Рабочая программа по литературе 9 класс базовый уровень




НазваниеРабочая программа по литературе 9 класс базовый уровень
страница1/8
Дата публикации05.10.2014
Размер1.31 Mb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

МО «СЛАВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАПОВЕДНЕНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Принята Утверждаю

на заседании педагогического директор МБОУ

совета «Заповедненская ООШ»

Протокол № 15

от «30» августа 2013 г. __________________

«30» августа 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Составитель:

Бадьина Татьяна Михайловна

учитель русского языка и литературы

первая категория

п. Заповедное

2013-2014 учебный год.

Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе в 9 классе соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования.

Программа разработана на основе Программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов и Программы по литературе к учебному комплексу для 9 класса. (Авторы программы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвеще­ние, 2008)

Уровень изучения учебного материала соответствует базисному плану. Количество часов, отведённых на изучение курса литературы в 9 классе, - 105. Количество часов в неделю – три.

В программу включены произведения, не предусмотренные Госстандартом для изучения в 9 клас­се: Г.Р.Державин «Властителям и судиям», Л.Н. Толстой «Юность», И.А.Бунин «Тёмные аллеи», песни и романсы на стихи русских поэтов XIX - XX веков, а также в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения по современной русской литературе.

Программа курса литературы в 9 классе направлена на достижение следующих целей:

  • осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Задачи программы:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

  • устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

  • научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

  • освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.


В результате изучения литературы в 9 классе

учащиеся должны знать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных произведений;

основные теоретические понятия: литература как искусство слова (углубление представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сенти­ментализм {начальные представления, ) романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представле­ний), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художествен­ной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический ро­ман (начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рас­сказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

Учащиеся должны уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

  • сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;

  • стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

  • написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.



Программа предусматривает обучение детей с особыми образовательными потребностями (седьмой вид). Поэтому с целью усиления практической направленности обучения предполагает коррекционную работу, которая включает следующие направления.

    • Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

    • развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

    • Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

    • Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

    • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, вриативность домашних и классных заданий.

При составлении рабочей программы предусмотрены следующие виды контроля:

промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, виктори­ны, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учеб­ника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, пре­зентация проектов;

итоговый: анализ стихотворения; письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, сочинения, пре­зентация проектов.

Учебно – методический комплект для обеспечения рабочей программы по литературе в 9 классе:

1. Коровина В. Я. Литература, 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. / Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2010.

2. Коровина В. Я. Литература, 9 кл.: Хрестоматия художественных произведений./Сост. Коровина В. Я. и др. – М.: Просвещение, 2010.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение (1 час)
Литература как искусство слова

Раздел I. Из древнерусской литературы.
Тема 1. «Слово о полку Игореве» (6 часов)

  • «Слово о полку Игореве». История открытия памят­ника, проблема авторства. Художественные особенно­сти произведения. Значение «Слова...» для русской ли­тературы последующих веков.

  • Теория литературы. Слово как жанр древне­русской литературы.

  • Урок развития речи.

  • Урок контроля.



Раздел II. Из русской литературы XVIII века (7 часов)
Тема 1. Характеристика русской литературы XVIII века (1 час)

  • Граж­данский пафос русского классицизма.

Тема 2. Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творче­ство (1 час)

  • Ученый, поэт, реформатор русского лите­ратурного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Ве­личества государыни Императрицы Елисаветы Пет­ровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Тема 3. Гавриил Романович Державин (1час)

  • «Властителям и судиям», «Памятник».

Тема 4. Александр Николаевич Радищев (1 час)

  • Слово о писа­теле. «Путешествие из Петербурга в Москву».

  • Развитие речи. Сжатое изложение.

Тема 5. Николай Михайлович Карамзин (2 часа)

  • Повесть «Бедная Лиза». Главные герои повести.

  • Теория литературы. Сентиментализм

Раздел III. Из русской литературы первой половины XIX века (57 часов)
Тема 1. Золотой век русской литературы (1 час)

  • Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Тема 2. Василий Андреевич Жуковский (2 часа)

  • Жизнь и творче­ство.

  • Баллада «Светлана» — пример преображения тради­ционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девуш­ки.

Тема 3. Александр Сергеевич Грибоедов (9 часов)

  • Жизнь и творче­ство. (Обзор.)

  • «Горе от ума». Жанр высокой комедии. Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечелове­ческое звучание образов персонажей. Меткий афо­ристический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терза­ний»).

  • Развитие речи. Классное сочинение.

Тема 4. Александр Сергеевич Пушкин (19 часов)

  • Жизнь и творчест­во. (Обзор.)

  • Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

  • Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоре­чие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

  • «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейст­ва» Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

  • «Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в ро­мане. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пуш­кина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленско­го и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зер­кале критики.

  • Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

  • Контрольное сочинение.

Тема 5. Михаил Юрьевич Лермонтов (14 часов)

  • Жизнь и творчество. (Обзор.)

  • Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Па­рус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Роди­на», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...» (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали...». Пафос вольности, чувство одиночест­ва, тема любви, поэта и поэзии.

  • «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Ге­рой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин — «самый любо­пытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печо­рин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о ро­мантизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

  • Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологиче­ский роман (начальные представления).

  • Урок контроля.

  • Развитие речи. Сочинение.

Тема 6. Поэты пушкинской поры (2 часа)

  • К. Н. Батюшков «Философ резвый и пиит».

  • А. В. Кольцов – народный поэт.

Тема 7. Николай Васильевич Гоголь (10 часов)

  • Жизнь и творчество. (Обзор.)

  • «Мертвые души» история создания. Смысл на­звания поэмы. Система образов. Мертвые и живые ду­ши. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной коме­дией» Данте, с плутовским романом, романом-путеше­ствием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эво­люция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволю­ция образа автора — от сатирика к пророку и проповед­нику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

  • Теория литературы. Понятие о герое и антиге­рое. Понятие о литературном типе. Понятие о коми­ческом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме.

  • Развитие речи.

  • Урок контроля. Семинар.


Раздел IV. Из русской литературы XX века (18 часов)
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе 9 класс базовый уровень iconРабочая программа по литературе 10 класс
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (базовый...

Рабочая программа по литературе 9 класс базовый уровень iconРабочая программа по литературе 11 класс
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (базовый...

Рабочая программа по литературе 9 класс базовый уровень iconРабочая программа по литературе (базовый уровень)
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)

Рабочая программа по литературе 9 класс базовый уровень iconРабочая программа по литературе (базовый уровень) 6 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс базовый уровень iconРабочая программа по литературе 5 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по литературе 9 класс базовый уровень iconРабочая программа по литературе 9 класс (базовый уровень)

Рабочая программа по литературе 9 класс базовый уровень iconРабочая программа по литературе (базовый уровень) 7 класс

Рабочая программа по литературе 9 класс базовый уровень iconРабочая программа по литературе 8 класс
Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе составлено на основе программы по литературе (5-11 классы, базовый...

Рабочая программа по литературе 9 класс базовый уровень iconРабочая программа по литературе 8 класс базовый уровень
Данная рабочая программа по литературе в 8 классе соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта...

Рабочая программа по литературе 9 класс базовый уровень iconРабочая программа по литературе Ступень обучения (класс) 6 «Б»
Данная программа по литературе составлена в соответствии с Программой оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции