Верноподданничества в романе Г. манна «Верноподданный»




НазваниеВерноподданничества в романе Г. манна «Верноподданный»
страница1/6
Дата публикации24.09.2014
Размер0.67 Mb.
ТипАнализ
literature-edu.ru > Литература > Анализ
  1   2   3   4   5   6


Вопросы к зачету по истории зарубежной литературы

конца XIX – начала XX веков


  1. Хронологические рамки изучаемого периода. Понятие «переходности», ее проявления в общественной и литературной ситуации рубежа веков.

  2. Основные литературные направления конца XIX – начала XX вв., их общая характеристика.

  3. Философские основы декаданса и модернизма.

  4. Декаданс и модернизм. Основные литературные явления декаданса (декадентские художественные направления) на рубеже веков.

  5. Специфика критического реализма на рубеже XIX – XX веков. Покажите своеобразие реалистической литературы рубежа веков на примере 2-3 произведений.

  6. Философские и литературные истоки французского натурализма. Творчество Э. и Ж. Гонкуров.

  7. Эстетические взгляды Э. Золя. Концепция «экспериментального романа».

  8. «Ругон-Маккары» Э. Золя. Место цикла в творчестве писателя, замысел и структура цикла. Проблема творческого метода писателя.

  9. Особенности поэтики Золя на примере анализа 1 романа.

  10. Творчество Мопассана.

  11. Мопассан и натурализм. Место романа «Жизнь» («Милый друг») в творчестве писателя. Специфика пейзажа.

  12. Анализ 2 – 3 новелл Мопассана.

  13. Творчество Р. Роллана (до первой мировой войны).

  14. «Жан-Кристоф» Р. Роллана: жанровое своеобразие; проблематика; образ Жан-Кристофа.

  15. Французский символизм.

  16. Творчество Г. Ибсена. Связь с традициями национальной романтики. Социально-психологическая драма Г. Ибсена.

  17. Общая характеристика английской литературы рубежа веков.

  18. Творчество Д. Голсуорси (до первой мировой войны).

  19. «Собственник» Д.Голсуорси: понятие «форсайтизма», основные проблемы и темы романа.

  20. Драматургическая концепция Б. Шоу. Б. Шоу и Г. Ибсен. Основные циклы пьес Шоу, их характеристика.

  21. Б. Шоу «Профессия миссис Уоррен»: конфликт и своеобразие структуры драмы; парадоксы.

  22. Место О. Уайльда в английской литературе. Периодизация творческого пути писателя. Эволюция О. Уайльда.

  23. Литературные сказки О. Уайльда: проблематика, система персонажей, художественные особенности.

  24. Эстетические взгляды О. Уайльда, их воплощение в романе «Портрет Дориана Грея».

  25. Творчество Т. Манна (до первой мировой войны). Концепция «бюргерства» и ее воплощение в «Будденброках».

  26. Новеллистика Т. Манна. Тема художника в новелле Т. Манна «Тонио Крёгер».

  27. Творчество Г. Манна (до первой мировой войны).

  28. Тема верноподданничества в романе Г.манна «Верноподданный».

  29. Литературный процесс в США на рубеже XIX–XX вв.

  30. Творчество Д. Лондона.

  31. Мартин Иден» Д. Лондрна: жанровое своеобразие, проблематика, тема художника.

  32. Творчество Т. Драйзера (до первой мировой войны).

  33. «Сестра Керри» Т.Драйзера: воплощение натуралистической концепции человека.

  34. Творчество Марка Твена.

  35. Сопоставительный анализ «Приключений Тома Сойера» и «Приключений Гекльберри Финна».



Ответы по ИЗЛ конец 19 – начало 20 веков.

1.вопрос. Общая характеристика литературного процесса рубежа XIX-ХХ веков

Несмотря на сравнительно небольшие хронологические рамки (1870-е годы – 1914), данная эпоха является качественно новым этапом культурного развития человечества. Многими деятелями культуры, западными и русскими философами, поэтами и писателями, музыкантами и художниками эпоха расценивалась как кризисная. Об апокалиптическом характере современности говорили как западные (Ницше, Шпенглер, Ортега-и-Гассет), так и русские мыслители (В. Розанов, Н. Бердяев, А. Белый, П. Флоренский.

У А. Шопенгауэра (1788-1860) «Мир как воля и представление» (1819), оказал влияние на мировоззрение многих писателей (Т. Манн, Т. Гарди). Он шел вслед за Кантом, основоположником немецкой классической философии (1724-1804). Кантовская теория познания, его этические и эстетические воззрения во многом определили философско-эстетическую доктрину Шопенгауэра. Шопенгауэр создает свое учение о мире как мятущейся, стремящейся к воплощению воле. К познанию этого мира может приблизиться только художник, человек, в котором эстетическая интуиция преобладает над рациональным началом.

Одной из знаковых фигур рубежа веков стал Ф. Ницше (1844-1900), становление философии которого происходило под несомненным влиянием идей Шопенгауэра. Ф. Ницше одним из первых попытался проанализировать суть эпохи, за которой в определенное время закрепилось название «декаданс». Помимо Шопенгауэра, на духовную эволюцию Ф. Ницше оказал влияние Вагнер. Музыка, по мнению Р. Вагнера, - это прямое выражение мировой воли. Идея Вагнера стала основополагающей для труда Ф. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (1872) (несомненный отзвук этих идей студент найдет в творчестве Т. Манна, Р. Роллана). Работы Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» (1833-1885) и «По ту сторону добра и зла» (1886)

Учением об интуиции А. Бергсона (1859-1941). Интуицию Бергсон считает основным способом познания жизненной сущности. Оригинальная философская и этико-религиозная концепция Бергсона сделала его кумиром эпохи. Учение Бергсона в определенной степени можно считать философской основой литературного импрессионизма.

Результатом кризиса общественного сознания, ощущения переломности исторического момента и является переосмысление духовных ценностей. Деятелей культуры и литературы рубежа веков объединяет потеря веры в незыблемость прежних идеалов. Так формируется декаданс как тип трагического художественного мироощущения рубежа веков.

Модернизм рубежа веков – это попытка преодоления декаданса. Модернизм – это поиск художниками новых форм выражения своих мыслей, чувств, настроений. Новый культурный, духовный контекст требовал нового типа художественного восприятия действительности. «Задача художника не описывать, запечатлевать объективно существующую действительность, а, исходя из своей собственной художественной вселенной, вступать в отношения с этой действительностью, создавая чисто субъективное искусство».

2 вопрос. Основные литературные направления.

Натурализм становится одним из важнейших явлений второй половины XIX- начала ХХ в. Натурализм рубежа веков – это и художественный метод, то есть способ воссоздания действительности, и литературное направление, то есть совокупность художественно-изобразительных и эстетико-мировоззренческих принципов. Как метод натурализм проявлял себя и в предыдущие эпохи. В связи с этим можно говорить о «натуралистических чертах» в творчестве многих авторов: от античных до современных. Как литературное направление натурализм складывается во второй половине XIX в. Основные принципы натурализма разработаны Э. Золя и изложены им в работах «Экспериментальный роман» (1880), «Натурализм в театре» (1881), «Романисты – натуралисты» (1881), «Что мне ненавистно» (1866).

Другим заметным явлением литературного процесса рубежа веков является импрессионизм. Если импрессионизм в живописи – это уже устоявшееся явление, то к пониманию литературного импрессионизма возможны различные подходы. Если натуралисты требовали точного воспроизведения факта, то импрессионисты буквально возводили в культ отражение вызванного тем или иным фактом впечатления. Импрессионистические тенденции как свойство стиля можно обнаружить в творчестве многих западноевропейских и русских художников слова (А. Рембо, П. Верлен, С. Малларме, Э. Золя, братья Э. И Ж. де Гонкур, О. Уайльд, М. Пруст, Гюисманс Ж. -К., Р. М. Рильке, Г. фон Гофмансталь, В. Гаршин,И. А. Бунин, А. П. Чехов, Е. Гуро, Б. Зайцев).

Практически одновременно с импрессионизмом начиная с 60-х гг. XIX века развивается символизм. Художественная практика символизма несколько опережает эстетическо-теоретические положения (начало 70-х годов – обоснована теория «ясновиденья» А. Рембо; 1882-83 – «Искусство поэзии» П. Верлена; очерки П. Верлена «Проклятые поэты»; «Манифест символизма» Ж. Мореаса).

Во второй половин XIX – начале ХХ вв. получает дальнейшее развитие романтизм и как генетический с ним связанный формируется неоромантизм. Неоромантизм сближается с романтизмом как в тематическом, так и в изобразительно-стилевом планах. Характерными чертами неоромантизма, достигшего кульминации в 90-е годы XIX века исследователи считают следующие: неприятие действительности; сильная личность, духовно неукротимая и часто одинокая, побуждаемая к деятельности альтруистическими идеалами; острота этической проблематики; максимализм и романтизация чувства, страсти; напряженность фабульных ситуаций; приоритет экспрессивного, выразительного над описательным; активное обращение к фантастике, гротеску, экзотике.

Особенного внимания в литературе рубежа веков заслуживает эстетизм, наиболее полно выразившийся в английском литературном процессе. Своеобразной художественной иллюстрацией английского эстетизма может считаться творчество О. Уайльда.

Во второй половине XIX – начале ХХ вв. дальнейшее развитие получает реализм. Интенсивность его развития в разных странах неоднородна. Во Франции он в своей классической форме сложился уже в 30-е – 40-е годы (Стендаль, Бальзак), в Англии (40-е – 60-е). В других европейских странах это происходит в 60-70-е годы и в более позднее время. Реализм рубежа веков всецело сориентирован на художественные искания эпохи. Он становится богаче в жанрово-стилевом отношении, появляются новые формы изображения действительности. На рубеже веков социально-бытовое начало начинает сменяться философско-интеллектуальной, духовно-личностной проблематикой.

15 вопрос. Французский символизм.

Французский символизм - первое направление модернизма. Окончательно оформился как единое литературное движение в 1886 году, когда вышел манифест символизма, и само это слово стало широко употребляться. Однако на самом деле символизм стал складываться гораздо раньше, начиная с 1857 года, когда вышел сборник Бодлера. Но тогда символизм был достоянием одиночек.

Основные особенности французского символизма: 1. Смелое обновление содержания в сторону неклассического мировоззрения (в частности введение в поэзию раннее абсолютно запретных тем, описаний интимных, эротических, отвратительных, низменных сторон жизни). 2. Тяготение к выражению особо сложных, утончённых, странных, часто неопределённых переживаний, состояний, ощущений, оттенков, полутонов чувств. 3. Широкое употребление новых художественных средств, необычного сочетания слов, необычных метафор, эпитетов, разрушающих прямой, ясный смысл стиха, но создающих общее утончённое, неопределённое ощущение. Формирование поэтики намёка, когда вместо прямого ясного смысла – лишь намёк на то, что хотел выразить поэт: намёк – это и есть символ.

Основоположник символизма Шарль Бодлер (1821-1867), хотя вообще-то он относится не к символистам, а к поздним романтикам. Он одним из первых в европейской литературе откровенно и очень ярко выразил неклассическое мировоззрение, и поэтому он всё-таки основоположник символизма и модернизма вообще. Его главное творение – знаменитый, легендарный, скандальный сборник «Цветы зла» (1857), который положил начало европейскому модернизму. Первое, что характерно для него абсолютный пессимизм, глобальное разочарование в мире в духе Байрона. Но есть у Бодлера другие стихи, настоящие бодлеровские, бунтарские, нетрадиционные, где он по-другому относиться к злу – это стихи, где поэт находит позитивное в негативном, красоту в смерти, разложении, наслаждение в грехе и пороке, описывает всё это красиво, красочно.

Бодлер зафиксировал сложность устройства жизни, отношение его к злу неоднозначно. С одной стороны, он знает, что зло и порок ведут к гибели, страданиям, духовному опустошению. С другой стороны, зло непреодолимо, потому что даёт человеку наслаждение и другие необычные переживания, от которых человек отказаться не может.

Поль Верлен (1844-1896) – его считают первым собственно символистом. Верлен первым широко и сознательно применял символистскую поэтику (смелые словосочетания, метафоры, нарушения логического смысла, намёк, неопределённость). Большая часть его стихов выражает тончайшие нюансы, чувства, полутона, неуловимые странные переходные состояния. Этим Верлен и хорош. Много описаний природы, её переходных состояний – сумерки, раннее утро и т.д. Эти состояния полностью слиты с таким же неопределённым состоянием души лирического героя. Стихи Верлена музыкальны и наполнены звукописью (но это можно ощутить, только зная французский язык, потому что половина прелести стихов Верлена при переводе теряется). В целом содержание его поэзии вполне традиционное, классическое. Есть несколько эротических стихов, но их немного.

Артюр Рембо (1854-1891) – очень необычный человек и поэт. Лучшие стихи Рембо написал в 15, 16 лет. Основные особенности поэзии Рембо. 1. Он развивает традиции Бодлера. Вводит всё новые, неприличные, прозаичные темы в поэзию. Если Бодлер поэтизировал зло, безобразие, смерть, то Рембо поэтизировал просто мелкие, бытовые неприличные вещи. 2. Очень яркие, красочные, смелые метафоры и другие средства выразительности, иногда доходящие до разрушения логики. 3. Смелый, свежий взгляд на жизнь.

16 вопрос. Творчество Ибсена.

Общая характеристика творчества Ибсена.

1. Пьесы его интересны для чтения: динамичный сюжет, интеллектуальная насыщенность, острейшая постановка реальных серьёзных проблем.

2. У Ибсена было в значительной степени неклассическое мировоззрение, он бунтарь по духу, его любимые герои – одиночки, бунтари, всегда идущие против большинства, стремящиеся к самостоятельности, свободе от мнения других людей. Часто они стремятся в горы, в высоту, не к людям, а от людей (что, кстати, не характерно для русской литературы).

3. Одна из важнейших проблем, поставленных в творчестве Ибсена - проблема противоречия между нравственностью и человеколюбием. На самом деле это одно из самых важнейших противоречий христианства, а также вообще той морали, которая была свойственна европейскому обществу в 19 веке, да и сейчас.

Периоды творчества Ибсена. 1) 1849-1874 - романтический. Наиболее значительны две пьесы этого периода – «Бранд» (1865) и «Пер Гюнт» (1867), написанные стихами, огромные, обе по 250 страниц, в них Ибсен мало заботится о правдоподобии, а «Пер Гюнт» - это вообще сказка и одновременно пародия на сказку.

Второй период творчества: 1875-1885 - реалистический. В это время Ибсен пишет пьесы, положившие начало новой драмы, такое название получила обновлённая драматургия конца 19 – начала 20 века, ставшая более интеллектуальной, лирической и менее сюжетной. Главные представители: Ибсен, Чехов, Шоу, Метерлинк. Главная особенность новой драмы Ибсена – интеллектуальность, в центре его пьес всегда напряжённый интеллектуальный, идейный спор, борьба не только самих героев, но и мировоззрений. В реалистических пьесах Ибсена аналитическая композиция. В ходе каждой пьесы происходит открытие некой тайны, а чаще нескольких тайн, скрываемых истин, которые резко переворачивают первоначальную ситуацию, что способствует напряженности сюжета. Главный конфликт в этих пьесах Ибсена – между благополучной видимостью и прогнившей, лживой, глубоко неблагополучной сущностью современной жизнью. Раскрытие тайны приводит к переосмыслению, пересмотру, анализу героем или героиней всей своей предшествующей жизни. Поэтому и композиция этих пьес называется аналитической.

«Кукольный дом» (1879) – одна из самых популярных, интересных пьес Ибсена. В ней впервые женщина в мировой литературе заявила, что у неё кроме обязанностей матери и жены «есть и другие, столь же священные обязанности» - «обязанности перед самой собой». Главная героиня Нора заявила: «Я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство и что говорится в книгах. Мне надо самой подумать об этих вещах». Она хочет пересмотреть всё - и религию, и нравственность. Нора фактически утверждает право отдельной личности создавать свои собственные нравственные правила и представления о жизни, отличные от общепринятых и традиционных. То есть, Ибсен опять утверждает относительность нравственных норм.

«Привидения» (1881) также одна из лучших пьес Ибсена. В ней постоянно раскрываются какие-то тайны, герои постоянно открывают что-то новое для себя, отсюда напряжение. Самое главное в пьесе – разоблачение традиционной христианской нравственности, требующей от человека, прежде всего исполнения долга. Привидениями фру Алвинг называет устаревшие представления, идеи, которые уже не соответствуют живой жизни, но всё ещё управляют ею по привычке, по традиции. В первую очередь это христианская мораль, носителем которой является высоконравственный и требовательный пастор Мандерс, немного похожий на Бранда. Именно к нему когда-то прибежала юная фру Алвинг, после года супружества с ужасом узнавшая о пороках своего мужа, за которого её выдали без её желания. Она любила пастора, и он её любил, она хотела жить с ним, но он сурово отправил её к законному мужу со словами «ваша обязанность - смиренно нести крест, возложенный на вас высшей волей». Пастор считает тот свой поступок величайшей победой над собой, над греховным стремлением к собственному счастью. Таким образом, в этой пьесе наиболее ярко отразилось противостояние нравственности и человечности, где автор уже полностью на стороне человечности.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Верноподданничества в романе Г. манна «Верноподданный» iconПланы практических занятий (бакалавриат)
Новый тип героя и повествования в романе: сочетание эссе, описаний произведений искусства с воспоминаниями героя. Роль субъективного...

Верноподданничества в романе Г. манна «Верноподданный» iconТема счастья в рассказах Л. Е. Улицкой «И умерли они в один день», «Дочь Бухары»
А. С. Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени», В. Г. Короленко в очерке «Парадокс»,...

Верноподданничества в романе Г. манна «Верноподданный» iconОбраз Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Он был начат Пушкиным в Южной ссылке, 9 мая 1823 года, и закончен Болдинской осенью, 28 сентября 1830 года. Действия в романе развиваются...

Верноподданничества в романе Г. манна «Верноподданный» iconФакультет лингвистики и межкультурной коммуникации кафедра немецкой...
«слова-реалии как средство выражения исторического колорита в романе л. Фейхтвангера «еврейка из толедо»

Верноподданничества в романе Г. манна «Верноподданный» iconВ. А. Павленко Языковая реальность в романе В. В. Набокова «Приглашение...
В статье язык романа выделяется как одна из доминант «Приглашения на казнь», через которую преломляется смысл романа, исследуется...

Верноподданничества в романе Г. манна «Верноподданный» iconИстоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Верноподданничества в романе Г. манна «Верноподданный» iconВопросы к зачету по литературе
Образ Евгения Онегина в одноименном романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Верноподданничества в романе Г. манна «Верноподданный» iconОбщая характеристика западноевропейского романтизма
Особенности романтического двоемирия в романе Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра»

Верноподданничества в романе Г. манна «Верноподданный» iconКакие жанры фольклора вы знаете?
Изображение русского барства в романе А. С. Пушкина «Дубровский». Дубров­ский-старший и Троекуров

Верноподданничества в романе Г. манна «Верноподданный» iconПринц папа жан
Именно таким термином можно определить данное произведение. В этом романе я поставил перед собой цели

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции