Скачать 57.41 Kb.
|
Урок №1Тема. М. А. Шолохов «Судьба человека». Трагическая судьба одного человека как воплощение трагедии всего народа во время Великой Отечественной войны. Цель: ознакомить учащихся с историей написания рассказа, дать некоторые биографические сведения о писателе, обучать вдумчивому чтению, умению анализировать произведение, выделять ключевые эпизоды; развивать навыки анализа образов; способствовать воспитанию духовного богатых людей, учить состраданию, любви к другим. Наглядность: портрет Шолохова, выставка его произведений, текст рассказа в оригинале. Схема «Изменения в судьбе героя». Жить жизнью народа, сострадать страданиям людей, радоваться их радостям, целиком войти в их заботы и нужды – вот тогда у писателя будет настоящая, волнующая сердце читателей книга. М. А. Шолохов. Ход урока. I.Подготовка учащихся к восприятию материала. Объявление темы, эпиграфа урока.Вступительное слово учителя. Незабываемый след в истории многих народов оставила Вторая мировая война. В душе каждого человека остались раны, которые были страшнее, чем рана от пули или снаряда. Мать не дождалась сына, жена – мужа, дети – отца. А как больно было вернувшемуся с войны бойцу увидеть вместо родного дома глубокую воронку от бомбы или пустой двор, в котором никто его не встречал, потому что все погибли… Каждой семьи коснулось черное крыло войны: кто-то был ранен, кто-то погиб, кто-то вернулся с покалеченной душой.Тема войны нашла отражение и в творчестве известного русского писателя Михаила Шолохова.Обратите внимание на эпиграф урока /чтение эпиграфа/. Мне кажется, что Шолохову это удалось: его рассказ «Судьба человека» волнует сердце каждого читателя. Потому что все, что мы читали, проходит через душу писателя.II Формирование новых знаний, умений, навыков. 1.Сообщение подготовленных учеников о жизни и творчестве писателя. Мы коснемся только некоторых эпизодов жизниМ. А. Шолохова.Когда началась Великая Отечественная война, писатель был уже опытным, повидавшем многое человеком. Ведь еще с 15 лет началась его самостоятельная жизнь. Революция, гражданская война сделали его очень быстро взрослым. В 1922 г. на Дону, в родном крае писателя, было неспокойно, банды разоряли земли. И ему пришлось мыкаться по донской земле, гоняться за бандами.И вот еще одно воспитание – Великая Отечественная война. У писателя уже огромное литературное наследие: романы «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы». В годы войны его перо продолжало работать – оно звало соотечественников вставать на защиту роднойстраны. Шолохов уходит на фронт: он и корреспондент, и боец. Пережил ранение. В 1942 году потерял 75-летнюю мать, которая погибла от разрыва бомбы.В годы войны были написаны публицистические произведения, рассказы «Русский характер», «Наука ненависти», немного позже – «Судьба человека», «Они сражались за Родину».2.Сообщение учителя. История создания романа. В 1946 г. во время охоты Шолохов встретился на берегу реки с бывшим фронтовиком. Это была случайная, недолгая встреча. Он рассказал писателю, которого принял за шофера-фронтовика, историю своей жизни, которая навсегда осталась у него в памяти. Долго Шолохов вынашивал мысль, планы, образы. И только через 10 лет в газете «Правда» был напечатан рассказ «Судьба человека», который потряс многих. В редакцию, на радио, писателю посыпались письма. Писали люди, которые пережили все ужасы плена, семьи погибших, врачи, ученые, друзья по перу (даже из-за границы – Хемингуэй, Ремарк). Многие писатели хотели найти Андрея Соколова, низко поклониться ему, окружить его заботой, человеческим сочуствием. 3.Работа над содержанием. Беседа:
4. Выразительное чтение начала рассказа. Эвристическая беседа:
5. Пересказывание основных эпизодов.
6. Анализ символов, используемых в тексте. Учитель: Писатель использует символы, емкие образы, которые несут в себе особенный смысл. (Ученики с помощью учителя находят эти символы)
III. Использование знаний, умений, навыков.
Соколова?
экстремальных условиях)
экстремальными? (Плен, гибель родных)
2. Вывод. Как судьба главного героя рассказа соотносится с судьбой всего народа? А. Соколов – часть целого народа, который выстоял в тяжелейшей борьбе с врагом. IV. Домашнее задание. I вариант – подобрать материал к образу Андрея Соколова, выписать цитаты из текста; II вариант – образ автора повествователя (та же работа). Приложение 1Схема «Изменения в судьбе героя»
Использованная литература:
|
Урок музыки в 3 классе (учитель Огнева Т. А.) Тема урока: Урок путешествие «Многоголосие» Сформировать представление о музыкальном искусстве и музыкальных инструментах |
Урок русской литературы и истории в 7Б классе. Тема ... |
||
Урок по русской литературе в 9-м классе. Тема: «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» Цель урока: развивать навыки и умения анализа художественного тек-ста, творческие способности учащихся, помочь учащимся извлечь нравст-венный... |
Урок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге».... Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в художественном мире баллады |
||
Урок литературы. 6 класс. Тема урока : Рассказ «Любовь к жизни» Джека... Тема урока: Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона (раздел «Зарубежная литература», 1-ый урок из 2-х по данной теме) |
Урок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни» Тема: «Осень жизни» в творчестве поэта. (Читая философскую лирику Ф. И. Тютчева и А. С. Пушкина) |
||
Урок изучения нового материала с использованием икт (урок с мультимедийной... Тема: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. «Руслан и Людмила». Пролог |
Урок №40. Тема : Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы XIII-XIX) Тема : Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы XIII-XIX) |
||
Урок 65. Тема : Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова» Цель: показать преемственность поколений, осуждение войны через восприятие детей; совершенствовать восприятие и анализ текста на... |
Урок литературного чтения в 3 классе. Умк «Школа России» Тема: А.... Сегодня заключительный урок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |