РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
МО «СЛАВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЗАПОВЕДНЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Принята Утверждаю
на заседании педагогического директор МБОУ
совета «Заповедненская ООШ»
Протокол № 15
от «30» августа 2013 г. __________________
«30» августа 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ 8 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Составитель:
Бадьина Татьяна Михайловна
учитель русского языка и литературы
первая категория
п. Заповедное
2013-2014 учебный год.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе в 8 классе соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования.
Программа разработана на основе Программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов и Программы по литературе к учебному комплексу для 9 класса. (Авторы программы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008)
Уровень изучения учебного материала соответствует базисному плану. Количество часов, отведённых на изучение курса литературы в 8 классе, - 70. Количество часов в неделю – два.
В программу включены произведения, не предусмотренные Госстандартом для изучения в 8 классе: «Шемякин суд» (из древнерусской литературы); К. Ф. Рылеев «Смерть Ермака»; М. Е. Салтыков – Щедрин «История одного города» (отрывок); С. А. Есенин «Пугачёв»; И. С. Шмелёв «Как я стал писателем», а также в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.
Программа курса литературы в 8 классе направлена на достижение следующих целей:
осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Задачи программы:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
В результате изучения литературы в 8 классе
учащиеся должны знать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретические понятия: литература как искусство слова (углубление представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм {начальные представления, ) романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
Учащиеся должны уметь:
прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;
оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;
стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;
написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.
Программа предусматривает обучение детей с особыми образовательными потребностями (седьмой вид). Поэтому с целью усиления практической направленности обучения предполагает коррекционную работу, которая включает следующие направления.
Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, вриативность домашних и классных заданий.
При составлении рабочей программы предусмотрены следующие виды контроля:
промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, викторины, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов;
итоговый: анализ стихотворения; письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, сочинения, презентация проектов.
Учебно – методический комплект для обеспечения рабочей программы по литературе в 8 классе:
1. Коровина В. Я. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2010.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (1 час)
Образное отражение жизни искусстве. Художественный образ.
Устное народное творчество (2 часа)
Тема 1. Лирические песни. Частушки как жанр (1 час)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Тема 2. Предания как исторический жанр русской народной прозы (1 час)
Особенности содержания и формы народных преданий. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Из древнерусской литературы (2 часа)
Тема 1. Житейская литература как особый жанр древнерусской литературы (1 час)
«Житие Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.
Тема 2. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 18 века (1час)
Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести. Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы
Из русской литературы XVIII века (8 часов)
Тема 1. Денис Иванович Фонвизин (3 часа)
Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии.
Проблема воспитания истинного гражданина.
Развитие речи. Сочинение на заданную тему.
Тема 2. Ж.-Б. Мольер (2 часа)
Комедия «Мещанин во дворянстве». (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм.
Тема 3. Иван Андреевич Крылов (2 часа)
Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Басни Крылова.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Тема 4. Кондратий Федорович Рылеев (1 час)
Автор дум и сатир. Дума «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление).
Из русской литературы XIX века (32 часа)
Тема 1. Александр Сергеевич Пушкин (10 часов)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
Повесть «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савель-ича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Урок внеклассного чтения. А. С. Пушкин «Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Контрольное тестирование.
Тема 2. Михаил Юрьевич Лермонтов (4 часа)
Краткий рассказ о писателе. Стихотворения «Узник», «Пленный рыцарь»
Поэма Лермонтова «Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы. Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Развитие речи. Домашнее сочинение.
Тема 3. Николай Васильевич Гоголь (7 часов)
Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Теория литературы. Комедия (развитие представлений).
Контрольное тестирование.
Повесть «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Тема 4. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (3 часа)
Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Урок развития речи. Обучение анализу эпизода.
Урок контроля по творчеству Лермонтова, Гоголя, Салтыкова – Щедрина.
|