетно-композиционный анализ поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Народные образы в поэме. Проблема счастья в поэме»………………………………………22

Практическое занятие №6 на тему: «Составление тезисного плана-схемы на тему: « Идея Раскольникова о праве сильной личности. Правда Сони Мармеладовой. Двойники Раскольникова. Воскрешение Раскольникова через любовь»………………………………………………………………………………..25

Практическое занятие №7 на тему: «Составление сравнительной характеристики героев. А.Болконский и П.Безухов. Кутузов и Наполеон.»…………………………………………………………………………….28

Практическое занятие №8 на тему: «Составление сравнительной характеристики героев. Пьеса «Вишневый сад». Судьбы и характеры героев пьесы. Конфликт в пьесе»……………………………………………………………31

Практическое занятие №9 на тему: «Сюжетно-композиционный анализ романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита. Любовь и творчество в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»……………………………………………...34

Практическое занятие №10 на тему: «Роль и значение женских образов в художественной системе романа М.А.Шолохова «Тихий Дон». Мысль семейная в романе»………………………………………………………………………………...37

Заключение…………………………………………………………………………...40

Краткий словарь литературоведческих терминов……………………………...41

Библиографический список………………………………………………………..46

Введение

Одна из главнейших задач современного образования – научить самостоятельно учиться. Это требование диктуется объективной реальностью: какие бы знания и в каком объеме ни получали студенты, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Вот почему необходимо продолжать развивать у студентов умение добывать знания самостоятельно, приобретать их из различных источников информации, владеть разнообразием видов и приемов учения. Это задача отчасти находит свое решение при выполнении заданий практической работы, которые подразумевают высокую степень самостоятельности студентов.

Кроме формирования навыков познавательной самостоятельности на практических занятиях по литературе, преподаватель должен еще учитывать типологические особенности студентов в области восприятия художественного текста.

Существует три основных типа студентов, различающихся своим художественным восприятием:

1.Студенты, способные к художественно-аналитическому восприятию, наделенные способность внутреннего видения образа, с хорошо развитым воссоздающим и творческим воображением. Читательский образ у них характеризуется яркостью, полнотой, максимальным приближением к авторскому. Это обеспечивает правильное и глубокое образное обобщение, связанное со способностью анализа и синтеза.

2.Студенты с хорошо развитым логическим мышлением, с ярко выраженными способностями к анализу и синтезу, обобщению и абстрагированию. Они могут делать самостоятельно выводы, результаты самих размышлений обобщающего характера излагать последовательно, логично, лаконично. В литературном произведении они стремятся прежде всего выявить мысль, идею – художественные средства ее выражения им представляются фактором несущественным. Воспроизводящее и творческое воображение у них развито сравнительно слабо. Отсюда и проистекают их затруднения в анализе художественного текста в единстве его формы и содержания. Такие студенты нуждаются в постоянных заданиях на развитие воображения, художественного видения образа.

3. Студенты с художественным, или субъективно-экспрессивным, типом восприятия. Это студенты с хорошо развитым воспроизводящим и творческим воображением. Они понимают позицию автора, читательский образ у них ярок и полон. Видят образ настолько отчетливо, так сильно сопереживают, что у них часто появляется стремление транслировать свои впечатления. Как правило, эти студенты способны к самостоятельной творческой деятельности.

Таким образом, преподаватель должен внимательно следить за литературным продвижением своих воспитанников, направлять их, давать, кроме общих, индивидуальные задания с целью развития еще не полностью раскрытых способностей студентов.

Поэтому в данном пособии содержатся материалы для проведения практических занятий, ориентированные на обозначенную типологию студентов; задания, в которых учитывают разные типы литературного восприятия студентов: это и самостоятельная работа по образцу – узнавание, опознавание, текстуальное воспроизведение; и описание и анализ явлений и героев, предвидение возможных исходов; и осуществление поисковой деятельности, когда студент открывает новые для себя знания.

Пособие выстроено в соответствии с календарно-тематическим планированием по предмету. Практические занятия, представленные в пособии, являются иллюстрацией различных методических подходов к преподаванию предмета и организации учебной деятельности студентов (реализация уровневой дифференциации при организации практических занятий).

Учебно-методическое пособие представляет собой комплекс практических работ по литературе, количество и объем которых соответствует объему часов (20 часов), заявленному в рабочей программе. Соответственно учебное пособие состоит из 10 практических занятий, в основе которых заложено формирование умений, определенных образовательным стандартом по литературе:

- воспроизведение содержания литературного произведения;

- анализ и интерпретация художественного произведения; анализ эпизода (сцены) изученного произведения, объяснение его, связь с проблематикой произведения;

- соотнесение художественной литературы с общественной жизнью и культурой; раскрытие конкретно-исторического и общечеловеческого содержания изученных литературных произведений; выявление «сквозных» тем и ключевых проблем русской литературы; соотнесение произведения с литературным направлением эпохи;

- определение рода и жанра произведения;

- сопоставление литературных произведений;

- выявление авторской позиции;

- выразительное чтение изученных произведений (или их фрагментов), соблюдение норм литературного произношения.

Каждая практическая работа начинается с оглашения темы, с формулировки целей и задач, поставленных в рамках данного учебного занятия, в инструкционных картах изложены основные теоретические положения, дальнейшее закрепление материала проходит с помощью заданий, которые нацеливают студентов на последовательный анализ и интерпретацию литературного произведения (или отдельного эпизода) средствами критической литературы.

http://b.foto.radikal.ru/0609/4a211760c1db.jpg

А.С.Пушкин.

Поэма «Медный всадник»


Практическая работа №1

Инструкционная карта

Тема занятия: «Комплексный анализ поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник»: проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина».

Цель выполнения задания: уяснение жанрового своеобразия произведения, особенностей композиции, выявление основных проблем произведения.

Необходимо знать: поэма, повесть, лирический герой, реализм, романтизм.

Необходимо уметь: анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Оборудование: инструкционная карта, доска, учебник.

Основные теоретические положения

Поэ́ма (др.греч. ποίημα) — поэтический жанр. Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, большая стихотворная повествовательная форма. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п.

Повесть – это произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.

Реализм – это художественный метод образного отражения действительности с объективной достоверностью.

Романтизм – это литературное направление конца XVIII - начала XIX века, противопоставлявшее себя классицизму как поиск более соответствовавших современной действительности форм её отражения.

Лирический герой – это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделенное особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, выявленного из текста лирических композиций.

Ход выполнения задания, методические указания

Произвести комплексный анализ поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» по следующему плану:

1.Жанровое своеобразие поэмы

  • Когда А.С.Пушкин написал поэму «Медный всадник»?

  • К какому литературному направлению относится данная поэма?

  • В чем заключается жанровое своеобразие произведения?

  • Каким образом в поэме отражается присутствие автора?

2. Образ Петра

  • Каким вы видите Петра во вступлении?

  • В чем суть конфликта Петра и Евгения?

  • Выпишите из текста поэмы цитаты, характеризующие Петра как царя-преобразователя и «горделивого истукана».

3.Образ Евгения

  • Кого А.С.Пушкин сделал главным героем поэмы?

  • Выпишите строки, дающие представления о смысле жизни Евгения?

  • Назовите качества характера Евгения, вызывающие симпатию.

  • Какое событие пробуждает в безумце память?

  • Приведите цитаты, подтверждающие ненависть к «державцу полумира» и жажду возмездия.

Содержание отчета

Укажите, какие навыки и умения вы приобрели в результате выполнения практического занятия.

Контрольные вопросы

1.Как вы понимаете определение «маленький человек»?

2.Определите, какие художественные приемы использует поэт для создания картин бушующей природы.

Литература

1. Литература: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

2. А.С.Пушкин. Поэма «Медный всадник».
http://900igr.net/datai/literatura/drama-groza/0021-015-illjustratsija-s.v.gerasimova-k-drame-a.n.-ostrovskogo-groza.jpg
А.Н. Островский.

Пьеса «Гроза».
Практическая работа №2
Инструкционная карта

Тема занятия: « Составление сравнительной характеристики героев пьесы А. Н. Островского «Гроза». Катерина и Кабаниха. Роль персонажей второго ряда»

Цель занятия: повторение и систематизация изученного материала по указанной теме занятия, проведение сравнительной характеристики Катерины и Марфы Игнатьевны Кабановой с использованием данных различных критических источников.

Необходимо знать: драма (как род литературы); трагедия, комедия, драма, триединство.

Необходимо уметь: анализировать и интерпретировать художественные образы, используя сведения различных критических статей, работать с различными источниками информации и систематизировать её.

Оборудование: инструкционная карта, доска, учебник.

Основные теоретические положения

Драма - имеет два значения: 
1. Один из основных родов литературы, отображающей действительность преимущественно в форме действий, диалогов и монологов героев. Д. как род существует в конкретных драматических жанрах: трагедии, драмы и комедии, которые всегда предназначены для постановки на сцене; 
2. Пьеса, изображающая серьезные, значительные конфликты различного характера: социально-политические, семейно-бытовые, морально-нравственные и др., которые часто переплетаются в одном произведении. Д. отражает жизнь во всей ее сложности и противоречивости. Д. возникла в России в XVII в., прошла долгий путь развития, достигнув расцвета в реалистической литературе XIX в. 

Трагедия - один из жанров драмы; произведение с неразрешимым конфликтом между высокими стремлениями духовно сильной личности и объективной невозможностью их осуществления. Т. чаще всего заканчивается гибелью героя, не отступившего от своих гуманистических идеалов, что приводит зрителя к катарсису (очищению души через сострадание герою).

Комедия - один из жанров драматического рода, произведение, в котором отрицается при помощи смеха определенное явление.

Ход выполнения задания, методические указания

Произвести комплексный анализ пьесы А.Н.Островского «Гроза», отвечая на поставленные вопросы.

I. Ответьте на вопросы:

1.В чем заключается смысл названия пьесы?

2.Устраивает ли, по вашему мнению, течение жизни в городе Калинове его жителей?

3.Уверены ли самодуры в безграничности своей власти?

4.Каковы основные черты «темного царства» в пьесе А.Н.Островского «Гроза»?

5.Почему Катерина не может жить по законам «темного царства»?

6.Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?

7.Достоин ли Борис Катерины, её любви?

8.Смерть Катерины – победа или поражение? Почему?

9.В чем сущность трагедии героини?

10.В чем сущность разногласий Н.А.Добролюбова и Д.И.Писарева в оценке образа Катерины? В каких статьях высказаны их точки зрения?

11.Катерина и Кабаниха?

II. Определите, кто это говорит?

а)  «...да что ж ты мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь, уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу! Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить - обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю». 

б) «Отчего люди не летают?»

в) «Ты подумай-то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина; всю-то жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?" 

г) «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры!»

д) «Молодость-то что значит! Смешно смотреть-то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего-то не знают, никакого порядка. Проститься-то путем не умеют».

е) «Я грубиян считаюсь… он — слово, а я — десять; плюнет да и пойдёт. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану».

Содержание отчета

Укажите, какие навыки и умения вы приобрели в результате выполнения практического занятия.

Контрольные вопросы

1.Драма как род литературы?

2.Авторская ремарка, что это такое?

Литература

1. Литература: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений/ под ред. Обернихиной Г.А. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

2.А.Н.Островский. Пьеса «Гроза».

http://proznanie.ru/photo/image1296361257.jpg
И.А.Гончаров.

Роман «Обломов».

Практическая работа №3

Инструкционная карта

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практикум по литературе для профессий 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 260807. 01 Повар, кондитер. Курск 2014 iconУчебного предмета Литература 2013г рабочая программа учебного предмета...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...

Практикум по литературе для профессий 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 260807. 01 Повар, кондитер. Курск 2014 iconПреподаватели филиала кга поу «птк»
Преподаватель специальных дисциплин по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)»

Практикум по литературе для профессий 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 260807. 01 Повар, кондитер. Курск 2014 iconТематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы по...
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник. М., 2012., Алексашкина Л. Н., Головина В. А. Всеобщая история. 10 класс. М., 2008,...

Практикум по литературе для профессий 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 260807. 01 Повар, кондитер. Курск 2014 iconРабочий план учебного процесса Государственного бюджетного образовательного учреждения
Настоящий учебный план составлен на основе фгос нпо и базисного учебного плана (буп) по профессии 150709. 02 Сварщик

Практикум по литературе для профессий 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 260807. 01 Повар, кондитер. Курск 2014 iconНормативные документы и программы лежащие в основе курса. Основы...
Аннотация на рабочую программу по предмету «основы православной культуры» 8 класс

Практикум по литературе для профессий 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 260807. 01 Повар, кондитер. Курск 2014 iconПрактикум по спортивной психологии Санкт-Петербург
...

Практикум по литературе для профессий 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 260807. 01 Повар, кондитер. Курск 2014 iconПрактикум л. И. Губарева о. М. Мизирева т. М. Чурилова экология человека...
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, оно может быть использовано также преподавателями вузов, учителями...

Практикум по литературе для профессий 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 260807. 01 Повар, кондитер. Курск 2014 iconПлан работы библиотеки дгтэиУ на 2013-2014 учебный год Основные направления работы библиотеки
Работа библиотеки строится во взаимодействии с педагогическим советом, цикловыми методическими комиссиями, методическим советом,...

Практикум по литературе для профессий 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 260807. 01 Повар, кондитер. Курск 2014 iconРабочая программа по литературе для 8 класса составлена в соответствии...
Программы основ­ного общего образования по литературе, авторской Рабочей программы по литературе В. Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение,...

Практикум по литературе для профессий 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), 260807. 01 Повар, кондитер. Курск 2014 iconЛитература: Арзамасцева И. Н., Николаева С. А. Детская литература....
Гриценко З. А. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению. – М., 2008

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции