Муниципальное учреждение культуры «Краеведческий музей»
Образовательная программа
«Музей рассказывает…»
г.Североуральск
Мир музея…
Как мал он и как огромен…
Как хрупки его экспонаты и как крепки, прочны связи времён.
Мир музея – особый мир, попав в который, мы попадаем как бы в другое место и время.
Мир музея – это остров в нашем бурном, бушующем мире. На этом острове хранятся традиции и основы нашего бытия.
Экспозиции музея рассказывают о природе родного края, его истории, людях и культуре.
Информационный материал гармонично сочетается с использованием музейных экспонатов.
Музей познакомит со своими коллекциями. Здесь представлены: палеоландшафты и диорамы, коллекции живописи и ткани, камнерезного искусства и литься, керамики и металла.
Программа, разработанная научными сотрудниками музея, рассчитана на детей и подростков, от дошкольников до студентов. Программа состоит из отдельных тем, ориентированных на возраст и подготовку слушателей.
Цели.
Формирование и закрепление исторического сознания детей и учащейся молодёжи средствами музейной работы.
Пропаганда и популяризация культурного наследия и музейных коллекций, сочетание предметного материала с учебной программой, ориентированной на активность.
Задачи.
Нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Дополнение, конкретизация и закрепление полученных знаний.
Создание системы взаимодействия музея со школами, детскими садами, ПТУ и лицеем.
Развитие творческих способностей, выработка активной жизненной позиции, воспитание уважения к памятникам истории, способствующих осознанию их ценности.
Темы музейной программы, рассчитанные на средний
и старший школьный возраст
1. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ
Название темы
|
Содержание беседы
|
Экспонаты
|
Археология
«Духи древней
земли»
|
Даётся представление о работе археолога, что изучает наука археология.
Памятники истории. Выводы, сделанные археологами по результатам раскопок в нашем районе.
Культовое литьё: технологии изготовления, применение
|
Археологическая коллекция из городища
Няксимволь.
Археологические находки нашего района: идолы, керамика, орудия труда и охоты.
Видеофильм «Уральские истории»
|
Этнография
«Манси – лесные люди»
|
Урал- земля Манси. Они давали имена горам и рекам (основы топонимики).
Приход русских на Урал.
Жизнь, обряды и быт народа, предания, сказы.
|
Экспозиция музея: предметы быта, культа, фото.
|
Урал в *
ХVIII веке
|
Империя Демидовых.
Открытие месторождений, строительство заводов.
Осовоение Северного Урала: Походяшин, Всеволожские
|
Изделия из меди, монеты, карты
|
История города *
1. «В них, мой город, истоки твои...»
|
Освоение Северного Урала: открытие месторождений меди и железа. Строительство завода М.М.Походяшина.
Село Петропавловское при заводчике и без него.
Открытие бокситов. Дальнейшее развитие города.
|
Экскурсии по экспозиции музея. Предметы быта.
Макеты шахты и буровой вышки. Фотографии, документы, видеосюжеты.
|
2.Храм на холме.
(Пешеходная экскурсия)
|
Рассказ о памятнике архитектуры ХVIII века – храме святых апостолов Петра и Павла.
История возникновения, разрушения и восстановления храма.
|
Экскурсия к церкви, фото.
|
3. «По тихим улочкам пройдусь»
(Пешеходные экскурсии – маршрут может быть определён педагогом)
|
Улицы города, архитектурные и исторические памятники, предприятия города.
|
|
История СУБРа
|
История возникновения, становления и развития СУБРа, скоростные проходки, вертикальные шахты.
СУБР в годы войны.
|
Экскурсия по экспозиции музея. Видеофильм о СУБРе.
Документы, фото.
|
2. ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Название темы
|
Содержание бесед
|
Экспонаты
|
1. Женщины на войне
|
Беседа о женщинах-землячках – участницах Великой Отечественной войны: Локтиной С.М., Вовченко А.А.,
Баяновой Ф.Н., Севастьяновой Н.А.
|
Документы, фото, личные вещи
|
2. «Мы помним вас»
|
Беседа о петропавловцах – участниках Великой Отечественной войны: Подковыркине М.И.,
Зырянове В.И.
|
Экспозиции музея, фотографии, документы
|
3. «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют»
|
Награды. Какие бывают, кого и за что награждают.
Подвиг трудовой и боевой
|
Экспозиции музея, фотографии и документы
|
4. «Золотая звезда Героя...»
*
|
О жителях Североуральска – Героях Советского Союза
Хасане Заманове и Николае Моисееве
|
Экспозиции музея, фотографии и документы
|
5. Экскурсия к памятникам Великой Отечественной войны
|
Памятник Хасану Заманову, Николаю Моисееву, монумент «Слава героям фронта и тыла!», памятник погибшим в годы войны работникам СУГРЭ, памятник добытчикам боксита (у управления СУБРа)
|
|
6. Во имя жизни (возможна экскурсия к памятнику воинам-афганцам) *
|
Лекция о воинах – интернационалистах наших земляках.
|
Фильм «Помяни их, Россия»
фотографии, документы
|
3. ПРИРОДА НАШЕГО КРАЯ
Название темы
|
Содержание беседы
|
Экспонаты
|
1. «Мы живём в краю таёжном»
|
Общая характеристика природы края:
- животный и растительный мир;
- климат;
- реки и озёра;
- геология;
- высотная поясность
|
Диорамы отдела природы, слайд-программа
|
2. «Заповедные места...» *
|
- общие понятия экологии;
- состояние окружающей среды;
- типы охраняемых территорий;
- памятники природы района, реликты, эндемики;
- заповедники Урала.
|
Карты, схемы, фото, видеофильмы
|
3. Наблюдени за птицами
|
Популяризация наблюдений за птицами:
- Городские птицы.
- Зимующие у жилья.
- Лес. Столовая у ели.
- Кузня дятла.
- Следы на снегу.
- Дневники наблюдений.
- О.В.Штраух, рассказ о нём
|
Видеосюжет, экспозиция отдела природы
|
4. Насекомые
|
Интересное из жизни насекомых
|
Коллекция насекомых, видеофильм.
|
5. Фенология
«Осенью, зимой, весной и летом»
|
Наблюдения за сезонными изменениями в природе
|
Слайд-программа
|
6. Полезные ископаемые Урала *
|
Минералы и горные породы
- Полезные ископаемые – в чём их польза?
- Месторождения полезных ископаемых на Урале.
- Поделочные и драгоценные камни.
- Легенды о камнях
|
Коллекция минералов и горных пород.
Видеофильм «Потаённая красота»
|
4. «ВСЯКАЯ РАБОТА МАСТЕРА ХВАЛИТ»
(цикл бесед об истории вещей и народных промыслах)
Название темы
|
Содержание беседы
|
Экспонаты
|
1. «Как начнёт говорить-разговаривать, надо чай скорее заваривать»
Самовары
|
Чай. История появления на Руси. Традиции чаепития.
Посуда для чайной церемонии (заварной чайник, молочники, чашки, подносы).
Самовары. История появления. Разнообразие. Как затопить самовар?
|
Коллекция самоваров, посуда, подносы
|
2. «Не боги горшки обжигают»
Керамика
|
Глина. Применение. Посуда от древних времён до наших дней. Игрушки
|
Коллекция керамики.
Дымковская игрушка
|
3. «Берёзка» *
(5-7 класс)
|
Развлекательно-образовательная программа.
Всё о берёзе и бересте. Значение бересты в быту.
Загадки, конкурсы
|
Коллекция изделий из бересты: туеса, игрушки, пестерь и др.
|
4. Дерево
|
Роль дерева в жизни человека «от колыбели до погоста». Царство дерева – русская изба
|
Прялки, веретёна, ложки, игрушки и др.
|
5. «В какой одежде ходили прежде»
|
Процесс изготовления ткани. Окрашивнаие.
Поверья, связанные с ткачество
Национальные цвета и узоры.
Одежда разных лет.
|
Прялки, веретёна, полотенца, одежда
|
6. Тайна древнего орнамента *
|
Орнамент. Узор – подзор (обережное значение украшений).
Рисунки предков – это их представление об окружающем мире, добре и зле.
Мифы. Символы.
|
Коллекция керамики, дымковская игрушка, вышивки, одежда
|
7. Русская изба
|
Жизнь русского человека в ХVIII – ХIХв.в.
Строительство дома и связанные с этим древние поверья.
Бытовые предметы русской избы, их предназначение.
Мифология.
|
Обстановка русской избы. Иконы, керосиновая лампа, посуда и другие предметы труда и быта
|
8. Книги *
|
От орнамента к азбуке (возникновение письменности).
Рукописные и печатные книги.
Церковная и светская литература.
|
Папирус.
Коллекция старых книг.
Словари, энциклопедии, юбилейные издания
|
9. «Весы, гири, разновесы» и другие атрибуты торговли
|
Появление единиц измерения длины (ладонь, локоть, ступня – вместо линейки)
Как взвешивали и обвешивали раньше?
Весоизмерительные устройства, единицы массы.
История. Деньги и их появление.
Цены ХVII – ХVIII в.в.
|
Коллекция весов, гирь, монет и бумажных купюр.
|
10. «Малиновый звон»
Колокола
|
История появления. Разнообразие.
Технология изготовления. Предназначение. Легенды.
Судьбы колоколов.
|
Коллекция колокольчиков
|
11. Тагильская
роза *
|
Нижнетагильский поднос. История возникновения.
Демидовы.Технологии изготовления, росписи.
Элементы и сюжеты росписи.
|
Коллекция подносов
|
12. Уральская
роспись *
|
Возникновение росписи на Урале.
Старинные традиции сегодня.
|
Икона, сундук, коллекция подносов, прялки. Иллюстрации книг.
|
13. «И чугуна причудливый узор» *
|
История каслинского чугунного литья. технология изготовления. Разнообразие изделий.
|
Коллекция каслинского литья
|
14. Дымковская игрушка *
|
Почему игрушка – дымковская ?
От праздники Свистуньи до наших дней. (возникновение игрушки). Роспись, значение элементов росписи.
|
Коллекция дымковской игрушки
|
5. КОЛЛЕКЦИИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ
Коллекция и коллекционер
Коллекциони
рование открыток *
|
История появления открыток. Темы, сюжеты открыток.
Авторские открытки.
|
Коллекция открыток
|
6. ТВОРЧЕСТВО ХУДОЖНИКОВ
Николай Рерих *
|
Философ, путешественник, археолог. Художник
|
Слайды. Репродукции картин. Книги, журналы, фильмы
|
7. МУЗЕЕВЕДЕНИЕ
«Я поведу тебя в музей»
|
Обзорная экскурсия по музею. Что такое музей.
Когда появились первые музеи. Экспонат. Коллекция. Экспозиция. Экскурсия.
Ценность музейных коллекций. Музейные фонды. Правила поведения в музее.
|
Обзорная экскурсия по музею.
Фильм об областном музее.
|
8. ГЕНЕАЛОГИЯ
Моя семья *
|
История появления фамилий. Генеалогия. Методика генеалогических исследований, источники.
Семейное генеалогическое древо.
|
Литература. Схема генеалогического древа семей Баяновых, Корионовых, Есаулковых.
|
9. ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА
«Я здесь судьбой определён» *
|
Рассказ об Александре Петровиче Потапове – фотографе, поэте, журналисте.
|
Фотографии, стихи. Видеосюжеты
|
* Возможно выездное занятие – научный сотрудник музея выезжает с мини-выставкой в назначенное время в детский сад или школу.
Экскурсии и занятия для детей дошкольного
и младшего школьного возраста
1. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ
Название темы
|
Содержание занятий
|
Экспонаты
|
Археология
«Охота на мамонта»
|
Из беседы дети узнают о жизни первобытных людей:
где жили, чем питались, как одевались, с помощью чего охотились и трудились, как делали себе посуду и украшения.
Даётся представление о работе археолога: откуда сегодняшние люди узнали о древней жизни
|
Палеоландшафт «Первобытные люди».
Коллекция керамики, каменные, костяные и металлические орудия труда и охоты.
Кости мамонта.
Коллекция культового литья.
Видеофильм «Уральские истории» (для школьников)
|
Этнография
«Манси – лесные люди»
|
Как живут люди других национальностей. Чем они отличаются и чем похожи на русское население?
Быт, обряды, история, фольклор одного из народов Урала - манси.
|
Предметы быта: одежда, нарты, орудия охоты, труда. Фото.
|
История города
1. «С чего начинается родина?» *
|
Что было на нашей земле до появления города?
Находки месторождений железа и меди, строительство завода М.М.Походяшиным.
Село Петропавловское.
Открытие местрождения «Красная Шапочка» Н.А.Каржавиным.
Строительство города.
|
Экспозиции музея: предметы быта, труда.
Фото, документы, видеосюжеты.
Образцы медной и железной руды, боксита
|
2. Сказ о «Красной Шапочке»
|
Как было открыто месторождение «Красная Шапочка».
Бокситы: что это для чего нужны.
Как добывали боксит ранее и сейчас. Работа в шахте.
|
Коллекция бокситов.
Экспозиция музея: фото, орудия труда, макет шахты, спецодежда
|
3. Пешеходная экскурсия
«Храм на холме»
|
Рассказ об украшении нашего города – памятнике архитектуры – храме святых апостолов Петра и Павла.
Кто и когда построил храм? Для чего храм нужен?
Не всегда он был таким... (история возникновения, разрушения и восстановления)
|
Экскурсия к церкви, фото.
|
4. Пешеходная экскурсия
«По тихим улочкам пройдусь» (маршрут может определить педагог)
|
Улицы, предприятия, архитектурные и исторические памятники города.
|
|
2. ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Название темы
|
Содержание занятия
|
Экспонаты
|
1. «Золотая звезда Героя»
(для младшего школьного возраста)
|
Рассказ о земляках, получивших звание Героя Советского Союза – Хасане Заменове и Николае Моисееве
|
Можно совешить экскурсию к памятникам Героям Советского Союза, или провести беседу в музее, рассматривая экспозицию, посвящённую войне
|
2. «На войне легко победа не давалась»
|
Встреча с участниками Великой Отечественной войны
|
|
3. ПРИРОДА НАШЕГО КРАЯ
1. «Мы живём в краю таёжном»
|
Рассказ о природе нашего края: лес, реки, горы, камни, животные, птицы, рыбы, растения.
|
Диорамы отдела природы, слайды, фото.
|
2. Фенология
«Осенью, зимой, весной и летом» *
|
Особенности времён года нашего края
|
Слайд-программа
|
3. «Не просто
букашки»
|
Интересное из жизни насекомых
|
Коллекция насекомых.
Видеофильм.
|
4. Медведь *
|
Всё о жизни медведя.
Конкурсы, игры, загадки.
Сказания о звере у разных народов
|
Диорама «Бурый медведь».
Коллекция мишек.
Видеофильм.
|
5. «Полезные
камни» *
|
Полезные ископаемые – что это, где их находят, как добывают. Применение в быту человека.
Сказки и легенды о камнях
|
Коллекция полезных ископаемых.
Коллекция камнерезного искусства
|
6. «Здесь травинке каждой есть место» *
|
Беседа об охране природы. Почему природу нужно охранять? Как охраняют природу?
Правила поведения в лесу.
Красная книга – редкие растения и животные.
Заповедник «Денежкин Камень».
Игра «Заповедник»
|
Диорамы отдела природы, фото, слайды.
Видеофильмы:
- «Письма к Асе» (о работе заповедника);
- «Почему нельзя рвать цветы?»
|
4. МУЗЕЕВЕДЕНИЕ
«Я поведу тебя в музей»
|
Что такое музей? Правила поведения в музее.
Экскурсовод, экскурсия, экспонат, коллекция, выставка.
Обзорная экскурсия по музею.
|
Экспозиции музея
|
5. «ВСЯКАЯ РАБОТА МАСТЕРА ХВАЛИТ»
Беседы об истории вещей, народных промыслах
Название темы
|
Содержание занятий
|
Экспонаты
|
1. «Шипит, кипит, всем чай пить велит»
Самовары
|
Чай. История его появления, разнообразие чайного напитка.
Появление самовара и его роль в быту народа. Разнообразие самоваров. Как топили самовар?
Традиции чаепития на Руси.
|
Самовары, коробки для чая, чайники, посуда, подносы
|
2. «Берёзка» *
|
Всё о берёзе и бересте. «Кабы не лыко да береста мужичёк бы рассыпался»(значение бересты в хозяйстве).
Загадки, конкурсы.
|
Коллекция изделий из бересты: старинные и современные туеса, игрушки и др.
|
3. Дерево
|
Роль дерева в жизни человека «от колыбели до погоста».
Царство дерева – русская изба.
|
Скульптуры из дерева, предметы быта: рубель, веретено, прялки, посуда и др.
|
4. «В какой одежде ходили прежде»
|
Превращение природного материала в ткань и связанные с этим поверья. Национальные цвета и узоры. Одежда разных лет.
|
Прялки, веретёна, полотенца, одежда
|
5. «Не боги
горшки
обжигают»
|
Керамика. Посуда от древних времён до наших дней.
Игрушки.
|
Коллекция керамики.
Дымковская игрушка.
|
6. Тайна
древнего
орнамента *
|
Орнамент. Узор-подзор (оберегающая роль орнамента в жизни древних людей). Их представления об окружающем мире, добре и зле через рисунок.
|
Фрагменты вышивки, орнаменты древней керамики, дымковская игрушка, полотенца
|
7. Русская изба
|
«Худо жить тому, у кого пусто в дому».
Строительство дома и связанные с этим древние поверья. Предметы быта, использующиеся в русской избе. Как ухватом горшок из печи достать, как самовар растопить и пр.
|
Самовар, керосиновая лампа, посуда, икона, прялки, лапти, одежда и др.
|
8. Тагильская
роза *
|
Нижнетагильские подносы. Когда появились, как их изготавливали, расписывали.
Назначение и разнообразие подносов.
Сюжеты и элементы росписи.
|
Коллекция нижнетагильских подносов
|
9. «И чугуна причудливый
узор» *
|
История каслинского чугунного литья. технология изготовления, разнообразие изделий.
|
Коллекция каслинского литья
|
10. Дымковская
игрушка *
|
Почему село Дымково зовётся? От праздника Свистуньи до наших дней (история появления игрушки). Секреты изготовления. Роспись, значение элементов росписи.
|
Коллекция дымковской игрушки
|
11. «Каменный
цветок»
Камнерезное искусство *
|
Уральский традиционный промысел. Какие камни применяют в этом промысле, почему. Сюжеты.
Сказы Бажова.
|
Коллекция камнерезного искусства, фильм
|
12. Уральская
роспись *
|
Расписные дома (Алапаевский район). Когда появилась традиция росписи. Мастера, сюжеты, значение элементов росписи.
|
Иллюстрированные книги, расписные туеса, прялки, подносы
|
Темы занятий разработаны с учётом возрастных особенностей посетителей музея.
Почти все темы программы, помимо основной музейной экспозиции дополнены фондовыми коллекциями, из которых специально для занятий оформляются мини-выставки.
Кроме того, в видеотеке музея есть видеосюжеты и фильмы по темам программы.
По желанию педагогов, беседы, экскурсии, занятия могут быть проведены не только в музее, но и вне его (экскурсии по городу, занятия в школах и детских садах).
Обязательна предварительная договорённость.
Заявки на коллективные посещения по телефону: (34380) 2-28-74
Адрес: г. Североуральск, ул. Чайковского, 21
Выходной – воскресенье.
Стоимость билетов:
Входной билет детский – 5 рублей
Входной билет взрослый – 15 рублей
Экскурсионный детский – 7 рублей
Экскурсионный взрослый – 20 рублей
Фотосъёмка – 15 рублей,
Видеосъёмка – 20 рублей.
|