Урок №1 Тема




Скачать 57.41 Kb.
НазваниеУрок №1 Тема
Дата публикации18.10.2014
Размер57.41 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Военное дело > Урок

Урок №1



Тема. М. А. Шолохов «Судьба человека». Трагическая судьба одного человека как воплощение трагедии всего народа во время Великой Отечественной войны.
Цель: ознакомить учащихся с историей написания рассказа, дать некоторые биографические сведения о писателе, обучать вдумчивому чтению, умению анализировать произведение, выделять ключевые эпизоды; развивать навыки анализа образов; способствовать воспитанию духовного богатых людей, учить состраданию, любви к другим.
Наглядность: портрет Шолохова, выставка его произведений, текст рассказа в оригинале. Схема «Изменения в судьбе героя».

Жить жизнью народа, сострадать страданиям людей, радоваться их радостям, целиком войти в их заботы и нужды – вот тогда у писателя будет настоящая, волнующая сердце читателей книга.

М. А. Шолохов.

Ход урока.

I.Подготовка учащихся к восприятию материала. Объявление темы, эпиграфа урока.

Вступительное слово учителя. Незабываемый след в истории многих народов оставила Вторая мировая война. В душе каждого человека остались раны, которые были страшнее, чем рана от пули или снаряда. Мать не дождалась сына, жена – мужа, дети – отца. А как больно было вернувшемуся с войны бойцу увидеть вместо родного дома глубокую воронку от бомбы или пустой двор, в котором никто его не встречал, потому что все погибли… Каждой семьи коснулось черное крыло войны: кто-то был ранен, кто-то погиб, кто-то вернулся с покалеченной душой.

Тема войны нашла отражение и в творчестве известного русского писателя Михаила Шолохова.

Обратите внимание на эпиграф урока /чтение эпиграфа/. Мне кажется, что Шолохову это удалось: его рассказ «Судьба человека» волнует сердце каждого читателя. Потому что все, что мы читали, проходит через душу писателя.


II Формирование новых знаний, умений, навыков.

1.Сообщение подготовленных учеников о жизни и

творчестве писателя.

Мы коснемся только некоторых эпизодов жизни

М. А. Шолохова.

Когда началась Великая Отечественная война, писатель был уже опытным, повидавшем многое человеком. Ведь еще с 15 лет началась его самостоятельная жизнь. Революция, гражданская война сделали его очень быстро взрослым. В 1922 г. на Дону, в родном крае писателя, было неспокойно, банды разоряли земли. И ему пришлось мыкаться по донской земле, гоняться за бандами.

И вот еще одно воспитание – Великая Отечественная война. У писателя уже огромное литературное наследие: романы «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Донские рассказы». В годы войны его перо продолжало работать – оно звало соотечественников вставать на защиту родной

страны. Шолохов уходит на фронт: он и корреспондент, и боец. Пережил ранение. В 1942 году потерял 75-летнюю мать, которая погибла от разрыва бомбы.

В годы войны были написаны публицистические произведения, рассказы «Русский характер», «Наука ненависти», немного позже – «Судьба человека», «Они сражались за Родину».


2.Сообщение учителя.

История создания романа. В 1946 г. во время охоты Шолохов встретился на берегу реки с бывшим фронтовиком. Это была случайная, недолгая встреча. Он рассказал писателю, которого принял за шофера-фронтовика, историю своей жизни, которая навсегда осталась у него в памяти. Долго Шолохов вынашивал мысль, планы, образы. И только через 10 лет в газете «Правда» был напечатан рассказ «Судьба человека», который потряс многих. В редакцию, на радио, писателю посыпались письма. Писали люди, которые пережили все ужасы плена, семьи погибших, врачи, ученые, друзья по перу (даже из-за границы – Хемингуэй, Ремарк). Многие писатели хотели найти Андрея Соколова, низко поклониться ему, окружить его заботой, человеческим сочуствием.

3.Работа над содержанием.

Беседа:

  • Каково ваше впечатление от рассказа?

  • Чем вы объясните такую высокую оценку произведения читателями?


4. Выразительное чтение начала рассказа.

Эвристическая беседа:

  • Как описана первая послевоенная весна? (Описание реально, воспринимается как бы всеми органами чувств.)

  • Где происходят события? (На Верхнем Дону).

  • Зачем автор указывает конкретное место действия? (Это подчеркивает правдивость изображения событий.)

  • На какие периоды можно разделить жизнь Андрея Соколова? (До войны, война, после войны).

  • Какие испытания выпали на долю героя? С этим вопросом нам поможет справиться схема «Изменения в судьбе героя» (См приложение 1)


5. Пересказывание основных эпизодов.

  • Жизнь Андрея Соколова до войны: семья (любовь, дети, жена Ирина, взаимопонимание), работа, дом – обычная жизнь обыкновенного счастливого человека;

  • война – воюет – ранение – плен – побег – карцер – плен – лагерь – побег с «языком» - «свои» - госпиталь – отпуск – демобилизация.

  • После войны: пустота (воронка от дома, смерть всех родных, незачем жить) – Ванюшка…


6. Анализ символов, используемых в тексте.

Учитель:

Писатель использует символы, емкие образы,

которые несут в себе особенный смысл. (Ученики

с помощью учителя находят эти символы)

  • Церковь: образы предателя, врача, верующего;

  • яма: воронка, котлован, пустота, смерть;

  • хлеб: жизнь, преданность, дружба, возрождение.


III. Использование знаний, умений, навыков.

    1. Беседа:

      • Какие испытания выпали на долю Андрея

Соколова?

      • Когда человека можно узнать по-настоящему? (В

экстремальных условиях)

      • Какие события для Андрея Соколова являются

экстремальными? (Плен, гибель родных)

      • что помогло Андрею Соколову остаться Человеком в нечеловеческих, казалось бы, условиях? (Духовность; «у меня есть свое русское достоинство и гордость и что в скотину меня не превратили, как ни старались…»).


2. Вывод.

Как судьба главного героя рассказа соотносится с

судьбой всего народа?

А. Соколов – часть целого народа, который выстоял в тяжелейшей борьбе с врагом.
IV. Домашнее задание.

I вариант – подобрать материал к образу Андрея Соколова, выписать цитаты из текста;
II вариант – образ автора повествователя (та же работа).


Приложение 1


Схема «Изменения в судьбе героя»






Жизнь, наполненная смыслом(создание семьи) 

Пьянство Любовь жены возвращает жизнь

Рождение детей ДО ВОЙНЫ



ВОЙНА Жизнь Ранение Жизнь Плен  Жизнь Конец войны


Смерть сына  Смерть духовная ВОЗРОЖДЕНИЕ







Использованная литература:

  • М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

  • Т. Диденко. Рассказ «Судьба человека»--образец жизненных впечатлений. ж. «Заруб. лит.», 2005

  • Л. Бурбело. Рассказ «Судьба человека»--трагическая симфония. ж. «Заруб. лит.», 2005

  • Ю. Вишницкая. Образ автора в рассказе «Судьба человека» . ж. «Заруб. лит.», 2005

  • Л. Мирськова. Своеобразие композиционного построение рассказа «Судьба человека». ж. «Заруб. лит.», 2005

  • Л. А. Чередник. «Вивчення зарубіжної літератури у 8 класі». Харків, «Ранок», 2004.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №1 Тема iconУрок музыки в 3 классе (учитель Огнева Т. А.) Тема урока: Урок путешествие «Многоголосие»
Сформировать представление о музыкальном искусстве и музыкальных инструментах

Урок №1 Тема iconУрок русской литературы и истории в 7Б классе. Тема
...

Урок №1 Тема iconУрок по русской литературе в 9-м классе. Тема: «Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор»
Цель урока: развивать навыки и умения анализа художественного тек-ста, творческие способности учащихся, помочь учащимся извлечь нравст-венный...

Урок №1 Тема iconУрок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»....
Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в художественном мире баллады

Урок №1 Тема iconУрок литературы. 6 класс. Тема урока : Рассказ «Любовь к жизни» Джека...
Тема урока: Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона (раздел «Зарубежная литература», 1-ый урок из 2-х по данной теме)

Урок №1 Тема iconУрок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни»
Тема: «Осень жизни» в творчестве поэта. (Читая философскую лирику Ф. И. Тютчева и А. С. Пушкина)

Урок №1 Тема iconУрок изучения нового материала с использованием икт (урок с мультимедийной...
Тема: А. С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути. «Руслан и Людмила». Пролог

Урок №1 Тема iconУрок №40. Тема : Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы XIII-XIX)
Тема : Урок внеклассного чтения по повести А. С. Пушкина «Дубровский» (главы XIII-XIX)

Урок №1 Тема iconУрок 65. Тема : Урок внеклассного чтения. Ю. Яковлев «Девочка с Васильевского острова»
Цель: показать преемственность поколений, осуждение войны через восприятие детей; совершенствовать восприятие и анализ текста на...

Урок №1 Тема iconУрок литературного чтения в 3 классе. Умк «Школа России» Тема: А....
Сегодня заключительный урок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции