Планы практических занятий (бакалавриат)




Скачать 81.73 Kb.
Название Планы практических занятий (бакалавриат)
Дата публикации 27.09.2014
Размер 81.73 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы
Планы практических занятий (бакалавриат)
Занятие № 1-2.

Особенности жанра романа на рубеже XIX-XX вв.
1. Роман Жориса-Карла Гюисманса «Наоборот» как декадентский.

а) Понятие «декаданс», история его появления, значение термина.

б) Новый тип героя и повествования в романе: сочетание эссе, описаний произведений искусства с воспоминаниями героя. Роль субъективного начала в романе.

в) Стилистические особенности романа.
2. Соединение натуралистических и импрессионистических тенденций в романе Эмиля Золя «Творчество».

а) История становления импрессионизма. «Салон Отверженных». Прототипы главных героев романа.

б) Натуралистическое, импрессионистическое, символистское и реалистическое восприятие мира в концепциях творчества героев (Пьер Сандоз, Клод Лантье, Фажероль, и др.).
3. Место романа «Жерминаль» в художественной системе Золя.

а) Концепция человека и ее решение в романе (генетическая и социальная обусловленность личности).

б) Образ Этьена Лантье как центральной фигуры романа.

в) Проблема взаимодействия личности и массы в романе. Шахтеры в изображении писателя.

г) Природа конфликта и особенности его раскрытия в романе.
4. Теория эстетизма и её воплощение в романе Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».

а) Эстетические взгляды О.Уайльда. Своеобразие стиля О.Уайльда. Афоризмы и парадоксы, их функции (привести примеры парадоксов из романа «Портрет Дориана Грея»).

б) Система образов романа: а) принципы «нового гедонизма» лорда Генри; б) образ художника и тема искусства в романе (Бэзил Холлуорд, Сибилла Вэйн, отношение к искусству персонажей романа, определение его роли в жизни человека); в) образ Дориана Грея (проблема нравственности и безнравственности).
5. Реализм и натурализм в романе Джека Лондона «Мартин Иден».

а) Биография писателя и ее отражение в романе.

б) Конфликт жизни и искусства, концепции творчества в романе (Мартин Иден и Бриссенден).

в) Особенности раскрытия темы любви, функции женских образов.

г) Философские концепции и их отражение в романе Джека Лондона (Е.Блаватская, Г.Спенсер, Ф.Ницше).
Тексты для анализа:

Ж.-К.Гюисманс. «Наоборот».

Э.Золя. «Творчество», «Жерминаль».

О.Уайльд. «Портрет Дориана Грея».

Д.Лондон. «Мартин Иден».
Дополнительная литература:

  1. Аникст А.А. Золя и искусство// Импрессионисты, их современники, их соратники. – М., 1976.

  2. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств: Франция, конец XIX – начало ХХ веков. – М., 1987.

  3. Гиленсон Б. Лондон, Джек // Зарубежные писатели. Библиографический словарь: в 2 ч. – М., 1997. – Ч.1. – С. 447-455.

  4. Ковалева О.В. Уайльд и стиль модерн. – М., 2002.

  5. Ланглад Ж. Оскар Уайльд, или Правда масок. – М., 1999.

  6. Луков Вл.А. Французский неоромантизм. – М., 2009.

  7. Руднев В.П. Портрет Дориана Грея // Руднев В.П. Словарь культуры XX века. – М., 1997.

  8. Пузиков А.И. Жизнь Золя // Пузиков А.И. Портреты французских писателей. Жизнь Золя. – М., 1981.

  9. Соколянский М. Оскар Уайльд: Очерк творчества. – Киев, 1990.


Занятие № 3.

Художественные особенности жанра новеллы на рубеже XIX – ХХ веков
1. Этическая и эстетическая проблематика новеллы Т. Манна «Тонио Крегер».

а) Традиции новеллистики немецкого романтизма в раскрытии темы искусства и художника (В.Вакенродер «Достопримечательная музыкальная жизнь композитора Йозефа Берлингера», Гофман «Кавалер Глюк», «Дон Жуан», и др.).

б) Соотношение понятий «жизнь» и «искусство» в жизненной позиции Тонио Крегера и Адальберта. Природа конфликта в сознании главного героя.

в) Функции русской культуры в новелле.
2. Художественные особенности новеллы Мопассана «Пышка».

а) Время и история создания новеллы.

б) Система образов новеллы.

в) Композиция новеллы, роль детали и пейзажа.
Тексты для анализа:

Т.Манн. «Тонио Крегер».

Ги де Мопассан. «Пышка».
Дополнительная литература:

1. Апт С. Над страницами Т.Манна. – М., 1980.

2. Гуляев Н.А. И др. История немецкой литературы. – М., 1975.

3. Дирзен И. Эпическое искусство Т.Манна. Мировоззрение и жизнь. – М., 1981.

4. Труайя А. Ги де Мопассан. – М., 2005.

5. Федоров А. История зарубежной литературы XIX – XX веков. – М., 1989.

Занятие № 4.

Многообразие лирических жанров на рубеже XIX – XX веков
1. Понятия «символизм», «символ». Время возникновения символизма. Особенности художественного направления.

2. Символизм во Франции. Традиции Ш.Бодлера и парнасской школы.

3. «Искусство поэзии» Поля Верлена: полемика с «Поэтическим искусством» Николя Буало, опровержение поэтики классицизма.

4. «Пейзаж души» в творчестве Верлена (принцип музыкальности, особенности стихосложения).

5. «Теория ясновидения» Артюра Рембо, ее воплощение в стихотворении «Пьяный корабль».

6. Трансформация античных мотивов в стихотворениях «Венера Анадиомена», «Солнце и плоть».

7. Теория стихосложения Стефана Малларме. Тема искусства в стихотворениях «Лазурь», «Окна».

8. Эклога «Полдень фавна»: идея взаимодействия искусств. Традиции античной литературы.

9. Специфика интерпретации библейского сюжета в поэме «Иродиада». Роль символики.
Тексты для анализа:

П.Верлен. «Ночное впечатление», «Лунный свет», «Поэтическое искусство», «Осенняя песня», «Томление».

А.Рембо «Пьяный корабль», «Гласные», «Париж заселяется вновь», «Венера Анадиомена», «Солнце и плоть».

С.Малларме. «Лазурь», «Окна», «Полдень фавна», «Иродиада».
Дополнительная литература:

1. Андреев Л.Г. Импрессионизм. – Л., 1980.

2. Косиков Г.К. Два пути французского постромантизма: Символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. – М., 1993. – С.5-62.

3. Обломиевский Д. Французский символизм. – М., 1973.
Занятие № 5.

Символистский театр: художественные особенности драматургии и специфика сценической интерпретации
1. Особенности драматургии рубежа XIX-XX веков. Театр символизма: роль автора и режиссера, сценическая условность, своеобразие персонажей.
2. Драматургия Мориса Метерлинка. Художественные особенности пьесы-сказки «Слепые»:

а) роль символики (числа, природные и религиозные символы);

б) особенности организации художественного пространства;

в) система образов драмы;

г) своеобразие сюжета и атмосферы пьесы; различные трактовки финала;

д) «Слепые» как статическая драма и драма молчания;

е) история постановки драмы на русской сцене.
3. Символистская драма Оскара Уайльда «Саломея»:

а) Особенности интерпретации библейского сюжета;

б) Роль символов (ночь, луна, цветовая символика);

в) Различные воплощения образа Саломеи в мировом искусстве XIX-XX веков (литература, живопись, музыка, театр).
Тексты для анализа:

М.Метерлинк. «Слепые».

О.Уайльд. «Саломея».
Дополнительная литература:

1. Аникст А.А Теория драмы на западе. – М., 1988.

2. Андреев Л.Г. Морис Метерлинк // Бельгийская драма от
Метерлинка до наших дней. – М., 1973.

3. Ковалева О.В. Уайльд и стиль модерн. – М., 2002.

4. Ланглад Ж. Оскар Уайльд, или Правда масок. – М., 1999.

5. Руднев В.П. Портрет Дориана Грея // Руднев В.П. Словарь культуры XX века. – М., 1997.

6. Соколянский М. Оскар Уайльд: Очерк творчества. – Киев, 1990.
Занятие № 6.

Формирование «новой драмы». Роль Г.Ибсена в истории мировой культуры
1. Основные принципы «новой драматургии» Генрика Ибсена.
2. Проблематика драмы «Кукольный дом»:

а) социально-психологическая направленность драмы;

б) проблема семейно-этического характера;

в) образы Норы, Хельмера, Крогстада, Кристины.
3. Развитие ибсеновских традиций в драматургии Шоу. Новаторство Шоу. Статья «Квинтэссенция ибсенизма» как изложение теории «новой драмы», «драмы-дискуссии».
4. Проблематика и поэтика пьесы «Дом, где разбиваются сердца».

а) Развитие традиций А.П.Чехова в пьесе Б.Шоу.

б) Основная тема драмы «Дом, где разбиваются сердца».

в) Образы героев пьесы. Смысл жизни для капитана Шотовера, Элли, Ариадны, Гесионы и др. персонажей пьесы.
5. Переосмысление античной мифологии в пьесе «Пигмалион». Образы Элизы Дулиттл и профессора Хиггинса.
Тексты для анализа:
Дополнительная литература:

1. Адмони В.Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. – М., 1989.

2. Берковский Н.Я. Ибсен // Статьи и лекции по зарубежной литературе. – СПб., 2002.

3. Образцова А.Г. Бернард Шоу и русская художественная культура на рубеже XIX и ХХ веков. – М., 1992.

4. Хейберг X.Г. Генрик Ибсен. – М., 1975.

5. Шамина В.Б. Два столетия американской драмы: Основные тенденции развития. – Казань, 2000.

6. Шоу Б. Предисловие. Главным образом о самом себе // Шоу Б. Избранное. – М., 1999.
Занятие № 7.

Соединение различных эстетических тенденций

в литературе конца XIX – начала ХХ веков

1. Философский характер драматической поэмы Генрика Ибсена «Пер Гюнт».

а) История создания и роль поэмы в творчестве Ибсена и истории Норвегии;

б) фольклорные мотивы и образы и их воплощение в поэме;

в) полемика с романтическим искусством (образ героя; оппозиция мечты и действительности, принципы двоемирия и местного колорита и т.п.);

г) Роль женских образов в поэме (Осе, Сольвейг, Женщина в зеленом и др.);

д) Принципы жизненной философии Пер Гюнта: «быть собой» и «быть собой довольным». Значение образа Пуговичника.
2. Соединение различных эстетических тенденций в новелле Р.Л.Стивенсона «Олалла».

а) готические мотивы в новелле (портреты героев, пейзаж, замок, принцип местного колорита, традиции Э.По).

б) эстетические феномены рубежа XIX-ХХ вв. и их отражение в новелле (ницшеанство, фрейдизм, теория наследственности).
Тексты для анализа:

Г.Ибсен. «Пер Гюнт».

Р.Л.Стивенсон. «Олалла».
Дополнительная литература:

1. Адмони В. Г. Генрик Ибсен: Очерк творчества. – М., 1989.

2. Берковский Н.Я. Ибсен // Статьи о литературе. – СПб., 2002.

3. Любимов Н. Генрик Ибсен и его драма «Пер Гюнт» // Ибсен Г. Пер Гюнт. – М., 1980.

4. Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. – М., 1979.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Планы практических занятий (бакалавриат) icon Методические указания для проведения практических занятий для студентов...
В методических указаниях приведены планы практических занятий, задания, контрольные вопросы для самопроверки
Планы практических занятий (бакалавриат) icon Тематика и планы практических занятий практическое занятие №1
Время создания Библии. Ее состав. Идеологическая система Ветхого и Нового Заветов
Планы практических занятий (бакалавриат) icon Планы практических занятий по зарубежной литературе 17-18 вв
Категория героического – основа классицистической трагедии П. Корнеля. Проблематика и поэтика трагедии
Планы практических занятий (бакалавриат) icon Планы практических занятий
Задание: прочитать новеллу Э. Т. А. Гофмана «Золотой горшок»; подготовить конспект фрагмента работы В. Вакенродера; познакомиться...
Планы практических занятий (бакалавриат) icon Планы практических занятий
«Тереза Дескейру» как «человеческая симфония» (соответствие композиции романа частям музыкального произведения, повторение и изменение...
Планы практических занятий (бакалавриат) icon Практикум по литературе для профессий 150709. 02 Сварщик (электросварочные...
Практикум предназначен для организации и проведения практических занятий по учебному предмету «литература». Сборник включают в себя...
Планы практических занятий (бакалавриат) icon Методические указания для выполнения практических занятий по дисциплине...
Семахин Е. А. История экономических учений. Методические указания для выполнения практических занятий. Н. Новгород: вгипу, 2010....
Планы практических занятий (бакалавриат) icon Рабочая программа учебной дисциплины введение в математику уровень...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Планы практических занятий (бакалавриат) icon Учебно-методическое пособие для проведения практических занятий для...
Методы научных исследований: учебно-методическое пособие для проведения практических
Планы практических занятий (бакалавриат) icon Рабочая программа учебной дисциплины общая химия уровень основной...
Цели освоения дисциплины: овладение базовыми знаниями фундаментальных разделов химии
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции