«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
На заседании МС Зам.по УВР Директор школы
______(Дышева Т.В.) _______(Дышева Т.В.) _______(Покунова Н.Н.)
Протокол №1 «30» 08. 2013г. Приказ № 33
«28»августа 2013г. «31» 08.2013г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
В 8 КЛАССЕ
Программу разработала
Шохова Людмила Михайловна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Тубольская ООШ»
На 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина. В.П.Журавлев. В.И. Коровин. И.С. '^барский. В.II. Полухина: под редакцией В.Я. Коровиной. - М: Просвещение. 2007.
Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные Госстандартом:
«Шемякин суд» (из древнерусской литературы): К.Ф. Рылеев «Смерть Нрмака»;
М.К. Салтыков-Щедрин «История одного города» (отрывок):
С.А. Есенин «Пугачев»:
И.С. Шмелев «Как я стал писателем».
Вышеперечисленные произведения авторской программы могут быть использованы для чтения и обсуждения на уроках внеклассного чтения.
Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, учебник- хрестоматию для 8 класса, обеспечивающие процесс обучения. Виды контроля:
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменение лица); выразитель ное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода; составление простого или сложного плана произведению, в том числе цитатного; составление сравнительной характерист ики по заданным критериям; викторина, игра.
итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания: творческий зачет, защита проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знат ь:
авторов и содержание изученных художественных произведений:
основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений): житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дэдла (начальное представление): понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений): прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, itchxo.toi изм художественной ли тературы (разви тие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, со нет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление): Iерой-повествователь (развитие представлений). Учащиеся должны умегь:
видеть разви тие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов:
обнаруживать связь между героем литерату рного произведения и эпохой; видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох; прокомментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством:
различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике: определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
выделя ть общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общею жанра:
осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текс том в целом; - видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов.
находить эмоциональный лейтмотив и основную проолемч произведения, мотивировать выбор жанра
сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения: - выявлять конфликт и этапы его развит ия в драматическом произведении: сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актёрами: редактировать свои сочинения.
11о программе 68 часов, а данная рабочая программа рассчитана на 70 часов, т.к. по базисному плану изменилось количество учебных недель.
четверть- 18ч
четверть- 14ч
четверть- 20ч
четверть- 18ч.
Перечспь учебно-методических средств обучения Для учащихся;
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Учебник в 2 ч. - М.: Просвсщение, 2008.
Литература: 8 класс: Фоиохрестоматия на CD-ROM / Сост. Коровина В.Я., Журавлев B.l I., Коровин В.И. - М.: Просвещснис, Для учителя:
Золотарева И.В., Крысова Т.Д. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М.: ВАКО, 2008.
Гурьянская Б.И. и др. Ли тература в 8 классе. Урок за уроком. - М.: Русское слово, 2007.
|
1 четверть-18ч. P.p.- 1 ч. ,вн.чт.-1ч.
|
|
|
|
|
№
урока
|
Наименование раздела, тема урока
|
Кол- во
часов
|
Дата
|
Вид учебного занятия
|
Содержание и форма контроля знаний, ОУУНи Сд, У УД и т.д.
|
|
Введение
|
1
|
|
|
1
|
Русская литература и история
|
|
Урок объяснения
|
Составить план статьи учебника
|
|
Устное народное творчество
|
|
|
|
2
|
Исторические песни.
«Пугачёв в темнице », «Пугачёв казнён»
|
1
|
|
Урок объяснения
|
Найти устоявшиеся поэтические формулы в песнях
|
-3
|
Лирические песни. «В тёмном лесе», «Породила меня матушка...»
|
1
|
|
Урок объяснения
|
Работа с текстом
|
4
...
|
Предания как исторический жанр русской народной прозы
|
1
|
|
Урок объяснения
|
Выр. чтение
|
|
Из древнерусской литературы
|
2
|
|
|
|
5
|
«Житие Александра Невского»
|
1
|
|
Урок объяснения Работа с текстом
|
6
|
ВН.чт. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века
|
1
|
|
Внеклассное чтение
|
Выр. чтение
|
|
Из русской литературы 18 века 4
|
|
|
|
7
|
Д.И.Фонвизин и его время. Элементы классицизма в комедии
|
1
|
|
Урок объяснения
|
Ответы на вопросы
1
|
8
|
Назначение человека, его роль в жизни общества. Уроки Стародума.
|
1
|
. Урок объяснения
|
Ответы на вопросы
|
9
|
Простакова: «госпожа бесчеловечная». ] «презлая фурия» или заботливая мать?
|
|
Урок объяснения
|
Ответы на вопросы
|
10
|
Р. Р. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
|
1
|
|
Развитие речи
|
Работа с черновым вариантом сочинения
|
|
Из русской литературы 19 века
|
30
|
|
|
11
|
Любовная лирика А.С.Пушкина. «Я помню
|
|
Урок объяснения
|
Выр. чтение стих.
|
12
|
Тема «дружества святого» в стихотворении «19 октября»
|
1
|
|
комбинированный
|
Ответы на вопросы
|
13
|
Человек и природа в стихотворении А.С,Пушкина «Туча»
|
1
|
|
комбинированный
|
Выр. чтение
|
14
|
Тема русской истории в творчестве А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
|
1
|
|
Урок объяснения
|
Ответы на вопросы
|
15
|
Формирование характера Петра Гринёва
|
1
|
|
комбинированный
|
Ответы на вопросы
|
16
|
Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в романе «Капитанская дочка»
|
1
|
|
комбинированный
|
Ответы на вопросы
|
17
|
Маша Миронова- нравственный идеал А.С.Пушкина
|
1
|
|
комбинированный
|
Ответы на вопросы
|
18
|
Тема «Русского бунта» и образ Пугачёва
|
1
|
|
комбинированный
|
|
|
2 четверть-14 ч. P.p.- 3 ч. вн. чт.- 0 ч.
|
|
|
|
|
1-2
|
P.p. Подготовка и написание 1 сочинения по роману ; А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
|
1
|
|
Написание сочинения
|
Развитие речи
|
3
|
Повесть «Пиковая дама» как
вершина пушкинской прозы.
|
1
|
|
Ответы на вопросы.
|
Объяснение нового материала
|
4
|
Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. сюжет и композиция поэмы «Мцыри»
|
1
|
|
Ответы на вопросы. Пересказ
|
Объяснение нового материала'
|
5
|
Своеобразие поэмы «Мцыри» как- романтической поэмы
|
1
|
|
Ответы на вопросы Пересказ.
|
Комбинированный
|
6
|
Судьба свободолюбивой личности в поэме.
|
1
|
|
Ответы на вопросы
|
Комбинированный
|
7
|
Р.р. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»
|
1
|
|
Написание сочинения
|
Развитие речи
j
|
8
|
Проверочная работа по поэме «Мцыри»
|
1
|
|
Написание работы
|
Контроль знаний
!
|
9
|
П.В.Гоголь- писатель-сатирик. История создания комедии «ревизор»
|
1
|
|
Ответы на вопросы. Пересказ статьи учебника.
|
Объяснение нового материала
|
10
|
«Ревизор» как социальная комедия
|
1
|
|
Ответы на вопросы.
|
Комбинированный
|
11
|
Хлестаков и хлестаковщина
|
1
|
|
Ответы на вопросы.
|
Комбинированный |
|
12
|
Образ города и тема чиновничества в комедии
|
1
|
|
Ответы на вопросы.
|
Комбинированный
|
13
|
Основной конфликт пьесы и способы его разрешения
|
1
|
|
Ответы на вопросы.
|
Комбинированный
|
14
|
Контрольная работа по произведениям А.С.11ушкина и М.Ю.Лермонтова
|
1
|
|
Написание работы
|
Контроль знаний
|
|
3 четверть-20ч. P.p.- 1 ч. , вн.чт.-5 ч.
|
|
|
|
|
№
урока
|
Наименование раздела, тема урока
|
Кол- во
часов
|
Дата
|
Вид учебного занятия
|
Содержание и форма контроля знаний, ОУУНи Сд, У УД и т.д.
|
1
|
«Шинель»- одна из петербургских повестей
|
1
|
|
Урок объяснения
|
Пересказ повести
|
2
|
Гуманистический смысл повести «Шинель»
|
1
|
|
комбинированный
|
Ответы на вопросы
|
3
|
Н.С.Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»
|
1
|
|
Урок объяснения
|
Работа с текстом
|
4
|
Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни. «После бала».
|
1
|
|
Урок объяснения
|
Пересказ
|
5
|
Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении.
|
1
|
|
комбинированный
|
Работа с текстом
|
6
|
Вн.чт. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество»
|
|
Внеклассное чтение
|
Работа с текстом
|
7
|
P.p. Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Ф.И.Тютчев. А.А.Фет.
|
1
|
|
Развитие речи
|
Выр. чтение стих.
|
8
|
А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье
|
1
|
|
Урок объяснения
|
Работа с текстом
|
|
Из русской литературы 20 века
|
18
|
|
|
|
9
|
И.А.Бунин. Рассказ «Кавказ»
|
1
|
|
Урок объяснения
|
пересказ
|
10
|
А.И.Куприн.«Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст.
|
1
|
|
Урок объяснения
|
Ответы на вопросы
|
11
|
ВН.чт. М.Горький . «Явление босяка» в рассказе «Челкаш». Герои и их судьбы.
|
1
|
|
Внеклассное чтение
|
Ответы на вопросы
|
12
|
С.А.Есенин. «Пугачёв» - поэма на историческую тему.
|
1
|
|
Урок объяснения
|
Ответы на вопросы
|
13
|
И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем»
|
1
|
|
Развитие речи
|
пересказ
|
14
|
Вн.чт. М.А.Осоргин. Своеобразие рассказа «Пенсне»
|
1
|
|
Внеклассное чтение
|
Ответы на вопросы
|
15
|
Вн. чт. Писатели улыбаются.
|
1
|
|
Вн.чтение
|
Ответы на вопросы
|
16
|
Художественное своеобразие рассказов Н.Тэффи «Жизнь и воротник» и М.Зощенко «История болезни»
|
1
|
|
комбинированный
|
Ответы на вопросы
|
17
|
А.Т.Твардовский- поэт-гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин»
|
1
|
|
Урок объяснения
|
Выр. чтение
|
18
|
Поэма «Василий Тёркин» - книга про бойца и для бойца.
|
1
|
|
Урок объяснения
|
Ответы на вопросы
|
19
|
Композиция и язык поэмы. Героика и юмор в поэме.
|
1
|
|
комбинированный
|
Ответы на вопросы
|
20
|
Вн. чт. А.Платонов. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение»
|
1
|
|
Внеклассное чтение
|
Ответы на вопросы
|
|
4 четверть-18ч. Р.р.- 1 ч. , вн.чт.- 3ч.
|
|
|
|
|
№ урока
|
Наименование раздела, тема урока
|
Кол-во часов
|
Дата
|
Вид учебного занятия
|
Содержание и форма контроля знаний, ОУУНи Сд, УУД и т.д.
|
1
|
Стихи и песни о Великой Отечественной войне
|
1
|
|
Урок объяснения
|
Выр. чтение стих.
|
2
|
В.П.Астафьев. Автобиографичность рассказа «Фотография, на которой меня нет»
|
1
|
|
комбинированный
|
Ответы на вопросы
|
3
|
Вн. чт. Б.Л.Васильев. «Экспонат №». Проблема истинного и ложного в рассказе
|
1
|
|
Внеклассное чтение
|
Работа с текстом
|
4
|
Р.р. отзыв на самостоятельно прочитанное произведение о Вов.
|
1
|
|
Развитие речи
|
Написание отзыва
|
5
|
Вн.чт. Испытание на истинную человечность в рассказе Г.К.Паустовского «Телеграмма»
|
1
|
|
Внеклассное чтение
|
Работа с текстом
|
6
|
Художественное своеобразие лирики Н.Рубцова «По вечерам»
|
1
|
|
Урок объяснения
|
Выр. чтение стих.
|
|
Из зарубежной литературы
|
10
|
|
|
|
7-8
|
У.Шекспир «Ромео и Джульетта». Конфликт любви и семейной вражды
|
2
|
|
Урок объяснения
|
Работа с текстом
|
9
|
Сонеты Шекспира- «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский)
|
1
|
|
Урок объяснения
|
Выр. чтение стих.
|
10-11
|
Ж.Б.Мольер.Время,личность, судьба.История создания комедии «Мещанин во дворянстве»
|
2
|
|
Урок объяснения
|
Пересказ. Ответы на вопросы.
|
12
|
Герои пьесы и особенности их изображения
|
1
|
|
Урок объяснения
|
Ответы на вопросы
|
13-14
|
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера».
|
2
|
|
Урок объяснения
|
Ответы на вопросы
|
15-16
|
Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман.
|
2
|
|
Урок объяснения
|
Ответы на вопросы
|
17
|
Вн.чт. Мои любимые произведения зарубежной литературы
|
1
|
|
Внеклассное чтение
|
пересказ
|
18
|
Обобщающее повторение
|
1
|
|
|
|
|