Рабочая учебная программа для начальной школы по литературному чтению пояснительная записка




Скачать 423.27 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа для начальной школы по литературному чтению пояснительная записка
страница1/3
Дата публикации05.10.2014
Размер423.27 Kb.
ТипРабочая учебная программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая учебная программа
  1   2   3


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Пояснительная записка

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, обеспечена учебниками «Литературное чтение» для 1-4 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (заключения РАО (от 2005 года); Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях) и ориентирована на развитие мышления, творческих сил детей, их интереса к литературе, на формирование читательской компетенции младшего школьника.

Рабочая программа по математике разработана на основе:

- примерной программы начального общего образования;

-авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой «Чтение и начальное литературное образование» (Образовательная система «Школа 2100») в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- планируемых результатов начального общего образования.

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя.

Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.

Цель уроков чтения в начальной школе — научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- формирование техники чтения и приемов понимания текста — правильного типа читательской деятельности; одновременно развитие интереса к самому процессу чтения; потребности читать;

- введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

- приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

- развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

Программа по литературному чтению отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

1) тематика чтения (круг детского чтения);

2) техника чтения;

3) формирование приемов понимание прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности;

4) элементы литературоведческого анализа текста;

5) практическое знакомство с литературоведческими понятиями (пропедевтика);

6) развитие устной и письменной речи (творческая деятельность учащихся на основе литературных произведений)

Место курса в учебном плане:

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. В 1-2 по четыре часа в неделю (136 ч. в год), в 3 классе-3 часа в неделю (102 часа в год), в 4 классе-2 часа в неделю (68 часов в год).

Методика изучения курса

Предметная методика

- Технология проблемного диалога (структура параграфов)

- Технология оценивания (правило самооценивания)

- Технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

- Задания по групповой работе.

Образовательная среда в практическом преподавании организуется, опираясь на следующие принципы:

- тематический принцип (взят за основу)

- принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой»;

- монографический принцип;

- принцип идейно художественной значимости;

- принцип актуализации тематики чтения;

- принцип целостного восприятия художественного произведения

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный

раздел, и т.д. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

2. Содержание курса

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

 овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

 овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

 определение и объяснение своего эмоционально оценочного отношения к прочитанному;

 приобщение к литературе как искусству слова;

 приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Основные виды читательской деятельности:

Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции.

Чтение:

Читать вслух слова, предложения; плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чтения. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

Декламировать стихотворение.

Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному.

Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.

Пересказывать текст художественного произведения (подробно).

Культура речевого общения:

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке. Творческая деятельность:

Читать по ролям текст, используя нужную интонацию, темп и тон речи.

Иллюстрировать прочитанное произведение или план.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа для начальной школы по литературному чтению пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена в соответствии с требованиями фгос ноо и авторской программы «Литературное...

Рабочая учебная программа для начальной школы по литературному чтению пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению для базового уровня изучения...
Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по литературному чтению для общеобразовательных школ

Рабочая учебная программа для начальной школы по литературному чтению пояснительная записка iconПрограмма по литературному чтению. Пояснительная записка
Программа по литературному чтению для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта...

Рабочая учебная программа для начальной школы по литературному чтению пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению пояснительная записка
Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного...

Рабочая учебная программа для начальной школы по литературному чтению пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению во 2 классе Пояснительная записка
В. Ю. Свиридовой «Литературное чтение» система Л. В. Занкова.(Сборник программ начального общего образования. Самара: Издательство...

Рабочая учебная программа для начальной школы по литературному чтению пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению для 3 классов умк «Школа России» (фгос)
Рабочая учебная программа по литературному чтению адресована учителям мбоу «ксош №1», работающим в 3 классах по умк «Школа России»...

Рабочая учебная программа для начальной школы по литературному чтению пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного...

Рабочая учебная программа для начальной школы по литературному чтению пояснительная записка iconПояснительная записка статус документа рабочая программа по литературному...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом...

Рабочая учебная программа для начальной школы по литературному чтению пояснительная записка iconПояснительная записка к тематическому планированию по литературному чтению в 4 классе
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования...

Рабочая учебная программа для начальной школы по литературному чтению пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе авторской программы

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции