Скачать 107.97 Kb.
|
Внеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов. Тема: «Лингвистический брейн-ринг» Цели:
Оборудование и материалы: секундомер (песочные часы),
Объяснительная записка. Форма проведения интеллектуальной игры "Брейн-ринг” очень интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества. Проведение таких игр способствует повышению интеллектуального уровня школьников, развитию эвристических способностей, сплочению детских коллективов. Данное мероприятие было проведено с ребятами из 4-х классов 7-й параллели. Каждый класс собирает команду из 6 человек, остальные дети выступили в качестве болельщиков, оформляют плакаты и сочиняют "кричалки” в поддержку своей шестерки знатоков. При некоторой корректировке предложенный здесь материал может быть использован в работе с детьми старших классов. В условиях малокомплектной школы продуктивно провести данное мероприятие между разновозрастными командами. Разделить на команды можно, например, используя времена года, в которые родились дети: "Умники Осени”, "Умники Зимы” и т.д. В качестве экспертной комиссии можно выбрать группу преподавателей-словесников. В спорной ситуации (допустим, ответ дан, но не вполне аргументирован) ведущий обращается к экспертам. Ход игры 1 этап. Объяснение правил. Учитель. Ребята, наступил час, когда мы определим самый интеллектуальный класс. В честной и бескомпромиссной борьбе сегодня встретятся четыре команды эрудитов-лингвистов, чтобы выяснить, кто лучше знает русский язык. Итак, я объявляю команды, которые сойдутся на интеллектуальном поле брани: " Лингвисты ” - 7 "α ” класс, " ” - 7 "β” «Всеведы», "Книжные знатоки” - 7 "ξ ”. А у этих достойных эрудитов есть болельщики? И кто сегодня победит? (В зале крик, шум) Минуты эмоционального взрыва, когда болельщикам позволяется шумно поддерживать свои команды, чередуются с полной тишиной. Внимание, правила игры! Жеребьевка определит 2 пары команд, победители игр, выйдут в финал и определят в очном споре чемпионов, две проигравшие команды поборются за 3-е место. У каждой команды свой звуковой сигнал (игрушка, погремушка, свисток). После того, как задан вопрос, звучит гонг, дающий начало отсчета минуты времени на обдумывание. Если команда готова ответить, она подает звуковой сигнал. В случае неправильного ответа право ответа переходит к соперникам. Если ошибаются обе команды, за следующий правильный ответ присуждаются два балла. Класс, набравший 3 балла, становится победителем. В финальной игре для победы необходимо заработать 5 баллов. 2 этап - жеребьевка. В первой полуфинальной игре встречаются команды, к примеру, "Альфа” и "Всеведы”, во второй - "Лингвисты” . 3 этап – две игры за выход в финал. Музыкальная пауза 4 этап – игра за 3-е место. 5 этап – финальная игра. 6 этап – вручение кубка, подведение итогов, награждение лучших игроков. Вопросы для игр полуфинала (3 этап) Вопрос 1. Среди всех книг, созданных человечеством, на первое место по общему тиражу изданий занимает Библия. А как переводится на русский язык это греческое слово? (Ответ: книги) Вопрос 2. соберите слова, а из полученных слов восстановите пословицу. (Ответ: Порядок время бережет) Вопрос 3. Известному артисту МХАТа Е. Евстигнееву показали письмо пятиклассника: "Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаняна как Михаил Баярский”. - Как вы думаете, он сможет стать артистом? - На это письмо мне тоже хочется ответить письменно. Евстигнеев берет ручку и пишет. Вопрос: Какое слово и как написал артист? (Ответ: Никада) Вопрос 4. Перед вами фразеологизм "От а до я”. Назовите греческий вариант. (Ответ: От альфы до омеги) Вопрос 5. Тимур Кизяков, ведущий передачи "Пока все дома”, однажды закончил выпуск так: "Для тех, кто смотрел с самого начала, и для тех, кто подключился только сейчас, сообщаю: Вы просмотрели передачу "Пока все дома”” Почему ведущий смог объединить тех, кто смотрел с самого начала, и тех, кто подключился только сейчас? (Ответ: Глагол просмотреть имеет несколько значений, в том числе: 1) осматривая, ознакомиться с чем-либо; 2) пропустить. Зрители просмотрели программу либо в 1-м, либо во 2-м значении) Вопрос 6. На ценниках в магазине часто пишут мясо говядины, мясо свинины. Правильно ли оформлены такие ценники? (Ответ: Неправильно. Говядина – "это мясо коровы или быка как пища”, а свинина – "свиное мясо как пища” (Словарь русского языка С.И. Ожегова). Нужно писать: говядина, свинина) Вопрос 7. Хоть и мала я, но взгляни: Весь мир я отражаю. Но одну букву замени – Я по болоту зашагаю. Ответ: (Капля – цапля) Вопрос 8. Объясните значение архаичного существительного в составе фразеологизма "У черта на куличках”. (Ответ: Кулички – "лесистые, глухие, болотистые места”) Вопрос 9. Некоторые нарицательные имена являются эпонимами, то есть восходят к именам собственным. Например, брюки (по названию города Брюгге, откуда в Россию ввозилось сукно брюкиш) или гобелен (по имени красильщиков Гобеленов, работавших в Париже с XV века. А как появилось слово "хулиган”? (Ответ: По имени владельца постоялого двора близ Лондона ирландца Хулигэна, жившего в XVIII век и имевшего скандальный характер) Вопрос 10. Какое значение имеет слово скрижаль, которое употребляется в выражении "Запечатлеть на скрижалях истории”? (Ответ: Скрижаль – "каменная плита; доска с написанным на ней священным текстом”) Вопрос 11. Заимствованные слова – неотъемлемая часть любого языка. Карате (в японском – "голыми руками”), кайф (в арабском – "послеполуденный отдых”), шабаш (в еврейском - суббота). А какое слово, заимствованное из китайского языка, в языке-источнике обозначает "большой ветер”. (Ответ: Тайфун) Вопрос 12. Четыре девочки встретили незнакомого мальчика. "Как тебя зовут?” - спросили они его. "А как зовут вас?” - спросил мальчик вместо ответа. Девочки представились: "Поля, Лена, Рита, Валя”. Подумав, мальчик сказал: "Если ваши имена записать в столбик, мое имя прочитается по диагонали”. Как звали мальчика? (Ответ: Петя) Вопрос 13. Я цвет одинаковый часто имею: И с г зеленею, и с к зеленею, Но с к вам со мною рискованно быть: Могу и до слез довести, и убить. (Ответ: Лук – луг) Вопрос 14. Вставьте пропущенные слова в составе фразеологизмов: ахиллесова ____, мамаево ____, прокрустово ____, потемкинские ____, ариаднина ____, прометеев ____, эзопов ____, пиррова ____, дамоклов ____, филькина ____. (Ответ: Ахиллесова пята, мамаево побоище, прокрустово ложе, потемкинские деревни, ариаднина нить, прометеев огонь, эзопов язык, пиррова победа, дамоклов меч, филькина грамота) Вопрос 15. А.С. Пушкин. Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман. Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан. К чему, кроме океана, обращается герой стихотворения и что обозначает этот архаизм? (Ответ: Ветрило – парус) Вопросы для игры за 3-е место (4 этап) Вопрос 1. В поэме А. Твардовского "За далью - даль” есть строки: И все, от корки и до корки, Что в книгу вписано вчера, Все с нами – в силу поговорки Насчет пера и топора.
(Ответ:
Вопрос 2. "В сборную военного округа по волейболу вошли 11 человек: … моряка, … пехотинца, … сапера и … танкистов”, - писал в окружной газете капитан сборной танкист Петров. Сколько моряков было в сборной? Ответ: 2 моряка (1 танкист, 2, 3, 4 танкиста, 5 танкистов; следовательно, 2 моряка, 2 пехотинца, 2 сапера) Вопрос 3. Объясните значение архаичного существительного во фразеологизме "быльем поросло”. Ответ: Былье – трава, отсюда былинка. Вопрос 4. Из местной радиопередачи: Потерялась собачка (далее следует описание). Нашедшего просьба позвонить по телефону … Как вы исправите это объявление? (Ответ: Нарушена сочетаемость слов. При сущ. просьба зависимое слово должно иметь форму Д.п. с предлогом к. Правильно: Просьба к нашедшему позвонить… А лучше: Нашедшего просят позвонить…) Вопрос 5. Найдите (на столы кладутся сборники басен) или вспомните в одной из басен И.А. Крылова существительное общего рода. Ответ: Зевака, забияка ("Слон и Моська”), кривляка ("Зеркало и обезьяна”), невежда ("Петух и жемчужное зерно”). Вопрос 6. Очко получит та команда, которая первой вспомнит и произнесет две пословицы или поговорки, в состав которых входят краткие прилагательные. Возможные ответы.
Вопрос 7. Серый Волк придумал несуществующее слово "рочь” и спросил у трех поросят, к какой части речи оно относится.
Кто из поросят неправ? (Ответ: Нуф-Нуф) Вопрос 8. Вы все, вероятно, ели манную, пшенную и перловую каши, приготовленные соответственно из манной, пшенной и перловой крупы. А из каких злаков готовится каждая из этих круп? (Ответ:
Вопрос 9. В романе К. Симонова "Солдатами не рождаются” Синцов спрашивает одного командира о настроении. Тот отвечает: - Настроение среднее. И нанес, и понес. Немцев при их контратаках положили – снег черный, но и потеряли много. И нанес, и понес. Компонентами каких фразеологизмов являются эти слова? (Ответ: И нанес урон (противнику), и понес потери (сам)) Вопрос 10. Отрывок из стихотворения Б. Слуцкого: Цепляюсь за слежавшийся, сложившийся, Служивший многим людям оборот. Я поверну его наоборот, И он, привычной тяжести лишившийся, Ввысь воспарит и ринется вперед. Сколько в этом отрывке причастий и причастных оборотов? (Ответ: 4 причастия, 2 причастных оборота) Вопросы для финальной игры (5 этап) Вопрос 1. Даны звуки [л?], [с?], [т?], [э]. Какие три русских слова можно составить из этих звуков (в каждом слове должны быть использованы все звуки, притом только один раз). (Ответ: Лесть, лезть, сельдь) Вопрос 2. "Баю-баюшки, баю” из колыбельной песни. Переведите с древнего языка смысл этой привычной, но непонятной фразы. (Ответ: Баюшки баю, буквально "сказываю сказочки”. Баять – говорить, сказывать. Отсюда диалектное слово "байка”) Вопрос 3. Какое слово можно составить из 3-й, 11-й и 16-й букв русского алфавита? (Ответ: йод) Вопрос 4. Даны слова: Ольга, ягода, баня, удочка, драться, мириться, форель, завидно, тринадцать. В каком слове при произношении звучат только твердые согласные? (Ответ: Драться) Вопрос 5. Откуда взялось выражение "жить на широкую (большую) ногу?” (Ответ: В XIV веке в Западной Европе знатность определялась длиною башмака. Башмак рядового дворянина был в полтора фута, башмак барона – в два фута, а князя – в 2,5 фута. Впоследствии вместо "жить на большую ногу” стали говорить "жить на широкую ногу”) Вопрос 6. Найдите заимствованные слова во фразе "Устами младенца глаголет истина”. Замените их исконно русскими соответствиями. (Ответ: Все слова в этом предложении заимствованы из старославянского и церковно-славянского языков. Русский вариант: Ртом ребенка говорит правда) Вопрос 7. Анаграммы: Апельсин – спаниель, камыш – мышка, лось – соль, отпор – ропот, палка – лапка. К какой из этих пар можно прибавить еще хотя бы одно существительное. (Ответ: Отпор – ропот – топор) Вопрос 8. У нее забирают, а она все больше становится. Начинается с конца, а кончается с начала. О чем речь? Ответ: Яма (конец и начало алфавита). Вопрос 9. В.И. Даль предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Например, агитатора заменить волнователем, эгоиста – себятником, а фиолетовый цвет – сине-алым. Какое заимствованное слово должно было заменить, по мнению В.И. Даля, слово "глазоем”? (Ответ: Горизонт) Вопрос 10. Даны слова: лен, шел, яр. Поставьте в каждом из них звуки в обратном порядке. Транскрипции каких трех новых слов получились у вас. (Ответ: Ноль, ложь, рай) Помимо авторских вопросов, при подборе материала для "Лингвистического брейн-ринга”, конечно же, были использованы вопросы или сведения для них из различных источников. Список использованной литературы
|
Внеклассное мероприятие по русскому языку Брейн-ринг В соревновании участвуют 2 команды по 6 человек. Задание команды получают одновременно, сигналом готовности к ответу служит поднятый... |
Внеклассное мероприятие для учащихся 7-8 классов по творчеству А.... |
||
Внеклассное мероприятие по литературе для 5-6 классов с использованием... Цель инсценирования ситуации: развитие предметной и социальной компетенции учащихся, создание условий для формирования учебной деятельности... |
Внеклассное мероприятие «Тропинка к храму» (литература +английский... Дагестанский кадетский корпус (кадетская школа-интернат) имени генерал-полковника Трошева Г. Н |
||
Внеклассное мероприятие. Литературный вечер, посвящённый 210-летию... Внеклассное мероприятие по литературе. Сценарий вечера, посвящённого жизни и творчеству Ф. И. Тютчева |
Мероприятия Внеклассное мероприятие, посвященное Международному дню пожилых людей, для бабушек и дедушек учащихся начальной школы |
||
Внеклассное мероприятие Государственные символы России Байло Ирина... Цель: познакомить учащихся с символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны; показать, что государственная... |
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 7-8 классов. Учитель В. Н. Белокрылова Народная мудрость гласит: «Слово дано человеку, животным — немота». Что такое слово? Загляните в толковый словарь. Вы найдете там... |
||
Конкурс Конкурс поздравительного плаката, «Учителю посвящается» Внеклассное мероприятие, посвященное Международному дню пожилых людей, для бабушек и дедушек учащихся начальной школы |
Внеклассное мероприятие «Сохраним родной язык» Сегодня мы проводим мероприятие посвященное дню родных языков. 21 февраля признанный день родного языка по стране. Дагестан богат... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |