1. Проблема периодизации рл 20 в




Скачать 1.5 Mb.
Название 1. Проблема периодизации рл 20 в
страница 1/17
Дата публикации 27.09.2014
Размер 1.5 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Военное дело > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
1.Проблема периодизации РЛ 20 в.

В основу периодизации д. б. положен принцип историзма. Создавая периодизацию, следует учитывать непоср-е значение общественной ситуации на лит-й процесс, порой приводившая к деформации лит-го процесса (2 пол. – кон. 30х гг.). Это трагический период. Из лит-го процесса вообще уходят современные темы. Поэтому ряд крупных писателей ушли в жанр очерк. Многие тексты появились не тогда, когда были созданы. Т. е. происходит деформация. Из-за репрессий многие писатели арестованы. Все эти факторы влияют на периодизацию.

Этапы и периоды:

1. 1890-1917 – рубеж лит-х веков.

2. 1917-1932 (1934). Каскад революций, Гражд-я война предопределили особенности лит-го развития, соновные темы, проблемы, поиски лит-й жизни. Сама власть дает установку на соревнование разных школ, течений и направлений в искусстве. Примета этого времени – появление групп, группировок и лит-я борьба. Исследователи последнего времени называют эту атмосферу ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ (многообразие). На рубеже 20-30 гг. власть распускает уцелевшие до того времени группы и группировки, в частности РАПП (российская ассоциация пролетарских писателей). С 32 г. По 34 г. – подготовка по созданию единого союза советских писателей. Август 1934 – 1 съезд советских писателей.

3. 1932 (1934) – 1956

Примета периода – ЭСТЕТИЧЕСКИЙ МОНИЗМ.

На 1 съезде в 34г. Устанавливается, что главным методом лит-ры становится социалистический реализм.

В этом периоде 3 этапа:

1) Собственно 30-е гг.

2) Военный период 1941-1945

3) 1946-1956 (Послевоенное десятилетие)

В это время меняется отношение власти и личности. Казалось, что репрессии 30-х гг. канули в прошлое.

В конце войны, когда авторитет России был очень высок, интеллигенция надеялась на демократизацию жизни («Доктор Живаго» отразил эти настроения).

В годы войны изменилась судьба некоторых писателей. В августе 1946г. Вышло постановление партии о жур-х «Звезда» и «Ленинград». Власть дала понять всем, что надеяться на демократизацию бесполезно. Это время можно назвать «безликим». Пишутся книги, вручаются премии, но наступает нейтрализация языка. Герои похожи друг на друга. Кажется, что разные тексты написал 1 человек.

4. 1956-1985

1956 – прозвучала страшная правда о Сталине. 1985 – курс на перестройку. Подъем обществ-го сознания. Идет борьба с последствиями культа личности Сталина. Открываются новые журналы, появляются новые имена.

- 60-е гг.

-70-е гг.

1. Сюда входят кон. 50-60х гг. («Оттепель», «Хрущевская оттепель», «Хрущевское время»). Подъем обществ-го сознания. Железный занавес приподнимается. Появл-ся номинация «шестидесятник» - человек, открытый жизни, пишущий правду. Колоссальный интерес к поэзии. С од. Ст., это возвращение интереса к Есенину, Блоку, с др. ст. – интерес к молодым поэтам – Евтушенко, Окуджава, Ахмадулина. О поэзии ждали отклика на волнующие вопросы.

В 1964 г. Появ-ся Брежнев. Прояв-ся тенденция неосталинизма. Время застоя. Процесс демократизации шел очень сложно. Появл-ся 2 понятия – САМИЗДАТ и ТАМИЗДАТ. Многие тексты не печатались и авторы передавали свои пр-я из рук в руки. Это и есть САМИЗДАТ. ТАМИЗДАТ – многие тексты из нашей страны попали за границу и там издавались на русском языке. В 70-е гг. существовала офиц-я Л., но сущ-ла и неофициальная Л., кот. Называлась КАТАКОМБНАЯ, или Л. Андеграунда. Эта Л. Стала основой возвращенной Л.

5. 1985.

Весной 85г. Горбачев объявил комплекс реформ, который хар-ся 2я пон-ми: ПЕРЕСТРОЙКА, ГЛАСНОСТЬ. Стремление перестроить все сферы жизни. Процесс отказа о старых мифов, догм, стереотипов. Меняется содерж-е журналов, кот-е пользовались успехом. Появ-ся те тексты, которые не были опубликованы в тот период, когда они были написаны.

С од. Стороны, печатается то, что написано в данный период, но с др. стороны, читатель увлечен т. н. «возвращенной литературой». Возвращенная лит-ра – понятие весьма многозначное. К возращенной лит-ре можно отнести явл-я рус. Поэзии рубежа 19-20 вв., которые совр. Читатель не мог до этого читать и изучать: Гумилев, Кузмин, Северянин и т.д. Во- вторых, к этому понятию относятся многие явл-я 20-30 гг., скрытые от читателя. Процесс возвращения показывает трагические судьбы писателей 20 в. И иъх сложные отношения с властью. Б. Пильняк «Голый год», И. Э. Бабель, Платонов «Ювенильное море, «Котлован», «Чевенгур».


2. Основные литературные группировки 20-х гг. Анализ одной из монографий о лит-й жизни 20-х гг. В сфере культурной политики в это вр. сохранялась неопределенность, неуверенность. С одной стороны, оставалась неприязнь к «буржуазному искусству», к эмиграции, а с другой - су шествовала атмосфера благоприятного, правда нечеткого, отношения к разного рода художественным группировкам, отвергавшим партийную опеку. Сохранялись и вновь образовывались довольно разнообразные писательские объединения. Среди них можно выделить следующие группировки, постоянно упоминаемые то в связи с В. Маяковским, то в связи с А. Платоновым или Н. Заболоцким:

ЛЕФ (Левый фронт искусства) состоявший в основном; и поэтов и теоретиков предреволюционного ФУТУРИЗМА во главе с В. Маяковским, О. Бриком, В. Арбатовым, Н. Чужаком, В. Каменским, А. Крученых и др. Возник он в 1922 г. и просуществовал в спорах, борьбе с пролетарскими, крестьянскими писателями и др.-- до 1928 г. Недолгое время в Леф входил Б. Л. Пастернак. Теоретики этого течения утверждали союз искусств;! с производством, функции «жизнестроительства» в искусство, пропагандировали веру в технический прогресс, а в искусстве «литературу факта», репортажа, монтирования документов вместо вымысла, отменяемого как пережиток прошлого. Для лефонцев и пролеткульты — это эпигоны старого реализма, «кладущие заплатки на вылинявший пушкинский фрак», повторяющие «генералов-классиков».

КОНСТРУКТИВИЗМ, ИЛИ ЛЦК (Литературный центр конструктивистов) возник в 1924 г. и - - не без нажима распался весной 1930 г. Позиция этого объединения - в него входили И. Сельвинский, В. Луговской, В. Инбер, Б. Агапов, Э. Багрицкий, Е. Габрилович - - выражена теоретиком К. Л. Зелинским: «Любовь к цифрам, к деловой речи, цитате из документов, деловому факту, описанию события- все это черты, характерные для конструктивизма». В какой-то мере это было повторение программы Лефа, его устремления к без национальному искусству, к «европеизму», к «преодолению человека» с его слабостями, «тонкостями» души, «архаизмом» привязанностей к дому, семье, прошлому. Американские небоскребы маячили где-то в глубине программ конструктивистов как знаки золотого века. На практике это означало предельно полное, рациональное подчинение образов, метафор (а в стихотворении — даже рифм) теме произведения, всей его, почти технической, конструкт утрату национальной специфики искусства.

ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) — крайне малочисленная, почти камерно-салонная группа поэтов , находившаяся под влиянием футуристов (В. Хлебникова), ставившая целью пародийно-абсурдное изображение действительности. Группу «обэриутами» основали в 1926 г. Даниил Хармс (1905—1942), Александр Введенский (1904—1941) и Николай Заболоцкий (1903-1958) В разные годы к ней примыкали прозаик К. К. Вагинов (1899-1934), драматург Е. Л. Шварц (1896—1958), а из художником , «обэриутами» сотрудничали Павел Филонов и Казимир Малевич. При жизни многие из них, кроме публичных или салонных чтений своих экспериментальных произведений, как правило, могли обнародовать эти произведения (стихи, пьесы): они чаще всего издавались в 30-е гг. как писатели для детей. В 70—80 эксперименты «обэриутов» вспомнились, были продолжены многими представителями авангардного искусства (Г. Саше И. Холин, Д. Пригов, Т. Кибиров и др.).

«ПЕРЕВАЛ» (Белая. Дон-Кихоты 20-х гг)А. К. Воронский был среди тех, кто убежденно отстаивая старомодную мысль об искусстве как художественном познании жизни. На первый план выдвинулась проблема социальной активности искусства. На взгляд Воронского, она выявляла себя прежде всего в активности процесса художественного осмысления действительности- действительность реальная в действительность эстетическую. По наблюдению Воронского в литературе начала 20-х годов- и пролетарским писателям и «попутчикам» был «присущ общий бытовой уклон». Беллетристика первых лет революции, не удовлетворяла Воронского, он видел в ней засилье бытовизма. В 1923 году Литература начиналась на «Перевале» и Воронский звал художников к реализму, умеющий сочетать «быт с художественной фантастикой», способность к синтезу. Воронский, считая что в литературе наступило опасное равновесие мысли и материала, он подстегивал писателей, побуждая их к обобщению. Воронский интересовал вопрос о творчестве пролетарских писателей и поэтов, он видел, что прошлое тянет писателей назад. Воронский был обвинен современной ему критикой в недооценке пролетарской литературы.
«Социальный заказ»: Защищая внутренний мир художника критики- перевальцы в атмосфере второй половины 20-х годов открыто выступали против конъюктурных идей и не принимали приспособленчества. «Социальный заказ»- воспринят как нечто извне данное, враждебное творчеству. Воронский исходил из мысли В.И. Ленина о революции как о противоречивом переходном этапе в развитии общества. Сложность переходной эпохи побуждает к тому, чтобы трезво уметь определить удельный вес сознательного и бессознательного в общественной жизни прошлого, настоящего и будущего. Воронского волновала и мода на бессознательное стремление оторванности от сознания в противопоставлении ему. Воронский призывал писателей вдумчиво всматриваться в процесс изменения человека в революционную эпоху. Искренность казалась перевальцам залогом правдивости- это единственный путь к созданию подлинного искусства. Проблема отношения к человеку- это проблема социального подбора, проблема пригодности человека к эпохе. Перевальцы выступали против коньюктурной литературы. На исходе 20-х годов идеалы революции по-прежнему оставались идеалами перевальцев. Они считали что без «литературы чувств» построение нового общества может оказаться бесплодным, что рядом с демократией должна встать духовная аристократизация . «Трагедийность» искусства — высшее выражение активности человеческого духа.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Проблема периодизации рл 20 в icon 1. Проблема периодизации русской литературы советской эпохи
Периоды: переломные этапы развития л-ры. Рабочие периодизации – для удобства преподов и учащихся. Периоды маркируются не временем,...
1. Проблема периодизации рл 20 в icon Человек и общество. Человек и государство. Общество и политика
Проблема несправедливости социального устройства. Проблема социального неравенства. Проблема людей без определённого места жительства....
1. Проблема периодизации рл 20 в icon Билет – Проблема периодизации русской литературы советской эпохи
Принято считать датой рождения советской литературы 1917 год, но некоторые критики считаю, что старые традиции литературы рухнули...
1. Проблема периодизации рл 20 в icon Русская литература
Русская литература XX века как единый художественный процесс. Принципы периодизации. Основные направления и течения. Периоды: переломные...
1. Проблема периодизации рл 20 в icon Сергей Георгиевич Кара Мурза Истмат и проблема Восток Запад
В свете угрозы глобализации перед Россией встает проблема: как сохранить свой культурный генотип, свою цивилизацию
1. Проблема периодизации рл 20 в icon Дмитрий Борисович эльконин
Можно утверждать, что всякое представление о движущих силах психического развития должно быть прежде всего проверено на «основе»...
1. Проблема периодизации рл 20 в icon Литература ко второй части
Сорокина А. Ложь как психологическая проблема: Проблема лжи в эмоциональной сфере, тексте и профиле в социальной сети. М.: Lap lambert...
1. Проблема периодизации рл 20 в icon Психолого-педагогический университет
«Человек – это не проблема, проблема является проблемой». Нарративный подход исходит из предположения, что у людей есть множество...
1. Проблема периодизации рл 20 в icon Природа и человек
Одна из них – проблема Именно этот вопрос, который не может не волновать современного человека, затрагивает следует отметить, что...
1. Проблема периодизации рл 20 в icon Методические указания по выполнению реферата тема: Проблема определения...
Тема: Проблема определения статуса педагогики в работах выдающихся российских деятелей конца XVIII – начала XX веков
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции