Скачать 8.36 Mb.
|
www.koob.ru Фихте И. Ф 65 Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение / Пер. с нем. — Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 784 с. — (Классическая философская мысль). Фихте Иоганн Готлиб (1762—1814) — один из виднейших представителей классической немецкой философии. В книгу вошли известные работы: «Факты сознания», «Назначение человека», «Наукоучение» и другие. Книга предназначена как для широкого круга читателей, так и для специалистов в области философии. УДК 14 ББК 87.3 Ф 65 Серия основана в 1998 году Перевод с немецкого Охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке. ISBN 985-433-911-4 © Оформление. Харвест, 2000 Номер страницы предшествует странице – (прим. сканировщика) СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ Перевод Л.М. Под редакцией М.О. Лосского Предисловие...........................................................................................................4 Лекция I.......................................................................................................................5 Лекция II..................................................................................................................18 Лекция III.................................................................................................................36 Лекция IV.................................................................................................................51 Лекция V..................................................................................................................67 Лекция VI..........................................:......................................................................81 Лекция VII............................................................................................................100 Лекция VIII..........................................................................................................117 Лекция IX..............................................................................................................135 Лекция X...............................................................................................................152 ЛекцияХI..............................................................................................................167 Лекция XII............................................................................................................182 Лекция XIII..........................................................................................................197 Лекция XIV..........................................................................................................211 Лекция XV...........................................................................................................227 Лекция XVI..........................................................................................................242 Лекция XVII........................................................................................................256 ЯСНОЕ, КАК СОЛНЦЕ, СООБЩЕНИЕ ШИРОКОЙ ПУБЛИКЕ О ПОДЛИННОЙ СУЩНОСТИ НОВЕЙШЕЙ ФИЛОСОФИИ Примечание Г. Александрова Предисловие автора..................................................................................274 Введение...............................................................................................................280 Первый урок.....................................................................................................287 Второй урок.....................................................................................................300 Третий урок......................................................................................................311 Четвертый урок..............................................................................................336 Пятый урок........................................................................................................351 Шестой урок.....................................................................................................361 Послесловие, обращенное к философам по профессии, которые до сих пор были противниками наукоучения.................................................369 Примечания......................................................................................................380 ФАКТЫ СОЗНАНИЯ Перевод О.Давыдовой. Под редакцией Э.Л. Радлова ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ФАКТЫ СОЗНАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ.............................................392 Глава первая.......................................................................................................392 Глава вторая.......................................................................................................400 Глава третья........................................................................................................410 Глава четвертая. О репродукции внешнего восприятия..............................................................................415 Глава пятая. Выведение времени......................................................421 Глава шестая.......................................................................................................424 Приложение: о способности воспоминания.....................428 ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ФАКТЫ СОЗНАНИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРАКТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ..................................................434 Глава первая.......................................................................................................434 Глава вторая.......................................................................................................446 Глава третья........................................................................................................448 Глава четвертая................................................................................................452 Глава пятая...........................................................................................................466 Глава шестая.......................................................................................................479 ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. О ВЫСШЕЙ СПОСОБНОСТИ................................................................486 Глава первая.......................................................................................................486 Глава вторая. Дальнейшее выяснение индивидуальности......................................................................................490 Глава третья. Общее обозрение всего изложенного.........505 Глава четвертая. Нравственный закон как принцип жизни и эта последняя, как форма созерцания его................................................................509 Глава пятая. Созерцание Бога есть принцип нравственного закона или конечной цели, а эта последняя есть обнаружение его......................................533 НАУКОУЧЕНИЕ В ЕГО ОБЩИХ ЧЕРТАХ Предисловие................................................................................._„................546 НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Перевод В. М. Брадиса и Т. В. Поссе Предисловие......................................................................._............................564 Книга первая. Сомнение........................................_______...........566 Книга вторая. Знание..................................................................._...........598 Книга третья Вера..............................................................______......647 НЕСКОЛЬКО ЛЕКЦИЙ О НАЗНАЧЕНИИ УЧЕНОГО Предварительные замечания.............................................................722 Лекция I. О назначении человека в себе (AN SICH).........724 Лекция II. О назначении человека в обществе....................733 Лекция III. О различии сословий в обществе.......................745 Лекция IV. О назначении ученого.................................................757 Лекция V. Исследование утверждения Руссо о влиянии искусства и наук на счастье человечества...........769 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ ПРЕДИСЛОВИЕ Основная задача и конечная цель нижеследующих лекций, по моему мнению, достаточно ясны сами по себе; если бы, однако, кто-нибудь нуждался в более ясных указаниях, я посоветовал бы ему смотреть, как на предисловие, на семнадцатую лекцию. Точно так же должно бы само за себя говорить и мое решение печатать и распространять эти лекции в широкой публике; если бы это было не так, не принесли бы пользы никакие другие оправдания. Итак, по поводу издания этого сочинения я должен сказать публике, что ничего не должен говорить ей. Берлин, март 1806 г. Фихте. ЛЕКЦИЯ I Почтенное собрание! Мы начинаем с этой лекции ряд рассуждений, которые в основе своей выражают лишь одну представляющую органическое единство мысль. Если бы я мог теперь же передать вам эту мысль с такой же ясностью, с какой я должен был осознать ее, прежде чем приступил к выяснению своей задачи, с какой она будет руководить мной во всем, что я скажу, то с самого начала был бы вполне освещен весь тот путь, который нам предстоит совместно пройти. Но я вынужден лишь постепенно воссоздавать перед вашими глазами эту мысль посредством всех ее частей и выводить ее из всех обусловливающих ее составных элементов; это — необходимое ограничение, налагаемое всяким изложением; и именно благодаря этому основному закону то, что само по себе есть лишь одна мысль, разрастается и разветвляется в ряд мыслей и рассуждений. Раз это так и раз я не должен повторять здесь давно известные взгляды, а дать новые воззрения на вещи, мне необходимо предположить и надеяться, что вы не будете изумлены, если в начале наших рассуждений вовсе не встретите той ясности, которая, согласно основному закону всякого изложения, может быть достигнута лишь в их дальнейших частях; и я должен просить вас рассчитывать на полную ясность лишь в заключении, когда станет возможным обзор целого. Но, конечно, обязанность всякого, кто предпринимает изложение какого-нибудь предмета, — заботиться о том, чтобы мысли располагались в естественном порядке и были выражаемы с той ясностью, какая возможна в данном месте рассуждения, — разумеется, для тех читателей, которые владеют литературным языком и способны следить за связным изложением; и я приложу все усилия для того, чтобы добросовестно исполнить эту обязанность. 6 После этого первого и единственного предварительного замечания позвольте мне без дальнейших замедлений перейти к нашему предмету. Эти лекции имеют своей целью дать философскую картину современной эпохи. Философским же может быть названо только такое воззрение, которое сводит наличное многообразие опыта к единству одного общего начала и затем исчерпывающим образом объясняет и выводит из этого единства все многообразие. — Чистый эмпирик, который бы приступил к описанию эпохи, воспринял бы и изложил бы многие наиболее заметные ее явления, как последние представлялись ему в случайном наблюдении, не будучи уверенным в том, что он охватил их все, и не будучи в состоянии указать какую-либо их связь, кроме их существования в таком-то определенном времени. Философ, задавшийся таким описанием, установил бы независимо от всякого опыта понятие данной эпохи, которое, как понятие, не может быть дано ни в каком опыте, я представил бы те способы, посредством которых это понятие проявляется в опыте, в качестве необходимых явлений данной эпохи; в этом выяснении он вывел бы исчерпывающим образом явления из понятия, показав, как необходимость их взаимной связи вытекает из их общего понятия. Первый дал бы хронику эпохи, и лишь последний сделал бы возможной ее историю. Прежде всего заметим: если задача философа — вывести возможные в опыте явления из единства предположенного им понятия, то, очевидно, он вовсе не нуждается для этого ни в каком опыте; поскольку он — философ и строго держится в границах философии, он должен выполнять свою задачу, не считаясь ни с каким опытом, исключительно a priori (как это обозначается искусственным термином); в применении к нашему предмету он должен быть в состоянии a priori 7 охарактеризовать всю совокупность времени и все возможные в нем эпохи. Характеризуется ли в частности данная эпоха теми явлениями, которые вытекают из выставленного философом основного понятия, т. е. есть ли изображенная им эпоха современная эпоха, это — совершенно особый вопрос (вопрос этот возникает в том случае, когда философ делает такое утверждение, как, между прочим, будем утверждать и мы). Для ответа на этот вопрос каждому из вас необходимо обратиться к опытам собственной жизни, сравнив их с историей прошлого и со всеми догадками о будущем; здесь конец компетенции философа, и начинается работа наблюдателя мира и людей. Со своей стороны мы задаемся здесь только философской стороной вопроса и только ее решение взяли на себя; поэтому, как только наша задача будет кончена, ответ на последний вопрос будет принадлежать всецело вам. Пока же ограничимся правильным установлением и определением нашей основной задачи. Заметим еще, что всякая отдельная эпоха всей совокупности времени, о которой мы только что упоминали, есть основное понятие особого периода. Эти эпохи и основные понятия различных периодов могут быть вполне поняты лишь в общей взаимной связи и в своей связи со всей совокупностью времени. Отсюда ясно, что для того, чтобы правильно характеризовать хотя бы одну только эпоху — в том числе и свою, философ должен совершенно a priori понять и как можно глубже проникнуть во всю совокупность времени и во все возможные его эпохи. Это понимание всей совокупности времени, как и всякое философское понимание, в свою очередь предполагает понятие единства этого времени, понятие наперед определенного, хотя и постепенно развивающегося заполнения этого времени, в котором каждый член обусловливается предыдущим; или, выражаясь короче и общепринятым способом, такое понимание предполагает мировой план, который был бы вполне постижим 8 в своем единстве и из которого можно было бы полностью вывести главные эпохи человеческой земной жизни и выяснить их происхождение и связь друг с другом. Этот мировой план есть понятие единства всей земной жизни человечества, главные эпохи этой жизни представляют упомянутые выше понятия единства отдельных периодов, понятия, из которых должны быть выводимы явления каждой данной эпохи. Мы имеем перед собой во-первых, понятие единства всей совокупности жизни, расчленяющееся на отдельные эпохи, понятные только рядом друг с другом и одна из другой; во-вторых, каждая из этих особых эпох есть в свою очередь понятие единства отдельного периода и выражается в многообразных явлениях. Земная жизнь человечества принимается здесь нами за совокупность единой жизни, и земное время — за совокупность всего времени. Это — ограничение, налагаемое на нас намеченной популярностью нашего изложения: в рассуждениях о сверхземном и вечном невозможно совместить основательность с популярностью. Такое значение, говорю я, имеют для нас земная жизнь и земное время здесь, в этих лекциях; ибо сама по себе и для высшего подъема умозрения земная жизнь человечества и само земное время представляют лишь необходимую эпоху единого времени и единой вечной жизни; и из понятия единства вечной жизни — понятия, которое вполне возможно составить себе уже в здешней жизни, — может быть выведена вся земная жизнь со всеми ее побочными звеньям. Однако добровольно принятое нами на этот раз ограничение не позволяет нам произвести это строго доказуемое выведение; мы можем лишь отчетливо указать на понятие единства земной жизни и рекомендовать каждому слушателю проверить это понятие на своем собственном чувстве истины и, если возможно, принять его. Земная жизнь человечества, — сказали мы, — и эпохи этой земной жизни человечества. Мы говорим здесь только о развитии жизни рода, а не индивидов, — развитие индивидов остается незатронутым во всех этих лекциях, — и я прошу вас не забывать этой точки зрения. |
Аспекты зависимости Книга предназначена для широкого круга читателей и для специалистов |
Ковалев С. В. К56 Семь шагов от пропасти. Нлп-терапия наркотических зависимостей Книга предназначена для специалистов в области практической психологии, психотерапии и смежных областей, а также для широкого круга... |
||
Книга предназначена для массажистов, медицинских сестер, иглорефлексотерапевтов.... Книга предназначена для массажистов, медицинских сестер, иглорефлексотерапевтов. Книга будет интересна так же для широкого круга... |
Царь славян Книга предназначена для самого широкого круга читателей, интересующихся историей христианства, историей Руси и новыми открытиями... |
||
Малая Энциклопедия Трейдера ббк 65. 26 Н20 Найман Э. Л Книга предназначена как для профессиональных участников рынка ценных бумаг, валютного рынка и биржевых товарных рынков, так и для... |
Малая Энциклопедия Трейдера ббк 65. 26 Н20 Найман Э. Л Книга предназначена как для профессиональных участников рынка ценных бумаг, валютного рынка и биржевых товарных рынков, так и для... |
||
Действуйте вместе Книга предназначена для широкого круга читателей, интересующихся вопросами фьючерсной торговли |
Глобальная экология Книга предназначена для широкого круга читателей. Будет полезна студентам, ученым, философам |
||
Гендерный аспект Книга предназначена для научных работников, преподавателей и студентов вузов, широкого круга читателей, проявляющих интерес к аксиологическим... |
Книга полна ярких описаний духовного опыта выдающихся людей, посвятивших... Книга предназначена для философов, ученых и широкого круга читателей |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |