Скачать 288.69 Kb.
|
Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №41» 654079 РФ Кемеровская область г. Новокузнецк, ул. Кутузова, д.4 (3843) 74-42-08; 74-37-62 e-mail ОУ chool412007@rambler.ru сайт ОУ http://school41.ucoz.com
Программа «Формирование культуры здорового питания» Составитель: заместитель директора по ВР Бакланова Л.М. г. Новокузнецк, 2013г Содержание программы
Пояснительная записка Сократ свое отношение к питанию выразил так: «Остерегайся всякой пищи и питья, которые побудили бы тебя съесть больше того, сколько требует твой голод и жажда». Питание является наиважнейшим фактором поддержания жизнедеятельности человека Тысячи лет у человечества стоял вопрос, ЧТО есть, а сейчас добавляется, и КАК, и ЗАЧЕМ, а главное, ПОЧЕМУ именно так. Питание является наиважнейшим фактором поддержания жизнедеятельности человека. А что есть и как традиционно определялось особенностью исторической эпохи, социальным классом, к которому человек принадлежал, национальными пристрастиями и обычаями, обязательными условиями потребления чего-либо в пищу каких-то веществ в силу климатических условий и т.п. Двадцатый век принес много физиологических, социальных, духовно-нравственных потрясений и технологических изменений в жизнь человека. Сменился режим труда и отдыха (движения стало намного меньше, а сон, в среднем стал короче на два часа), это оказало влияние на отношение человека к еде: способы приготовления пищи, место принятия пищи, время принятия пищи, количество принимаемой пищи – все было пересмотрено. Подверглись так же перестройке технологии приготовления, распространения, хранения и выращивания продуктов питания. Из-за некачественных продуктов массовые пищевые расстройства и заболевания желудочно-кишечного тракта стали приметой времени. Усилители вкуса и запаха (глутамат, инозинат, гуанилат натрия) работают в продукте таким образом, что сразу задействуют все вкусовые рецепторы языка, отвечающее за горькое, сладкое, кислое и соленое, что, безусловно, сбивает природные процессы выбора, расщепления и переваривания пищи. К тому же закрепляется неправомерная привычка в питании, ведь вкус здоровой пищи (без глутамата) в последствии кажется менее выраженным. Большой проблемой становится массовое ожирение людей, вызванное (по одной из версий) употреблением геномодифицированных продуктов. Качество воды и количество потребляемой современным человеком воды так же имеет большое значение. Здоровье человека многогранно, оно содержит, и физический, и психический, и духовно-нравственный аспекты. Они все взаимосвязаны и взаимообусловлены. При хорошо работающих системах организма у человека повышается настроение, улучшается эмоциональное самочувствие. Положительные эмоции, в свою очередь, приводят к нормализации функционирования внутренних органов. Воздействуя на физическое здоровье, мы влияем и на психическое, и на духовно-нравственное здоровье, поскольку, только будучи в тонусе, чувствуя избыток энергии, человек проявляет желание развиваться, личностно и духовно расти. Важнейшим аспектом физического здоровья является правильное для данного человека питание. Правильное здоровое питание не одинаково для всех, хотя есть общие позитивные тенденции. Культура питания напрямую влияет на здоровье и долголетие человека. Это подтверждено многочисленными международными и отечественными исследованиями. Формируя пищевое поведение, пищевые привычки детей, мы оказываем воздействие не только на физическое здоровье ребенка, но и другие его составляющие. И наоборот, формирование культуры здорового питания предполагает не только обучение ребенка подбору продуктов питания, но и управлению своим эмоциональным состоянием в процессе еды, умению отличить биологический голод от психического, умению прислушаться к своему организму и понять, в чем его потребность на данный момент времени. Формирование культуры здорового питания предполагает также создание позитивного настроя на пищу и на процесс ее приготовления, эстетику приема пищи, этичное взаимодействие с другими людьми в процессе еды, чувство благодарности к людям, вырастившим эти продукты, приготовившим их и подавшим на стол. Обобщая позиции ученых по вопросам здорового питания, мы пришли к выводу, что культура здорового питания – это совокупность компетенций, помогающих человеку реализовать одну из базовых потребностей (пищевую потребность), и ведущих к сохранению и развитию физической, психической и духовно-нравственной составляющей здоровья. Таким образом, культура здорового питания – это совокупность компетенций, которые целесообразно приобрести школьнику для выработки привычки к здоровому питанию. Желательно, чтобы эта привычка сохранилась и во взрослой жизни, возможно, с определенными коррективами. Цель программы:: создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков здорового питания. Задачи программы:
Организация питания в школе предполагает следующие аспекты.
Нормативно-правовая база
Медико-гигиенические аспекты:
Стратегия реализации программы 1-ый этап - базовый
2-ой этап - базовый
3-й этап заключительный
Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового питания, как здорового образа жизни Культура питания - важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья Исходя из современного понимания, формирование культуры здорового питания также можно представить как процесс освоения предметных, метапредметных и личностных составляющих. К предметным результатам формирования культуры здорового питания относятся все вопросы, касающиеся выбора продуктов и составления меню. Это наиболее спорные вопросы, поскольку у каждого исследователя, а также создателей оздоровительных систем есть свои представления о том, какую пищу считать вредной, а какою полезной, к тому же с учетом возраста, заболеваний, общего состояния здоровья. К метапредметным результатам формирования культуры здорового питания относятся познавательные, регулятивные и коммуникативные аспекты компетенции. К познавательному аспекту относится формирование осознанного выбора способа потребления пищи, целенаправленное пищевое поведение. К регулятивному - способность понимать свое физиологическое и психическое состояние и частично управлять ими, настраиваться на прием пищи. Коммуникативный аспект включает в себя освоение этики поведения за столом и эстетики оформления приема пищи. Личностные результаты сформированности культуры здорового питания выражаются наличием в сознании ребенка ценности пищи как одной из основ жизни человека и ценностной ориентации на здоровое питание. Ценностная ориентация выражается в грамотном пищевом поведении, эмоционально позитивном настрое на приемы пищи и сформированности представлений о возможностях качественно удовлетворить свою пищевую потребность с пользой для здоровья. Личностный результат будет выражаться также в чувстве благодарности к Земле как источнику жизни и энергии, произведшей эту пищу, и к людям, вырастившим и приготовившим ее. Чувство благодарности является одним из духовных состояний человека. Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: рациональную организацию питания в образовательном учреждении; включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений. Программа предусматривает различные формы организации занятий, наиболее эффективные в разном возрасте и предполагает тесное взаимодействие с родителями. Организация работы образовательного учреждения по формированию у учащихся культуры здорового питания, как здорового образа жизни осуществляется в два этапа
Основные направления работы 1-е направление Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение
2-е направление: Методическое обеспечение
3-е направление: Работа по воспитанию культуры питания среди обучающихся
4-е направление: Работа с родителями по вопросам организации школьного питания
Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает
Внутренние факторы влияния стресса на культуру питания:
Внешние факторы влияния на культуру питания:
|
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на... |
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни... |
||
Рекомендации руководителям образовательных учреждений по организации... Рекомендации руководителям образовательных учреждений по организации пропаганды здорового питания |
Программа стажировки пояснительная записка к программе стажировки... Программа предназначена для стажировки руководителей образовательных учреждений, лиц, ответственных за организацию питания школьников,... |
||
Модель обобщения передового педагогического опыта (оппо) работы Алиева... Оппо работы Алиева Д. Д. по проблеме «Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках информатики и икт» |
Программа нацелена на формирование у учащихся художественной культуры... Формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных... |
||
Формирование системы управления качеством услуг на предприятиях общественного питания |
Деятельность педагогического коллектива, направленная на формирование... Одобрить работу учителей 1-х классов Тырышкиной Н. А., Шелимовой Т. А., Саитовой Н. М. по реализации образовательных программ ноо... |
||
Рабочая программа дисциплины (модуля) основы экологической культуры Целью освоения дисциплины «Основы экологической культуры» является формирование у студентов профессиональной компетентности, заинтересованности... |
Рабочая программа дисциплины (модуля) основы экологической культуры Целью освоения дисциплины «Основы экологической культуры» является формирование у студентов профессиональной компетентности, заинтересованности... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |