Скачать 121.66 Kb.
|
Мигунова Галина Моисеевна учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия №3» г. Юбилейного Московской области Методическая разработка урока по истории России XX века (11 класс) Тема урока: История, трагедия и слава русского зарубежья Цели урока:
Оборудование урока: компьютер, диск-папка «Эмиграция», запись полонеза Огинского «Прощание с Родиной», песня А.Малинина «Белое на синем», карта мира, опорный конспект, тексты документов, презентация к уроку. Тип урока: изучение нового материала Форма проведения урока: защита проекта газеты «Русское зарубежье» Ход урока
План
а) причины б) состав в) выполнение миссии эмигрантами 4. Сменовеховство 5. Оценка первого этапа российской эмиграции Понятийный минимум: Эмиграция - вынужденное или добровольное переселение из своего отечества в другую страну по политическим, экономическим или иным причинам (белая или антибольшевистская) Депортация - (лат. – вывоз); высылка из государства или переселение на новое местожительство как мера уголовного или административного наказания Диаспора - люди одной национальности, живущие вне страны своего происхождения, вне своей исторической родины (именно это и составляет понятие «Зарубежная Россия или Российское зарубежье»); уникальность её заключается в том, что из трёх составляющих государственности – народа, территории и власти - она имеет только народ, пыталась создать территорию и напрочь была лишена власти. Беженец - человек, оставивший место своего жительства, вследствие какого-то бедствия. Апатриды - (неимеющий Родины-гр.), лица, не имеющие гражданства. Нансеновские паспорта – временное удостоверение личности, введённые для апатридов и беженцев Лигой Наций в 20-е годы на основании специальных Женевских соглашений по инициативе известного норвежского полярного исследователя Фритьофа Нансена, основателя науки океанография. РОВС - Русский общевоинский союз - организация, объединявшая русские эмигрантские военные и военно-морские организации и союзы во всех странах в 1924- 1940г.г. Печатный орган «Часовой» с 1929г. Миссия - (лат. отправление, посылка); ответственная роль, высокое предназначение кого-либо, чего-либо… Поручение, задание… Реэмиграция - возвращение эмигрантов на родину «Философский пароход» - своеобразный символ репрессий 1922 года; определение иррациональной (неразумной, философское понятие - не постигаемое разумом) депортации интеллектуального потенциала государства, "операция" против инакомыслящих представляла собой не одномоментное действие, а серию последовательных акций. Опорный конспект Начало урока: 1991 г. А. Пахмутова и Н. Добронравов написали песню «Остаюсь» (зачитываются три куплета): Вот пришло письмо издалека, Где живут богато и свободно. Пусть судьба страны моей горька, Остаюсь с обманутым народом. Пусть судьба печальна и горька. Мы — изгои в собственной стране, Не поймём, кто мы, откуда родом. Друг далёкий, вспомни обо мне — Остаюсь с обманутым народом. Друг далёкий, вспомни обо мне. Слышен звон чужих монастырей: Снова мы себя переиначим. На обломках Родины моей Вместе соберёмся и поплачем, На обломках Родины моей. …………………………… Не зови в дорогу, не зови. Верой мы сильны, а не исходом. Не моли о счастье и любви — Остаюсь с обманутым народом. Не зови в дорогу, не зови. Судьба ни один раз испытывала нашу страну, но более трагичным был ХХ век. Век, в который приходилось себя «переиначивать» и перед многими стоял тяжёлый выбор: оставаться на Родине или искать счастья за рубежом. Периодизация формирования российской эмиграции после 1917 г.:
Наш разговор о первой волне эмиграции. Тема урока «История, трагедия и слава русского зарубежья». Барьер замалчивания этого огромного пласта русской истории уже преодолён в 90-е годы, но единого ответа на вопрос, какое место в судьбе России занимает феномен эмиграции ещё нет. Есть несколько точек зрения, которые базируются на различных оценках истории нашей страны в XХ век.
У этих точек зрения, зеркально перевёрнутых относительно друг друга, одно общее - отсутствие диалога, слепота непримиримости. Что же это за исторический феномен- русская эмиграция после революционной катастрофы 1917 г.??? Звучит музыка Огинского «Прощание с Родиной» - эта музыка уже многие десятилетия является символом незабываемой печали и ностальгии. На фоне музыки – «уплывают» фотографии (А.Гофман, А. Вертинский (певцы), Анна Павлова (балерина), Михаил Чехов (актер), А.Куприн, А.Толстой, М.Горький (писатели) М.Цветаева (поэтесса), С. Прокофьев (композитор), Н.Бердяев, С.Булгаков, И.Ильин, Л.Шестов, Н.Лосский, П.Сорокин, С. Франк, П.А. Флоренский, Л.П.Карсавин, М.М. Карповичи др. (философы), К. Бальмонт, З. Гиппиус, Д.Мережковский, И. Северянин, Саша Чёрный, К.Коровин, С.Рахманинов, К.Малевич. В.Кандинский и др. Фёдор Шаляпин - первый Народный артист РСФСРН. В. Устрялов, Ф.И. Шаляпин., С.В.Рахманинов, И.А.Бунин, М.И.Цветаева, П.Н.Милюков - учёный историк, А.И. Гучков – предприниматель и политический деятель, П.Н.Врангель - барон, генерал от кавалерии, А.И. Деникин - генерал-лейтенант, Александр Александрович Алёхин – великий русский шахматист, непобеждённый чемпион мир). Разные люди. Но что их объединяет? В чём схожесть их судеб? Вихри Октябрьской революции и Гражданской войны сорвали людей с их родных мест и, словно листья, разметали по свету.Листья - судьбы разных людей, по-разному сложившиеся, но схожие в одном - они оторвались от своих корней: корни остались в России. Оторванная от родной почвы физически, оказавшись в изгнании, эмигрантская интеллигенция душой и сердцем оставалась с Россией. Чтобы понять эту тему, ощутить весь драматизм изучаемых событий, нам предстоит мысленно перенестись в мир русского зарубежья и посмотреть на него глазами людей, переживших расставание с Россией. О чём они могли бы нам рассказать? Представим себе, что мы журналисты и наша задача донести до читателя события, которые им пришлось пережить, историю их жизни. Мы работаем над проектом газеты «Эхо» (газета русского зарубежья или «России №2»). Рубрики:
По первому вопросу сообщения учащихся, результат обсуждения вопроса - составление таблицы. Эмиграция 20-х г.г. сложилась из трёх разнородных, разновременных слоёв:
Вопрос классу:Почему же покидали Россию наши соотечественники в 20-е годы? Не было стержня? Не было надежды? Состав эмигрантов? Центры расселения?(Закрепление информации при составлении таблицы)
Второй вопрос. С какими же проблемами каждодневно сталкивались в эмиграции наши соотечественники? Сформулируйте круг проблем, стоящих перед русской эмиграцией в 20-е годы в зарубежных странах. Какие на ваш взгляд, являлись наиболее острыми? От чего зависело их решение? Ответы учащихся (физического выживания: продовольствие, одежда, трудоустройство, место жительства; морально-психологические испытания, проблемы правовой защиты и т.д.). Примеры - с колоссальными сложностями они могли получить справку беженца, дающую слабую надежду на возможность найти работу. Бывшие генералы, князья, многие представители интеллигенции стали беженцами, не брезговавшими никакой работой, устраивались работать таксистами в европейских городах, а уехавшие в южную Америку - рубили лес, корчевали пни. Трудились на тростниковых плантациях. «Уехав из России, я потерял желание сочинять («как же сочинять, если нет мелодии! Если я давно уже не слышал, как шелестит рожь, как шумят берёзы») Лишившись родины. Я потерял самого себя». С.В.Рахманинов. Русскую зарубежную прозу еще как-то переводили, но русские поэты практически не были нужны никому, кроме самих эмигрантов. Огромные трудности с переводами, с невостребованностью европейской публикой замыкали русскую эмигрантскую поэзию внутри русской диаспоры и лишали ее будущего. Осознание тупика в своей литературной судьбе горше и острее звучит именно у молодых поэтов. Один из новых писателей 30-х гг. В. Варшавский, автор крылатого выражения тех лет - «незамеченное поколение», - приводит слова писателя А. Алферова на одном из собраний: «Наше поколение… не может утешить себя даже прошлым: у нас нет прошлого…». Они скорее, чем писатели старшего поколения, осознали страшную истину: им в Россию не вернуться никогда. Стихотворение Г.В. Иванова «Когда мы в Россию вернемся» заканчивается горькими строками: Пора собираться. Светает. Пора бы и двигаться в путь. Две медных монеты на веки, Скрещенные руки на грудь. По третьему вопросу (на примере судьбы Ф.Шаляпина) Несмотря на все издержки жизни в изгнании, эмиграция думала о будущем. Своим детям они стремились привить всё русское, воспитать их для будущей России. Уникальность сложившейся ситуации состояла в том, что не было государства, на было своего правительства, не было экономики, не было политики - а культура была. Четвёртый вопрос. Главным признаком принадлежности к ушедшей России являлся русский язык - наиболее действенный способ сохранения и передачи культурных традиций. Было создано столько чисто русских учреждений, что можно было родиться, учиться, жениться, работать и умереть, не сказав ни слова по-французски. Среди эмигрантов даже бытовала такая шутка: «Хороший город Париж, только французов здесь много». Направления и формы культурной жизни (по ходу ответов учащихся заполняется таблица):
Пятый вопрос. «Смена вех». Прага. 1921 г. «Трудно любить Россию красную от пожара и крови, но иного пути нет для русского» - лейтмотив сборника. Ю.В.Ключников, Н.В.Устрялов, А.В. Бобрищев - Пушкин, С.С. Лукьянов, С.С.Чахотин, Ю.Н.Потехин. Многолетний спор, который вела интеллигенция с властью, закончен. Причины??? Шестой вопрос. Культовой фигурой, символом потерянной России стал А.С.Пушкин. Имя Пушкина оказалось тем центром, вокруг которого могла объединиться вся зарубежная Россия, оставив в стороне политические и идейные разногласия. Ключевым моментом культурного единения «России № 2» можно считать превращение в традицию празднование для рождения А.С. Пушкина как национального праздника, как «единственного торжества, объединяющего все рассеяние, всю Зарубежную Россию». Впервые праздник отмечался в Эстонии в 1924 г. как «День русского просвещения» и был посвящен 125-летию со дня рождения поэта. Собирательный, интегрирующий статус праздника определился с самого начала. Поэт рассматривался не в качестве далекого события или формального символа, а как реальная опора для сегодняшнего существовании эмиграции в целом и каждого изгнанника в отдельности. Самым грандиозным стал Пушкинский праздник 1937 г., в год 100-летия гибели поэта. Готовиться к нему начали еще с 1935 г., когда был образован специальный «Пушкинский комитет». В него вошли самые известные представители культуры зарубежья и наиболее влиятельные общественные деятели (А.В. Карташев, В.Л. Бурцев, П.Б. Струве, князь П.В. Долгоруков). Председателем комитета стал В.А. Маклаков, его заместителями - историк культуры, лидер кадетов П.Н. Милюков, писатель и Нобелевский лауреат И.А. Бунин. Их усилиями было принято специальное обращение ко всей эмиграции с призывом объединиться, едва ли не последняя попытка консолидации Зарубежной России. Во многих городах Европы, где жили русские, также были созданы Пушкинские комитеты. Юбилейные торжества в честь Пушкина стали последним усилием культуры русской эмиграции первой волны. Уходили старики, которые помнили старую Россию. А вместе с ними ушла надежда вернуться. Молодым предстояло прижиться на чужбине: учить чужой язык и усваивать обычаи другой страны. Миссия сохранения русской культуры исчерпала себя, уступив место задаче адаптации. Остаткам Серебряного века предстояло войти в европейскую культуру, обогатив ее. В конце урока вывешивается газета «Эхо» (газета русского зарубежья), выпущенная учащимися на основе материала урока. Закрепление материала: обращение к опорному конспекту, оценки эмиграции первой волны, феномен «белой», «антибольшевистской» эмиграции, терминология. Домашняя работа: Сочинение – эссе «У человека должна быть Родина. Когда я узнаю о людях, добровольно покидающих её, мне всегда их искренне жаль, потому что я знаю, какую страшную ошибку они совершают. Может быть, там, за кордоном, они преуспевают материально, но счастливыми не будут никогда. Счастье даёт только Родина» (Б.Г.Старк - протеиерей, сын царского адмирала, эмигрировал после Гражданской войны во Францию. Вернулся в 1952 г.). Используемая литература: 1. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. 5-11 классы //Издательство «ВАКО», серия: Мастерская историка, 2009 2. Кирилов В.В.,Чернова М.Н.. ШКОЛЬНЫЙ УРОК. История России. Поурочные методические разработки. 11 класс // Издательство «Эксмо»,2006 3. Короткова, М. В. История России XX в.: дидактические материалы / М. В. Коротко М.: Дрофа, 2002; 4.Кувшинов В.А., Пронкин С.В., Соловьёв К.А. История России: учебное пособие. М.: издательство МГУ, 2003 |
Рабочая программа по истории России, 8 класс Пояснительная записка... «История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание... |
Рабочая программа по истории россии XIX век 8 класс «История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание... |
||
Методическая разработка урока истории в 11 классе по теме: «Россия многонациональная империя» Задание для учащихся, прочитайте фактический материал по истории, назовите главную мысль текста? |
Конспект урока литературы в 8 классе «Л. Н. Толстой. Страницы великой жизни» Методическая разработка программы элективного курса «Современная русская литература» (10-11 класс) |
||
План-конспект урока окружающий мир на тему «Екатерина II. Великая... Общая цель урока: формирование позитивного общественного мнение учащихся о роли личности Екатерины II великой в истории России |
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца... Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования по истории России А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной... |
||
Рабочая учебная программа по истории 7 класс для базового уровня Курс «Истории России XVII- xviii века.» в 7 классе общеобразовательных учреждений является продолжением системного изучения отечественной... |
Методическая разработка Методическая разработка предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов, имеющих навыки чтения научной литературы. Она поможет:... |
||
Методическая разработка внеклассного мероприятия Разработала: Касьянова... Методическая разработка внеклассного мероприятия «Всему начало слово чистое, живое» |
Методическая разработка урока по русскому языку Приемы обучения: демонстрация, классификация, сопоставление, выписывание изучаемых единиц из текста |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |