Методическая разработка урока истории в 11 классе по теме: «Россия многонациональная империя»




Скачать 175.56 Kb.
Название Методическая разработка урока истории в 11 классе по теме: «Россия многонациональная империя»
Дата публикации 19.10.2014
Размер 175.56 Kb.
Тип Методическая разработка
literature-edu.ru > История > Методическая разработка
Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013-2014 учебный год)

Муниципальное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное

Учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4 при

исправительной колонии»



Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии:

среднее образование.

Название работы: методическая разработка урока истории в

11 классе по теме: «Россия – многонациональная империя»

Автор: учитель истории Афанасьева Валентина Алексеевна

Место выполнения работы: МКОУ «В(С)ОШ № 4 при ИК»

г. Мариинска Кемеровской области.

МКОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 4»

г. Мариинск.

Открытый урок истории в 11 классе

Учитель истории Афанасьева Валентина Алексеевна

1 квалификационная категория.

Тема: Россия - многонациональная империя.

Задание для учащихся, прочитайте фактический материал по истории, назовите главную мысль текста?

На рубеже XIX-XXвв. Россия представляло собой многонациональную империю, в ней существовало 146 языков и наречий. В российском обществе, как правило, не было дискриминации по национальному признаку, что объясняется результатом многовекового совместного проживания различных этносов на одной территории, открытости русской культуры к восприятию культуры других народов. Самым многочисленным народам империи были русские 55667,5 млн.чел, вместе с ближайшими к себе по языку и культуре украинцами и белорусами они составляли большинство населения страны -83 млн. чел. или 72%.

Давайте попробуем определить: о чем пойдет речь на нашем уроке?

Запись темы урока в тетради

Россия - многонациональная империя.

/ слайд № 1/

Цели урока:

Помочь учащимся в осмыслении вопросов, касающихся путей расширения территории Российского государства в XIX века;

Пополнить знания учащихся по истории национального вопроса в России;

Помочь в осмыслении неоднозначности национальной политики государства на рубеже XIX в.

Продолжить формирование умений и навыков работы с картой, историческими источниками, обобщать и систематизировать полученные знания, анализировать и делать аргументированные выводы;

Формировать культуру общения; толерантность в отношении других народов и культур.

План:

  1. Территориальный рост Российской империи в XIX в.

  2. Этнический состав населения Российской империи.

  3. Национальная политика самодержавия.

  4. Значение вхождения в состав России других народов.

I Самостоятельная работа с документами, картой, самостоятельный вывод:

Класс делится на две группы.

Задание для 1 группы: Рассмотрев карту № 1 «Территориальный рост Российской империи в первой трети XIX века (европейская часть)», таблицу:

  1. Найти на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в первой трети XIXвека;

  2. Определить какие из них вошли в состав Российской империи в результате войн. т.е. были завоеваны, а какие вошли добровольно?

/ Ответ: В состав Российской империи вошли: Восточная и Западная Грузия, (в ходе проникновения русских на Кавказ, после длительной Кавказской войны); Бессарабия, устье Дуная и Черноморское побережье ( после русско-турецких войн 1806-1812 гг; 1828-1829 гг); Северный Азербайджан, часть Армении (после русско-иранских войн 1803-1813 гг; 1826-1828 гг); Финляндия (после русско-шведской войны 1808-1809 гг); Центральную Польшу ( по Решению Венского конгресса 1815 г)/

Таким образом, в первой половине XIX века Россия вела активную внешнюю завоевательную политику, результатом которой стало присоединение обширных территорий на Западе, Северном Кавказе. Интересы каких западных государств затрагивала активная внешняя политика России?

(Англии – юг, в конце XIXвека и Германии)

Задание для 2 группы: Рассмотрев карту № 2 «Территориальный рост России во второй половине XIX века (азиатская часть), таблицу:

  1. Найти на карте территории, вошедшие в состав Российской империи во второй половине XIXвека;

  2. Определить какие из них вошли в состав Российской империи в результате войн. т.е. были завоеваны, а какие вошли добровольно?

/ Ответ: В состав Российской империи вошли: Средняя Азия (входе продвижения России и внутренней колонизации), Приамурье и Приморье ( по договорам С Китаем в 1858 и 1860 гг); Сахалин ( по договору с Японией 1875 г), Но в то же время Россия потеряла Аляску ( по договору с США) и Курильские острова ( по договору с Японией).

То есть, мы видим, что присоединение территорий продолжалось и во второй половине XIX века. Но теперь сферу национальных интересов представляли территории на Дальнем Востоке и в Сибири. Это связано, прежде всего с тем , что активизируется внешняя политика Японии, вставшей на путь модернизации и в этом регионе сталкиваются ее интересы и интересы России.

II. Проверка работы групп, работа с настенной картой. Учитель еще раз показывает присоединенные территории и рассказывает о заселении Сибири и Дальнего Востока.

Вывод: В течение всего XIX века шло расширение территории Российской империи, особенно в южном направлении. По своим размерам и численности населения Россия являлась крупнейшей державой мира.

Слайд № 3. 4 Площадь страны составляла 21.3 млн.кв.км.

Пути расширения территории Российской империи в XIX веке.

III. Работа в группах.

Задание для групп: Сравните данные таблицы № 2 (стр. 352-353) с таблицей № 1 в параграфе 39 ( стр. 236-237).

  1. Какие новые народы вошли в состав Российской империи к концу XIX века?

  2. Какие этносы составляли большинство российского населения( в %. в числ. чел.)?

Проверка работы групп.

Вывод: В итоге расширения гpаниц Российской империи удельный вес русских (хотя их абсолютная численность с 1719 г. возросла с 15750 тыс, человек до 128200 тыс. человек, или почти в 8 раз за полтора столетия) в составе ее населения составил вceгo 43,4%. т.е. менее половины. На втором месте находились украинцы (15,5%), на третьем - поляки (6,2%), затем шли белорусы (4,6%), евреи (3,9%), казахи (3%), финны (2,1%), татары (1,7%), немцы (1,4%), узбеки (1,3%), литовцы (1,3 %), грузины (1,1-o), латыши (1,1%), башкиры (1%). При про ведении переписи были учтены также дeсятки других народов Сибири и Дальнего Востока, в том числе и малочисленных. Bceгo перепись выявила 146 народов, живущих на территории Российской империи и говорящих на разных языках. Данные о Бухарском и Хивинском эмиратах, остававшихся Bacсальными государствами, в эту перепись не вошли.

Слайд №5.

Население России по переписи 1897 г равнялось 128 млн. чел

( с Финляндией и польскими губерниями).

Слайд № 6.

Согласно переписи населения 1897 г

Родной язык русский- 47 % населения

украинский- 19% населения

белорусский- 5 % населения, т.е к концу XIX века русские не были преобладающим по численности этносом империи.

/ запись вывода в тетради/

Слайд № 7

Согласно переписи населения 1897 г

Православные- 70,8 %

Католики-8,9%
Мусульмане- 8,7 %


Жившие в России народы отличались друг от друга зачастую не только языком, но и образом жизни, религией, культурными традициями и уровнем общественно-экономического развития, Это был конгломерат народов и культур, чьи исторические судьбы оказались связанными с российской государственностью.

IY работа в группах

Задание для 1 группы.

Прочитав документ, определить:

Какую политику проводило российское государство в национальном вопросе?

Назвать положительные черты.

Задание для 2 группы.

Прочитав документ, определить

Какую политику проводило российское государство в национальном вопросе?

Назвать отрицательные черты:

Национальная политика самодержавия

Главным сплачивающим звеном многoнациональной Российской империи было то, что все ее жители являлись подданными государя императора.

Вопрос взаимоотношений народов, их статуса и роли в империи остается спорным. Существующие крайние оценки (от известного тезиса, популярного после Октябрьской революции 1917 г:, о том, что империя была тюрьмой народов, до взглядов, идеализирующих межэтнические отношения в цapской России, представляющих их образцом для подражания) упрощают ситуацию.

Для многих народов, имевших воинственных и враждебных им соседей (Турция и Иран у гpузин и армян, джунгары у казахов), включение их в состав Российской империи в существовавших тoгда условиях было спасительным. Оно помогло сохранить национальную культуру и традиции, защититься от насильственной accимеляции (поглощения более крупным народом). Представители их правящей элиты вошли в общеимперскую.

Поскольку все население Российской империи делилось по coсловному признаку, принадлежность к привилегированным сословиям, как правило, не зависела от этнического происхождения.

Управление империей осуществлялось централизованно. Вся страна к началу ХХ века была разделена на 81 гyбернию и 22 области, часть из них входила в генерал-гyбернаторства (Московское, Киевское, Варшавское, Финляндское, Степное, Иркутское, Приамурское, Туркестанское ). Русский язык был официальным, гocyдарственным на всей территории империи, православие - государственной религией.

В то же время на местах нередко проводилась политика, учитывавшая национальные особенности многих народов. Огpаничений на исповедование иных религий (мусульманской, католической, лютеранской, буддизма и др,) в местах компактного проживания их приверженцев не существовало. Например, в Туркестанском генерал-губернаторстве, гдe преобладали мусульмане, власти не препятствовали тому, чтобы местные жители в повседневной жизни следовали законам шариата, т.е. нормам поведения, зафиксированным в Коране, даже если они не совпадали с общеимперскими. Преподавание шло на родном языке, духовенство издавало книги, периодические издания. Мусульмане были освобождены от воинской повинности, которая заменялась для них налогом. Они сами избирали сборщиков налогов, судей, признавалась особая роль аксакалов (старейшин ).

В Сибири чиновники должны были уметь налаживать контакты с местными жителями, практиковалось богослужение на местных языках, хотя при этом и делались попытки вытеснить традиционные верования (шаманизм) православием.

Не все народы, проживающие на территории Российской империи, находились в равном положении. Так, определенными привилегиями пользовалось казачество.

Сложилось казачество в XIV-XVII вв., кoгдa границы империи расширялись и существовали обширные, малозаселенные земли, куда уходили от притеснений крепостные крестьяне как с pycских, так и украинских земель, преследуемые государственной церковью старообрядцы, переселялись вольные люди, селились отставные солдаты. Вливались в состав казачества и представители мecтнoгo населения. Особенностями жизни в приграничных районах было отсутствие помещичьего землевладения, слабость центральной гoсударственной власти, частые набеги и нападения соседей. Все это определило особую организацию жизни. Власть осуществлялась в форме самоуправления, преобладало общинное землевладение, сложилось собственное воинское ополчение, включавшее всех мужчин, способных носить оружие.

С XVII века отношения казаков и центральной власти строились на договорной основе. Земли казачьих войск были переданы им в вечное пользование, они освобождались от податей, рекрутчины, многих пошлин, получали жалованье из государевой казны. В свою очередь казаки были обязаны нести воинскую службу, охранять гpaницы, поддерживать в порядке дороги, собирать налоги, выполнять ряд других повинностей. Bceгo в Российской империи насчитыва-

лось 11 казачьих войск - Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское, Уссурийское, такой же статус имели Иркутский и Енисейский конные полки, Казаки считались военно-служивым сословием.

В некоторых генерал -гyбернаторствах проводилась особая политика. Так, Польше после ее присоединения к России была дарована конституция, согласно которой избирался сейм (парламент), имеющий право законодательной инициативы, opгaны мecтнoгo caмоуправления, государственным наравне с русским считался польский язык, разрешал ось содержание местных воинских формирований. После восстаний 1830 и 1863-1864 гг.в Польше была отменена конституция, на ее территориях введено общее для Российской империи законодательство. Языком делопроизводства считался исключительно русский. На поляков распространялась воинская повинность.

Не признавались в качестве государственных, подлежащих изучению в гимназиях, украинский и белорусский языки, поскольку царские чиновники рассматривали их в качестве диалектов русского. Инородным элементом считались в Российской империи некpeщеные (не принявшие православия) евреи, им запрещались покупка и аренда земли, огpаничивался свободный выбор места жительства, учебы, многие виды деятельности.

Различное отношение властей к народам, проживавшим на тepритории Российской империи, в значительной мере объяснялось тем, что не все они считали присоединение своих земель к России благодеянием. Так, после присоединения Kpымскoгo ханства в Ocманскую империю эмигpировало не менее 300 тыс. человек.

На протяжении XIX столетия Российскую империю покинуло примерно 4,5 млн. человек Сотни тысяч переехали в страны среднегo и Ближнего Востока после покорения Ceвepнoгo Кавказа. Многие евреи, поляки, литовцы, финны, немцы уезжали в США .

Показательно, что из 3,5 млн.человек, прибывших в эту страну из России в XIX веке, русских, украинцев и белорусов было относительно немнoгo, около 300 тыс. человек, в то вpeмя как евреев 1,5 млн.

Населявшие Российскую империю народы не были полностью равноправными. Самодержавие огpаничивало в правах те народы, которые проявляли непокорность. В свою очередь неравноправное положение, огpаничения в правах стимулировали сопротивление, тягy к обретению независимости, иммигpацию, выступали источником напряженности в межнациональных отношениях, сыгpавшей немалую роль в крахе империи.

3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

Слайд № 8. Проверка работы

Положительные черты:

  1. Помогала сохранить национальную культуру и традиции.

  2. Защитила от насильственной accимеляции(поглощение более крупным народом).

  3. Проводилась политика, учитывавшая национальные особенности многих народов (веротерпимость, освобождение от воинской повинности, преподавание на родном языке, признание особой роли аксакалов и т.д.)

Отрицательные черты:

  1. Попытки вытеснить традиционные верования (шаманизм) православием.

  2. Особое положение казачества.

  3. Не все народы, населявшие Россию, были полностью равноправными. (Евреям запрещалась покупка и аренда земли, огpаничивался свободный выбор места жительства, учебы, многие виды деятельности)

Рефлексия.

Вопросы и задания

1. Назовите пути превращения Российской империи в мнoгoнациональное государство,

2. Как менялся этнический состав населения России?

3. Охарактеризуйте политику самодержавия в национальном вопросе.

4. Многонациональность страны- это благо или источник дополнительных проблем?

Слайд № 9.

Рефлексия

  1. Территория России росла, распространяя свою власть на огромные территории. Чаще всего Россия отвоевывала у других государств захваченные ими земли.

У Швеции – Прибалтику; Финляндию

У Турции - Северное Причерноморье, Бессарабию

У Ирана – Армению, Азербайджан.

2. По решению Венского конгресса – Центральную Польшу.

3. Присоединение Казахстана и Средней Азии.

4. Заселение Сибири и Дальнего Востока.

Этнический состав населения:

Значительно возросло количество народов, населявших Россию. Они исповедовали разную веру: протестантизм, католицизм, христианство, ислам, буддизм. К концу XIX века русские не были преобладающим этносом империи.

Слайд № 10

Национальная политика Российской империи.

Положительные черты:

  1. Помогала сохранить национальную культуру и традиции.

  2. Защитила от насильственной accимеляции(поглощение более крупным народом).

  3. Проводилась политика, учитывавшая национальные особенности многих народов (веротерпимость, освобождение от воинской повинности, преподавание на родном языке, признание особой роли аксакалов и т.д.)

Отрицательные черты:

  1. Попытки вытеснить традиционные верования (шаманизм) православием.

  2. Особое положение казачества.

  3. Не все народы, населявшие Россию, были полностью равноправными. (Евреям запрещалась покупка и аренда земли, огpаничивался свободный выбор места жительства, учебы, многие виды деятельности)

4. Многонациональность страны- это благо или источник дополнительных проблем?

Возвращение к 2 слайду. Слова Н.А. Бердяева.

Слайд № 11

Д/З && 46-47? C.339-351? Карта № 14, задания для повторения к главе №8.,

Записи в тетрадях.

Слайд № 12. Спасибо за урок! Молодцы.

П Р И Л О Ж Е Н И Я

1.

Задание для 1 группы: Рассмотрев карту № 1 «Территориальный рост Российской империи в первой трети XIX века (европейская часть)», таблицу:

  1. Найти на карте территории, вошедшие в состав Российской империи в первой трети XIXвека;

  2. Определить: какие из них вошли в состав Российской империи в результате войн. т.е. были завоеваны, а какие вошли добровольно?

Задание для групп: Сравните данные таблицы № 2 (стр. 352-353) с таблицей № 1 в параграфе 39 ( стр. 236-237).

  1. Какие новые народы вошли в состав Российской империи к концу XIX века?

  2. Какие этносы составляли большинство российского населения( в %. в числ. чел.)?

Задание для 1 группы.

Прочитав документ, определить :

Какую политику проводило российское государство в национальном вопросе?

Назвать положительные черты.

№ 2.

Задание для 2 группы: Рассмотрев карту № 2 «Территориальный рост России во второй половине XIX века (азиатская часть), таблицу:

  1. Найти на карте территории, вошедшие в состав Российской империи во второй половине XIXвека;

  2. Определить: какие из них вошли в состав Российской империи в результате войн. т.е. были завоеваны, а какие вошли добровольно?

Задание для групп: Сравните данные таблицы № 2 (стр. 352-353) с таблицей № 1 в параграфе 39 ( стр. 236-237).

  1. Какие новые народы вошли в состав Российской империи к концу XIX века?

  2. Какие этносы составляли большинство российского населения( в %. в числ. чел.)?

Задание для 2 группы.

Прочитав документ, определить

Какую политику проводило российское государство в национальном вопросе?

Назвать отрицательные черты.

На рубеже XIX-XXвв. Россия представляла собой многонациональную империю, в ней существовало 146 языков и наречий. В российском обществе, как правило, не было дискриминации по национальному признаку, что объясняется результатом многовекового совместного проживания различных этносов на одной территории, открытости русской культуры к восприятию культуры других народов. Самым многочисленным народам империи были русские 55667,5 млн.чел, вместе с ближайшими к себе по языку и культуре украинцами и белорусами они составляли большинство населения страны -83 млн. чел. или 72%.

Национальная политика самодержавия

Главным сплачивающим звеном многoнациональной Российской империи было то, что все ее жители являлись подданными государя императора.

Вопрос взаимоотношений народов, их статуса и роли в империи остается спорным. Существующие крайние оценки (от известного тезиса, популярного после Октябрьской революции 1917 г:, о том, что империя была тюрьмой народов, до взглядов, идеализирующих межэтнические отношения в цapской России, представляющих их образцом для подражания) упрощают ситуацию.

Для многих народов, имевших воинственных и враждебных им соседей (Турция и Иран у гpузин и армян, джунгары у казахов), включение их в состав Российской империи в существовавших тoгда условиях было спасительным. Оно помогло сохранить национальную культуру и традиции, защититься от насильственной accимеляции (поглощения более крупным народом). Представители их правящей элиты вошли в общеимперскую.

Поскольку все население Российской империи делилось по coсловному признаку, принадлежность к привилегированным сословиям, как правило, не зависела от этнического происхождения.

Управление империей осуществлялось централизованно. Вся страна к началу ХХ века была разделена на 81 губернию и 22 области, часть из них входила в генерал-гyбернаторства (Московское, Киевское, Варшавское, Финляндское, Степное, Иркутское, Приамурское, Туркестанское ). Русский язык был официальным, гocyдарственным на всей территории империи, православие - государственной религией.

В то же время на местах нередко проводилась политика, учитывавшая национальные особенности многих народов. Огpаничений на исповедование иных религий (мусульманской, католической, лютеранской, буддизма и др,) в местах компактного проживания их приверженцев не существовало. Например, в Туркестанском генерал-губернаторстве, гдe преобладали мусульмане, власти не препятствовали тому, чтобы местные жители в повседневной жизни следовали законам шариата, т.е. нормам поведения, зафиксированным в Коране, даже если они не совпадали с общеимперскими. Преподавание шло на родном языке, духовенство издавало книги, периодические издания. Мусульмане были освобождены от воинской повинности, которая заменялась для них налогом. Они сами избирали сборщиков налогов, судей, признавалась особая роль аксакалов (старейшин ).

В Сибири чиновники должны были уметь налаживать контакты с местными жителями, практиковалось богослужение на местных языках, хотя при этом и делались попытки вытеснить традиционные верования (шаманизм) православием.

Не все народы, проживающие на территории Российской империи, находились в равном положении. Так, определенными привилегиями пользовалось казачество.

Сложилось казачество в XIV-XVII вв., кoгдa границы империи расширялись и существовали обширные, малозаселенные земли, куда уходили от притеснений крепостные крестьяне как с pycских, так и украинских земель, преследуемые государственной церковью старообрядцы, переселялись вольные люди, селились отставные солдаты. Вливались в состав казачества и представители мecтнoгo населения. Особенностями жизни в приграничных районах было отсутствие помещичьего землевладения, слабость центральной гoсударственной власти, частые набеги и нападения соседей. Все это определило особую организацию жизни. Власть осуществлялась в форме самоуправления, преобладало общинное землевладение, сложилось собственное воинское ополчение, включавшее всех мужчин, способных носить оружие.

С XVII века отношения казаков и центральной власти строились на договорной основе. Земли казачьих войск были переданы им в вечное пользование, они освобождались от податей, рекрутчины, многих пошлин, получали жалованье из государевой казны. В свою очередь казаки были обязаны нести воинскую службу, охранять гpaницы, поддерживать в порядке дороги, собирать налоги, выполнять ряд других повинностей. Bceгo в Российской империи насчитыва-

лось 11 казачьих войск - Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское, Уссурийское, такой же статус имели Иркутский и Енисейский конные полки, Казаки считались военно-служивым сословием.

В некоторых генерал -гyбернаторствах проводилась особая политика. Так, Польше после ее присоединения к России была дарована конституция, согласно которой избирался сейм (парламент), имеющий право законодательной инициативы, opгaны мecтнoгo caмоуправления, государственным наравне с русским считался польский язык, разрешал ось содержание местных воинских формирований. После восстаний 1830 и 1863-1864 гг.в Польше была отменена конституция, на ее территориях введено общее для Российской империи законодательство. Языком делопроизводства считался исключительно русский. На поляков распространялась воинская повинность.

Не признавались в качестве государственных, подлежащих изучению в гимназиях, украинский и белорусский языки, поскольку царские чиновники рассматривали их в качестве диалектов русского. Инородным элементом считались в Российской империи некpeщеные (не принявшие православия) евреи, им запрещались покупка и аренда земли, огpаничивался свободный выбор места жительства, учебы, многие виды деятельности.

Различное отношение властей к народам, проживавшим на тepритории Российской империи, в значительной мере объяснялось тем, что не все они считали присоединение своих земель к России благодеянием. Так, после присоединения Kpымскoгo ханства в Ocманскую империю эмигpировало не менее 300 тыс. человек.

Населявшие Российскую империю народы не были полностью равноправными. Самодержавие огpаничивало в правах те народы, которые проявляли непокорность. В свою очередь неравноправное положение, огpаничения в правах стимулировали сопротивление, тягy к обретению независимости, иммигpацию, выступали источником напряженности в межнациональных отношениях, сыгpавшей немалую роль в крахе империи.

3агладин Н.В., Симония Н.А. , История. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. - 8-e изд. - М.: ООО ТИД Pycское слово - РС., 2008.

На рубеже XIX-XXвв. Россия представляла собой многонациональную империю, в ней существовало 146 языков и наречий. В российском обществе, как правило, не было дискриминации по национальному признаку, что объясняется результатом многовекового совместного проживания различных этносов на одной территории, открытости русской культуры к восприятию культуры других народов. Самым многочисленным народам империи были русские 55667,5 млн.чел, вместе с ближайшими к себе по языку и культуре украинцами и белорусами они составляли большинство населения страны -83 млн. чел. или 72%.

Литература:

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение,2012.

Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений М.: Дрофа. 2005

Загладин Н.В.,Симония Н.А., История России и мира с древнейших времен до конца XIXвека: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений М.: ООО ТИД Русское слово- РС., 2010

Морозов А.Ю. Историко-географический тренинг по внешней политике России при Александре II и Александре III. См. ПИШ № 1,4;2013. № 8;2012

E-mail:pishifo@rambler.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока истории в 11 классе по теме: «Россия многонациональная империя» icon Методическая разработка урока по истории России XX века (11 класс)
Способствовать осознанию учащимися необходимости задуматься над проблемами исторических корней, нравственных ценностей, выбора и...
Методическая разработка урока истории в 11 классе по теме: «Россия многонациональная империя» icon Конспект урока литературы в 8 классе «Л. Н. Толстой. Страницы великой жизни»
Методическая разработка программы элективного курса «Современная русская литература» (10-11 класс)
Методическая разработка урока истории в 11 классе по теме: «Россия многонациональная империя» icon Методическая разработка урока литературы в 7 классе ( по программе...
Познакомить учащихся с историческим прошлым г. Лукоянова, историческими местами, связанными с А. С. Пушкиным
Методическая разработка урока истории в 11 классе по теме: «Россия многонациональная империя» icon Разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению»
Данная разработка урока русского языка поможет подготовить учеников к испытаниям на экзамене в формате гиа
Методическая разработка урока истории в 11 классе по теме: «Россия многонациональная империя» icon Методическая разработка
Методическая разработка предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов, имеющих навыки чтения научной литературы. Она поможет:...
Методическая разработка урока истории в 11 классе по теме: «Россия многонациональная империя» icon Методическая разработка внеклассного мероприятия Разработала: Касьянова...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Всему начало слово чистое, живое»
Методическая разработка урока истории в 11 классе по теме: «Россия многонациональная империя» icon Конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления»
Цель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания,...
Методическая разработка урока истории в 11 классе по теме: «Россия многонациональная империя» icon Методическая разработка урока по русскому языку
Приемы обучения: демонстрация, классификация, сопоставление, выписывание изучаемых единиц из текста
Методическая разработка урока истории в 11 классе по теме: «Россия многонациональная империя» icon Методическая разработка по литературе по теме: «Ах, война, что ж...
Советского союза в вов, ее значение и влияние на формирование национального самосознания российских граждан
Методическая разработка урока истории в 11 классе по теме: «Россия многонациональная империя» icon Методическая разработка занятий с одаренными детьми по теме "Ин
Инвариант от латинского invarians, в родительном падеже invariantis – неизменяющийся. Был введён английским математиком Джеймсом...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции