Основы формирования ценностно-смыслового отношения к избранной профессии в системе высшего образования




Скачать 68.76 Kb.
Название Основы формирования ценностно-смыслового отношения к избранной профессии в системе высшего образования
Дата публикации 23.09.2014
Размер 68.76 Kb.
Тип Анализ
literature-edu.ru > Философия > Анализ
Основы формирования ценностно-смыслового отношения к избранной профессии в системе высшего образования

Л.В. Федина

Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Современная система подготовки будущих специалистов в высшем учебном заведении должна быть адекватна социальным, экономическим, политическим условиям, в которых непосредственно существует. Представление о профессионализме сегодня включает не только овладение определенным комплексом умений и навыков, гораздо более значимым оказывается развитие необходимых личностных качеств, формирование профессиональной установки [4]. Экспериментальные исследования, проведенные группой авторов (В.Э.Чудновский, А.А.Бодалев, Е.Е.Вахромов и др.) указывают на необходимость формирования ценностно-смыслового отношения к избранной профессии. Работая над проблемой смысла жизни, анализируя данный феномен как психологическое образование, исследователи выяснили, что это особое психическое образование, которое может существенно влиять на действия и поступки человека. Ими были получены данные о том, что «при высоком уровне значимости педагогической профессии создаются благоприятные условия для раскрытия индивидуальности учителя-профессионала. В условиях малой значимости профессионального смысла затрудняется нейтрализация недостатков, связанных с особенностями личности учителя, что ведет к одностороннему проявлению его индивидуальности, закреплению имеющихся недостатков и «эмоциональному выгоранию» [5]. Иными словами, отношение к профессии как значимой жизненной ценности и нахождение в ней и через нее высшего смыла своего существования ведет к обретению специалистом собственной индивидуальности, самоактуализации своего неповторимого Я, в противоположной ситуации педагог приобретает различные варианты профессиональных деструкций и деформаций.

Изучение смысложизненных ориентиров педагога возможно через определение характера целей деятельности, которые ставят перед собой в работе учителя. В масштабах общечеловеческих ценностей, можно говорить о цели как смыслообразующей единице жизни человека.

В течение нескольких лет мы проводили опрос педагогов, направленный на изучение целей их профессиональной деятельности, которые формулировали сами испытуемые. В эксперименте принимали участие 106 человек. Анализ ответов показал, что, в зависимости от характера деятельности, в качестве основных задач и целей работы было выделено следующее:

  • педагоги-предметники в первую очередь обращают внимание на обучающие (образовательные) цели - 85%;

  • педагоги коррекционных образовательных учреждений выделяют воспитательные цели - 66%, коррекционные - 15%;

  • педагоги дополнительного образования: обучающие цели - 64%, воспитательные - 25%;

  • "начальная школа": обучающие цели - 77%.

Анализ представленных результатов позволяет сделать выводы, что педагоги по-прежнему действуют в рамках традиционной предмето-центрированной педагогики, выделяя узкую область в качестве цели своей профессиональной деятельности, в то время как необходимо осознание учителем ценностного значения своего труда, философского, общечеловеческого понимания его смысла. Данная ситуация говорит о необходимости создания условий для рефлексии и «открытия новых смыслов» собственной профессиональной деятельности учителем, а также в процессе подготовки будущих специалистов.

Преподавание и обучение, ориентированное на формирование ценностно-смыслового отношения к избранной профессии, должно строиться на принципах осмысленности, активности, обучения через опыт. Смысл как определяющая категория всей человеческой жизни, должен и в обучении занимать достойное место, ибо бессмысленное, формально заученное знание лишается своего высшего предназначения: помочь человеку освоиться в этом мире, сделать его лучше, изменить себя. В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского процесс интериоризации (преобразование внешнего во внутреннее) происходит через орудие (опосредующее звено), и выполнять свои функции эти орудия могут только потому, что всегда имеют для человека определенное значение. Иными словами, развитие психических функций: способность человека управлять своим поведением, психическими процессами, становиться на более высокую ступень собственного развития, возможны благодаря тому, что он наполняет содержанием, значением, смыслом различные виды внешней деятельности, таким образом, присваивая их, переводя во внутренний план.

Делать обучение осмысленным, личностно значимым для учащегося возможно, если организовать этот процесс как опытно-экспериментальный, включающий настоящее проживание, исследование, нахождение собственного решения. Нахождение смыслов в знании происходит через опыт.

В процессе обучения К. Роджерс отдавал предпочтение учению перед обучением, поскольку именно в самостоятельном изучении возможно определить суть явлений и феноменов не абстрактно, а осмысленно и конкретно. К. Роджерс вводит представление о двух совершенно разных типах учения: «когнитивное учение» и «опытное учение». К когнитивному типу он относит все процессы учения, описываемые в традиционных теориях обучений, ориентированные на формальное усвоение знания, «зубрежку» и «вдалбливание». Такое обучение не оказывает влияния на психическое и личностное развитие ученика, а лишь наоборот, ««зубрежка», подкрепляемая бесконечным повторением, ..калечит интеллект тем вернее, чем, - как это ни парадоксально, - справедливее, «умнее» сами по себе усваиваемые при этом истины. Дело в том, что вздорную идею из головы ребенка быстро выветрит его собственный опыт; столкновение ее с фактами заставит усомниться, сопоставить, вообще «пошевелить мозгами», «абсолютная» же истина повода к этому не дает» [3, с. 287]. Учение, основанное на опыте, развивает способность человека мыслить самостоятельно и быть самим собой, испытывая не чувство неполноценности и потребность в психологической защите, а чувство собственной адекватности к окружающему миру. Условием, необходимым для осуществления учения в опыте, является внимание человека к собственным убеждениям и переживаниям и к убеждениям и переживаниям других людей. Личный опыт каждого человека является для него самоценным и заслуживающим доверия, поскольку он выступает, в конечном счете, как единственный критерий оценки жизненных событий. Такое учение, считает К. Роджерс, приносит огромное удовлетворение [цит. по 2].

Подобным потенциалом обладает активное социально-психологическое обучение. Оно позволяет реализовывать наиболее актуальные и перспективные идеи и теории современной педагогики и педагогической психологии, такие как: ориентация на личность, развивающий характер обучения, смысловая заданность по отношению к будущему, адекватность и чувствительность к изменениям в социуме. «Именно активные методы обучения и есть ответ дидактики на потребность естественных законов усвоения знаний, открытых психологической наукой, и именно они обеспечивают утверждение системы развивающего обучения в вузе» [1, с. 47].

В системе высшего образования «опытное учение» имеет свои характерные особенности. Учение, организованное такими методами активного социально-психологического обучения как дискуссионные методы, тренинг-методы, игровые методы предлагает учащимся различный опыт проживания и деятельности. Так, игровые методы преимущественно позволяют исследовать опытным путем сферу профессиональных и личностных интересов, тренинги позволяют наращивать научное знание путем расширение рамок сознания и самосознания студента, дискуссионные методы демонстрируют многообразие возможных решений в проблемной ситуации.

В данной системе обучения студент получает возможность одновременно задействовать потенциал уже имеющегося знания и опыта деятельности, а также освоить новые образцы и встроить их в общую структуру своей профессиональной подготовки. Это происходит во внешней сфере за счет исследования опыта деятельности, общения, взаимодействия, во внутренней сфере студент получает опыт узнавания себя, самоосознавания, самопринятия, самоидентификации.

Создание условий в процессе активного социально-психологического обучения, активизирующих наличный опыт студента и предоставляющих новые опытные образцы деятельности, поведения, мышления, а также получение опыта внешней и внутренней деятельности: изучение сферы взаимоотношений, действий, поведения (в профессиональной и личной сфере), исследование собственного внутреннего мира, построение образа-Я, будет способствовать становлению смысла будущей профессии, формировать ценностное отношение к ней. Развитие личности студента в процессе обучения, построенного на основе вышеперечисленных принципов, будет приводить к расширению границ собственных возможностей, и ориентировано на достижение акме.

Литература:

  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001.

  2. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М, 1986.

  3. Ильенков Э.В.Должна ли школа учить мыслить? // Хрестоматия по педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - С. 284-312.

  4. Федина Л.В. Основы формирования профессиональной установки педагога-психолога. // Психология качества жизни субъектов современного образования: Межрегиональный сборник научных трудов. – Тюмень: Издательский центр «Академия», 2006.

  5. Чудновский В.Э., Бодалев А.А., Вайзер Г.А., Вахромов Е.Е., Карпова Н.Л., Суворов А.В. Роль смысложизненных ориентаций и акме в профессиональной деятельности (опыт теоретико-экспериментального исследования) // Психологический журнал. 2004. т.25. №1.

Авторская справка

Фамилия, Имя, Отчество

Федина Людмила Викторовна

Место работы

ГОУ ВПО Тюменский государственный университет

Должность

Доцент кафедры возрастной и педагогической психологии

Ученое звание




Ученая степень

Кандидат педагогических наук

Сфера научных интересов

Психолого-педагогические основы активного обучения; оптимизация процесса профессиональной подготовки педагога – психолога; развитие личности педагога;

Домашний адрес

625008, г.Тюмень, ул. Мира д.2-В, кв.97

Телефон

8-3452-26-48-78

E-mail

fedinal@list.ru

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основы формирования ценностно-смыслового отношения к избранной профессии в системе высшего образования icon Рабочая программа «Основы выбора профессии» 8 класс. Педагог-психолог...
Работа по профинформированию строится так, чтобы информационный материал служил основой формирования у учащихся необходимых знаний...
Основы формирования ценностно-смыслового отношения к избранной профессии в системе высшего образования icon «Видеоконференция»
Воспитательная: Привить интерес к избранной профессии, воспитать у обучающихся ответственность к делу, интерес к дисциплине информатика...
Основы формирования ценностно-смыслового отношения к избранной профессии в системе высшего образования icon Урока: Методы создания сайта
Воспитательная: Привить интерес к избранной профессии, воспитать у обучающихся ответственность к делу, интерес к дисциплине Информатика...
Основы формирования ценностно-смыслового отношения к избранной профессии в системе высшего образования icon Высшего профессионального образования институт иностранных языков
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Федеральным Государственным образовательным...
Основы формирования ценностно-смыслового отношения к избранной профессии в системе высшего образования icon «Квалиметрический подход в системе непрерывного образования». Комплекс...
Разработка научно-информационной и практико-ориентированной программы проведения повышения квалификации для педагогических работников...
Основы формирования ценностно-смыслового отношения к избранной профессии в системе высшего образования icon Литература
I. Историко- теоретические и практические основы использования народной педагогики в системе образования
Основы формирования ценностно-смыслового отношения к избранной профессии в системе высшего образования icon Рабочая программа дисциплины «современные валютные отношения»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
Основы формирования ценностно-смыслового отношения к избранной профессии в системе высшего образования icon Рабочая программа дисциплины «мировая экономика и международные экономические отношения»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
Основы формирования ценностно-смыслового отношения к избранной профессии в системе высшего образования icon Программы по глобальной безопасности и устойчивому развитию Фонда...
Фундаментальная монография посвящена общепсихологическим и пси­холого-педагогическим аспектам отношения к живой природе и его фор­мирования...
Основы формирования ценностно-смыслового отношения к избранной профессии в системе высшего образования icon Научно-методические рекомендации по организации инновационной среды...
Становление молодежного рынка труда в условиях реформирования системы профессионального образования
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции