Интерпретация стихотворения А. Ю. Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…»




Скачать 42.15 Kb.
Название Интерпретация стихотворения А. Ю. Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…»
Дата публикации 26.09.2014
Размер 42.15 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 11 пос. Дружба

140152, Московская область, Раменский муниципальный район, посёлок Дружба, улица Ленина, школа; телефон 8(496)4-19-95

Олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь:

историческая и духовная общность»

Тема сочинения

Интерпретация стихотворения А.Ю. Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…»

Учитель: Ильевская Елена Игоревна учитель русского языка и литературы Автор: Морозова Татьяна Вячеславовна учащаяся 10 класса

« Стирали на Грушевке бабы…» Грушевка… Рабочая окраина Минска, где в 1948 году родился Анатолий Юрьевич Аврутин, известный белорусский поэт, переводчик, критик, публицист, главный редактор журнала «Новая Немига литературная». Историк по образованию, А.Ю. Аврутин как поэт дебютировал в 1973 году. Публиковался во многих литературных журналах России и Беларуси. Автор многочисленных сборников стихов, среди них: «Снегопад в июле» (1979), «Поворотный круг» (1983), «...От мира сего» (1991), «По другую сторону дыхания» (1998). Лауреат международной премии имени Симеона Полоцкого, присуждаемой за выдающийся вклад в развитие русской литературы за пределами России, премий имени А. Чехова, Н. Минского, «Русь единая», «Светить всегда», один из победителей 3-го Московского международного конкурса «Золотое перо – 2006». Член-корреспондент Академии поэзии и Петровской академии наук и искусств. Где бы ни был поэт, он не забывал свою малую родину, которой посвятил цикл стихов и поэму.

Когда я читаю стихотворение « Стирали на Грушевке бабы…», в моём воображении всплывают образы беспощадной войны. Беспримерный героизм, самопожертвование, напряжение всех человеческих сил – всё для фронта, всё для Победы. Кровь, страдания, смерть… Великая Отечественная война оставила глубокие раны в душах всех переживших это страшное время. Война не прошла мимо ни одной семьи.

Волкова Агрипина Александровна. Моя прабабушка. Что я знаю о ней? К сожалению, не много. 1942 год. Весна пришла в далёкую мордовскую деревню. Уже всюду говорят о сражениях, а в Ведянцах крестьяне пашут, сеют – думают об урожае. А вместе с весной пришли повестки: « … явиться на призывной пункт…». Вот и в семью Волковых пришла такая же. Вечером уложили детей спать. Маша десяти лет, Аня семи лет и четырёхлетний сынишка Володенька, ничего не подозревая, быстро заснули. Почти до рассвета проговорили Михаил и Груша. Она просила его беречь себя, а он обещал поскорее вернуться с победой. Только через три месяца из письма Михаил узнал, что родилась у него дочка Клавдия. Она так никогда и не увидит своего отца. Он погиб весной 1943 года. Даже похоронки не осталось у прабабушки, только память. Хрупкая русская женщина вынесла все тяготы: воспитала, детей, сохранила дом, хозяйство. Дожила она до глубокой старости, рассказала обо всем детям и внукам, чтобы помнили…

Мне трудно передать словами свои ощущения при чтении стихотворения. С одной стороны, я испытываю гордость за свою страну, за русских людей, которые одержали победу в этой войне. Гордость за русских женщин, которые смогли преодолеть все трудности послевоенной жизни. С другой стороны, я чувствую отчаяние женщин, изображенных в стихотворении, которые лишились дорогих мужей, братьев, сыновей. Это стихотворение о ранах, нанесенных войной. В нём звучат отчаяние и надежда: отчаяние от потери близких людей, надежда, что детям не придется в будущем испытать столько горя. Автору удалось показать простую жизнь простых людей, озарив её светом истинной поэзии.

Стихотворение состоит из четырёх строф – катренов. В первой строфе представлена общая картина стирки, поздняя осень. Серая беспросветность. От холодной воды немеют руки. Читая вторую строфу, я представляю узкую улочку с ветхими домишками, баб с печальными глазами, которые терпеливо ждут, когда наполнятся водой корыта для стирки. Тоненькая струйка воды как символ жизни. В третьей строфе взгляд поэта опять переносится на женщин. Они работают молча, изредка тишина нарушается проклятьями. Последняя строфа раскрывает тоску этих женщин по прежней жизни, по погибшим. Глаза их наполненные слезами. Это не зависть к товарке, которая дождалась мужа с войны, а именно тоска по надежной мужской опоре. И опять я вспоминаю прабабушку, её тяжёлую одинокую жизнь. Сколько дел ожидало её с раннего утра и до позднего вечера! Надо накосить травы для коровы, вспахать и засеять огород, сохранить урожай, сделать запасы на зиму, да и в колхозе много работы – везде успевай. И женские заботы на ней, и мужская работа.

Глубокому содержанию стихотворения соответствует высокохудожественная форма, приближающая его к классической поэзии. Стихотворение написано трёхстопным амфибрахием с усеченной стопой в чётных стихах. Ритмический строй произведения определяют частые инверсии ( «Водою осенней, озяблой», «обноски ребячьи», « рубаху мужскую», «тугую крутила спираль» и др.) Рифмовка перекрестная, с упорядоченным чередованием женской (в нечётных строках), и мужской ( в чётных строках) рифмы. Встречаются рифмы точные (её – своё, даль – спираль), неточная и приблизительная.

Большая смысловая ёмкость стихотворения достигается за счет того, что специальные выразительные средства плотно заполняют стихотворный текст. Эпитеты задают настроение, выделяют свойства и качества, существенные стороны: «водою осенней озяблой», «из грубой дощатой колонки», «сквозь влажную даль» и др.

Сравнение «вода струилась… ниточкой…» вызывает ассоциации с нитью жизни. Метафора «смывали с одежки войну» подчеркивает, что люди хотят поскорее избавиться от воспоминаний о войне.

Нарочито грубая разговорная лексика: бабы, чуток, озяблой, с одёжки, обноски – придаёт стихотворению жизненную достоверность.

Удивительный талант поэта превратил будничную сцену в поэтическое произведение.

В одном из интервью А.Ю. Аврутин сказал: «Нужно просто по-настоящему жить. Ибо, как сказал когда-то выдающийся русский философ Ильин, жизнь стоит только того, за что стоит умереть. Если ты можешь сделать так, чтобы творения твои стали явлением почти медицинским, ибо ими можно врачевать душу, тогда ты поэт».

Стихи Аврутина, с которыми я познакомилась, благодаря этому конкурсу, заставляют о многом задуматься, по новому взглянуть на привычные вещи и, действительно, врачуют душу, делая её лучше и чище.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интерпретация стихотворения А. Ю. Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…» icon Исследовательская работа на тему: «Образ Бабы-Яги в русских народных сказках»
Часто невнимательное чтение сказок мешает правильно понять образ наиболее популярного персонажа русских народных сказок –Бабы-Яги....
Интерпретация стихотворения А. Ю. Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…» icon Интерпретация как метод научного познания. Ее функции и виды Интерпретация...
В гуманитарном знании это широко применяемая процедура истолкования текстов, изучаемая в семантике и эпистемологии понимания
Интерпретация стихотворения А. Ю. Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…» icon Выпускная квалификационная работа
Использование образа бабы –яги для психологической помощи в процессе перехода из состояния ученичества (студенчества) в состояние...
Интерпретация стихотворения А. Ю. Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…» icon Проект «Стихотворения о природе»
Цель нашего проекта – Познакомиться с понятиями стих, строфа, ритм, рифма. Вспомнить известные стихотворения о природе и попробовать...
Интерпретация стихотворения А. Ю. Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…» icon Анализ стихотворения а. С. Пушкина «на холмах грузии »
Цель урока: показать многомерность пространства пушкинского текста на примере стихотворения «На холмах Грузии»
Интерпретация стихотворения А. Ю. Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…» icon Урок литературы, 6 класс Родная природа в русской поэзии 20 века....
Стихотворения А. А. Блока «Летний вечер», С. А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали», А. А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие»....
Интерпретация стихотворения А. Ю. Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…» icon Программа и правила проведения вступительного испытания по литературе (русской литературе)
С. Пушкин. Стихотворения: "Погасло дневное светило ", "Свободы сеятель пустынный ", "Подражания Корану" (IX. "И путник усталый на...
Интерпретация стихотворения А. Ю. Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…» icon Тема: «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро». Цели урока
Цели урока: развивать умение анализировать лирическое произведение: соотносить картины природы с настроением лирического героя; учить...
Интерпретация стихотворения А. Ю. Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…» icon Литература: Лингво-стилистический анализ текста
Домашнев А. Н., Шишкина И. П., Гончарова Е. А. Интерпретация художественного текста. – М., 1989
Интерпретация стихотворения А. Ю. Аврутина «Стирали на Грушевке бабы…» icon Либрусек
Вот и получается, что истории как таковой, в отрыве от общественного мнения, не существует, а есть лишь интерпретация исторической...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции