Рабочая программа по литературе 8 класс базовый уровень




Скачать 0.76 Mb.
Название Рабочая программа по литературе 8 класс базовый уровень
страница 1/5
Дата публикации 02.10.2014
Размер 0.76 Mb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

МО «СЛАВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАПОВЕДНЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Принята Утверждаю

на заседании педагогического директор МБОУ

совета «Заповедненская ООШ»

Протокол № 15

от «30» августа 2013 г. __________________

«30» августа 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Составитель:

Бадьина Татьяна Михайловна

учитель русского языка и литературы

первая категория


п. Заповедное

2013-2014 учебный год.

Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе в 8 классе соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования.

Программа разработана на основе Программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов и Программы по литературе к учебному комплексу для 9 класса. (Авторы программы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвеще­ние, 2008)

Уровень изучения учебного материала соответствует базисному плану. Количество часов, отведённых на изучение курса литературы в 8 классе, - 70. Количество часов в неделю – два.

В программу включены произведения, не предусмотренные Госстандартом для изучения в 8 клас­се: «Шемякин суд» (из древнерусской литературы); К. Ф. Рылеев «Смерть Ермака»; М. Е. Салтыков – Щедрин «История одного города» (отрывок); С. А. Есенин «Пугачёв»; И. С. Шмелёв «Как я стал писателем», а также в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Программа курса литературы в 8 классе направлена на достижение следующих целей:

  • осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Задачи программы:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.


В результате изучения литературы в 8 классе

учащиеся должны знать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных произведений;

основные теоретические понятия: литература как искусство слова (углубление представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сенти­ментализм {начальные представления, ) романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представле­ний), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художествен­ной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический ро­ман (начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рас­сказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
Учащиеся должны уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

  • сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;

  • стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

  • написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.


Программа предусматривает обучение детей с особыми образовательными потребностями (седьмой вид). Поэтому с целью усиления практической направленности обучения предполагает коррекционную работу, которая включает следующие направления.

  • Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

  • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

  • Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

  • Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, вриативность домашних и классных заданий.



При составлении рабочей программы предусмотрены следующие виды контроля:

промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, виктори­ны, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учеб­ника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, пре­зентация проектов;

итоговый: анализ стихотворения; письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, сочинения, пре­зентация проектов.
Учебно – методический комплект для обеспечения рабочей программы по литературе в 8 классе:

1. Коровина В. Я. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2010.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (1 час)

Образное отражение жизни искусстве. Художественный образ.
Устное народное творчество (2 часа)
Тема 1. Лирические песни. Частушки как жанр (1 час)

  • В мире русской народной песни (лирические, исто­рические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тем­ная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пуга­чев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнооб­разие тематики частушек. Поэтика частушек.

Тема 2. Предания как исторический жанр русской народной прозы (1 час)

  • Особенности содержания и формы народных преданий. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ерма­ком...». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие пред­ставлений).


Из древнерусской литературы (2 часа)
Тема 1. Житейская литература как особый жанр древнерусской литературы (1 час)

  • «Житие Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные под­виги Александра Невского и его духовный подвиг само­пожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

Тема 2. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 18 века (1час)

  • Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литерату­ры XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы лю­бил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бы­товой сатирической повести. Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы




Из русской литературы XVIII века (8 часов)

Тема 1. Денис Иванович Фонвизин (3 часа)

  • Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии.

  • Проблема воспитания истинного гражданина.

  • Развитие речи. Сочинение на заданную тему.

Тема 2. Ж.-Б. Мольер (2 часа)

  • Комедия «Мещанин во дворянстве». (обзор с чтением от­дельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Моль­ера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловече­ский смысл комедии.

  • Теория литературы. Классицизм.

Тема 3. Иван Андреевич Крылов (2 часа)

  • Поэт и мудрец. Язвитель­ный сатирик и баснописец. Басни Крылова.

  • Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Тема 4. Кондратий Федорович Рылеев (1 час)

  • Автор дум и сатир. Дума «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводи­телей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное пред­ставление).


Из русской литературы XIX века (32 часа)
Тема 1. Александр Сергеевич Пушкин (10 часов)

  • Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в лите­ратуре.

  • Повесть «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота ге­роини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художест­венный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в ро­мане. Различие авторской позиции в «Капитанской доч­ке» и «Истории Пугачева».

  • Урок внеклассного чтения. А. С. Пушкин «Пиковая дама». Место повести в контексте творче­ства Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, наме­ков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реаль­ного и символического планов, значение образа Петер­бурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.

  • Контрольное тестирование.

Тема 2. Михаил Юрьевич Лермонтов (4 часа)

  • Краткий рассказ о писателе. Стихотворения «Узник», «Пленный рыцарь»

  • Поэма Лермонтова «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему об­ществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтиче­ски-условный историзм поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие пред­ставлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представле­ния).

  • Развитие речи. Домашнее сочинение.

Тема 3. Николай Васильевич Гоголь (7 часов)

  • Краткий рассказ о пи­сателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

  • «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». Исто­рия создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к ко­медии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничест­ва. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеоб­разие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как об­щественное явление. Теория литературы. Комедия (развитие пред­ставлений).

  • Контрольное тестирование.

  • Повесть «Шинель». Образ «маленького человека» в литерату­ре. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя на­дежда согреться в холодном мире. Тщетность этой меч­ты. Петербург как символ вечного адского холода. Не­злобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.


Тема 4. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (3 часа)

  • Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». Художествен­но-политическая сатира на современные писателю по­рядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего осно­ванный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные историче­ские сочинения.Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз­витие представлений). Литературная пародия (началь­ные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

  • Урок развития речи. Обучение анализу эпизода.

  • Урок контроля по творчеству Лермонтова, Гоголя, Салтыкова – Щедрина.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе 8 класс базовый уровень icon Рабочая программа по литературе 10 класс
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (базовый...
Рабочая программа по литературе 8 класс базовый уровень icon Рабочая программа по литературе 11 класс
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (базовый...
Рабочая программа по литературе 8 класс базовый уровень icon Рабочая программа по литературе (базовый уровень)
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)
Рабочая программа по литературе 8 класс базовый уровень icon Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 6 класс

Рабочая программа по литературе 8 класс базовый уровень icon Рабочая программа по литературе 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по литературе 8 класс базовый уровень icon Рабочая программа по литературе 9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по литературе 8 класс базовый уровень icon Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 7 класс

Рабочая программа по литературе 8 класс базовый уровень icon Рабочая программа по литературе 8 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе составлено на основе программы по литературе (5-11 классы, базовый...
Рабочая программа по литературе 8 класс базовый уровень icon Рабочая программа по литературе 9 класс базовый уровень
Данная рабочая программа по литературе в 9 классе соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по литературе 8 класс базовый уровень icon Рабочая программа по литературе Ступень обучения (класс) 6 «Б»
Данная программа по литературе составлена в соответствии с Программой оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции