Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 5-9 кл




Скачать 290.03 Kb.
НазваниеРапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 5-9 кл
страница1/3
Дата публикации24.09.2014
Размер290.03 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 5-9 кл. – М.: Владос,2010. С учетом Требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура». Она создана с учетом Современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.
В содержание стандартов нового поколения значительное место отводится воспитанию патриотизма, толерантности, духовности и нравственности будущих выпускников.

Цель курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира в их соотнесенности с наследием русской художественной культуры.
Задачи курса:

раскрыть истоки и основные этапы исторического развития русской художественной культуры в диалоге с художественными культурами зарубежных стран;

выявить в многогранном историческом наследии мировой художественной культуры наиболее значимые явления и обобщить их в контексте культурологических представлений о художественной картине мира разных эпох;

познакомить учащихся с творцами художественных произведений, оставившими наиболее заметный след в истории художественной культуры, как русской, так и зарубежной;

проанализировать шедевры русского и зарубежного искусства (литературы, архитектуры, живописи, скульптуры, музыки и др.) с позиции эстетической актуальности и духовно-нравственной ценности художественных образов.
Авторская концепция курса «Мировая художественная культура» основана на методологических положениях, согласно которым приоритетной областью содержания данной учебной дисциплины является русская художественная культура.
Исходя из этого в программе:

а) раскрыта историческая логика формирования и развития русских национальных художественных ценностей, выделена проблематика, связанная с выявлением духовно-нравственного значения произведений русского искусства разных видов и жанров;

б) в разделах, посвященных ранним этапам становления русской художественной культуры (Древняя Русь), определена символическая точка отсчета- триада «Восток- Запад- Русь»;

в) в разделах, знакомящих с более поздними эпохами (XVII- XXвв.), использован метод сопоставления русской и европейской художественной культур. При этом произведения русских мастеров не «вкраплены» в общеевропейский культурно-художественный процесс,а представлены в контексте русских национальных духовно-нравственных и эстетических приоритетов в их историческом развитии.

Методы преподавания курса <Мировая художественная культура > определяются :

Возрастными особенностями учащихся и общей воспитательной направленностью данной дисциплины ,которая может играть важнейшую мировоззренческую роль в современной российской школе ;

Спецификой интегративного содержания данного курса , предполагающего изучению художественных произведений разных видов искусств с единых культурологических позиций и духовно-нравственных оценок;

Активным использованием творческих методов обучения проблемно-поискового характера ,основанных на включении школьников в самостоятельную учёбную деятельность , связанную с анализом и оценкой художественных явлений.

В программе представлены разделы: «Европейская художественная культура 19-начала 20 в.», «Русская художественная культура 19в.: Величие идеалов классического искусства», «Художественная культура России конца 19- начала 20в.», «20 век и мировая художественная культура», позволяющие учащимся на конкретных примерах , понять многообразие экстатических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы , культуры и цивилизации, с одной стороны ,и исторического, с другой.


Календарно – тематическое планирование по литературе 9 класс




Дата

Тема урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Теория литературы

1

2.09

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

Цели: Углубить представление учащихся о литературе как искусстве слова, о ее роли в духовной жизни человека.

Знать образную природу словесного искусства, Уметь составлять тезисы и план прочитанного, владеть различными видами пересказа.

Литература как искусство слова.







Из древнерусской литературы








2

3.09

«Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы.

Цели: Показать самобытный характер древнерусской литературы, богатство и разнообразие ее жанров, Познакомить с историей открытия «Слова о полку Игореве!

Знать содержание и историческую основу «Слова..» . Уметь воспринимать и анализировать художественный текст.

Древнерусская литература, жанры

3

5.09

«Слово как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение

Цели: Познакомить с образной системой «Слова..», его основной идеей. Дать понятия патриотизма, честолюбия, работать над выразительным чтением.

Знать образную систему «Слова», . Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения.










Из литературы 18 века








4

9.09

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы xvIII века.Особенности русского классицизма.







5

10.09

М. В.Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление…»

Цели: Дать общие сведения о М.В.Ломоносове;

Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского языка, стихосложения; познакомить с жанром оды.

Знать основные этапы жизненного пути М.В.Ломоносова. Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, выразительно читать.

Ода, силлабо - тоническая система стихосложения. Теория трех шилей , духовные оды

6

12.09

М.В.Ломоносов « Ода на день восшествия..»
Цели: Познакомить с»Одой…», учить детей анализировать, составлять план произведения.


Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Ода

7

16.09

В/Ч Г.Р.Державин «Властителям и судиям».

Цели: Познакомить с трудной, полной взлетов и падений судьбой Г.Р.Державина, с оценкой деятелями русской культуры заслуг поэта.

Знать основные этапы жизненного пути Г.Р.Державина, содержание изучаемого произведения. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать.

Ораторская интонация

8

17.09

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. Стихотворение «Памятник»

Цели: Познакомить учащихся с стихотворением «Памятник», стараясь воспроизвести при чтении пафос высокого негодования, торжественность и внушительность содержания этого произведения. Отметить заслуги Державина перед русской литературой. Развивать навык выразительного чтения

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать.

Псалом

9

19.09

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»(главы) Изображение русской действительности.Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

Цели: Познакомить учащихся с основными фактами жизни и творчества А.Н.Радищева, Обсудить главы из книги «Путешествие …» Учить детей монологической речи.

Знать основные этапы жизненного пути А.Н.Радищева , содержание изучаемого произведения. Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать.

Пафос, обличительный пафос

10


23.09

Особенности повествования в «Путешествии…» Жанр путешествия и его содержательное наполнение

Знать особенности повествования в «Путешествии…» Уметь анализировать текст.




11

24.09

Н.М.КарамзинСлово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. Стихотворение «Осень», Повесть «Бедная Лиза».

Цели: Познакомить учащихся с основными этапами жизненного пути Н.М.Карамзина, Дать понятие о сентиментализме,


Знать основные этапы жизненного пути писателя; условия возникновения сентиментализма как литературного направления, знать содержание повести. Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного направления, формулировать идею, тему проблематику произведения, давать характеристику героям.

Сентиментализм

12

26.09

«Бедная Лиза « как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы

Цели Расширить представления детей о сентиментализме . Проследить черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза».

Знать содержание повести. Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного направления, формулировать идею, тему проблематику произведения, давать характеристику героям.

Эпистолярный жанр

13

30.09

Урок р\р. Подготовка к сочинению «Литература xvIII века в восприятии современного читателя»













Из русской литературы 19 века








14.

1.10

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.

Цели: Дать общую характеристику русской и мировой литературы 19 века. Изучить понятие «русская классическая литература», романтизм как литературное направление. Познакомить с авторами и произведениями, определившими лицо литературы 19 века.

Знать авторов и произведения, определившие лицо литературы 19 века

Классика, романтизм, сентиментализм, конфликт, герой.

15

3.10

Романтическая лирика начала 19 века. В.А.Жуковский . Жизнь и творчество( Обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.

Баллада «Светлана» Особенности жанра баллады.

Цели: Познакомить с жизнью и творчеством В.А.Жуковского, с балладой «Светлана» Учить детей определять жанр произведения.

Знать основные факты жизни и творчества В.А.Жуковского, содержание изучаемого произведения. Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Романтизм, жанры романтизма, баллада.

16

7.10

В.А.Жуковский.»Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады фольклорные мотивы, фантастика, образы- символы.


Знать особенности жанра баллады.Уметь воспринимать и анализировать текст.




17

8.10

А.С.Грибоедов : личность и судьба драматурга.

Цели: Познакомить с биографией А.С.Грибоедова. Проследить творческую историю комедии «Горе от ума». .

Знать основные факты жизни и творчества А.С.Грибоедова .

Комедия, классицизм

18

10.10

А.С.Грибоедов «Горе от ума» .Знакомство с героями. Чтение и анализ 1-2 действия. Фамусовская Москва.

Цели: Помочь детям понять своеобразие комедии Грибоедова в сравнении с традициями классицизма. Познакомить учащихся с действующими лицами комедии, сюжетом и героями 1-2 действия комедии. Продолжить формирование навыков анализа драматического произведения.

Знать содержание изучаемого произведения. Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Сюжет, герои, конфликт, кульминация

19

14.10

Анализ сцены бала (3действие) «Безумный по всему».

Цели: Проанализировать 3 действие, работать над выразительным чтением.

Знать содержание изучаемого произведения. Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Кульминация, конфликт

20

15.10

Смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии (4 дейст.)

Цели: Дать понятие о жанровой специфики комедии : традиционных и новаторских чертах.

Знать содержание изучаемого произведения. Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Жанровая специфика комедии.

21

17.10

Молодое поколение в комедии.

Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся по всей комедии.

Знать содержание изучаемого произведения. Уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, участвовать в диалоге по прочитанному произведению

Система образов

22

21.10

Чацкий в системе образов комедии.Общечеловеческое звучание образов персонажей.

Знать содержание изучаемого произведения.Уметь анализировать текст.




23

22.10

Р/Р И.А Гончаров «Мильон терзаний» Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

Цели: Сделать обобщающие выводы по комедии, используя статью Гончарова «Мильон терзаний»; развивать умения выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи; выявить степень усвоения учащимися пройденного материала.

Знать статью Гончарова, уметь конспектировать текст.




24

24.10

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.

Цели: Продолжить знакомство учащихся с жизнью, истоками поэзии А.С.Пушкина. Познакомить с высказываниями современников и потомков о Пушкине. Раскрыть тему дружбы в стихотворениях разных периодов творчества А.С.Пушкина.

Знать основные этапы жизни и творчества А.С.Пушкина, Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст., выразительно читать стихи.

Романтизм

25

28.10

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву», Проблема свободы служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина Стихотворения «К морю», «Анчар».

Цели: Раскрыть понятие «вольнолюбивая лирика», Продолжать обучать анализу стихотворений. Учить детей выразительно читать стихи.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихи

Ода, основные темы лирики поэта.

26

29.10

Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики «На холмах Грузии», «Я вас любил»

Цели: Познакомить с адресатами любовной лирики Пушкина. Совершенствовать навыки анализа лирического произведения, обучать выразительному чтению.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихи

ИВС

27

31.10

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг», «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения.

Цели: Познакомить учащихся со стихотворениями данной тематики. Продолжать обучать учащихся анализу стихотворений, выразительному чтению.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, выразительно читать стихи

Лирика

28

11.11

Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина.




Лирика, строфа, ритм, рифма.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 5-9 кл iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009

Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 5-9 кл iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009

Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 5-9 кл iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Мировая художественная культура 5-11 кл. Составитель Данилова Г. И м.: Дрофа, 2009

Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 5-9 кл iconПояснительная записка Кому адресована программа
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Мировая художественная культура» Г. И. Даниловой 6 класс для общеобразовательных...

Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 5-9 кл iconПрограмма курса “Мировая художественная литература на рубеже XIX...
Это еще раз подтверждает актуальность программы “Мировая художественная литература на рубеже XIX и XX веков”. Знакомство с мировой...

Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 5-9 кл iconРабочая программа дисциплины " мировая культура и искусство" направление 100400. 62 «Туризм»
Для освоения теоретических основ курса «Мировая культура и искусство» необходимо владеть основами знаний по происхождению и основным...

Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 5-9 кл iconРабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных...
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...

Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 5-9 кл iconКалендарно-тематическое планирование уроков Художественной культуры...
Составлено на основе программы ««Художественная культура», авт. Л. Масол, Н. Миропольская

Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 5-9 кл iconПримерная программа учебной дисциплины мировая художественная культура...
Автор: Емохонова Л. Г., кандидат исторических наук, доцент, учитель высшей квалификационной категории

Рапацкой Л. А. Мировая художественная культура: программы курса. 5-9 кл iconПояснительная записка Сведения о программе рабочая программа по музыке...
Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции