Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства




Скачать 299.32 Kb.
Название Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства
страница 1/3
Дата публикации 20.06.2014
Размер 299.32 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы
  1   2   3


  1. формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнение моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  2. формирование нравственного смысла учения;

  3. формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

  4. принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

  5. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  6. формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  7. формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  8. развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

  9. осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

В области формирования социальной культуры:

  1. формирование основ гражданской идентичности;

  2. пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, за малую Родину: Республику Дагестан;

  3. воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

  4. формирование патриотизма и гражданской солидарности;

  5. развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

  6. укрепление доверия к другим людям;

  7. развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

  8. становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  9. формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

  10. формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  • формирование отношения к семье как основе общества;

  • формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

  • формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

  • знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями семьи.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Традиционными источниками нравственности являются:

патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

  1. социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

  2. гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

  3. семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;

  4. личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

  5. труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие;

  6. наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

  7. традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  8. искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

  9. природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  10. человечество – мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь; мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психическое.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Современные особенности развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Обучающиеся на этой ступени образования требуют особого педагогического внимания. С поступлением в школу у ребёнка осуществляется переход к учебной деятельности, освоение новой социальной позиции, новой роли ученика, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, начинается формирование у ребёнка положительного отношения к образованию, школе, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы его социального, гражданского поведения, характер трудовой, общественной, творческой деятельности. При этом существенное влияние на формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности обучающегося оказывают принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребёнка, которые требуют учёта при формировании подходов к организации его духовно-нравственного развития и воспитания.

Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

В таких условиях необходим переход от воспитательной работы, построенной на наборах воспитательных технологий по проведению в основном отдельных мероприятий, к системному духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, направленному на формирование морально-нравственного, личностно развивающегося, социально открытого уклада школьной жизни.

Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др. на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций.

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.

Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру ведущий метод нравственного воспитания. Пример это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы яркие, эмоционально-привлекательные образы людей, неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.

Принцип полисубъективности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъективный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована.

Принцип системно – деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? семья? милосердие? закон? честь? и т. д. Понимание это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:

  • общеобразовательных дисциплин;

  • произведений искусства;

  • периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;

  • духовной культуры и фольклора народов России;

  • истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

  • жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

  • общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

  • других источников информации и научного знания.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  1. элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  2. представления о символах государства Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Республики Дагестан;

  3. элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

  4. интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  5. уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

  6. ценностное отношение к дагестанским языкам и культуре;

  7. начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны и республики;

  8. элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  9. интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Республики Дагестан;

  10. стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;

  11. любовь к образовательному учреждению, своему селу, району, городу, народу, России;

  12. уважение к защитникам Родины;

  13. умение отвечать за свои поступки;

  14. негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  1. первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;

  2. различение хороших и плохих поступков;

  3. представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  4. элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  5. уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  6. установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  7. бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  8. знание правил вежливого поведения, культуры речи;

  9. стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его;

  10. представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  11. отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании фильмов и телевизионных передач.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства icon Рабочая программа по литературе для 9 «А» Учитель: Ведышева В. В
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее...
Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства icon Рабочая программа по литературе для 9 «Б» Учитель: Радевич Лариса Семёновна
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее...
Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства icon «Формирование гражданской идентичности личности на уроках русского языка»
Конституции рф, а с другой стороны – системы универсальных учебных действий, определяющих способности личности учиться, сотрудничать...
Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства icon Формирование функционально грамотных людей одна из важнейших задач...
Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника
Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства icon Рабочая учебная программа для начальной школы по литературному чтению пояснительная записка
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и ориентирована...
Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства icon Пояснительная записка I
Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника
Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства icon Пояснительная записка формирование функционально грамотных людей...
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности...
Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства icon О преподавании русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году
Основная цель филологического образования, в том числе обучения русскому языку и преподавания литературы,– формирование компетентного...
Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства icon Путешествие капельки
В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является...
Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства icon Разработка урока по проблеме «Филологическое образование младшего...
Мамонтова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов, моу «Славянская сош», Нововаршавский район, Омская область
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции