Скачать 354.53 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Староникольская средняя общеобразовательная школа» Программа элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение: подготовка к ЕГЭ» 11 классСоставитель программы:учитель русского языка и литературыМБОУ «Староникольская СОШ» 1 категорииТатьяна Николаевна АдоваСтароникольское 2013 Пояснительная записка В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Не случайно и в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе говорится, что часть С - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался. Предлагаемая программа элективного курса «Сочинение-рассуждение:подготовка к ЕГЭ» может быть использована как в общеобразовательных классах, так и в профильных. Цели элективного курса: - гуманитарное развитие учащихся; - развитие творческих способностей личности; - овладение учащимися свободной письменной речью; - подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку Задачи элективного курса: 1. Помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ: 2. Научить учащихся конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения: - понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей; - передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений; - подбирать аргументы, органично вводить их в текст. - сформировать навык грамотного и свободного владения письменной речью; Технология организации учебного процесса элективного курса Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет. Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса. Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки формирования навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний. Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность: - работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения); - самостоятельная работа; - работа в группах, парах; - индивидуальная работа. Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности. Программа рассчитана на 34 часа и адресована учителям русского языка и литературы, работающим в 11 классах. Однако по ней можно готовить к написанию сочинения и учащихся 9 и 10 классов. Материалы курса могут быть использованы на факультативных занятиях. Учебно-тематический план элективного курса:
Содержание программы Теоретический аппарат курса.
Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.
4. Создание текста сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля 5. Создание текста сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля 6. Создание текста сочинения-рассуждения по тексту научно-популярного стиля. 7. Написание творческих работ. 8. Экспертная оценка творческих работ. Методические рекомендации: Как известно, сочинение-рассуждение имеет свою определённую структуру, которую ученик должен чётко выдержать: Формулировка проблемы – комментирование проблемы – авторская позиция – тезис (своя точка зрения) – аргументация. Для того, чтобы ученик быстрее усвоил материал курса, рекомендуем учителю следующую логику изложения материала.
Например, Проблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор Комментарий – это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста. Авторская позиция - это итог размышления, вывод, к которому приходит автор текста. Аргументы - это основания, доводы, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль.
Например, клише для формулирования проблемы: - автор размышляет над проблемой… - предложенный для анализа текст (ФИО) автора посвящён проблеме… 3. Обязательным этапом становится работа с сочинениями – образцами, которые должен предложить учитель. В этих фрагментах сочинений учащиеся маркерами выделяют организующие конструкции. 4. Учителю также необходимо познакомить учащихся с типичными ошибками, которые допускают выпускники при написании того или иного абзаца. При анализе фрагментов ученических сочинений эти ошибки находятся и исправляются выпускниками самостоятельно или с помощью учителя. 5. При дальнейшей работе учитель должен предложить ученикам как можно больше разнообразных видов заданий, которые помогут сформировать навык написания сочинения. Приведём примеры возможных заданий. - Сравните формулировки проблем, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов. Почему с некоторыми вариантами формулировок вы не согласны? Обоснуйте свою точку зрения. - Определите типы ошибок, допущенных при формулировании проблемы текста. Соотнесите примеры левой колонки с типом ошибки, указанным справа. Запишите ответ - Отредактируйте неудачные формулировки проблем в сочинениях по тексту. Запишите исправленный вариант. - Выделите и прокомментируйте проблему текста, используя материал карточки – подсказки.
В ходе работы над сочинением учащиеся должны чётко знать, что будет проверять эксперт, поэтому учитель обязательно должен разобрать с детьми критерии оценивания письменной работы. Целесообразно на первом занятии дать полную таблицу критериев с максимальными баллами, а затем в течение года отрабатывать каждую группу критериев в отдельности. В завершении работы над абзацем сочинения учитель может предложить детям самостоятельную работу. Учащимся даётся небольшой по объёму текст и задания которые они должны будут выполнить (Приложение 1). При работе над речевым оформлением сочинения рекомендуем учителю рассмотреть вместе с детьми все группы ошибок: орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые, этические, фактические. Одиннадцатиклассники уже знакомы с такой классификацией, поэтому рекомендуем этот теоретический материал с примерами дать в сводных таблицах. Ими учащиеся могут пользоваться как при оценивании своих сочинений, так и приэкспертизе других работ. Большую часть времени необходимо отвести на практические задания типа: - отредактируйте предложения с грамматической ошибкой; - исправьте грамматические и речевые ошибки в отрывках сочинений учащихся и запишите свой вариант; - найдите орфографические и пунктуационные ошибки в сочинении. Объясните графически правильное написание слова и постановки знаков препинания. В качестве итоговой работы в конце изучения курса можно предложить учащимся написать творческую работу. Рекомендуем следующие формы творческой работы ученика: 1. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Самоэкспертиза. 2. Экспертиза сочинения-рассуждения одноклассника с исправлением всех допущенных ошибок. Требования к уровню подготовки обучающихся. Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности. К концу изучения курса учащиеся: должны знать: - основные понятия: проблема текста, штамп, клише, комментарий, текстуальный комментарий, процессуальный комментарий, информация, авторская позиция, автор, рассказчик, аргументация, аргументы, вывод; - структуру и композицию сочинения; - виды и формы вступления и заключения; - классификацию ошибок; - критерии оценивания сочинения экспертами должны уметь: - понимать и интерпретировать содержание исходного текста; - формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её; - определять позицию автора; - высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на жизненный и читательский опыт); - создавать свой текст согласной структуре и композиции сочинения; - уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно - анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их. - оценивать своё сочинение по определённым критериям. Формы контроля уровня обучения и критерии их оценки. Контроль уровня сформированности ЗУН осуществляется на двух уровнях:
- часовые контрольные работы, с помощью которых проверяются практические навыки учащихся.
При оценке ученических сочинений используются Критерии оценивания ответа на задание С1 единого государственного экзамена.
Нормы оценок:
Календарно – тематическое планирование (Приложение 2) Ресурсное обеспечение программы. Литература для учащихся:
Литература дл учителя:
Приложение 1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1 Прочитайте текст. Напишите вступление, выбрав подходящие вид и форму. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2 Изучите таблицу «Типичные ошибки учащихся и комментарии к ним». Проанализируйте сочинения школьников. Определите тип ошибок. Исправьте ошибки и запишите правильный вариант. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3 Прочитайте фрагмент сочинения. Введите в текст цитаты, используя четыре способа оформления чужой речи. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4 Изучите предложенный теоретический материал и выполните следующие задания:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5 В тексте автор раскрывает проблему взаимоотношений родителей и детей. Подберите к данной проблеме аргументы: логические, иллюстративные, «ссылка на авторитет». САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6 Прочитайте фрагменты сочинений. Определите, какой вид заключения использовали ученики. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 7 – 12 Написание сочинений Приложение 2 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Староникольская средняя общеобразовательная школа»
|
Программа элективного курса «Сочинение-рассуждение как жанр и вид... Будет полезен не только учащимся гуманитарного профиля, но и любому выпускнику школы |
Рабочая учебная программа элективного курса по русскому языку «Подготовка к егэ» в 11 классе Егэ – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу |
||
Программа «Подготовка учащихся к егэ по русскому языку. Учитель:... Элективный курс «Подготовка учащихся к егэ по русскому языку». Предназначен для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа учебной... |
Материалы для подготовки к егэ по русскому языку (часть «С») Г. Т. Егораевой «Русский язык. Подготовка к выполнению части 3(С)» и статьи Н. Пащук «Сдаем егэ по русскому языку…». Журнал «Литература»,... |
||
Элективный курс по русскому языку Текст Основная цель курса: дать знания по стилистике русского языка и сформировать на их основе умения и навыки стилистического анализа... |
В декабре этого года выпускники школ впервые будут писать сочинение.... В декабре этого года выпускники школ впервые будут писать сочинение. Поясним сразу это не экзамен по литературе или русскому языку... |
||
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» Программа курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» рассчитана на учащихся 11 класса |
Анализ результатов егэ по русскому языку за 2009-2011 год Свой доклад я начну с таблицы, составленной Натальей Анатольевной к предыдущему педагогическому совету, которая дает представление... |
||
Программа элективного курса рассчитана на 17 часов: 6 занятий На программу элективного курса для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки «Система выживания в современных условиях»,... |
Содержание программы по русскому языку: Лексика и фразеология Сборник материалов по русскому языку для самостоятельной подготовки к егэ ( Лексика. Фонетика. Словообразование ) |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |