Отчёт
о результатах деятельности МОУ «Гуманитарно-педагогический лицей», республиканского ресурсного центра, за период с 01.09.2013г. по 30.05.2014г.
Полное наименование образовательной организации (далее - ОО)
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гуманитарно-педагогический лицей»
|
Руководитель ОО
|
Дудкина Елена Юрьевна
|
Тип республиканской инновационной площадки
|
Республиканский ресурсный центр, экспериментальная площадка при АПК и ППРО (г.Москва)
|
Тема
|
«Методическое обеспечение системной работы с одарёнными учащимися в рамках сетевого взаимодействия»
|
Этап работы
|
I I этап – практический: реализация проекта (методическое обеспечение работы с одаренными по направлениям)
/2014 год/
|
Научный руководитель или консультант
|
Апалькова И.Г., поректор по модернизации общего образования ГОУДПО «КРИРО»(г.Сыктывкар)
Василевская Е.В., к.п.н., доцент, директор центра развития МРСО ФГАОУ АПК и ППРО (г.Москва)
|
Контактный телефон ОО
|
8 (8216)74-43-66
|
Адрес электронной почты ОО
|
E-mail: gpl_licei@mail.ru
|
1.Описание этапа инновационной деятельности
Понимание важности и современности сетевого взаимодействия явилось причиной открытия на базе МОУ «ГПЛ» экспериментальной муниципальной площадки по использованию технологии сетевого взаимодействия при внедрении предпрофильной и профильной подготовки учащихся СОШ № 2, СОШ № 10, СОШ №3, СОШ №19 /Постановление Руководителя Администрации МОГО «Ухта» № 1086 от 03 июня 2009 года «О создании экспериментальной площадки на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Гуманитарно-педагогический лицей»/.
Однако в процессе реализации данного проекта возникла необходимость и возможность вывести эксперимент за рамки решения конкретных задач профильной подготовки учащихся школ и объединить усилия в рамках сетевого взаимодействия по решению важнейших проблем школьного образования, в частности проблемы работы с одаренными учащимися.
Школы, участвующие в реализации проекта: МОУ «ГПЛ», МОУ «НШДС №1», МОУ «СОШ №10», МОУ «СОШ №19», МОУ «СОШ №21 с УИОП», МОУ «НОШ №23»
Реализация Практического этапа проекта «Методическое обеспечение системной работы с одарёнными учащимися в рамках сетевого взаимодействия» осуществляется в соответствии со сроками, определёнными в Проекте (2014г.).
Этап реализации проекта
|
Направления работы
|
Прогнозируемый результат
|
I I этап – практический: реализация проекта (методическое обеспечение работы с одаренными по направлениям)
/2014 год/
|
Работа с руководителями и педагогами
|
1. Разработать (скорректировать) модели работы с одаренными учащимися в каждом ОУ
2.Определить основные направления в работе с одаренными учащимися:
Индивидуальные и групповые собеседования, изучение портфолио ученика.
Углубленная подготовка к олимпиадам.
Развитие навыков научно-исследовательской работы учащихся.
Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
Развитие индивидуальных способностей учащихся к изучению отдельных предметов.
Работа с одаренными учащимися через внедрение современных образовательных технологий.
Награждение и поощрение учащихся
3.Руководителям и учителям – участникам проекта освоить основные теоретические положения по структуре, содержанию и целевым установкам модели работы с одаренными детьми и методическому, программно- дидактическому и диагностическому обеспечению ее реализации.
4.Усовершенствовать методику диагностики интересов, склонностей учащихся
5. Повысить эффективность использования современных образовательных технологий в работе с одаренными учащимися.
|
Консультативная и просветительская работа среди родителей.
|
Разработать программу родительского лектория с целью повышения педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одаренных детей.
|
Работа с учащимися в рамках сетевого взаимодействия
|
Добиться количественного и качественного роста показателей работы с одаренными учащимися (охват учащихся творческой, исследовательской, интеллектуальной деятельностью, победители и призеры олимпиад, конференций, конкурсов, сдача ЕГЭ на 80 и выше баллов и т.д.).
2.Создать оптимальную систему подготовки олимпиадников в каждой школе.
3.Ввести обязательное посещение спецкурсов Основы исследовательской деятельности по…(предмет)» для учащихся 9 кл.
4.Создать творческие группы по написанию проектных работ в 5-9 кл., творческие группы по написанию исследовательских работ в 10-11 кл.
5.Привлечь к активному участию в научно-практических конференциях лицея учащихся школ города.
6.Создать условия для развития творческих, интеллектуальных способностей за счет:
разработки индивидуальных программ обучения
введения спецкурсов эстетического блока
школьного телевидения и газеты
работы кружков и секций ПДО, творческих объединений
издания сборников лучших работ учащихся по проектно – исследовательской деятельности
изменения методики проведения предметных декад (предметные регаты, марафоны знаний и др.)
7. Увеличить охват учащихся дистанционными формами обучения.
8.Разработать программы спецкурсов, дистанционных учебных курсов в системе дополнительных занятий в рамках сетевого взаимодействия с учетом индивидуальных способностей одаренных детей
|
В целях реализации плана работы и в соответствии с направлениями работы в 2013-2014 учебном году были проведены следующие мероприятия:
Работа с руководителями и педагогами
Форма работы
|
Перечень мероприятий (тема)
|
Количество внутренних и внешних участников проведённого мероприятия
|
1. Консультирование педагогов
|
Индивидуальные консультации для педагогов из школ сетевого взаимодействия по мере необходимости в течение всего периода
Организация методических консультаций для зам. директоров, курирующих работу с одаренными в ОУ по темам:
Планирование работы с одаренными учащимися на учебный год в каждом ОУ(сентябрь)
Планирование совместных мероприятий в рамках реализации проекта (сентябрь)
|
6 ОУ
|
2. Видеоконференции, вебинары с образовательными учреждениями из других субъектов РФ, РК по обсуждению актуальных проблем организации работы с одаренными учащимися
|
1. Участие в вебинаре «Профессиональный стандарт педагога. Надежды и трудности» (25.02.14)- видеоконференц-центр АПК и ППРО г. Москва
2. Участие в вебинаре «Защита информации и обеспечение персональных данных в образовательных организациях РК» (25.02.14)
3.Видеоконференция «Задача и практика здоровьесбережения на учебных предметах и во внеучебной деятельности» (23.04.14)
4. Участие в вебинаре «Сетевые механизмы повышения профессиональной компетентности педагога по развитию и поддержке одарённых детей» (3.04.14) Выступление МОУ «ГПЛ» по теме: «Методическое обеспечение системной работы с одаренными учащимися в рамках сетевого взаимодействия»: опыт
реализации проекта и решения проблем
(видеоконференц-центр АПК и ППРО г. Москва)
|
Администрация ГПЛ
6ОУ
Представители УО,
учителя информатики всех школ города
Администрация ГПЛ
6 ОУ
Представители УО,
Администрация ГПЛ
6 ОУ
|
3. Семинары (обучающие, проблемные, практические и т.д.)
|
1. Городской методический семинар «Организация работы с одарёнными на уровне муниципалитета в 2013-2014г.» (сентябрь)
2. Семинар «Психолого-педагогическое сопровождение работы с одарёнными обучающимися» (Академия ПК и ППРО/Москва, октябрь)
3.Обучающий семинар для преподавателей русского языка и литературы ОУ г. Ухты «Современные подходы к обучению русскому языку»
(Сокольницкая Т.Н.,к.п.н., директор института довузовской подготовки РГПУ им.А.И. Герцена, ноябрь)
4. Участие в республиканском семинаре по организации работы РЦ «Проектирование деятельности РЦ» (г.Сыктывкар «КРИРО», ноябрь)
5. Городской семинар «Организация работы с одарёнными детьми: гуманитарное направление» (из опыта работы МОУ «ГПЛ») (декабрь)
6. Методические чтения для педагогов сети «Современные подходы к работе с одарёнными детьми в условиях перехода на ФГОС» (март)
7. Городской методический семинар для начинающих зам.директоров «Планирование работы с одаренными учащимися в ОУ»
|
Методисты УО,
Представители от всех школ города
19 ОУ (30 человек)
Учителя русского языка и литературы всех ОУ города
Директор МОУ «ГПЛ»
Зам. директора по работе РЦ
Методисты УО,
Представители всех школ города
Педагоги школ сетевого взаимодействия (7ОУ)
Зам. директора 8 ОУ города
|
4. Круглые столы для преподавателей- предметников
|
1. Круглый стол для преподавателей- предметников:
- Технологии подготовки учащихся к олимпиадам (из опыта работы преподавателей лицея)
|
Педагоги школ сетевого взаимодействия (6 ОУ)
|
5. Курсы повышения квалификации для педагогов города
|
1. «Исследовательские и проектные технологии в ОУ» (Огарков А.А., к.п.н., доцент, председатель Вологодской Малой академии наук «Интеллект будущего», январь, выданы сертификаты на 40 ч.)
2. «Психолого-педагогическое сопровождение работы с одарёнными обучающимися» ((Мельникова Е.Л., к. п. н., доцент Академии ПК и ППРО (г. Москва), октябрь, выданы сертификаты на 20ч.)
3. «Технологии проблемного диалога. Урок нового материала» (Мельникова Е.Л., к. п. н., доцент Академии ПК и ППРО (г. Москва), май, выданы сертификаты на 12ч.)
|
19 ОУ (33 человека)
19 ОУ (30 человек)
11 ОУ (34 чел.)
|
6.Методическая неделя
|
«Современные подходы к работе с одарёнными детьми» (апрель)
- Проведение мастер- классов
- Проведение открытых уроков
|
6 ОУ
|
Работа с учащимися в рамках сетевого взаимодействия
1. С целью подготовки к олимпиадам по физике, химии для учащихся 9-11 классов ОУ города на базе МОУ «ГПЛ» (сентябрь- апрель) была организована работа спецкурсов «Путь к олимпу» Спецкурсы посещали учащиеся 6 ОУ города.
Спецкурс по физике
(количество учащихся)
|
Спецкурс по химии
(количество учащихся)
|
Количество выданных сертификатов
|
28 чел.
|
34 чел.
|
12
|
2. Организована работа курсов по выбору (9 кл.) и элективных курсов (10-11 кл) для выявления и развития способностей учащихся школ сетевого взаимодействия (октябрь- апрель)
Темы курсов по выбору для учащихся 9-х классов (46 чел.)
Основы журналистики
Пакет Office в делопроизводстве (дистанционно)
Грамматика английского языка (дистанционно)
Темы элективных курсов для учащихся 11-х классов (32чел.)
Основы современного менеджмента
Трудности английского языка
Химические средства гигиены и косметики
3. Проведены муниципальные олимпиады по русскому, литературе, МХК; республиканские олимпиады по МХК, экологии на базе МОУ «ГПЛ» (ноябрь)
4. Организован и проведен муниципальный этап Интеллектуального марафона для учащихся
8-10кл. (январь) (17 ОУ,153 чел.), 5-7 кл. (апрель) (19 ОУ,171чел.)
ОУ – участники сетевого взаимодействия
|
Количество призовых мест
(5-7 классы)
|
Количество призовых мест
(8-10 классы)
|
МОУ«СОШ№21»
|
-
|
10
|
МОУ«СОШ№10»
|
4
|
2
|
МОУ«СОШ№19»
|
-
|
1
|
МОУ«СОШ№3»
|
1
|
-
|
МОУ«СОШ№2»
|
3
|
1
|
5. Организованы и проведены научно- практические конференции «Шаг в науку» (34 участника), «Творчество. Сотрудничество. Поиск» (63 участника)
ОУ – участники сетевого взаимодействия
|
Количество призовых мест
(5-8 классы)
|
Количество призовых мест
(9-11 классы)
|
МОУ«СОШ№21»
|
-
|
3
|
МОУ«СОШ№10»
|
1
|
1
|
МОУ«СОШ№19»
|
3
|
-
|
МОУ«НШДС №1»
|
2
|
-
|
МОУ «НОШ №23»
|
1
|
-
|
6. Организована и проведена на базе МОУ «ГПЛ» муниципальная акция «Тотальный диктант» для победителей школьного этапа (6 ОУ, 22участника)
7. На базе ЦДО лицея организованы абитуриентские курсы, которые проводятся преподавателями Вузов для лицеистов и учащихся школ города.
Посещаемость абитуриентских курсов учащимися школ сетевого взаимодействия
ОУ – участники сетевого взаимодействия
|
МФТИ
|
КГМА
|
РГПУ МГУ
|
физика
|
математика
|
биология
|
Общество
знание
|
Матем
атика
|
МОУ «СОШ№3»
|
13
|
5
|
5
|
5
|
3
|
МОУ «СОШ№10»
|
-
|
-
|
9
|
3
|
-
|
МОУ «СОШ»19»
|
-
|
3
|
5
|
6
|
-
|
8. Ежегодно на базе МОУ «ГПЛ» как ресурсного центра проводится олимпиада МФТИ, в которой участвуют учащиеся школ города и республики Коми, в том числе и учащиеся школ сетевого взаимодействия.
Участие в олимпиаде МФТИ (2013-2014г)
ОУ – участники сетевого взаимодействия
|
МФТИ
|
физика
|
математика
|
МОУ «СОШ№3»
|
2
|
3
|
МОУ «СОШ№10»
|
-
|
-
|
МОУ «СОШ»19»
|
-
|
2
|
МОУ «СОШ №21»
|
4
|
9
|
Консультативная и просветительская работа среди родителей
1. Организованы встречи родителей (участники сетевого взаимодействия) с представителями ВУЗов (РГПУ им. А.И. Герцена, МГУ, МФТИ) – охват родителей - 75 чел.
2. Проведены семинары - тренинги для родителей учащихся (участники сетевого взаимодействия, охват родителей - 15 чел)
Использование ресурсов (кадровых, материально- технических, финансово- экономических и т.п.) для достижения целей проекта или программы:
Кадровый потенциал является наиболее важным ресурсом, позволяющим осуществлять качественный образовательный процесс. В лицее создана информационно-образовательная среда и реализован проект «Информационная среда как средство оптимизации образовательного процесса в рамках реализации образовательной инициативы «Наша новая школа».
Для реализации проекта ресурсного центра в МОУ «ГПЛ» имеется следующее кадровое обеспечение согласно штатному расписанию:
Руководитель ресурсного центра (директор образовательного учреждения).
Заместитель директора по ресурсному центру.
Заместитель директора по научно-методической работе.
Заместитель директора по информационно-коммуникационным технологиям.
Заведующий информационно-методическим центром.
Педагог-психолог.7. Секретарь.8. Инженер-программист.9. Главный бухгалтер.
Вне штатного расписания:
Научные руководители проекта.
Приглашённые специалисты (методисты, преподаватели высшей школы)
Создание и организация работы Творческих проблемных групп (ТПГ) из числа педагогов-участников сетевого взаимодействия по направлениям:
-психолого-педагогическое сопровождение проекта
-преемственность в работе различных ступеней обучения по выявлению и разработке программ развития одаренных детей;
-информационное обеспечение работы сети по выявлению, развитию и поддержке одаренных, способных детей и молодежи;
-обобщение и тиражирование опыта работы (март-май)
В ходе работы над реализацией проекта возникла необходимость в организации единой творческой проблемной группы из представителей 6 ОУ города (12 участников) школ- участниц сетевого взаимодействия (разработан, утвержден, реализуется план работы ТПГ)
Техническое обеспечение: Лицей оборудован компьютерной, мультимедийной и интерактивной техникой, доступной и активно используемой всеми участниками образовательного процесса.
Общее количество ПК
|
Кол-во ПК, подключенных к сети Интернет
|
Кол-во обучающихся на 1 ПК
|
Кол-во
|
%
|
113
|
48
|
42%
|
5
|
Наличие периферийного оборудования: проекторы - 28 шт, сканеры-2 шт.,принтеры - 28 шт.,ноутбуки - 41 шт.,интерактивные доски- 9 шт.
Наличие телекоммуникационного канала: сервер учреждения, проводная и беспроводная сеть в 8 помещениях, связанных с образовательным процессом
Наличие оборудованной медиатеки.
Финансовые ресурсы проекта: в качестве финансово-экономической основы для реализации проекта образовательным учреждением используются все возможности бюджетного и внебюджетного финансирования.
2.Система управления инновационной деятельностью
1. Приказ МУ «Управление Образования» Об организации эксперимента по работе с одарёнными детьми в условиях сетевого взаимодействия на базе МОУ «ГПЛ» (№01-08/208 от 25.03.2013г. )
2. Приказ МОУ «ГПЛ» Об организации начала эксперимента по теме: «Методическое обеспечение работы с одарёнными детьми в условиях сетевого взаимодействия» (№ 01-11/125 0т 08.05.2013г.)
3. Положение о сетевом взаимодействии образовательных учреждений и МОУ» ГПЛ» г. Ухты
4. Положение о проблемной творческой группе
5.Локальные акты, регламентирующие работу с одаренными в ОУ: положение о школьной олимпиаде, об интеллектуальном марафоне, о научном обществе учащихся, схема сбора информации в Банк данных по одаренным и др.
Система «внутрифирменного» повышения квалификации педагогов, участвующих в инновационной деятельности.
1. Методическое сопровождение деятельности педагогов:
- помощь в разработке программ курсов по выбору, элективных курсов в рамках сетевого взаимодействия, спецкурсов;
- помощь в подготовке выступлений (на вебинарах, видеоконференциях, конкурсах профессионального мастерства и т.д.).
2. Документарное сопровождение деятельности педагогов:
- создание и постоянное обновление, пополнение банка нормативно-правовых документов, инструктивно-методических материалов и рекомендаций по реализации проекта
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов:
- составление индивидуального плана НМР
- участие в методических чтениях «Инновации в учебно-воспитательном процессе», в семинарах, практикумах, мастер-классах в соответствии с направлениями реализации проекта;
- участие в проблемных исследовательских группах при кафедрах и НМС
- руководство творческими группами учащихся по написанию исследовательских и проектных работ, по подготовке к олимпиадам
- разработка индивидуальных программ обучения для учащихся
- разработка программ спецкурсов, элективных курсов
- взаимопосещение уроков
- подготовка научно-практических материалов для публикации: статьи, методички и пр.
Коррективы и причины, побудившие к изменению хода инновационной работы.
В целом реализация проекта идет в соответствии с разработанным планом.
По рекомендации научного руководителя Апальковой И.Г. внесены коррективы в формулировку целей проекта: в качестве одной из основных целей определена отработка механизмов методического обеспечения работы с одаренными детьми в условиях сетевого взаимодействия;
В ходе реализации проекта были внесены коррективы в работу ТПГ:
1шаг: создано несколько проблемных групп по различным вопросам работы с одаренными обучающимися
2 шаг: осознана невозможность разрозненно решать проблемы
3 шаг: создана объединенная ТПГ, определены проблемы на текущий учебный год:
Корректировка нормативной базы, локальных актов по работе с одаренными
Выявление готовности пед.коллектива к работе с одаренными (проведение анкетирования и анализ результатов )
Составление рекомендаций по проведению интеллектуального марафона на уровне школ
Создание банка заданий для интеллектуального марафона начальных классов по направлениям: естествознание, культурология, математика и информатика, языки
3.Результаты, полученные в процессе инновационной деятельности:
1.Нормативно-правовое обеспечение:
-Разработаны нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность общеобразовательных учреждений сети
-Скорректированы локальные акты во всех ОУ (Положения о научном обществе учащихся, о проведении конференций, о подготовке учащихся к олимпиадам, о требованих к созданию и заполнению банка «Одаренные дети»)
Цель: включение единых для всех ОУ разделов, что позволит организовывать и проводить совместные мероприятия.
-Скорректирована модель работы с одаренными учащимися в каждом ОУ
2. Определены основные направления в работе с одаренными учащимися в каждом ОУ:
Индивидуальные и групповые собеседования, изучение портфолио ученика.
Углубленная подготовка к олимпиадам.
Развитие навыков научно-исследовательской работы учащихся.
Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
Развитие индивидуальных способностей учащихся к изучению отдельных предметов.
Работа с одаренными учащимися через внедрение современных образовательных технологий.
Награждение и поощрение учащихся
3.Руководителями и учителями –участникам проекта освоены основные теоретические положения по структуре, содержанию и целевым установкам модели работы с одаренными детьми.
4. Повысилась эффективность использования современных образовательных технологий в работе с одаренными учащимися.
5.Разработаны классные часы с целью повышения педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одаренных детей.
6.Скорректирована система подготовки олимпиадников в каждой школе.
7.Привлечены к активному участию в научно-практических конференциях лицея учащиеся школ города.
8.Созданы условия для развития творческих, интеллектуальных способностей учащихся ОУ сети за счет:
разработки индивидуальных программ обучения;
школьного телевидения и газеты;
работы кружков и секций ПДО, творческих объединений;
издания сборников лучших работ учащихся по проектно – исследовательской деятельности;
изменения методики проведения предметных декад (предметные регаты, марафоны знаний и др.).
9.Разработаны программы спецкурсов, дистанционных учебных курсов в системе дополнительных занятий в рамках сетевого взаимодействия с учетом индивидуальных способностей одаренных детей.
10. Подготовлены методические пособия:
-Сборник «Методическое сопровождение работы с одаренными в рамках сетевого взаимодействия» (в сборнике обобщен опыт работы педагогов МОУ «ГПЛ»)
-Дементьева Л.А.: «Сборник заданий и методические рекомендации для подготовки и проведения школьных и муниципальных интеллектуальных марафонов»
-ТПГ участников сетевого взаимодействия: «Сборник заданий для организации интеллектуальных марафонов в начальной школе»
-Дементьева Л.А.: Сборник примерных локальных актов, регламентирующих организацию работы с одаренными учащимися в ОУ
Директор МОУ «ГПЛ» Дудкина Е.Ю.
|