Помни, что ты только человек!




Скачать 496.01 Kb.
Название Помни, что ты только человек!
страница 1/2
Дата публикации 29.09.2014
Размер 496.01 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Культура > Документы
  1   2
Помни, что ты только человек!

Слова эпиграфа заимствованы из триумфального ритуала римских полководцев. Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Тогда они звучали как предостережение против установления тирании.
Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Это предостерегает нас от попыток применения насилия, давая понять, что никто не обладает абсолютной властью над другим, не имеет права порабощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Индивидуум не властен над мыслью, действием, жизнью себе подобного. Данная сентенция особенно актуальна для многонационального государства, каким является Россия.
Бытует мнение, что монокультурное — в отличие от поликультурного — общество в своей основе «деструктивно, патологично, ведет к пограничности, государственному продуцированию законов насилия и жестокости, дегуманизации социума и самого себя».
В монокультурных государствах человеку не всегда предоставляется возможность интеграции в различные социальные общности. Существует одна, «единственно верная» норма с четкими правилами, идеологическими установками, стереотипами поведения. Если человек склонен к иному мировоззрению, а декларируемые обществом «постулаты жизни» ему чужды или просто не близки, то он либо становится диссидентом, своеобразным «аутсайдером общества», либо «перешагивает» через собственные установки и — при удачном стечении обстоятельств — благополучно вливается в общество в качестве конформиста.
Поликультурное, полинациональное государство имеет собственные и весьма серьезные проблемы. В одном ареале, в одном государстве «соседствуют» различные общности людей не только с разными культурными ценностями и социальным опытом, но и с биологическими различиями (физиологические характеристики, специфика гормональных процессов и питания), с особенностями в психической структуре личности (темперамент, акцентуации характера, особенности становления основных психических процессов и т.д.). В любом из этих аспектов любая нация, народность оригинальна. Подобная оригинальность сохраняется даже в процессе многовековых миграций целых народов. Ассимилируясь в ту или иную полиэтническую среду, народ сохраняет свою специфику и оригинальность, хотя, разумеется, не полностью и не в «чистом виде».
Примерами такой консервации служат и многовековой процесс расселения евреев в поликультурные государства, когда действует основной принцип: «Принимать культуру других народов, сохраняя свою», и обычаи, сложившиеся в современных русских, армянских, украинских кварталах городов США.
Однако в современных условиях социально-экономической дестабилизации стремление сохранить оригинальность той или иной нацией, народностью характеризуется иногда негативными проявлениями.
Особенно ярко эти проявления заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов на ее территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным ущемлением «национального достоинства». Оттенки этого опасения различны: от индифферентности до агрессии, от холодного безразличия до проявлений ксенофобии (страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации). Отчасти такие проявления могут рассматриваться в качестве своеобразной избыточной защитной реакции на действительные или мнимые угрозы со стороны представителей иных этносов. Так или иначе, россиянин (в частности, русский) забывает при этом, что он всего лишь человек и не обладает правом на злобу, ненависть, попрание законных прав другого.
Подобная «забывчивость» ведет — среди людей — к усилению агрессивности, распространению — в обществе — шовинистических и фашистских идей. Ближайшими следствиями легко могут стать кровопролитные распри, войны, погромы, террористические выпады против мирных граждан.
Последние события, связанные со вспышками террора, — своеобразный показатель нравственной патологичности поликультуры. Стоит задуматься хотя бы над тем фактом, что наиболее кощунственным террористическим нападениям подвергаются две «поликультурные супердержавы» — Россия и США.
Встает вопрос: возможно ли в таких условиях говорить о проблеме толерантности? Какое, например, толерантное отношение может проявляться к террористам, убийцам неповинных людей? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности, а сама проблема достаточно противоречива. Но данный вызов не должен оставаться и не остается без ответа. Его ищут теоретики и практики, люди, неравнодушные к тому, что происходит.
Мы попытаемся подойти к проблеме с определения основополагающей категории.

Определение категории «толерантность»

Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран. — tolerance. В процессе историко-культурного развития и становления философской мысли категория «терпимости» («толерантности») претерпевала изменения. Это является естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи.

Толерантность (от латинского — терпение) — это отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.

Справочники по социологии определяют толерантность как терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Безусловно, актуальность терпения отражает закономерность приоритета общечеловеческих ценностей. Не секрет, что нетерпимость к образу жизни, манере поведения, культуре и иных социальных слоев населения обостряется в периоды экономической и политической нестабильности. Проблема состоит в том, чтобы определить каким образом и возможно ли максимально сгладить имеющиеся коллизии между ценностными ориентациями различных социальных групп с одной стороны, а с другой — согласовать вербальные утверждения нравственности с вариантом объективного выбора поведенческой стратегии субъектов.

Действенность социального терпения обнаруживается на уровне мировоззренческих позиций и отражается в поступках. В обзоре толерантности можно выделить взаимосвязанные понятия человеколюбия, умеренности, разумности, мудрости, добродетели, дружбы, прощения , равенства, милосердия, компромисса, сотрудничества и согласия.

В системе этических взглядов Древнего мира принципиальным считалось развитии умеренности, нашедшее свое обоснование в учении Демокрита и воззрениях Сократа. Последнему Платон приписывает высказывания о значимой чувственной толерантности, базирующейся на представлении о том, что красота одного тела родственна красоте любого другого. Апелляция к Богу, ориентация на перспективу наказания за грехи, тождественны нарушению установленных норм — таков типичный для Средневековья актуальный метод контролирования поведения и вариант закрепления терпимости в жизни общества. Достоинства принципа ахисмы, связанного с «законом любви» и «законом страдания» получили подтверждение в борьбе народа Индии за независимость. Неру утверждал, что понятие ахисмы вкладывается конкретный смысл, раскрывающийся на примере стремления личности обуздать гнев и ненависть, избежав агрессивных намерений. А. Г. Зиммель вероятно первый европейский социолог, который обратился к конкретным взаимодействиям между людьми, фактически определил тактичность как действующую установку толерантности, которая заключается в «ограничении индивидуальных порывов там, где этого требуют права других».

Существование и развитие человеческой культуры убеждает, что терпение (толерантность) в качестве морального основания для построения человеческих отношений сохраняет свою значимость постоянно. Следует подчеркнуть, что толерантность в истории культуры выполняет функцию идеальной модели формирования взаимоотношений в обществе. Поэтому оказывается закономерным наличие рассогласования между декларативным и действительным, поведенческим вариантом принятия данной ценности. Для разрешения выделенного противоречия существует несколько условий, среди которых важнейшими являются: активное пропагандирование социального терпения на уровне культурных традиций общества; знание особенностей восприятия этических моделей; использование имеющихся социально-психологических механизмов закрепления толерантности в сознании с помощью акцентирования, рефлексии.

Многие авторы понимают социокультурную толерантность как моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной, либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, правам, привычкам. Социокультурная толерантность необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций. Толерантность выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения заявления, преимущественно методами разъяснения и убеждения. Структурными компонентами социокультурной толерантности, составляющими так называемую «триаду толерантности» являются уважение, симпатия (эмпатия), доброта.

Декларация определяет толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к отдельным людям, группам людей и государствам. Она определяет положение толерантности по отношению к международным инструментам защиты прав человека, выработанных на протяжении 50 лет. Декларация подчеркивает, что государствам следует разрабатывать новое законодательство, при возникновении необходимости обеспечения равенства в обращении и в возможностях для всех групп людей и отдельных членов общества.

Толерантность и образование

Толерантность во взаимоотношениях

Активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости — основные компоненты понятия «толерантности.
Естественно, что эти компоненты не возникают на пустом месте, ниоткуда, и не являются — как и любое социальное качество — врожденными. Следовательно, и активная нравственная позиция вместе с психологической готовностью формируются, стимулируются (прежде всего — «изнутри») и корректируются. Целью формирования данных социально-психологических качеств является позитивное взаимодействие с людьми иных культур, взглядов, позиций, ориентаций.
В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты, явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии, которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и «толерантность».
Данная типология (автор Л.В.Байбородова) представляет следующие типы взаимодействия:
— диалог,
— сотрудничество,
— опека,
— подавление,
— индифферентность,
— конфронтация,
— конфликт.


Позитивной толерантности соответствуют первые три типа взаимодействия.
В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкость мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение адекватно «принимать» (оценивать) свою личность.
Подобная характеристика диалогового взаимодействия является фундаментом толерантности и уровнем толерантных убеждений. Своеобразие диалогового взаимодействия выявлено еще древним философом Платоном. Всем известно его высказывание «Познай себя!», которое может трактоваться как «узри себя в других» (понимая других, пойми себя). Такому диалоговому взаимодействию следует учить с раннего детства, ибо оно является первоосновой позитивного социального опыта.
Второй тип взаимодействия — сотрудничество — подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Это уровень толерантного поведения, который может быть охарактеризован следующими признаками:
— контактность;
— доброжелательность
(отсутствие агрессии, в том числе и самоагрессии);
— отсутствие тревожности;
— мобильность действий;
— вежливость
(учтивость);
— терпение;
— доверительность;
— социальная активность
.

Опека является видом взаимодействия, также соотносимым с понятием толерантности. Опека подразумевает заботу, причем эта забота не унижает достоинства опекаемого, являясь естественной нормой субъекта и объекта. Данный вид взаимодействия возможен только тогда, когда обе стороны принимают друг друга и терпимо друг к другу относятся. Данный уровень толерантных отношений характеризуется следующими признаками:
— эмоциональная стабильность;
— высокий уровень эмпатии;
— экстравертность;
— социальная активность;
— умение прийти на помощь.


Все перечисленные признаки характеризуют человека, свободного от догм, стереотипов, страхов, от чрезмерной потребности в опеке и стремления к подавлению окружающих.
Следовательно, диалог и сотрудничество связаны с пониманием такой категории, как «свобода» (такую связь можно проследить в работах многих ученых, в частности С.Соловейчика, В.Матвеева, О.Газмана, И.Иванова).
Характеризуя эту связь, необходимо уделить внимание ведущей мысли теоретиков и практиков педагогики сотрудничества:
«Если предоставить детям полную свободу, но не создать при этом отношения сотрудничества, то выпадает главное в воспитании внутренне свободного человека — обострение совести. Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается совестливое отношение к людям, работе, обязанностям».
В межнациональном сотрудничестве «тонкая игра усилий» — необходимое, базовое понятие, определяющее толерантное отношение взаимодействующих сторон, т.к. «совестливое отношение к людям», которое формируется благодаря этим усилиям, является основой демократического полинационального государства.
Основные критерии и показатели толерантности

Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия (толерантность — активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды). Следовательно, те признаки, по которым мы описывали в предыдущей главе диалоговое взаимодействие, сотрудничество и опеку с целью формирования толерантных убеждений и поведения, могут рассматриваться и в качестве критериев.

См. сл. стр.

Критерии

Показатели

Устойчивость
личности


Эмоциональная стабильность;
Доброжелательность, вежливость, терпение;
Социальная ответственность;
Самостоятельность;
Социальная релаксация

Эмпатия

Чувствительность партнера;
Высокий уровень сопереживания;
Учтивость;
Экстравертность;
Способность к рефлексии

Дивергентность
мышления


Отсутствие стереотипов, предрассудков;
Гибкость мышления;
Критичность мышления

Мобильность
поведения


Отсутствие напряженности в поведении;
Отсутствие тревожности;
Контактируемость, общительность (коммуникабельность);
Умение найти выход из сложной ситуации;
Автономность поведения;
Прогностицизм;
Динамизм

Социальная
активность


Социальная самоидентификация;
Социальная адаптированность;
Креативность;
Социальный оптимизм;
Инициативность

Эти критерии можно развить, уточнив, что:
устойчивость личности — сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических (социальных) общностей;
эмпатия — адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире другого человека;
дивергентность поведения — способность необычно решать обычные проблемы, задачи (ориентация на поиск нескольких вариантов решения);
мобильность поведения — способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств;
социальная активность — готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе.

Основные идеи и принципы образовательной стратегии
формирования толерантности

Древние философы предостерегали: «Трех вещей нужно избегать (в жизни): ненависти, зависти и презрения». Опираясь на это высказывание, можно определить основные идеи образовательной стратегии формирования толерантности.
Согласно общим положениям о правах человека, изложенным в Декларации ООН по правам человека и общим положениям о правах ребенка, изложенным в Конвенции прав ребенка, необходимо создание системы социальных и педагогических условий, способствующих формированию толерантных убеждений, взглядов и навыков толерантного поведения в микросреде — в семье, в учебном заведении, на рабочем месте, при участии всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, работников социальной сферы, политиков, СМИ и общества в целом).
Образовательная стратегия должна распространять позитивный подход к этническим вопросам и предотвращать любые проявления расизма, шовинизма, экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение мира в бело-черных цветах), национальных стереотипов через создание доброжелательной атмосферы в детских коллективах, акцентируя внимание на том, что объединяет детей, представителей разных этносов (культурное наследие; вклад в развитие науки, искусства, государства; позитивные черты характера).
Образовательная стратегия должна реализовывать идею привития детям и юным гражданам полинационального государства открытых и уважительных отношений к другим людям, понимания возможности многовариантного человеческого бытия в разнообразных, отличных друг от друга культурных, религиозных и социальных сферах.
Образовательная стратегия должна способствовать созданию благоприятного микрокосма культурного, межэтнического взаимопонимания, в котором каждый ребенок, независимо от этнической принадлежности, чувствует себя комфортно, защищено и способен к открытому взаимодействию с миром.

Реализовать вышеперечисленные идеи образовательной стратегии позволяет выполнение педагогами следующих принципов:
— в течение жизни личность развивает в себе социальные качества, определяющие ее принадлежность к виду “homo sapiens”, поэтому ребенка нужно обучать культуре мира (общечеловеческим законам бытия), опираясь на естественную природу ребенка, дабы не нарушить хрупкий мир детства;
— ребенок рождается и воспитывается в определенной культурной, национальной среде, которая имеет множество позитивных черт; опора на позитивный социально-культурный опыт этноса — важнейший принцип образовательной стратегии;
— принцип межнационального общения предполагает создание условий для позитивного взаимодействия и взаимообогащения детей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп;
— принцип самоценности ребенка предполагает принятие ребенка таким, какой он есть;
— ребенок от природы способен на неосознанную агрессию, унижение и издевательство над другими, поэтому принцип нравственной атмосферы («социального комфорта»), предполагающий обеспечение защиты детей от насилия, издевательств и бойкотирования в детском коллективе, является основополагающим;
— принцип «социального урока» предполагает активизацию детей в поиске решений проблемы детской агрессии (ребенок оказывается в позиции обиженного, отвергнутого или ставится в позицию агрессора и пытается решить проблему).

Роль педагога в формировании толерантности.

Следует обратить внимание на специфику работы педагога по формированию такого качества как толерантность.

Педагоги многонационального коллектива должны делать все, чтобы их работа была хорошо продумана, тщательно спланирована, последовательна во всех своих этапах. Основными элементами этой деятельности является:

  • изучение специфики представителей различных наций. Знакомство с нравами, обычаями, традициями. Нельзя допускать предвзятого отношения к представителям одних национальностей и, наоборот, наделять привилегиями других. Педагог должен всегда быть справедливым к каждому человеку, независимо от его национальной принадлежности;

  • осмысление педагогом характера взаимоотношений, морально-психологической атмосферы в многонациональном коллективе;

  • важное значение имеет деятельность педагога по сплочению многонационального коллектива.

Основное требование к педагогу — повернуться к каждому конкретному человеку, представителю той или иной нации. Он должен иметь четкое представление о мнениях и позициях каждого ученика по поводу национально окрашенных проблем, возникающих в коллективе. Особое место в сплочении многонационального коллектива должно занимать интернациональное воспитание. В многонациональном коллективе необходимо организовать решительную борьбу с пережитками в сознании и в поведении людей, делать все возможное для искоренения предрассудков, эгоизма, национальной ограниченности;

  • обязательным направлением деятельности педагога следует считать усилия по предотвращению конфликтных ситуаций в коллективе. Необходимо работать не только со всем коллективом, но и с каждым в отдельности. Следует пресекать факты притеснения по национальному признаку;

  • важнейшим элементом воспитательной деятельности в многонациональном коллективе является формирование культуры межнационального общения (круглые столы, национальные праздники, беседы о различных религиях, клубы интернациональной дружбы). Этим мероприятиям должны быть присущи чувство такта, деликатность в отношениях с представителями различных национальностей.

Большое значение приобретает этнопсихологические исследования. Гностический компонент деятельности воспитателя включает в себя изучение:

  • национально-психологической особенности воспитуемых;

  • содержания и способов воздействия на воспитуемых;

  • особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

Cущественным признаком высокого уровня педагога является его умение управлять межнациональным общением в своем классе, находить выход из конфликтной ситуации.

Формирование межкультурной толерантности у будущих учителей как одна из перспектив развития высшего образования

Большинство государств планеты, многонациональны, следовательно, важнейшим условием прочности государства является формирование дружественных многонациональных отношений на основе гибкой национальной политики, прежде всего, в области образования.

Актуализируется проблема углубления взаимодействия народов и их культур, толерантности, уважения друг к другу, к людям иной конфессиональной принадлежности.

Проблема толерантного отношения друг к другу различных народов коснулась и малых городов, так как процесс миграции населения наиболее ощутим в малых городах. На территории многих регионов нашей страны проживает около десятка различных народностей: армяне, азербайджанцы, цыгане, грузины, узбеки, таджики, татары, и др. Поэтому на современном уровне в условиях мировой глобализации и интеграции необходимо воспитание и обучение в духе терпимости к культуре различных этносов, а это возможно лишь в рамках многокультурного образования. Многокультурное образование призвано создавать в учебных заведениях такую благоприятную социально-психологическую среду, в которой каждый обучающийся, независимо от своей идентичности, имеет одинаковые со всеми возможности для реализации своего конституционного права на получение равноценного образования, для реализации своих потенциальных возможностей и социального развития в период учебы.

Одна из важнейших целей образования - ориентация ребенка на общечеловеческие ценности. Расистские и националистические предрассудки не только не соответствуют им, но и таят в себе огромный антигуманистический потенциал. Поэтому сегодня так важно найти эффективные механизмы воспитания детей в духе терпимости (толерантности), уважения прав людей всех рас и народов.

Очень важная проблема - педагог и его роль в воспитании толерантной личности. Трудно представить, что нетерпимый к другим учитель сможет воспитать у школьника толерантное отношение к другим людям, другим культурам. Рассматриваемые нами способы воспитания толерантной личности только тогда будут воспроизводимы, когда их будет осуществлять педагог, с пониманием относящийся к особенностям ребенка в его диалоге с иной культурой.

В педагогической практике очень часто возникают ситуации, когда учитель неадекватно, необъективно оценивает способности, уровень знаний учащихся лишь на основании принадлежности учащихся к иной культуре. Педагог должен уметь учитывать не только индивидуально-личностные особенности учащихся с иной идентичностью. Национально-психологические особенности могут способствовать или препятствовать адаптации представителей той или иной нации к требованиям педагога. Например, народы Северного Кавказа склоны сразу оказывать противодействие, если приемы воспитательного воздействия им непривычны или непонятны. Поэтому педагогу необходимо познакомиться с нравами, обычаями, традициями народа, представители которого входят в ученический коллектив. Незнание национально-психологических особенностей приводит не только к снижению эффективности учебной деятельности, но и появлению межнациональных трений, к взаимному отчуждению.

Поэтому очень важным является формирование толерантности у будущих учителей уже на этапе подготовки к профессионально-педагогической деятельности в вузе. Для развития у будущих учителей межкультурной толерантности необходимо знакомить их с разнообразными культурами, углубленно изучать их. Таким образом, студенты научатся ценить и с уважением относиться к представителям иных культур.

Подготовка квалифицированных педагогов, готовых реализовать образовательную стратегию должна начинаться еще в педагогических учебных заведениях: педагогических вузах, колледжах. Следует отметить, что и у самих студентов не всегда сформированы толерантные отношения. Причем речь идет не только о нетерпимости будущих учителей к представителям какой-либо национальной или социальной группы, а о нетерпимости к личности ребенка вообще. Истоки этого в непонимании природы ребенка; в несформированной чуткости, доброжелательности, в отсутствии педагогической направленности. Здесь решение проблемы видится в целенаправленной коррекции позиции будущего педагога социальными и психологическими службами (хотя и она не всегда приводит к желаемому результату).
Симптомами нетерпимости педагога по отношению к ребенку являются:
— амбициозность;
— настороженность в общении;
— раздражение;
— повышенная чувствительность;
— резкие эмоциональные взрывы (негодование, ненависть), дискриминирующее поведение;
— тактика запугивания;
— негативная вербализация в адрес детей;
— агрессивная и враждебная позиция по отношению к ребенку, к человеку, непохожему на педагога.


Подобные проявления невозможны и несопоставимы с деятельностью педагога, с одним из самых гуманных, миротворческих видов деятельности — образованием человека.
Студенты должны сформировать следующие навыки:
— общения с детьми различных этногрупп;
— обнаружения проблем при адаптации детей, оказавшихся в иной этносреде;
— оказания помощи в адаптации таким детям;
— прогнозирования намечающейся межэтнической конфронтации в детском коллективе и оказания превентивной помощи;
— обеспечения защиты детей от насилия, издевательств, унижения со стороны и сверстников, и взрослых;
— организации народного игрового досуга;
— организации досуга народных праздников.

«Мигрантская педагогика» в научной школе Е.В. Бондаревской в 90-е годы 20 века.


Важной для отечественной педагогической науки 90-х годов является проблема мигрантской педагогики, которая исследуется Е.В.Бондаревской и её учениками в соответствии с региональной исследовательской программой Южного отделения РАО "Психолого-педагогические и медико-физиологические основы работы с детьми-мигрантами". В этой проблематике Е.В. Бондаревская впервые в педагогике постсоветского периода ставит проблему приобщения ребенка-мигранта к культуре, что приобретает особое значение в настоящее время, когда возросла миграционная подвижность населения.

Актуальность исследований определяется особенностями социально-педагогической ситуации, сложившейся в настоящее время на Северном Кавказе и на Юге России в целом. Межнациональные конфликты, локальные войны, не прекращающиеся на протяжении последнего десятилетия в этом регионе, повлекли за собой разрушение традиционной инфраструктуры и экологии детства, вовлечение множества людей, в том числе и детей, в военные и межнациональные конфликты, отток населения с мест событий, появление большого количества беженцев, изменение контингента учащихся практически во всех школах региона, в направлении усиления его необходимости по национальному составу, культурной и религиозной принадлежности, уровню обученности и воспитанности.

В процессе анализа социально-психологических и этнокультурных особенностей детей-мигрантов исследователи составляют социально-педагогический портрет детства в условиях миграции и эмиграции, применяя новое для региональной педагогическое знание - зарубежные исследования по проблемам мультикультурализма, глобализации, геополитические и социальные характеристики миграции, эмиграции, собственные данные опытно-педагогической работы в ФРГ, новые подходы к проблемам конвергенции и комплиментарности педагогического знания.

Актуальность проблемы обостряется в связи с тем, что подобных исследований в отечественной педагогической науке еще не проводилось. Вместе с тем опыт таких исследований есть в мировой педагогике, особенно американский и немецкий. Учитывая это, при организации исследований в школе Е.В.Бондаревской используется мировой опыт, методы компаративистики, положения теории поликультурного образования и глобализма Так в исследовании И.В.Бабенко на высоком теоретическом уровне обоснована и реализована социально-образовательная технология помощи и поддержки детей, имеющих проблемы развития и адаптации детей в связи с вынужденной миграцией, на основе сравнительно-сопоставительного анализа особенностей становления мигрантской педагогики в России и других странах (США, Германия) и создания адаптивных личностно-ориентированных образовательных систем.

Научно-исследовательская работа по проблеме мигрантов в школе Е.В.Бондаревской проводится в содружестве с органами и учреждениями образования и имеет следующие аспекты:

1.обоснование концепции единого образовательного пространства Северного Кавказа как среды социально-педагогической защиты и реабилитации трудного детства;

2.выявление контингента детей-мигрантов и проблем, затрудняющих их адаптацию в культурно-образовательной среде вне ареала проживания этноса;

3. исследование явления социального сиротства детей - мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев;

4.разработка содержания и методики реализации принципа культуросообразности в личностно-ориентированных системах, имеющих неоднородный по национальному составу контингент учащихся, выявление требований к подготовке учителя для работы в таких системах;

5.определение методологических и культурологических оснований развития русской школы в условиях этнической неоднородности социума Южного региона и др.

Большинство миграционных перемещений в Российской Федерации, в том числе и на Северном Кавказе и в Ростовской области, в целом связано с размещением мигрантов в условиях иной этнокультурной среды, что подразумевает сосуществование на одной территории различных этносов, говорящих на разных языках и имеющих различную культуру и образовательный опыт. Выполненное И.В.Бабенко диссертационное исследование "Педагогическое лингвострановедение как культурологический компонент образования учащихся - мигрантов" (1998) под научным руководством Е.В.Бондаревской открывает новое направление в современной российской педагогике "мигрантская педагогика".

На основе анализа деятельности школ и научной литературы по проблемам этнопсихологии и зарубежных научных источников разработан социально-психологический и педагогический портрет ученика-мигранта: дети-мигранты, вынужденые переселенцы, находятся в особо трудных условиях: ребенок-мигрант отличен от среды своего нового местонахождения по своей культуре; он является, как правило, выходцем из малообеспеченных слоев общества, социально незащищен, не знает или плохо знает язык школьной системы, и не только язык, но и психологию, на которую язык опирается, и в процессе интеграции рискует потерять собственный язык и культурные особенности своей личности.

Все это существенно затрудняет процессы его обучения и воспитания, социализации и адаптации и требует педагогической помощи и поддержки, основанной на изучении тех процессов, которые происходят с личностью в условиях нарушенной укорененности. Впервые в этой проблематике авторы ставят проблему лингвистической, социально-педагогической коррекции и поддержки, педагогической диагностики, основанной на изучении личностных и групповых процессов адаптации к новой этнокультурной и образовательной среде. Все это существенно, по мнению исследователей, затрудняет процессы его социализации и адаптации на региональном уровне, успешность обучения и воспитания.

Изучены педагогические механизмы укоренения детей-мигрантов в новую среду. Создание для мигранта культурного пространства, ориентирующего ребенка к идеалу человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством ответственности, умеющего критически мыслить и ценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством, уважать личность, чуткую к постоянно меняющемуся миру. Повышение культурного уровня личности, так как культура выступает в качестве универсального механизма формирование целостного человека. Большую роль в гармоничном развитии адаптационных отношений играет овладение национально-культурными ценностями нового места проживания, осознание гармоничности общечеловеческого, национального, интернационального, усвоения культурных достижений других народов (В. А. Соловьев, Н. А. Бердяев).

В разработке проблем мигрантской педагогики исследователи применяют ряд положений теории и практики поликультурного образования. Характер взаимосвязей общечеловеческого, национального, интернационального в мировой педагогической науке рассматривается в понятии «поликультурное образование», адаптирующее детей мигрантов к новой социокультурной ситуации. Интернационализация образования - объективный и постоянно развивающийся процесс, имевший место в различных формах еще задолго до того, как завершилось формирование наций и национальных образовательных систем в их сегодняшнем виде. Он связан не столько с педагогическими заимствованиями, что также имело место, сколько с общими параллельными процессами и общими социально-экономическими и культурными явлениями, развивающимися в мире. Сегодня это явление довольно активно изучается зарубежными педагогами и существуют различные подходы к его оценке, однако преобладающим является взгляд, согласно которому универсализм и образование возможен лишь при условии сохранения многообразия социальных и политических устройств, культурных и языковых традиций различных стран. При этом подразумевается, что речь не идет об унификации национальных образовательных систем или их «гармонизации», а о необходимости их большей ориентации на потребности быстро меняющегося и все более взаимозависимого мира.

Понятие «мировое образование», примененное в контексте "мигрантская педагогика", понимается в школе Е.В.Бондаревской как система учреждений и мероприятий, обеспечивающих организацию процесса познания с учетом присущих конкретной эпохе ведущих тенденций передачи опыта и развития личности. Феноменологический анализ мирового образования выявляет и интерпретирует его важную функцию: оно является ареалом конкретного взаимодействия национальных образовательных систем и их отдельных элементов на глобальном, региональном, национальном уровнях, на уровне конкретного образовательно-воспитательного учреждения. Еще одним качеством современной образовательной среды для детей-мигрантов является взаимодействие локальных образовательных сред, творческое применение инновационных сред одной страны в едином образовательном пространстве других регионов.

Включенность южно-российского образовательного региона в мировые процессы образования, как показывает исследование становления категории "мигрантская педагогика" является необходимым условием целостности образовательной системы для мигрирующей группы детей, молодежи. Также это позитивно влияет на понимание в преддверии 21 века на становление образования нового типа, отвечающего потребностям развития и самореализации человека в новой социокультурной ситуации. В качестве такого выступает теория личностно-ориентированного образования гуманистического типа Е.В.Бондаревской, В.В.Серикова, С.В.Кульневича, ориентирующее педагогическое сообщество на ненасильственное культуросообразное воспитание, созданием условий для творческой самореализации человека в новой для него культуро-образовательной и социально-религиозной среде, что особенно характерно для мигрантов и иммигрантов.

В изучении содержания мигрантской педагогики Е.В.Бондаревская, И.В.Бабенко применяют этнологические знания, позволяющие применительно к мигрантам изучить соотношение личности и культуры, генезис, становление личности в отрыве от культуры социальной общности. Исследователи вводят такие понятия этнологи, этнографии, как аккультурация, ассимиляция, межкультурная коммуникация, национальные реалии и др.

Введение термина "аккультурация" позволяет понимать не только процесс освоения ребенком новой для него культуры (русской), но и анализировать социально-педагогические и психологические механизмы, закономерности социализации, соотношение родной и присваиваемой культуры. Ассимиляция (забвение родного языка и принятие другого) наступает не раннее третьего поколения, но при использовании противодействующих мер (селение землячествами, колониями, собственные масс-медиа, содержание национальных школ) может вообще не иметь места как угодно долго. Эти процессы формируют тип личности "личность на рубеже культур", который заявлен в проблематике мигрантской педагогики.

Особенность и самобытность культуры родного народа способны помочь мигранту глубже понять русский национальный характер, нравственно-духовные принципы и идеалы народа и проникнуться уважением к их носителю. Это предполагает формирование культуры межнационального общения, помогает предотвратить конфликты и столкновения.

Миграционные процессы показывают, что для мигрантской педагогики важной проблемой является и изучение соотношения интернационального и национального, что должно предотвратить сужение и игнорирование национальных ценностей, традиций, культуры, национальной психологии мигрантов. Это позволяет Е.В.Бондаревской и И.В.Бабенко сформулировать новую исследовательскую проблему в мигрантской педагогике - этнокультурная компетенция педагогов и общественности, которая отражает не только определенный уровень подготовленности для вступления в межнациональное общение, но и обеспечивает в значительной степени возможности оптимизации взаимоотношений с представителями других этнокультурных традиций.

Для реализации идей мигрантской педагогики разработан образовательный проект "Концептуальные основы обновления образовательного процесса в русской школе в условиях этнической неоднородности социума ("Русский проект")". Главная идея состоит в создании на базе общеобразовательной школы (с.ш. № 100 г. Ростова-на-Дону) Центра образования, в котором будут развиваться различные виды образования (гуманитарно-эстетическое, экономическое, технологическое и др.) с опорой на национальные русские приоритеты, культурологические основания, интегративность и целостность национально-культурной среды школы. При этом обеспечивается доступность и преемственность всех видов образования по отношению к детям любой национальности и вероисповедания, демократизация, регионализация, вариативность, открытость русского образовательного центра для других культур, учитываются поликультурные и полиэтнические факторы, создаются и реализуются адаптационно-образовательные программы для детей-мигрантов.

"Национальные реалии" - это названия присущих только определенным нациям и народам предметов материальной культуры, фактов истории, государственных институтов, имена национальных и фольклорных героев, мифологических существ, введен исследователями в категориальный аппарат мигрантской педагогики для изучения таких особенностей мигрантов, как: стартовый уровень знаний о принимаемой стороне; динамика представлений о новой социокультурной среде в зависимости от этапа обучения; национальные и социально-психологические особенности учащихся-мигрантов; интересы и ценностные ориентации; мотивационная сфера, мотивы приезда в страну, мотивы выбора профессиональной ориентации и др. Это позволит получить новые теоретические характеристики педагогической системы, ориентированной на работу с детьми мигрантами, поможет усвоить общее и единичное в культурах Юга России.

Впервые в региональной педагогической науке исследователи разрабатывают проблему лингвострановедческой подготовки будущего учителя как участника педагогического процесса с детьми и студентами мигрантами.

Система профессиональной подготовки учителя для работы с детьми мигрантами включают следующие компоненты: овладение студентом профессиональной культурой; подготовка учителя-исследователя; формирование личности учителя; фундаментализация образования; обеспечение широкого общегуманитарного образования; технизация гуманитарного образования; обеспечение высокого уровня практического владения профессиональным мастерством; интеграция курсов педагогики, психологии и методики иностранного языка; возможность индивидуальной самореализации; дифференцированная оценка не знаний, а профессиональных умений, профессионального мастерства. Разработка содержания и методики реализации принципа культуросообразности в личностно-ориентированных системах, имеющих неоднородный по национальному составу контингент учащихся, выявление требований к подготовке учителя для работы в таких системах.

Таким образом, данное исследование в педагогической науке Юга России выявило образовательные и научно-педагогические проблемы, решение которых будет способствовать более успешной адаптации детей-мигрантов в инокультурной среде:

- развитие средствами образования коммуникации как нового уровня культуры в многонациональном обществе;

- разработка адаптационно-образовательных программ; интеграция детей-мигрантов в общество посредством образования; обеспечение взаимосвязи социальной, культурной и языковой адаптации, необходимость обеспечения двуязычия и двукультурности в образовании детей-мигрантов;

- создание условий для сохранения ими собственного языка, интеллектуальных и эмоциональных контактов с родной культурой; учет "порога ментальности" при соприкосновении различных культур;

- подготовка учителей, ориентированных на работу с детьми-мигрантами, в аспекте овладения ими несколькими языками и культурами (воспитание личности на рубеже культур), способных к организации диалога культур.

Выявление и частичное решение указанных проблем открыло возможность более глубокой современной интерпретации принципа культуросообразности личностно-ориентированного образования, суть которого раскрывается в исследовании как обеспечение в образовании гармонии общечеловеческой, интернациональной, национальной и индивидуально-личностной культуры. Характер взаимосвязи общечеловеческого, интернационального и национального нашли отражение в понятии "поликультурное образование", образовании нового типа, отвечающего потребностям развития и самореализации человека в новой социокультурной ситуации, прежде всего детей-мигрантов.

Выявлены требования к профессиональной подготовке учителя, ориентированного на работу с детьми-мигрантами: овладение теорией поликультурного образования, понимание социально-психологических особенностей учащихся-мигрантов, овладение технологией проектирования кросс-культурных интегрированных курсов, учет особенностей менталитета обучаемых, способность к диалогическому общению.

Апробированы некоторые образовательные технологии профессиональной подготовки учителя к работе с детьми-мигрантами, в частности, спецкурс по педагогическому лингвострановедению "Порог ментальности при соприкосновении различных культур", программа которого разработана и апробирована на базе РГПУ и Дортмундского "Auslandsgeselschat" (Германия). Показано, что эффективное решение проблем обучения и воспитания детей-мигрантов может быть обеспечено в личностно-ориентированном образовательном процессе.

Это обусловлено тем, что личностно-ориентированное образование - это такое образование, которое не только вооружает человека знаниями, умениями и навыками, но и помогает ему в решении его жизненных проблем. В контексте личностно-ориентированного образования воспитание рассматривается как гуманитарная практика, направленная на заботу и помощь детям-мирантам, восстановление их естественно-антропологических прав (на этническую принадлежность, жилье, здоровый образ жизни и др.), на преодоление социальной дезинтеграции и маргинализации.

Культуросообразная личностно-ориентированная среда русской школы является необходимым условием уменьшения и частичного преодоления социально-психологической напряженности, дискомфортности, экзистенциального вакуума, страха, безысходности и других стрессовых состояний, в которых находятся дети-мигранты.

Изучение отличительных особенностей, разработка общей схемы менталитета создает предпосылки для формирования личностно значимых качеств учащихся и национального идеала. Создание для мигранта культурного пространства, ориентирующего ребенка к идеалу человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством ответственности, умеющего критически мыслить и ценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством, уважать личность, чуткую к постоянно меняющемуся миру и способствовать творчески обогатить его – вот главные задачи мигрантской педагогики.

Семья и проблемы межнационального общения

Опыт исследования

В июне 2000 г. был провен социологический опрос среди шестилетних воспитанников одного детского сада. Выяснилось, что о своей этнической принадлежности знают только 56 % детей.
О том, насколько дети осведомлены о представителях разнонационального окружения, свидетельствуют ответы на вопрос «Какие народности и национальности ты знаешь?».

По полученным данным стало видно, что дети знают лишь ближайшие национальные группы, но сведения о них весьма ограничены. Основной называемый детьми признак людей другой национальности — особенности их одежды.

Исследование предусматривало также анализ развития национального чувства у дошкольников:

  • у 31 % детей отмечается положительное отношение ко всем этническим группам;

  • у 25 % детей из 8 предложенных национальных групп выражена антипатия к 2 группам;

  • у 44 % детей сформировалось негативное отношение к более чем 3 национальным группам.

В процессе опроса дети, как правило, передают в своих ответах ту информацию, которую они слышат от окружающих. Отрицательное отношение к отдельным национальностям обусловлено родительским влиянием: так, цыганами детей запугивают, у негров отмечают цвет их кожи. (Следует учесть, что в США более оскорбительным считается как раз слово «негр», а не указание на цвет кожи человека.)
Методика «Сестренки» (см. журнал «Дошкольное воспитание», № 2, 1999 г.) помогла определить отношение дошкольников к сверстникам иной расы. На основе полученных ответов зафиксировано:

  • доброжелательное отношение — у 14 % детей;

  • индифферентное отношение — у 36 % детей;

  • недоброжелательное отношение — у 36 % детей.

Методика «Угости конфеткой» (опубликована там же) направлена на оценку характера действий ребенка в ситуации выбора:

  • 8,1 % детей одинаково доброжелательны в своих действиях ко всем этническим группам;

  • у 12,5 % детей в действиях присутствует эгоистичность, то есть дети никому не отдают свой выбор, сконцентрировавшись на себе;

  • у 6 % детей в действиях выражается предпочтение при выборе национальной группы.

Таким образом, полученные в ходе исследований результаты еще раз подчеркнули правильность выбора проблемы воспитания этики межнационального общения. Но разрешение этой проблемы возможно только при тесном сотрудничестве с семьей.
Для изучения отношений родителей к людям своей и других национальностей в мае 1999 г. работниками детского сада была предложена анкета, результаты которой помогли выявить причины существующей отрицательной оценки детьми различных национальных групп.
Приводим некоторые анкетные вопросы и полученные ответы:

1. Раздражает ли вас, когда люди другой национальности говорят на своем языке, а остальные их не понимают?

Нет — 33 %; да — 67 %.

2. Какие песни и танцы вам больше нравятся?

национальные — 23 %;
соседних народов — 37 %;
эстрадные — 20 %;
зарубежные — 20 %.

3. Когда вы разговариваете с ребенком о представителях другой национальности, вы советуете:

быть с ними настороже — 31 %;
быть терпимыми к их национальным особенностям — 29 %;
не даете никаких советов — 40 %.

По полученным результатам стало видно, что значительная часть родителей предвзято относится к другим этническим группам. Это сказывается и на воспитании у детей эмоционально-положительного отношения к людям из их ближайшего национального окружения.

Приобщение родителей к решению проблем межнационального общения — необходимый элемент педагогической работы. Однако важно найти правильные формы взаимодействия с семьей.

При анкетировании родителей на вопрос: «Какими формами взаимодействия ДОУ с семьей вы отдаете предпочтение?» — были предложены следующие варианты ответов (при выборке в 100 семей):

посещение семьи на дому — 8 %;
общее родительское собрание — 17 %;
групповые родительские собрания с воспитателями — 30 %;
групповое родительское собрание с приглашением специалистов — 58 %;
клубы — 74 %;
совместные мероприятия (в игровых и соревновательных формах) — 86 %;
лекционная форма — 15 %;
индивидуальные консультации, беседы с воспитателями, специалистами — 72 %;
родительские собрания с включением открытых мероприятий — 67 %.

По полученным результатам были сделаны следующие выводы: наиболее приемлемыми формами взаимодействия ДОУ с семьей являются игровые и соревновательные . Лекционная форма (монологическое выступление) родителями не воспринимается. В связи с экономической нестабильностью большинство родителей отказывается от посещения их семьи педагогами.

За время опытно-экспериментальной работы были разработаны формы взаимодействия семьи и ДОУ, которые способствовали сближению и самораскрытию родителей.

Наталья ТЕНТЮРИНА,
психолог МОУ № 3 «Шанавыл»

ЗНАЕМ ЛИ МЫ ДРУГ ДРУГА?

Современные методы работы образовательного учреждения с семьей по воспитанию этики межнационального общения

МЕТОДОБЪЕДИНЕНИЕ

Задача: ориентировать воспитателей на изучение современных достижений психолого-педагогической науки и методической литературы по данной теме, способствовать знакомству с различными подходами к решению педагогических проблем в работе с семьей.

Форма проведения: педагогический ринг — состязаются две команды воспитателей.

Домашнее задание:

  • ознакомиться с перечнем литературы по данной проблеме;

  • провести тестирование детей, сделать анализ межличностного общения в межнациональном коллективе;

  • составить банк идей по рассматриваемой проблеме.

Критерии оценок:

  • общая эрудиция;

  • профессиональные знания, умения, навыки;

  • умение выйти из затруднительного положения;

  • четкость, точность.

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Вопросы командам

(Задаются поочередно — то одной, то другой команде. В случае затруднений у одной команды слово передается соперникам. Каждый правильный ответ оценивается одним очком.)

  • Что является основой культуры межнационального общения? (Терпимость, толерантность.)

  • Дошкольный возраст характеризуется отсутствием этических стереотипов. Что это значит?

  • Что, по-вашему, является причиной отрицательных проявлений у детей к людям других национальностей?

  • Раскройте принцип подбора народных сказок и художественной литературы, используемых для воспитания у детей доброжелательного отношения к людям разных национальностей.

  • Каким образом может быть обеспечено право ребенка на национальную самобытность в вашей группе?

  • В чем заключается подготовка воспитателя, организующего общение детей с людьми иных национальностей?

  • В каком возрасте дети способны правильно определить свою этническую принадлежность?

  • Назовите педагогические условия, позволяющие рассматривать сказку как эффективное средство воспитания добрых чувств к людям разных национальностей.



Тестовые задания

(Выполняются индивидуально каждым воспитателем. Количество правильных ответов каждой анкеты суммируется в общее число баллов команды )

  • Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке ребенка?

а) Ф.М. Достоевскому;
б) А.П. Чехову;
в) А.М. Горькому.

  • В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?

а) 1948 г.;
б) 1959 г.;
в) 1966 г.

  • В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

а) 1967 г.;
б) 1982 г.;
в) 1989 г.

  • Кто первым поставил вопрос о правах ребенка?

а) К.Н. Венцель;
б) А.С. Макаренко;
в) Н.К. Крупская.

  • Возрождение национальных культур способствует:

а) национализму;
б) шовинизму;
в) развитию национального самосознания.

  • Ребенок впитывает родную культуру благодаря:

а) семье;
б) школе;
в) телевизионным передачам.

Жюри подводит предварительные итоги.

ВТОРОЙ
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Помни, что ты только человек! icon В давние времена жил мудрый человек. Однажды он узнал, что художник...
В самом деле. Человек только что смеялся – и вдруг загрустил. О чем-то серьезно размышлял – и уже насвистывает беспечно. Сердился,...
Помни, что ты только человек! icon Судьбы свершился приговор//Вестник. 2002. 21 августа (№17)
Когда я пишу, у меня такое чувство, что человек может все Если только захочет захотеть Так много слов внутри, что даже теряешься...
Помни, что ты только человек! icon Валентин Владимирович Бадрак 7 принципов построения семейного счастья
Эти числа, эти расстояния, которые человек не в состоянии даже представить себе, – они ошеломляют. Так есть ли хоть что нибудь, за...
Помни, что ты только человек! icon Сочинение на гиа 2013 года по тесту 21 Напишите сочинение-рассуждение,...
Лучший способ узнать человека – послушать, как он говорит, потому что речь отражает его внутреннее состояние, чувства, культуру поведения....
Помни, что ты только человек! icon Что должен знать будущий первоклассник развитие речи
Называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т д
Помни, что ты только человек! icon Астрального оздоровления
Несмотря на странность названия данной книги, как может многим показаться, я человек на сто процентов прагматичный и материалистичный,...
Помни, что ты только человек! icon Примечание 126 Человечество всегда волновали вопросы: для чего человек живет
Познание Высшего, Божественного всегда пугало человека потому, что по природе своей, человек боится неизвестности
Помни, что ты только человек! icon Курс для самостоятельного изучения Содержание
Во всех слоях общества, в городах и деревнях люди жаждут мира и спокойствия. Во все века человек пытался установить мир в мире силовыми...
Помни, что ты только человек! icon Скажи своему делу да
Почему эта задача кажется нам такой сложной? Дело в том, что социум отучил людей выбирать свою судьбу. Мы настолько привыкли к тому,...
Помни, что ты только человек! icon Ответ советскому историку
Их, впрочем, не было во время чтения мной лекций в Ратгерском университете США. Общепринято считать, что для совершенного знания...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции