Скачать 221.39 Kb.
|
ДЕПАРТАМЕНТ образования ГОРОДА МОСКВЫГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет повышения квалификации Учебная программа«Нарративный подход в психологическом консультировании» Автор и составитель программы: Москвичев В.В.
Нарративная практика – это, в первую очередь, уважительный, не обвиняющий подход к консультированию и работе с сообществами, который рассматривает людей как экспертов в своей собственной жизни и видит проблемы как отдельные от людей. Визитной карточкой нарративного подхода можно считать выражение «Человек – это не проблема, проблема является проблемой». Нарративный подход исходит из предположения, что у людей есть множество умений, способностей, компетенций, ценностей и намерений, которые могут помочь им в уменьшении влияния проблем на их жизни. Моментом появления нарративного подхода можно считать издание издательством «Нортон» книги Майкла Уайта и Дэвида Эпстона «Нарративные средства достижения терапевтических целей», в которой их практика и идеи были осмыслены через призму метафоры нарратива. Нарративная терапия на сегодняшний день является одним из наиболее динамично развивающихся направлений в мировой психотерапии. Это обусловлено, в первую очередь – эффективностью данной практики помощи, которая основана на уважительном отношении к людям, столкнувшимся с психологическими проблемами, и построении с ними отношений равноправного сотрудничества в поиске и развитии предпочитаемых ими историй своей жизни. Отказавшись от претензий на истину и суждений о нормальной личности или функциональной семье, нарративная практика предлагает другие ориентиры:
Нарративная терапия, и более широко – нарративная практика,- показали свою эффективность в решении самых разных психологических проблем – хронического энкопреза, шизофрении, анорексии, гиперактивности, воровства, чрезмерного употребления психоактивных веществ, семейных, социальных и межнациональных конфликтов. На сегодняшний день нарративный подход уже нашел множество сторонников среди специалистов в нашей стране, как работающих в государственных учреждениях, общественных организациях, так и ведущих частную практику. Курс ориентирован на психологов, социальных работников и социальных педагогов, и всех специалистов, оказывающих помощь людям в преодолении ими жизненных проблем, в поиске и реализации предпочитаемых вариантов своей жизни. Цель курса – подготовка специалистов к оказанию социальной и психологической помощи людям, встретившимся с психологическими проблемами, с использованием практик нарративного подхода в консультировании, в том числе – по наиболее актуальным проблемам семейных отношений, детского и подросткового возрастов. Задачи:
Данный курс включает 12 тем, каждая из которых содержит теоретическую часть и практическое освоение форм и методов нарративной практики. Освоение теоретического материала происходит с широким использованием интерактивных форм: мозговой штурм, работа в малых группах, групповые дискуссии. Практическая часть содержит разбор случаев консультирования в нарративном подходе, демонстрационные сессии с участниками группы, работу в парах, тройках и малых группах, в ходе которой участники получают опыт как ведения консультирования, так и получения помощи в нарративном подходе. Нарративный подход является не набором техник консультирования, а, скорее, мировоззрением, включающем представление о коллективном характере идентичности, социальном конструировании реальности, отказ от позиции эксперта, обладающего истинным знанием. Только на этой основе методы нарративной практики обретают свой смысл. Поэтому в первой части курса достаточно подробно рассматриваются философские и другие концептуальные основания нарративного мировоззрения. В том числе - обращение к французскому пост-структурализму (в первую очередь – к работам М.Фуко и Ж.Дерриды), культурной антропологии и идеям социального конструкционизма. Значимое влияние на развитие нарративной практики оказали также работы Л.С. Выготского. Специфика нарративной практики делает возможным построение отношений сотрудничества с людьми, традиционно «выпадающим» или «вытесняемым» из общества. Это люди с психиатрическими диагнозами, это дети и подростки, чье поведение вызывает недовольство общества и рассматривается как «девиантное», это члены семей, отнесенных к «неблагополучным» или «дисфункциональным». Нарративный подход получил широкое распространение среди специалистов, встречающихся с ситуациями недобровольного обращения, и «сопротивляющимися клиентами», поскольку позиция уважения к людям, встретившимся в свой жизни с проблемами, и опора на их способности, ценности, умения, позволяет наладить отношения сотрудничества в самых трудных ситуациях. Освоение позиции уважительного, заинтересованного отношения к человеку, признающего ценность его жизненного опыта, проходит сквозной нитью через весь курс. Это особенно важно при работе с людьми в ситуациях социального неблагополучия, маргинализации, недостатка ресурсов поддержки, встретившихся с разного рода дискриминацией. В рамках курса будут рассматриваться возможности помощи семьям, обозначаемым как «неблагополучные», в том числе – в ситуациях внутрисемейного насилия, и острых конфликтов. Практики нарративного подхода показали свою эффективность и в ситуациях, связанных с трудностями подросткового возраста, позволяя установить конструктивный контакт с подростками, в том числе – в ситуациях связанных с правонарушениями, проблемным поведением, конфликтами в семейном и школьном контекстах. Важной частью нарративного подхода является работа с сообществами людей, в которых люди могут получать и оказывать поддержку друг другу, тем самым внося изменения не только в жизнь отдельного человека, но и в более широкий социальный контекст. Освоение возможностей, открывающихся с помощью сообществ, в том числе – возможности профессиональной и личной поддержки, открытие перспектив своего дальнейшего развития в качестве консультанта или нарративного практика, завершает этот курс. 2. Содержание и последовательное изложение учебного курса Тема 1. Нарративная практика в контексте психологии и психотерапии Критика системного подхода и структурализма. Социальный конструктивизм и конструкционизм. Движение в направлении сотрудничества. Ориентация на силу и ресурсы клиента. Обращение к социальному контексту. Прощание с идеей «сопротивления клиента». Отказ от экспертной позиции. Ориентированный на решение подход: не чинить то, что не сломано, если что-то работает – повторять это снова. Нарративный подход: жизнь как история, полиисторичность, построение предпочтительной истории, работа с сообществами. От метафоры системы к метафоре жизни как истории ( нарратива) и ее поли-историчности. Презентация метафоры нарратива: человек осмысляет свою жизнь, связывая последовательность событий во времени в соответствии с сюжетом, т.е. с помощью историй. Влияние идей Выготского на развитие нарративной практики: зона ближайшего развития и построение «лесов и опор» в ходе терапевтической беседы. Вопросы и задания для самостоятельной работы
Тема 2. Философские и другие концептуальные основания нарративной практики Философия постмодернизма. Влияние работ Ж. Дерриды и М. Фуко на развитие нарративной практики: представление о современной власти (власти знания) и терапевтический контекст. Археология знания и деконструирование идей как терапевтическая практика. Выявление дискурсов и практика деконструирования идей о помощи людям, влияющих на участников группы. Культурная антропология: Барбара Майерхоф и нарративная практика работы с сообществами, Арнольд ван Геннеп и Виктор Тернер и применение «ритуала перехода» в практике консультирования. Обзорное рассмотрение (подробное раскрытие – в следующих темах). Вопросы и задания для самостоятельной работы
Тема 3. Беседы, направленные на экстернализацию Идея экстернализации проблемы и первые случаи из практики М.Уайта: работа со случаями «псевдоэнкопреза». Визитная карточка нарративного подхода: «Человек это не проблема, проблема это проблема». Последствия взгляда на проблему через призму экстернализации. Экстернализация как техника и как позиция. Описание и называние проблемной истории, определение ее влияния на жизнь человека, выявление ограничений. Вопросы в нарративной практике. Позиция «любопытствующего расспрашивания». Введение идеи карт нарративной практики. Представление карты беседы, направленной на экстернализацию проблемы: близкое к опыту описание проблемы; обозначение эффектов проблемы; оценка эффектов; обоснование эффектов. Экстернализация различных форм проблемного поведения детей: включение детей в активную позицию, освобождение от обвинения со стороны родителей, заключение союза ребенка и родителей в процессе преодоления проблемы. Вопросы и задания для самостоятельной работы
Тема 4. Поиск и развитие уникальных эпизодов. Беседы, направленные на пере-сочинение и восстановление авторской позиции (re-authoring) Уникальные эпизоды как точки входа в предпочитаемые истории. Где и как можно встретиться с уникальными эпизодами. Уникальные эпизоды как результат экстернализующей беседы. Концепция «отсутствующего, но подразумеваемого» как возможность увидеть уникальный эпизод в жизни человека, встреться с его ценностями. Развитие уникального эпизода в историю. Характеристики «хорошей истории». Развитие истории в двух планах: на ландшафте действий и ландшафте идентичности. Карта беседы, направленной на пересочинение и восстановление авторской позиции. Уплотнение и насыщение истории с помощью вопросов. Вопросы на ландшафте действия, вопросы на ландшафте идентичности, вопросы связывающие ландшафты. Построение консультантом «лесов и опор» в беседе, задавание вопросов в «зоне ближайшего развития». Разворачивание истории во времени: представленность истории в настоящем, отдаленном и ближайшем прошлом, ориентация в будущее. Вопросы и задания для самостоятельной работы
Тема 5. Позиция нарративного практика в консультировании. Особенности позиции специалиста в нарративном подходе. Уважение к историям и взглядам людей, обратившихся за помощью, рассмотрение людей как экспертов в собственной жизни, обладающих множеством умений, верований, компетенций, ценностей, намерений и способностей, которые могут помочь им в уменьшении влияния проблем на их жизни. Определение позиции нарративного практика на шкале влиятельность–не влиятельность, центрированность–децентрированность как влиятельной и децентрированной. Варианты «выпадения» из этой позиции и возможности возвращения. Позиция со-авторства и со-исследования историй человека, обратившегося за помощью, главным автором которых остается сам человек. Позиция нарративного практика как выражение ценностей. Ответственность в контексте нарративной практики. Вопросы и задания для самостоятельной работы
Тема 6. Церемония признания самоопределения и практика внешнего свидетельствования Привлечение аудитории как возможность обогащения и развития предпочитаемой истории. Различные варианты привлечения аудитории: ближайшее окружение, профессиональная рефлексивная команда, люди, имеющие опыт преодоления схожих проблем, сообщества людей, объединенных решением общих проблем. Вклад культурного антрополога Барбары Майерхофф в развитие нарративной практики: церемония признания самоопределения. Структура церемонии в нарративном подходе: история человека, отклик внешних свидетелей на историю, отклик человека на отклики внешних свидетелей. Карта расспрашивания внешних свидетелей: слова и выражения, которые привлекли внимание; образы и метафоры, что они могут говорить о человеке; личный резонанс с историей; катарсис, или влияние этой истории на свидетеля (куда эта история продвигает, «переносит» свидетеля). Вопросы и задания для самостоятельной работы
Тема 7. Беседы, направленные на восстановление участия значимых других в жизни людей Представление о коллективном характере идентичности, метафора «жизненного клуба» и членства в нем. Восприятие идентичности человека как «многоголосой» в противоположность распространенному в современной западной культуре «одноголосому» восприятию. Возможность для человека пересматривать членство разных людей в своем «жизненном клубе», изменять форму и степень их присутствия, увеличивая присутствие тех, кто поддерживает предпочитаемые истории. Возможность обогащения предпочитаемых историй и идентичности, жизненных знаний и умений реализовывать свои ценности через пересмотр отношений со значимыми людьми. Карта восстановления участия (Re-membering):
Возможности применения идеи восстановления участия: реальные люди, ныне живущие и умершие, персонажи из художественных произведений, другие возможности. Вопросы и задания для самостоятельной работы
Тема 8. Вопросы в нарративном консультировании Вопросы как основной инструмент в нарративном консультировании. Цель вопросов в нарративной практике: обращение к опыту человека, открытие и развитие предпочитаемых историй. Возможные виды вопросов: деконструирующие, открывающие пространство для новых историй, обогащающие и насыщающие историю, вопросы о предпочтениях, вопросы смысла. Возможные характеристики «хорошего вопроса»: вызывающий удивление, открывает новые горизонты, заставляет задуматься, обращает к личному опыту человека, его умениям, способностям и т.д. Создание «хороших вопросов» в групповом процессе. Вопросы и задания для самостоятельной работы
Тема 9. Семейное консультирование в нарративном подходе Наиболее распространенные дискурсы и идеи о семье. Влияние этих идей на формы и методы психологической помощи семьям. Деконструирование идей о семье, влияющих на участников группы. Возвращение к идее о формировании идентичности в отношениях. Отношения в семье и идентичность. Формат «внешнего свидетельствования» как основная форма консультирования семей в нарративном подходе. Трудности свидетельской позиции в отношении своих близких. Возможности слушания в разных позициях. Вопросы, помогающие свидетельскому отклику. Особенности форм нарративной практики при применении их в семейном контексте: как выбрать проблемы для экстернализаци, какие истории и чьи предпочтения поддерживать. Помощь семьям в ситуации острых конфликтов: основные особенности нарративного подхода к медиации (посредничеству). Вопросы и задания для самостоятельной работы
Тема 10. Работа с психологической травмой в нарративном подходе Ограничения основных концепций работы с психологической травмой: идеи циклов, этапов горевания и важности последовательного их прохождения. Альтернативы нарративного подхода к травмирующим переживаниям:
Коллективные практики преодоления травмирующего события. Структурированные практики «Дерево жизни» и «Команда жизни». Вопросы и задания для самостоятельной работы
Тема 11. Нарративный подход к проблеме чрезмерного употребления психоактивных веществ Различные представления о проблеме употребления психоактивных веществ и практические следствия этих представлений: дурная привычка, болезнь, био-психо-социо-духовная модель. Распространенность идеи «зависимости» и ее влияние на практику помощи. Взгляд на проблему чрезмерного употребления как на частный случай проявления «культуры потребления» в современном обществе. Помощь сообщества в преодолении проблемы. Сообщества «Анонимных алкоголиков» и другие группы самопомощи. Метафора путешествия, идея «миграции идентичности». Отказ от употребления как переход к другой идентичности, другим отношениям, ценностям. «Ритуал перехода» и его применение в нарративной практике. Стадии перехода: сепарация, лиминальная (переходная, пороговая) фаза, ре-интеграция. Вопросы и задания для самостоятельной работы
Тема 12. Использование письменных практик в нарративном подходе Использование письменных практик как возможность для уплотнения и распространения предпочитаемых историй. Особенности и значение письменных практик: возможность сохранять, возможность распространять, возможность вспоминать. Письма от консультанта: письма между встречами, письма не присутствующим на встрече, письма, сообщающие о новой идентичности человека (письма для тех, кого это может заинтересовать). Терапевтические документы: сертификаты признания преодоления проблемы и наличия новых способностей, анти-оценочные характеристики, декларации независимости. Письма себе: о решениях, о признании, из настоящего в прошлое, из настоящего в будущее. Дневниковые практики. Письменные свидетельские отклики на истории людей. Составление групповых терапевтических документов, укрепляющих предпочитаемые истории участников группы. Вопросы и задания для самостоятельной работы
3. Методические рекомендации и пособия для изучения курса Данный курс ориентирован на освоение практики консультирования в нарративном подходе, поэтому важнейшей составляющей обучения является практическое применение, апробирование участниками знаний и методов, с которыми они знакомятся в ходе занятий, соотнесение своей практики с предлагаемыми в ходе обучения позициями. При этом начинать пробы наиболее эффективно с себя самого. Обязательной частью обучения является участие в практических упражнениях как в позиции оказывающего помощь, так и в позиции получающего. Это необходимо в том числе для того, чтобы принять для себя решение о полезности (эффективности) предлагаемых форм работы для себя самого, почувствовать себя в обеих позициях, увидеть нюансы, найти свой личных стиль в нарративной практике. По темам: 1. Важно понимать нарративную практику в контексте других направлений, видеть и ее значимые отличия от других подходов, и пересечения, не подвергая сомнению полезность и эффективность других направлений психотерапии. Так, например, распространенное представление о сходстве позиций гуманистического и нарративного подходов, упускает из вида концептуальное различие во взгляде на идентичность человека. 2. Часто философские основания психотерапевтических подходов остаются на периферии при обучении. В случае с нарративным подходом, являющимся, скорее, мировоззрением, философские позиции и ценностные основания приобретают центральное значение, во многом определяя специфику практической реализации подхода. 3. В нарративном подходе очень важно не сводить идею экстернализации к «просто технике». Это позиция, вера, что проблема действительно не в человеке. Мы видим социальный и культурный контекст проблемы. Даже работая с людьми, совершавшими насилие, Уайт говорит о том, что идея насилия, присутствующая в обществе, вербует людей. При этом есть своя часть ответственности и у человека, который может сопротивляться этой «вербовке». 4. Важно «выслушивать» уникальные эпизоды, а не навязывать свои. Важно не забывать про вопросы предпочтения, поскольку не каждый уникальный эпизод является, в то же время, и предпочтительным. В процессе пересочинения у консультанта может возникнуть желание подталкивать человека в направлении тех или иных историй, внесения своих ценностей, продвижения из прошлого в будущее. Важно отслеживать эти побуждения и обращаться к истории и предпочтениям человека. 5. Нарративный подход не предлагает готовый набор ценностей, он, скорее, обращает внимание на ответственность практика за выбор и реализацию ценностей. Поэтому важной частью данной темы является рефлексия собственных ценностей и их соотнесение. Предложенная децентрированная и влиятельная позиция не является идеальной вообще, она является оптимальной для нарративной практики. 6. В данной практике внимание внешних свидетелей должно быть обращено, что их отклик не просто личный шерринг, высказывание своих эмоций. Отклик – это форма обогащения истории человека, находящегося в центре. Отклик «работает» на эту историю. Важно, чтобы отклик не поставил в центр новую историю. Важно избежать как открытой, так и скрытой нравоучительности. Консультант, ведущий церемонию, должен отвечать за безопасность человека, находящегося в центре церемонии. 7. Важной составляющей бесед, направленных на восстановление участия, является вклад человека в жизнь значимого другого. Во многом это гипотезы, предположения. Но, в то же время, задача консультанта помочь человеку не просто фантазировать, а делать предположения на основе реальных событий из истории отношений. 8. Тема «хорошего вопроса» может звучать так, как будто ведущий выступает экспертом по тому, что является хорошим вопросом. Важно обращать внимание, что главным экспертом в этой теме выступает человек, который получает вопрос. Все предположения о характеристиках хорошего вопроса – это рефлексия опыта других людей, и она ценна, но не должна становится эталоном, и тем более – ограничением. 9. Предлагая другую, не системную метафору, нарративный подход признает ценность и достижения других направлений в семейной терапии. Но, в то же время, обращается внимание на последствия, в том числе нормативность, метафоры системы. Стоит помнить, что системная метафора также развивается, в том числе – под влиянием нарративного подхода. При работе с семьей в нарративном подходе одним из важных условий является обращение внимания на отношения власти и стремление к тому, чтобы все участники встречи получили голос. 10. В контексте обучения обращение к личному опыту травмы должно происходить крайне аккуратно, учитывая ограничения пространства для практической работы. В то же время, акцент на «второй истории», истории активного ответа, сопротивления, позволяет обращаться к достаточно сложным ситуациям. Важно обращать внимание на то, что бы сложившиеся профессиональные стереотипы (например, идея проговаривания травмирующего события, чувств в связи с ним) не помешали получению другого опыта, связанного с позицией нарративного практика. 11. Возможно, некоторые из участников имели опыт преодоления проблемы чрезмерного употребления психоактивных веществ с помощью других моделей, подходов. Нарративная практика, предлагая варианты помощи людям, встретившимся с этой проблемой, не подвергает сомнению уже существующие варианты, и ценность результатов, которые люди достигли с помощью них. Обращается внимание на последствия принятия тех или иных моделей. Расширение возможных вариантов, и возможностей помощи людям, а не поиск «истинных» - цель нарративного подхода. 12. Учитывая что в нашей культуре практически все люди используют те или иные формы письма, важно обратить внимание на уже существующий у участников личный опыт использования письменных практик: дневники, письма, стихи, сертификаты и т.д. Важно помнить, что письменное слово может иметь больший вес, и, соответственно, быть достаточно аккуратным в процессе их использования. 4. Контрольные задания Основная цель данных заданий – соотнесение своей практики с позицией специалиста в нарративном подходе.
5. Литература Основная литература:
Дополнительная литература:
|
Учебное пособие предназначено для студентов общепедагогических и... Вачков И. В., д-р психол наук, профессор (Московский городской психолого-педагогический университет) |
Поздний возраст и стратегии его освоения издание 2-е, дополненное Рецензенты: доктор социологических наук Т. Л. Александрова (Российский государственный профессионально-педагогический университет);... |
||
План работы на март 2014 года № Педагогический совет «О создании в лицее нормативно-правовых, психолого-педагогических, содержательных и учебно-методических условий... |
Настольная книга практического психолога А. О. Прохоров, доктор психологических наук (Казанский государственный педагогический университет) |
||
Омский государственный педагогический университет Iii лингвистические особенности перевода английских фразеологических единиц с зооморфизмами 47 |
«Медиапсихология» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный... |
||
Библиографический указатель Continental aquatic mollusks of Siberia Музей водных моллюсков Сибири (Омский государственный педагогический университет) |
«Журналистское мастерство» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «новосибирский государственный... |
||
Автореферат разослан декабря 2008 г Д. 212. 199. 18. по присуждению ученой степени кандидата психологических наук Российского государственного педагогического университета... |
Рабочая программа дисциплины «Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся» ... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |