Исследовательский проект «Моя Победа» как средство воспитания у школьников чувства сопричастности к Победе советского народа в Великой Отечественной войне ТрофимоваИ. Н. Амеличева Л. Н




Скачать 144.96 Kb.
НазваниеИсследовательский проект «Моя Победа» как средство воспитания у школьников чувства сопричастности к Победе советского народа в Великой Отечественной войне ТрофимоваИ. Н. Амеличева Л. Н
Дата публикации26.05.2014
Размер144.96 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Военное дело > Документы
Исследовательский проект «Моя Победа»

как средство воспитания у школьников чувства сопричастности

к Победе советского народа в Великой Отечественной войне

ТрофимоваИ.Н. Амеличева Л.Н.

5 декабря 1941 года… События не просто прошлых лет, а прошлого века. Нам, живущим в новом тысячелетии, трудно понять чувства тех, кто в те далекие годы защищал не только наш город, нашу страну, но и помогал сохранить мир в других странах.

Говоря о событиях прошлого, мы понимаем, что с каждым годом из нашей памяти навсегда стираются многие страницы истории, в том числе и страницы Великой Отечественной войны. И если поколения 60-х, 70-х, 80-х и даже 90-х годов ещё чувствуют связь с той эпохой, то молодое поколение конца XX века и нового XXI не всегда осознаёт важность свершившегося в те далёкие годы. Не стоит искать виноватых, нужно менять сложившуюся ситуацию.

Как жаль, что лишь несколько раз год (в лучшем случае 2 – 3) мы вспоминаем подвиг советских воинов-освободителей, оказываем помощь и уделяем внимание нашим ветеранам, которых с каждым днём остаётся всё меньше. Как жаль, что в нашей стране есть люди, которые привлекают, вовлекают молодёжь в различные нацистские организации и проповедают фашизм. Как жаль, что многие современные родители равнодушны к увлечениям своих детей, равнодушны к своим пожилым родителям. Как жаль, что мы теряем связь с прошлым, а ведь без прошлого нет настоящего и, конечно же, нет будущего.

В нашей школе всегда большое внимание уделялось патриотическому воспитанию. Но сначала это были лишь редкие встречи, приуроченные к каким-либо знаменательным датам. Ветераны приходили на часы общения, на праздничные концерты; ребята готовили поздравительные газеты и плакаты, которые развешивали на двери подъездов домов. Однако если учащиеся начальных классов относились к этим встречам с душевной теплотой, неким трепетом, то старшие, хотя и знают о значении Великой Отечественной войны в истории и жизни нашей страны, к беседам с ветеранами относились не как к событию, а как к обычному явлению школьной жизни. Казалось, что нового они не несут ничего.

И вот у нас возникла идея: привлечь ребят старших классов к активности на этих встречах с ветеранами, помочь ученикам осознать проблему патриотического равнодушия. Это не должны быть нравоучительные лекции, формальные уроки мужества. На подобных мероприятиях должна быть иная атмосфера.

Имея опыт бинарного урока истории и литературы о Бородинском сражении, на котором исторические факты сопоставлялись с эпизодами романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», мы решили погрузить ребят в мир художественных (литературных, музыкальных, кинематографических) образов и исторической науки. Но так как нельзя объять необъятное, мы за основу решили взять события битвы под Москвой. Этому был ряд причин. Во-первых, в 2006 году отмечалось 65-тилетие битвы под Москвой. Во-вторых, наш Северо-Западный округ известен именами таких героев войны как Жуков, Глаголев, Катуков, Тухачевский, Берзарин и других. А в нашем районе Митино одна из улиц носит имя генерала Белобородова. Также хорошо старшеклассникам известна улица Героев Панфиловцев и тот подвиг, который совершила дивизия Панфилова, не допустив врага к Москве.

Опросив учащихся, мы пришли к выводу, что если историю Великой Отечественной войны в целом они знают, в том числе и битву под Москвой, то о событиях, что происходили на территории округа и района, им известно мало. Большинство из опрошенных не смогли ответить, почему столько имён героев войны в названиях улиц округа. Несколько затруднил старшеклассников вопрос о литературных, музыкальных и кинематографических произведениях. Они назвали много стихотворений, песен и фильмов военных лет и о войне, но это были лишь традиционные, хорошо известные большинству произведения.

На первом поисковом этапе работы мы предложили ребятам определиться с предметным направлением – история или литература – и подбирать материал, связанный с битвой под Москвой, с событиями, происходящими на территории района, используя различные источники информации. В течение пяти – семи дней ребята приносили материал, мы его просматривали, отбирали с инициативной группой интересные факты. Затем на втором этапе сформировали группы историков и литераторов, приблизительно по 7 – 10 человек, и две – три мобильные инициативные группы. Каждый получил задание:

- историки: обобщить и систематизировать подобранный материал о ходе битвы под Москвой, боевых действиях на Волоколамском направлении и непосредственно в районе деревни Митино, где сейчас расположен микрорайон Митино;

- литераторы: обобщить материал подобранных литературных произведений, сделать выборку стихов, цитат, отрывков и т. п.;

- мобильные группы: подобрать необходимый видео- и аудиоматериал, создать компьютерную презентацию.

Группы работали под руководством учителей, которые формировали сценарий, продумывали работу всех групп во время представления проекта, готовили вопросник-тест, проводили консультации. Учителя составляли речь, подбирали слова, с которыми хотели обратиться к детям и гостям, чтобы привлечь внимание к намеченной проблеме, хотелось создать атмосферу не урока, а совместного творческого научного исследования. К нам подключился учитель музыки О.И. Осипенко, который помог с музыкальным оформлением. Не малую роль сыграли родители: они нашли газеты военного времени, помогли сделать их ксерокопии, чтобы можно было их использовать при защите проекта. На мероприятие заранее были приглашены ветераны, представители муниципалитета.

Вся подготовка заняла примерно 3 – 4 недели, но это было время плодотворной совместной работы.

За день – два до мероприятия мы провели с группами репетицию, чтобы отработать последовательность их выступлений. Нам не хотелось, чтобы между частями были паузы, необходимо было добиться «единого дыхания» происходящего.

Защита проекта проводилась в актовом зале школы. Ребята заходили в зал и рассаживались по группам, приглашённые гости объединялись с учениками. Отдельно, на сцене, размещались ведущие группы литераторов и историков.

Открывал мероприятие учитель литературы стихотворным отрывком:

Война! Жесточе нету слова!

Война! Страшнее нету слова!

И на устах у всех иного

Уже не может быть и нет!

(А.Твардовский)

Далее учитель истории рассказывала о пережитом в годы войны ее мамой, которая тогда была ребенком:

«Я знаю о мучениях ребенка в годы войны не понаслышке. Моя мама была в концлагере у фашистов. Боль за страдания моей мамы – у меня в сердце. Но как донести эти переживания, этот страх и ужас войны, которая НИКОГДА НЕ ДОЛЖНА ПОВТОРИТЬСЯ, до вас, до молодых, последующих поколений, которые уже не увидят и не услышат наших ветеранов?! Если не помнить, не вспоминать, то ВДРУГ… вдруг все ПОВТОРИТСЯ?»

Затем мы познакомили участников с программой мероприятия.
Программа исследовательского проекта,

посвященного 65-летию битвы под Москвой




Название

Примечание

1.

Вопросник




2.

Стихотворение «Тебе не раз враги грозили»




3.

Док. фильм о наступлении немецко-фашистких войск на СССР




4.

Сообщение о ходе войны с 22 июня 1941г.




5.

Песня Е. Винокурова «Москвичи»




6.

Док. фильм «Фашисты на подступе к Москве»




7.

Стихотворение «В огне заводы»




8.

Рассказ об обороне Москвы




9.

Рассказ об обороне Волоколамска




10.

Док. фильм об обороне Москвы




11.

Оборона Митина




12.

Отрывок худ. фильма «А зори здесь тихие»




13.

Стихотворение «Под Москвою синь и стынь»




14.

Чтение отрывков из тетралогии А. Бека «Волоколамское шоссе»




15.

Чтение газет военного времени




16.

Жизнь в тылу




17.

Стихотворение «Кто-то родом из детства»




18.

Песня «Ты же выжил, солдат»




19.

Стихотворение «Омыты окровавленные даты»




20.

Стихотворение «Я никогда не видела войны»




21.

Стихотворение «Их с каждым годом остается меньше»




22.

Вопросник




Условные обозначения:

понравилось, интересно, затронуло, полезно, произвело впечатление;

интересно, но не очень понравилось, неэмоционально;

не понравилось, не произвело впечатления

Всем участникам предлагалось в ходе самого мероприятия фиксировать в графе «Примечания» свое отношение к происходящему, используя условные обозначения.

Первый пункт в программе – это работа со специальным вопросником. На вопросы предстояло ответить дважды: до начала основной работы, ответы необходимо занести в графу № 1, и после представления проекта, для этих ответов графа № 2.

Вопросник




Вопрос

В начале

В конце

1.

Когда началась Великая Отечественная война?







2.

Осада какого города, названного «воротами Москвы», длилась 2 месяца?







3.

Как называлась операция нападения на Москву, разработанная Гитлером?







4.

Какое событие стало началом перелома в ВОВ, когда оно произошло?







5.

Назовите генерала, командующего 316 стрелковой дивизией, оборонявшего Волоколамское направление?







6.

Перечислите героев ВОВ, чьи имена сохранились в названиях улиц СЗАО.







7.

Какие слова были произнесены В. Г. Клочковым у разъезда Дубосеково под Волоколамском 16 ноября 1941 года?







8.

Соотнесите авторов и произведения

«А зори здесь тихие» А) Василий Гроссман

«Народ бессмертен» Б) Виктор Некрасов

«Непокоренные» В) Борис Горбатов

«В окопах Сталинграда» Г) Михаил Шолохов

«Судьба человека» Д) Константин Симонов

«Жди меня, и я вернусь» Е) Борис Васильев


1 А

2 Б

3 В

4 Г

5 Д

6 Е


1 А

2 Б

3 В

4 Г

5 Д

6 Е

9.

Кто автор тетралогии «Волоколамское шоссе»?







10

Какие песни, посвященные Великой Отечественной войне вам известны?







11

Какие произведения о Великой Отечественной войне знаете?







12

Кому посвящены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»?








После выполнения организационного этапа работы, мы перешли к основному сценарию.

Тебе не раз враги грозили,

Тебя сметали – не смели,

Любовь моя, земля Россия,

Тебя порушить не могли.

Тебя топтали – не стоптали,

Тебя сжигали – не сожгли.

Мы все с тобою испытали,

И даже больше, чем могли.

(А.Софронов, «Россия»)

Нам было важно научить тех ребят, которым предстояло выступить перед сверстниками и взрослыми, донести до слушателей, будь то проза, лирика или научные данные, эмоциональный заряд, глубочайший смысл того, о чем они рассказывали. Ученикам это умение, как и умение слушать, пригодится в дальнейшем. Зрители были вовлечены в активное слушание. Во время выступления групп историков и литераторов на экране демонстрировались презентации, в которых назывались названия и авторы произведений, исторические сведения, цитаты, а также демонстрировались отрывки из документальных и художественных фильмов о Великой Отечественной войне (кинофрагмент о нападении Германии на Советский Союз, к/ф «А зори здесь тихие» и др.). Звучали стихи А. Софронова, М. Исаковского, В. Туркина, неизвестных авторов военных лет, отрывки из художественных произведений А. Бека, музыка и песни военных лет, современные песни о войне («Священная война», «Москвичи», «Ты же выжил солдат»), отрывки документальной хроники из газет 1941 – 1943г.

Под Москвою синь и стынь.

Ветер стонет в рощах.

Вьюга белые холсты

В прорубях полощет.

Под Москвой в седых дымах

Всюду вражьи станы.

Под Москвою шьет зима

Оккупантам саван
Взрывом раненный закат

Пал на вечер стылый.

Поднимает в бой солдат

Генерал Панфилов.

У солдат над головой

Белый снег вихрастый.

За Москву

Бой под Москвой…

И стояли насмерть.

(Неизвестный автор)

Кто-то родом из детства… Я – из войны,

Из блокадного бедствия, из глубины,

Влюблена была в небо, но небо меня

Обмануло нелепо.

Среди белого дня

С неба падали бомбы, разрушали дома,

Поднялась из обломков, как – не знаю сама.

А друзья не успели.

Мне жалко друзей.

Хорошо они пели в первой роте моей.

Были родом из детства все друзья у меня,

Не могу я согреться без них у огня.

(Г. Беднова)

Ребятам было предложено познакомиться с «Памяткой», которая выдавалась каждому фашистскому солдату: «У тебя нет сердца и нервов. На войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость о сострадании – убивай! Ты – германец; как подобает германцу, уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути, думай всегда о возвышенном, о фюрере, и ты победишь! Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир!», - и сделать свои выводы о том, что поддерживало на войне советских защитников и что пропагандировалось фашистским солдатам.

Очень приятно, что во время выступлений не было перешептываний; особенно удивило, как ветераны, представители Управы Митино и ученики согласованно работали, не мешая другим, помогая друг другу в спорных вопросах, ведь это были представители разных возрастных групп и социального статуса, в жизни которым не всегда удаётся найти общий язык.

Я никогда не видела войны

И ужаса ее не представляю,

Но то, что мир наш хочет тишины,

Сегодня очень ясно представляю.
Спасибо вам, что нам не довелось

Представить и узнать такие муки.

На вашу долю это все пришлось –

Тревоги, голод, холод и разлуки.
Спасибо вам за солнца яркий свет,

За радость жизни в каждом миге нашем,

За трели соловья, и за рассвет,

И за поля цветущие ромашек.
Эти стихотворные строки неизвестного автора как нельзя лучше передавали мысли и чувства большинства сидящих в зале: и детей, и уже взрослых людей.

По окончании работы выступили ветераны, гости. Завершали исследовательскую работу слова учителей истории и литературы:

- Наш исследовательский проект, посвященный 65-летию битвы под Москвой, завершен.

- Большое спасибо за внимание, за помощь, и пусть никогда нам не придется пережить события тех лет, не узнать, что такое война:

Это – изо дня в день лишь блиндажный песок

Да слепящие вспышки ночного обстрела;

Это – боль головная, что ломит висок;

Это – юность моя, что в окопах истлела;

Это – грязных, разбитых дорог колеи;

Бесприютные звезды окопных ночевок;

Это – кровью омытые письма мои,

Что написаны криво на ложе винтовок.

(А. Западворов, «Война»)

После этого ребятам вновь было предложено обратиться к вопроснику-тесту, в котором они ответили еще раз на те же вопросы по истории и литературе, но уже получив новые знания.

По окончании мероприятия при выходе из зала ребята заполняли анкету.

Дорогие ребята!

Спасибо, что приняли участие в нашем исследовательском проекте. Пожалуйста, напишите, какие мероприятия необходимо проводить, чтобы передать молодому поколению знания, переживания, чувства прошедших событий. Отметьте те мероприятия, которые были бы интересны вам, и дополните перечень.

  1. Чтение произведений.

  2. Просмотр документальных и художественных фильмов.

  3. Прослушивание песен.

  4. Изучение исторических документов.

  5. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, членами их семей.

  6. Посещение выставок, музеев.

  7. Организация экскурсий.

  8. _________________

  9. ________________


Анализируя результаты вопросника-теста и заполненные листы программы защиты проекта, мы пришли к следующим выводам:

  1. на вопросы по истории большинство участников в начале программы ответили безошибочно, что говорит о серьёзной подготовке участников;

  2. возникли трудности при соотнесении авторов и произведений, которые в графе № 2 после представления исследования были ликвидированы;

  3. на участников проекта произвели впечатления музыкальные, художественные и литературные произведения;

  4. в предложенном перечне мероприятий отмечены как необходимые практически все.

Таким образом, мы пришли к выводу, что проведённое мероприятие достигло своих целей, что такая работа нужна и полезна. В процессе такой деятельности ребята учатся работать с различными источниками информации, выступать перед публикой, слушать выступающих, работать в группах разного состава. И самое главное, дети сами пришли к выводу о необходимости таких мероприятий.

Источники для подготовки проекта:

«Битва за Москву у Северо-западных ворот» ТИИЦ, - Москва, 2001г.

«Большой сюрприз для «классной» компании», - Ярославль, 2004г.

«Великая Отечественная война в лирике и прозе», «Дрофа», - Москва, 2002 г.

«Великая Отечественная война 1941 – 1945г.г.) - сборник документальных фильмов: видеостудия «КВАРТ»

«А зори здесь тихие» - х/ф, реж. С. Ростоцкий, киностудия им. М. Горького, 1972г.

«История СССР», учебник под редакцией Ю.С. Кукушкина, «Просвещение», - Москва, 1988г.

«Классный руководитель», журнал №1, №2, 2006 г.

«Поурочные разработки по русской литературе» Н. В. Егорова, «Вако», - Москва, 2006

Копии газет военных лет

Музыкальное сопровождение:

«Ты же выжил, солдат!» М. Агашин, В. Мигуля; «Реквием», А. Моцарт;

«Священная война» В.Лебедев-Кумач, А.Александров;

«Москвичи», Е. Винокуров.

Оборудование: компьютер, видеомагнитофон, мультимедийный проектор.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательский проект «Моя Победа» как средство воспитания у школьников чувства сопричастности к Победе советского народа в Великой Отечественной войне ТрофимоваИ. Н. Амеличева Л. Н iconНа областной конкурс «растим патриотов россии», посвящённый 70-й...
История музея боевой и трудовой славы имени маршала Советского Союза Г. К. Жукова маоу сош №15 неразрывно связана с историей школы,...

Исследовательский проект «Моя Победа» как средство воспитания у школьников чувства сопричастности к Победе советского народа в Великой Отечественной войне ТрофимоваИ. Н. Амеличева Л. Н iconМероприятия, посвященные Дню Воинской Славы России – Дню Победы Советского...

Исследовательский проект «Моя Победа» как средство воспитания у школьников чувства сопричастности к Победе советского народа в Великой Отечественной войне ТрофимоваИ. Н. Амеличева Л. Н iconПоложение о конкурсе сочинений, посвященном победе России в Отечественной войне 1812 года
Отечественной войне 1812 года, воспитания у учащихся понимания войны как сложного общественного явления, охватившего все стороны...

Исследовательский проект «Моя Победа» как средство воспитания у школьников чувства сопричастности к Победе советского народа в Великой Отечественной войне ТрофимоваИ. Н. Амеличева Л. Н iconНемало книг написано о грозном и славном для нашего народа пятилетии...
Великой Отечественной войны, но как много подвигов советских людей и поныне остаются еще неизвестными, сколько примеров героической...

Исследовательский проект «Моя Победа» как средство воспитания у школьников чувства сопричастности к Победе советского народа в Великой Отечественной войне ТрофимоваИ. Н. Амеличева Л. Н iconАлександр Твардовский (1910-1971) «Я убит подо Ржевом…», «Я знаю,...
«Я убит подо Ржевом…», «Я знаю, никакой моей вины…» Поэтизация подвига в Великой Отечественной войне простых солдат, павших «на безымянных...

Исследовательский проект «Моя Победа» как средство воспитания у школьников чувства сопричастности к Победе советского народа в Великой Отечественной войне ТрофимоваИ. Н. Амеличева Л. Н icon14. 00 Научно практическая конференция, посвященная 70-й годовщине...
Научно – практическая конференция, посвященная 70-й годовщине освобождения города Феодосии и Крыма от фашистких захватчиков в Великой...

Исследовательский проект «Моя Победа» как средство воспитания у школьников чувства сопричастности к Победе советского народа в Великой Отечественной войне ТрофимоваИ. Н. Амеличева Л. Н iconРеферат По истории России на тему: Сталинградская битва
По этому мы сочли необходимым вспомнить события тех лет в этом реферате, а именно, вспомнить битву, ставшую переломной в Великой...

Исследовательский проект «Моя Победа» как средство воспитания у школьников чувства сопричастности к Победе советского народа в Великой Отечественной войне ТрофимоваИ. Н. Амеличева Л. Н iconПоложение о муниципальном этапе конкурса чтецов
На конкурс предлагаются к исполнению тексты произведений, посвящённых Великой Отечественной войне, в том числе

Исследовательский проект «Моя Победа» как средство воспитания у школьников чувства сопричастности к Победе советского народа в Великой Отечественной войне ТрофимоваИ. Н. Амеличева Л. Н iconКонцептуальное своеобразие чувашской художественной прозы о великой отечественной войне
Охватывает и маленькие чувашские деревни, и кремлевский быт, документальные эпизоды и лица. В чувашской прозе о войне в основном...

Исследовательский проект «Моя Победа» как средство воспитания у школьников чувства сопричастности к Победе советского народа в Великой Отечественной войне ТрофимоваИ. Н. Амеличева Л. Н iconУрок №1 Тема
Тема. М. А. Шолохов «Судьба человека». Трагическая судьба одного человека как воплощение трагедии всего народа во время Великой Отечественной...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции