Программа «Формирование культуры здорового питания»




Скачать 288.69 Kb.
Название Программа «Формирование культуры здорового питания»
страница 1/2
Дата публикации 17.06.2014
Размер 288.69 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Культура > Программа
  1   2


Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №41»

654079 РФ Кемеровская область г. Новокузнецк, ул. Кутузова, д.4 (3843) 74-42-08; 74-37-62

e-mail ОУ chool412007@rambler.ru сайт ОУ http://school41.ucoz.com






УТВЕРЖДАЮ

Директор ОУ __________ С.Н. Фиц
Приказ № _____

от «____» __________20____ г.















Программа


«Формирование культуры здорового питания»

Составитель:

заместитель директора по ВР Бакланова Л.М.

г. Новокузнецк, 2013г


Содержание программы


Пояснительная записка. Питание является наиважнейшим

фактором поддержания жизнедеятельности человека............................................


2

Организация питания в школе......................................................................................

4

Нормативно-правовая база...........................................................................................

5

Медико-гигиенические аспекты .................................................................................

5


Стратегия реализации программы...............................................................................

5

Организация работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового питания , как здорового образа жизни.............


5

Основные направления работы......................................................................................

7

Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения ..................

11

Система работы по формированию навыков культуры правильного питания.............................................................................................................................


12

Методика мониторинга организации питания обучающихся и эффективности работы образовательного учреждения по формированию основ культуры здоровья, включая культуру питания............................................................................



12

Список литературы..........................................................................................................

14

Приложения





Пояснительная записка

Сократ свое отношение к питанию выразил так: «Остерегайся всякой пищи и питья, которые побудили бы тебя съесть больше того, сколько требует твой голод и жажда».
Питание является наиважнейшим фактором поддержания

жизнедеятельности человека
Тысячи лет у человечества стоял вопрос, ЧТО есть, а сейчас добавляется, и КАК, и ЗАЧЕМ, а главное, ПОЧЕМУ именно так.

Питание является наиважнейшим фактором поддержания жизнедеятельности человека. А что есть и как традиционно определялось особенностью исторической эпохи, социальным классом, к которому человек принадлежал, национальными пристрастиями и обычаями, обязательными условиями потребления чего-либо в пищу каких-то веществ в силу климатических условий и т.п.

Двадцатый век принес много физиологических, социальных, духовно-нравственных потрясений и технологических изменений в жизнь человека. Сменился режим труда и отдыха (движения стало намного меньше, а сон, в среднем стал короче на два часа), это оказало влияние на отношение человека к еде: способы приготовления пищи, место принятия пищи, время принятия пищи, количество принимаемой пищи – все было пересмотрено. Подверглись так же перестройке технологии приготовления, распространения, хранения и выращивания продуктов питания.

Из-за некачественных продуктов массовые пищевые расстройства и заболевания желудочно-кишечного тракта стали приметой времени. Усилители вкуса и запаха (глутамат, инозинат, гуанилат натрия) работают в продукте таким образом, что сразу задействуют все вкусовые рецепторы языка, отвечающее за горькое, сладкое, кислое и соленое, что, безусловно, сбивает природные процессы выбора, расщепления и переваривания пищи. К тому же закрепляется неправомерная привычка в питании, ведь вкус здоровой пищи (без глутамата) в последствии кажется менее выраженным.

Большой проблемой становится массовое ожирение людей, вызванное (по одной из версий) употреблением геномодифицированных продуктов.

Качество воды и количество потребляемой современным человеком воды так же имеет большое значение.

Здоровье человека многогранно, оно содержит, и физический, и психический, и духовно-нравственный аспекты. Они все взаимосвязаны и взаимообусловлены. При хорошо работающих системах организма у человека повышается настроение, улучшается эмоциональное самочувствие. Положительные эмоции, в свою очередь, приводят к нормализации функционирования внутренних органов. Воздействуя на физическое здоровье, мы влияем и на психическое, и на духовно-нравственное здоровье, поскольку, только будучи в тонусе, чувствуя избыток энергии, человек проявляет желание развиваться, личностно и духовно расти.

Важнейшим аспектом физического здоровья является правильное для данного человека питание. Правильное здоровое питание не одинаково для всех, хотя есть общие позитивные тенденции.

Культура питания напрямую влияет на здоровье и долголетие человека. Это подтверждено многочисленными международными и отечественными исследованиями. Формируя пищевое поведение, пищевые привычки детей, мы оказываем воздействие не только на физическое здоровье ребенка, но и другие его составляющие. И наоборот, формирование культуры здорового питания предполагает не только обучение ребенка подбору продуктов питания, но и управлению своим эмоциональным состоянием в процессе еды, умению отличить биологический голод от психического, умению прислушаться к своему организму и понять, в чем его потребность на данный момент времени. Формирование культуры здорового питания предполагает также создание позитивного настроя на пищу и на процесс ее приготовления, эстетику приема пищи, этичное взаимодействие с другими людьми в процессе еды, чувство благодарности к людям, вырастившим эти продукты, приготовившим их и подавшим на стол.

Обобщая позиции ученых по вопросам здорового питания, мы пришли к выводу, что культура здорового питания – это совокупность компетенций, помогающих человеку реализовать одну из базовых потребностей (пищевую потребность), и ведущих к сохранению и развитию физической, психической и духовно-нравственной составляющей здоровья.

Таким образом, культура здорового питания – это совокупность компетенций, которые целесообразно приобрести школьнику для выработки привычки к здоровому питанию. Желательно, чтобы эта привычка сохранилась и во взрослой жизни, возможно, с определенными коррективами.
Цель программы:: создание условий, способствующих укреплению здоровья, формированию навыков здорового питания.
Задачи программы:


  • формирование понятий и факторов, оказывающих существенное влияние на зависимость состояние здоровья от здорового питания,

  • формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья питания как здорового образа жизни, повышение мотивации к здоровому образу жизни, правильному питанию: ориентация учащихся на здоровье через формирование навыков культуры здорового питания;

  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

  • сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье ребенка, подростка.

  • заложить стремление к познанию о структуре продуктов питания и, полезных продуктах;

  • расширение и закрепление знаний о правилах здорового питания.

  • формирование представлений о правилах этикета.

Организация питания в школе предполагает следующие аспекты.

  1. График работы столовой;

  2. Организационные;

  3. Медико-гигиенические;

  4. Воспитательные задачи;

  5. Учебно-информационные;

  6. Мониторинг;

  7. Кадровые;

  8. Нормативно-правовая база;

  9. Рациональная организация работы школьной столовой;

  10. Эстетическое оформление столовой;

Нормативно-правовая база

  1. Устав школы;

  2. Договора с поставщиками продуктов питания и соответствующая сопутствующая документация при получении продуктов от поставщиков.

  3. Положение об организации питания

  4. Журналы, связанные с работой пищеблока (бракераж готовой и сырой продукции, санитарный журнал работников пищеблока, журнал витаминизации блюд и др.)

  5. Программа «Формирования культуры здорового питания»;

  6. Функциональные обязанности ответственного по школе за организацию питания;

  7. Табель по питанию для отчета в бухгалтерию;

Медико-гигиенические аспекты:

  • Соответствие санитарно-гигиеническим требованиям;

  • Контроль за гигиеническим состоянием пищеблока;

  • Контроль за ассортиментом и составом блюд, исходными продуктами;

Стратегия реализации программы


1-ый этап - базовый

  • анализ существующего состояния организации школьного питания;

  • планирование реализации основных направлений программы;

  • создание условий реализации программы;

  • начало реализации программы


2-ой этап - базовый


  • промежуточный мониторинг результатов;

  • поэтапная реализация программы в соответствии с целями и задачами;

  • корректировка планов в соответствии с целями и задачами и промежуточными результатами;


3-й этап заключительный

  • завершение реализации программы;

  • мониторинг результатов;

  • анализ результатов



Организация работы образовательного учреждения

по формированию у обучающихся культуры здорового питания,

как здорового образа жизни
Культура питания - важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). Формирование культуры здорового питания должно начинаться с самых первых этапов обучения ребенка в школе и продолжаться на протяжении всех лет обучения с учетом возрастного подхода.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья

Исходя из современного понимания, формирование культуры здорового питания также можно представить как процесс освоения предметных, метапредметных и личностных составляющих.

К предметным результатам формирования культуры здорового питания относятся все вопросы, касающиеся выбора продуктов и составления меню. Это наиболее спорные вопросы, поскольку у каждого исследователя, а также создателей оздоровительных систем есть свои представления о том, какую пищу считать вредной, а какою полезной, к тому же с учетом возраста, заболеваний, общего состояния здоровья.

К метапредметным результатам формирования культуры здорового питания относятся познавательные, регулятивные и коммуникативные аспекты компетенции. К познавательному аспекту относится формирование осознанного выбора способа потребления пищи, целенаправленное пищевое поведение.

К регулятивному - способность понимать свое физиологическое и психическое состояние и частично управлять ими, настраиваться на прием пищи.

Коммуникативный аспект включает в себя освоение этики поведения за столом и эстетики оформления приема пищи.

Личностные результаты сформированности культуры здорового питания выражаются наличием в сознании ребенка ценности пищи как одной из основ жизни человека и ценностной ориентации на здоровое питание.

Ценностная ориентация выражается в грамотном пищевом поведении, эмоционально позитивном настрое на приемы пищи и сформированности представлений о возможностях качественно удовлетворить свою пищевую потребность с пользой для здоровья.

Личностный результат будет выражаться также в чувстве благодарности к Земле как источнику жизни и энергии, произведшей эту пищу, и к людям, вырастившим и приготовившим ее. Чувство благодарности является одним из духовных состояний человека.

Системная работа по формированию культуры здорового питания включает три направления: рациональную организацию питания в образовательном учреждении; включение в учебный процесс образовательных программ формирования культуры здорового питания и просветительскую работу с детьми, их родителями (законными представителями), педагогами и специалистами образовательных учреждений. Программа предусматривает различные формы организации занятий, наиболее эффективные в разном возрасте и предполагает тесное взаимодействие с родителями.
Организация работы образовательного учреждения по формированию у учащихся культуры здорового питания, как здорового образа жизни осуществляется в два этапа


первый этап

второй этап

— анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:


  • организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;

  • организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);




— организация работы образовательного учреждения по данному направлению:
1. Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает: лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек, других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни.

2. Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями),направленная на повышение квалификации работников школы и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, в части культуры здорового питания включает:

  • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

  • приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы


Основные направления работы

1-е направление
Организационно-аналитическая работа, информационное обеспечение




Мероприятия

Срок

Ответственный

1. Организационно-методические мероприятия

1

Организационное совещание с классными руководителями по вопросу организации завтраков и обедов в школьной столовой

Август/Сентябрь

Директор школы,

Заместитель директора по ВР

3

Разработка плана мероприятий на учебный год

Сентябрь

Зам по ВР

4

Разработать и утвердить требования к персоналу пищеблока, осуществляющего питание обучающихся

Сентябрь

Директор школы

5

Организационное собрание с работниками школьной столовой по вопросам организации питания в текущем учебном году

Сентябрь

Ответственный за питание

6

Создание бракеражной комиссию по контролю продукции, поступающей в школьную столовую

Сентябрь

Зам по ВР

7

Совещание классных руководителей «Планирование работы по формированию культуры питания»

Октябрь

Зам. директора по BP

8

Совещания при директоре по вопросам организации и улучшения качества школьного питания (Приложение 1)

Раз в четверть

Директор школы

2. Административная работа




Разработка приказов по школе:

«Об организации горячего питания обучающихся на учебный год»;

«О назначении ответственного за горячее питание обучающихся»;

«О создании бракеражной комиссии»;

«О мерах по улучшению организации питания и усилении контроля его качества»;

«Об организации питания обучающихся, посещающих группы продленного дня»

Первая/вторая четверть

Зам. директора




Утвердить режим работы школьной столовой на учебный год

Сентябрь

Директор школы




Подготовить для заведующей школьной столовой папку «Формирование рациона питания», в которую включить:

общие требования к качеству услуг по организации питания обучающихся и формированию их рационов питания;

номенклатуру пищевых продуктов, используемых при питании обучающихся в школьной столовой;

номенклатуру пищевых продуктов для использования в составе рационов питания детей школьного возраста;

рекомендуемый ассортимент блюд и кулинарных изделий для организации питания обучающихся;

рекомендуемую массу порций блюд, кулинарных изделий и готовых продуктов промышленного производства;

Сентябрь - ноябрь

ответственный по питанию




Оформить уголок потребителя и разместить в нем следующие документы:

  • приказ директора школы «Об организации горячего питания обучающихся»;

  • режим работы столовой;

  • график посещения столовой школьниками различных классов;

  • циклическое меню (для обучающихся в начальной школе);

  • циклическое меню (для обучающихся на второй и третьей ступенях школы);

  • график дежурства по столовой педагогов и обучающихся;

  • книгу отзывов и предложений

Сентябрь/ октябрь

Зам директора по ВР (ответственный по питанию)

3.

Мониторинг охвата обучающихся горячим питанием

Раз в пол года

(декабрь/май)

Классные руководители




Утвердить график дежурства учителей и учащихся в школьной столовой

сентябрь

Зам дир. по ВР

4. Работа с родителями




Классные родительские собрания, посвященные организации питания. (Приложение 2)


По плану работы классных руководителей

Классные руководители



2-е направление:
Методическое обеспечение





Основные мероприятия


Срок


Исполнители


1


Организация консультаций для классных руководителей:
Вопросы:
- культура поведения учащихся во время приема пищи,
- соблюдение санитарно- гигиенических требований,
- организация горячего питания – залог сохранения здоровья


В течение года


Школьная медицинская сестра


2


Организация выставки в школьной библиотеке «Что нам необходимо знать, чтоб не болеть»


Февраль


Педагог-библиотекарь


3


Обобщение и распространение положительного опыта по вопросам организации и развития школьного питания, внедрению новых форм обслуживания учащихся


В течение года


Заместитель директора по воспитательной работе, ответственный за организацию питания


3-е направление:

Работа по воспитанию культуры питания среди обучающихся





Основные мероприятия


Срок


Исполнители


1


Реализация программы "Разговор о правильном питании"


В течение года


Заместитель директора по учебной работе, ответственный за организацию питания


2


Проведение классных часов




В течение года


Классные руководители, учитель биологии и химии


3


Конкурсно-игровая программа «Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты»


Январь


Старшая вожатая


4


Школьный конкурс рисунков «Еда со смаком»


Февраль - март


Учитель ИЗО


5


Проведение Дней Здоровья «Скажи жизни – «ДА!»


Сентябрь,

май


Заместитель директора по ВР работе, учитель физического воспитания


6


Участие в муниципальных, областных семинарах, научно-практических конференциях для педагогов, медицинских работников и родителей учащихся по вопросам рационального питания детей


В течение года


Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, ответственный за организацию питания


7


Участие в конкурсах.

- конкурс профессионального мастерства работников школьных столовых «Лучший повар»;

- конкурс сочинений школьников «Наша школьная столовая», «Любимый повар» «В мире 1000 профессий, но мне нравится профессия повара»; презентаций мультимедийных проектов «Мое здоровье и питание»;


В течение года


Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, ответственный за организацию питания


8

Размещение материалов по формированию культуры правильного питания, введения государственного стандарта питания учащихся на web-сайте


В течение года

Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, ответственный за организацию питания


9


Работа по оздоровлению учащихся в летний период (каникулярное время)


Июнь


Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, начальник лагеря дневного пребывания детей


4-е направление:

Работа с родителями по вопросам организации школьного питания





Основные мероприятия


Срок


Исполнители


1


Родительское собрание (Приложение)


В течение года


Заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, ответственный за организацию питания


2


Встреча медицинского работника с родителями «Личная гигиена ребёнка»


Февраль


Социальный педагог


3


Анкетирование родителей «Ваши предложения на новый учебный год» по развитию школьного питания»


Апрель-май


Школьная медицинская сестра, ответственный за организацию питания



Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает


  1. Соответствие состояния и содержания столовой и помещений учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

  2. Наличие и необходимое оснащение столовой для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

  3. Организацию качественного сбалансированного по калорийности и набору продуктов в соответствии с натуральными нормами потребления.

  4. Осуществление контроля за питанием детей

  • администрацией учреждения (создание условий для работы пищеблока в целом, обеспечение современным технологическим оборудованием, своевременное заключение контрактов по обеспечению продуктами питания), создание условий для правильного пищевого поведения всех участников школьного социума

  • медицинскими работниками (соблюдение санитарно-эпидемиологического режима работниками пищеблока, контроль за качеством и технологией приготовления пищи, закладкой продуктов и раздачей готовой пищи

  • системный подход в вопросах формирования культуры здорового питания,

  • создание условий для исключения учебных стрессов как фактор риска в процессе формирования культуры питания.



Внутренние факторы влияния стресса на культуру питания:

  • психофизические особенности личности;

  • мировоззрение;

  • опыт и привычки.


Внешние факторы влияния на культуру питания:

  • национальная принадлежность;

  • климат;

  • социальная ниша;

  • исторический период;

  • СМИ;

  • традиции семьи;

  • условия труда и отдыха

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Формирование культуры здорового питания» icon Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
Программа «Формирование культуры здорового питания» icon Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного...
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни...
Программа «Формирование культуры здорового питания» icon Рекомендации руководителям образовательных учреждений по организации...
Рекомендации руководителям образовательных учреждений по организации пропаганды здорового питания
Программа «Формирование культуры здорового питания» icon Программа стажировки пояснительная записка к программе стажировки...
Программа предназначена для стажировки руководителей образовательных учреждений, лиц, ответственных за организацию питания школьников,...
Программа «Формирование культуры здорового питания» icon Модель обобщения передового педагогического опыта (оппо) работы Алиева...
Оппо работы Алиева Д. Д. по проблеме «Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни на уроках информатики и икт»
Программа «Формирование культуры здорового питания» icon Программа нацелена на формирование у учащихся художественной культуры...
Формирование «культуры творческой личности» предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных...
Программа «Формирование культуры здорового питания» icon Формирование системы управления качеством услуг на предприятиях общественного питания

Программа «Формирование культуры здорового питания» icon Деятельность педагогического коллектива, направленная на формирование...
Одобрить работу учителей 1-х классов Тырышкиной Н. А., Шелимовой Т. А., Саитовой Н. М. по реализации образовательных программ ноо...
Программа «Формирование культуры здорового питания» icon Рабочая программа дисциплины (модуля) основы экологической культуры
Целью освоения дисциплины «Основы экологической культуры» является формирование у студентов профессиональной компетентности, заинтересованности...
Программа «Формирование культуры здорового питания» icon Рабочая программа дисциплины (модуля) основы экологической культуры
Целью освоения дисциплины «Основы экологической культуры» является формирование у студентов профессиональной компетентности, заинтересованности...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции