Скачать 272.96 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г. Климовск Московской области ____________________________________________________________________ МО,г. Климовск, ул. Рощинская, д.17А, тел./факс: 60-40-70; тел.: 62-21-21, 62-21-22 « УТВЕРЖДАЮ » Директор МБОУ СОШ № 1 _______________С.Н.Чугунов. «___»_________________2013 г. Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 5 А класс Составитель: Филатова Дарья Андреевна, учитель русского языка и литературы 2013 г. I. Пояснительная записка. Предлагаемая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом общего среднего образования, принятым Министерством образования РФ в 2004 году, и программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 классы» под редакцией Г. И. Беленького. (4-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009.) Программа отражает обязательный минимум содержания литературы как учебного предмета, установленный Министерства образования РФ, хотя не сводится к этому минимуму. Она создает основу для оптимального сочетания самостоятельного поиска учащихся и обучающей работы учителя, а также для нормирования учебного: времени, отводимого на чтение и изучение литературных произведений. Содержание и структура программы определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни и на этой основе формировать художественные вкусы, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию. Достижение этой цели предполагает:
В 5 классе учащиеся входят в мир литературы, достигают определенного уровня начитанности, позволяющего делать первые теоретические обобщения о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки, проводить необходимые, более сложные, чем в начальных классах, наблюдения над языком произведений, выполнять определенные устные и письменные работы. Каждое произведение, предназначенное для изучения в этих классах, разбирается с учетом его идейно-художественного своеобразия, интересов и возрастных особенностей учащихся. Вместе с тем, объединяя произведения не только хронологически, но и проблемно-тематически (к историко-хронологическому курсу учащиеся этого возраста еще не готовы), программа фиксирует внимание учителя на некоторых важных нравственных и художественных проблемах. В 5-м классе такими объединяющими центрами являются жанры древнейшей, древней и отчасти новой литературы, устного народного творчества. Выделяются разделы: «Человек перед лицом жизненных испытаний»; «Поэзия природы»; разделы, в которых представлены произведения о ВОВ, о сверстниках пятиклассников. В системе литературного образования особая роль принадлежит чтению художественных произведений (на уроках и дома), выразительному (вслух) и «тихому» (про себя). Именно чтение и связанная с ним работа по интерпретации, освоению художественных произведений — основа изучения литературы в школе. Теоретико- и историко-литературные знания, выполняя определенную самостоятельную роль, все же не являются самодовлеющими: их назначение — прежде и больше всего способствовать глубокому восприятию и самостоятельной, обоснованной оценке творений писателя. В настоящее время на уроках литературы все большее место занимают электронные средства обучения. Их применение желательно, а в некоторых случаях бесспорно эффективно, когда речь идет о каких-то фактах биографии писателя, особенностях исторической эпохи, творческой истории произведения или когда требуется провести углубленные наблюдения над художественным текстом. Но и в этих случаях главным остается внимание к слову писателя, к смыслу его творения. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге. Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5 классе. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения. Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). Формы и средства контроля.
II. Содержание тем учебного курса. Введение (2 ч.). Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы. 1. Мифы (9 ч.) Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей. Мифы Древнего Египта Для чтения и бесед «Великое путешествие солнечной Ладьи». Мечта народа о победе над смертью. Мифы Древней Греции Для чтения и бесед О происхождении мира и богов. «Олимп», «Ночь, Луна, Заря и Солнце», «Подвиги Геракла». Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея». Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из 1Х песни). Мудрость и хитроумие Одиссея. Особенности стихотворной речи поэмы. Для самостоятельного чтения Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции». Мифы древних славян Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа. 2. Устное народное творчество (15 ч.) Народные сказки Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора. Отличие сказки от мифа. Для чтения и бесед «Белая уточка», «Кот и лиса». Сказки народов мира: «Коршун и кошка» (египетская сказка). Легенды и предания Отличие легенд и преданий от мифов и сказок. Для чтения и бесед «О граде Китиже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова». Малые жанры фольклора (загадки, пословицы и поговорки) Для чтения и бесед Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира. Народный кукольный театр Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха. Для чтения и бесед «Петрушка Уксусов» Для самостоятельного чтения (к разделу II) «Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». Сборники русских народных сказок: «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо». Сказки народов мира. 3. Сказочные события и герои в литературе (21 ч.) Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной. А.С.Пушкин. Сведения о жизни поэта. Для чтения и изучения «Руслан и Людмила» (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма. Х.К.Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника. Для чтения и изучения «Снежная королева». Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах. Е.Л. Шварц. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед «Золушка» (киносценарий). Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц. О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. П.П.Бажов. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра. Для чтения и бесед «Каменный цветок». Герой сказа Бажова – труженик и художник. Для самостоятельного чтения (к разделу III) В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке», В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе», А.М. Волков. «Волшебник Изумрудного города», Л.И. Лагин. «Старик Хоттабыч», Ю.К. Олеша. «Три толстяка», Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени», А.С. Некрасов. «Приключения Барона Врунгеля». Х.К. Андерсен. «Русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей», «Новое платье короля», «Истинная правда», «Штопальная игла», Ш. Перро. Сказки; Братья Гримм. Сказки; Р. Киплинг. «Маугли», Л. Кэррол. «Алиса в стране чудес», В. Гауф. «Маленький Мук», «Карлик Нос». 4. Басни (6 ч.) Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность. И. А. Крылов. Сведения о жизни баснописца. Для чтения и изучения «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Демьянова уха». Для чтения и бесед «Лжец», «Две бочки», «Свинья под дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и петух» (по выбору учителя). Басни Эзопа («Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград») и Лафантена («Лисица и виноград»). Для самостоятельного чтения (к разделу IV) И.А. Крылов «Ворона и лисица», «Ларчик», «Петух и Жемчужное Зерно», «Лягушка и Вол», «Любопытный», «Лисица и виноград», «Волк и Журавль», «Зеркало и оОбезьяна»; Эзоп. Басни. 5. Человек перед лицом жизненных испытаний (24 ч.) М. Ю. Лермонтов. Сведения о жизни поэта. Тема Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова. Для чтения и изучения «Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись. Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение. Для чтения и бесед М.Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка» (строфы VII, VIII); А.С. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин» (гл. 7, строфы XXXVI-XXXVII. «Как часто в горестной разлуке…»). А. В. Кольцов. Сведения о жизни поэта. Для чтения и изучения «Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении. И. С. Тургенев. Сведения о жизни писателя. «Аннибалова клятва» Тургенева. Для чтения и изучения «Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости и унижению людей. Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. Влияние на человека барства и рабства. Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям. Л. Н. Толстой. Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе. Для чтения и изучения «Кавказский пленник». Быль как литературный жанр.Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни. Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Сюжет и герои художественного произведения. В.М.Гаршин. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед «Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена. Л.Н.Андреев. Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения «Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. За что можно одобрить, за что – осудить дачников. А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения «Белый пудель». Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж). Для самостоятельного чтения (к разделу V) А.В. Кольцов. «Раздумье селянина», «Доля бедняка», А.И. Куприн. «Тапер», «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Ю-Ю», «Грачи»; Л.Н. Андреев. «Петька на даче», «Ангелочек». Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»; Д.Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы (в издании для детей); К.М. Станюкович. «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей). 6. Поэзия природы (13 ч.) Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха. Для чтения и изучения А.С. Пушкин. «Обвал», Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»; А.Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки». К.Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде принимаю...»; Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке…». К.Г.Паустовский. Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения «Мещерская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. Очерк как вид эпического произведения. Е. И. Носов. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась». Для самостоятельного чтения (к разделу VI) А.А. Фет. «Ласточки пропали…», «Скрип шагов вдоль улиц белых…»; А.Н. Майков. «весна», «Весна! Выставляется первая рама…», «Осень « (отрывок); В.В. Бианки. «Лесная газета на каждый год»; К.Г. Паустовский. Рассказы (в издании для детей), сб. «Лесные дни»; М.М. Пришвин. Сб. рассказов «Ярик», «О чем шепчутся раки», «Лесной хозяин», «Родные поэты» (сб. стихотворений). 7. «Идет война народная, священная война!...» (5 ч.) Для чтения и бесед К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»; О.Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; Р. Гамзатов. «Журавли», В.М. Шукшин. «Жатва». Для самостоятельного чтения (к разделу VII) В.П. Катаев. «Сын полка». 8. Рассказы о твоих сверстниках (5 ч.) Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя. Для чтения и изучения «Тихое утро». Своеобразие характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе. В.А.Солоухин. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед «Мститель». Рассказ как жанр литературы. Для самостоятельного чтения (к разделу VIII) Ю.П.Казаков. «Арктур - гончий пес», «Ночь», «Тедди». III. Требования к уровню подготовки учащихся Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся. В итоге к концу 5 класса должны быть сформированы следующие знания и умения: - знать авторов и содержание изученных художественных произведений; - знать основные теоретические понятия, предусмотренные программой и связанные с изучением образов героев произведений - литературных героев; - уметь характеризовать героев изученных произведений и показывать связь этой характеристики с сюжетом произведения, а также с происходящими в нем событиями. Владеть приемами анализа образа, используя при этом портрет персонажа и его имя, поступки и взгляды, речевую характеристику; - использовать различные формы пересказа; - создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии; - отличать стих от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении; - привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения художественных произведений; - работать со справочным материалом. IV. Перечень учебно-методического обеспечения.
Список литературы
Перечень средств ИКТ
V. Календарно-тематическое планирование по литературе для 5 класса.
|
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) |
Рабочая программа по литературе 10 класс Данная рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (базовый... |
||
Рабочая программа по литературе 11 класс Данная рабочая программа составлена в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (базовый... |
Рабочая программа по литературе ... |
||
Рабочая программа по литературе 9 класс базовый уровень Данная рабочая программа по литературе в 9 классе соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта... |
Рабочая программа по литературе 8 класс базовый уровень Данная рабочая программа по литературе в 8 классе соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта... |
||
Рабочая программа по литературе 8 класс Календарно-тематическое планирование по литературе в 7 классе составлено на основе программы по литературе (5-11 классы, базовый... |
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 6 класс |
||
Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 7 класс |
Рабочая программа по литературе 5 класс (базовый уровень) |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |