Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Поповская средняя общеобразовательная школа»
Россошанского муниципального района
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО. Зам. директора по УВР Директор МКОУ «Поповская СОШ»
Руководитель ШМС ___________ Медяник О.Н. ____________ Галушкина Л.В.
___________ Фоменко О.А. Протокол №________ от Приказ №___________ от
Протокол №__________ от «15» сентября 2013 года «_____» сентября 2013 года
«26» августа 2013 года
Рабочая программа
учителя русского языка и литературы
Лукашовой Ларисы Ивановны
первой квалификационной категории
по элективному курсу «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
10 класс
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования. Причем, все сознают, что цель школьного курса — изучение языка и развитие речи. Но на деле мы сталкиваемся с тем, что количество часов гуманитарного цикла сильно урезано: 1 час в неделю — русский язык и 3 часа русской литературы. Элективные курсы, которые мы предлагаем ученикам — единственная возможность преподнести свой предмет в более полном объеме, содействовать более гармоничному развитию учеников.
Данный курс имеет коммуникативную направленность, способствует становлению у детей учебной самостоятельности, развивает интерес к изучению русского языка и письменную связную речь. Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов учеников, откликнувшихся на анкетирование. Из 29 опрошенных 17 человек отметили как интересующие их темы данного курса. Программа не допускает учебных перегрузок для школьников, т.к. домашние задания предполагается совмещать с работами учащихся по литературе. При изучении курса реализуются межпредметные связи (русский язык — литература).
Программа элективного курса «Трудные случаи орфографии и пунктуации» составлена в соответствии с программой по русскому языку и на основании Единых требований к знаниям выпускников средних общеобразовательных школ. Данный курс рассчитан для учащихся 10 классов. Программа рассчитана на 70 часов.
Цели: Повторить теорию школьного курса русского языка.
Выявить пробелы в знаниях учащихся и ликвидировать их путем практических занятий.
Повысить интерес учащихся к русскому языку.
Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся.
Помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников.
Перед учениками ставится ряд задач: - знать нормы литературного языка.
- владеть приемами лингвистического анализа.
- уметь применять свои знания при анализе текстов и языкового материала.
В результате изучения данного курса обучающиеся должны уметь: орфографически и пунктуационно грамотно оформлять письменные работы (диктанты, изложения, сочинения); анализировать языковые явления, проводить самостоятельные лингвистические исследования; применять полученные теоретические знания на практике. Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации. Занятия построены в виде уроков-практикумов с промежуточным и итоговым тестированием, которое оценивается по пятибалльной системе.
Тематическое планирование
Номер занятия Тема занятия кол-во часов
1-2 Правописание чередующихся гласных в корне слова. 2
3-4 Правописание О-Ё после шипящих. 2
5-6 НЕ и НИ с разными частями речи. 2
7-8 Правописание приставок. 2
9-10 Правописание суффиксов прилагательных и причастий. 2
11-12 Правописание суффиксов глаголов. 2
13-14 Правописание безударных личных окончаний глаголов. 2
15-16 Правописание суффиксов действительных причастий. 2
17-18 Правописание суффиксов страдательных причастий. 2
19-20 Омонимия частей речи. 2
21-22 Правописание производных союзов и омонимичных сочетаний. 2
23-24 Правописание производных предлогов и омонимичных сочетаний. 2
25-26 Правописание суффиксов наречий О, А. 2
27-28 Двойные согласные в корне, суффиксе и на стыке морфем. 2
29-30 Употребление Ь для обозначения мягкости и грамматических форм. 2
31-32 Разделительные Ь и Ъ. 2
33-34 Правописание сложных существительных и прилагательных. 2
35-36 Слитное, раздельное, дефисное написание наречий. 2
37-38 Тире между подлежащим и сказуемым. 2
39-40 Знаки препинания при однородных членах предложения. 2
41-42 Обособленные согласованные определения. 2
43-44 Знаки препинания при приложении. 2
45-46 Обособленные обстоятельства. 2
47-48 Уточняющие, пояснительные члены предложения. 2
49-50 Сравнительный оборот. 2
51-52 Вводные слова и предложения. 2
53-54 Обращения, междометия. 2
55-56 Пунктуация в сложносочиненном предложении. 2
57-58 Пунктуация в сложноподчиненном предложении. 2
59-60 Пунктуация при составных подчинительных союзах. 2
61-62 Запятая между двумя союзами. 2
63-64 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. 2
65-66 Способы передачи чужой речи. 2
67-70 Итоговое тестирование. 4
Список литературы:
Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка. — Саратов: Лицей, 2005.
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. — М.: Рольф; Айрис-пресс, 2000.
Розенталь Д.Э.Сборник упражнений по русскому языку. — М.: Высш. шк., 1994.
Сухотинская А.В. Русский язык. Орфография и пунктуация. — М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. |