Пояснительная записка Выявление, поддержка, развитие и социализация способных детей становится одной из приоритетных задач современного образования. Понятие «детская одаренность»




НазваниеПояснительная записка Выявление, поддержка, развитие и социализация способных детей становится одной из приоритетных задач современного образования. Понятие «детская одаренность»
страница1/5
Дата публикации22.09.2014
Размер0.63 Mb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Психология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
МКУ Прогимназия «Ласточка» г.Кизляр РД

Рассмотрено Согласовано Утверждено

Методист МКУ УО

г.Кизляра РД Директор

________И.В.Амбарцумян ___________ И.В.Караева

на НМС от «___»____ 20___ г.

на педагогическом совете

«____»_____ 20___г. протокол № 1

от «___»____ 20___ г.
ПРОГРАММА «ИНТЕЛЛЕКТ»

по работе с обучающимися начальной школы,

имеющими высокую познавательную мотивацию

1. Пояснительная записка

Выявление, поддержка, развитие и социализация способных детей становится одной из приоритетных задач современного образования.

Понятие «детская одаренность» определяет неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «талантлив», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, мотивированный ученик - это человек с высоким уровнем каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Понятие «одаренность»

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческого потенциала. Но возможность творить - это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Одаренность может проявляться:

    • как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;

    • как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;

    • как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.

Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).

Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие не востребованности. Процент одаренных детей (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%. Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

2. Актуальность программы «Интеллект»

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая потребность в самом процессе умственной деятельности и удовольствии от умственного труда. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит

три уровня:

  • потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);

  • развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший и средний школьный возраст);

  • познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (старший школьный возраст).

Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном состоянии. Работу с мотивированными учащимися нужно начинать в начальной школе. С этой целью должна быть организована работа, в рамках которой созданы условия для индивидуальной работы с учащимися. Работа должна осуществляться как на уроках, так и во внеурочное время: на факультативных, кружковых и индивидуальных занятиях.

Программа «Интеллект»:

  • разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии основной образовательной программой начального общего образования Прогимназии «Ласточка» и является основой для работы с обучающимися, имеющими высокую познавательную мотивацию;

  • направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе.

С целью решения проблемы работы со способными детьми педагогическим коллективом были предприняты следующие действия:

  • определены основные направления по созданию оптимальных условий для работы со способными учащимися (организация учебного процесса):

  • нестандартные уроки, деятельностный тип обучения, обучение самооценке, самоанализу, самоконтролю, развитие творческих способностей путем самостоятельного переноса ранее изученного на новую ситуацию;

  • работа с дополнительной литературой, обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания;

  • выставка детских творческих работ; развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету; участие детей в олимпиадах, конкурсах;

  • обеспечение базового дополнительного образования: организация специальных факультативов, работа кружков по предметам;

  • проведение научно-практических, общеразвивающих традиционных мероприятий;

  • осуществляется традиционное психолого-педагогическое сопровождение и поддержка детей, проводится психолого-педагогическое исследование первоклассников, системное наблюдение за детьми из класса в класс, выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований, системное диагностирование психологом;

  • создание научного общества учащихся начальных классов «Эрудит»;

  • к работе с детьми более высоким уровнем развития привлечены высококвалифицированные специалисты, владеющие современными технологиями.

Вместе с тем практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с мотивированными учащимися, которые выражаются в следующих противоречиях:

  • между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одаренными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для ее осуществления в современной школе;

  • между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одаренных детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;

  • между специфичностью и проблемностью развития талантливых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.

Разрешение вышеуказанных противоречий возможно при комплексном и системном подходе к проблеме.

Таким образом, очевидна необходимость привлечения внимания всего педагогического коллектива начальной школы, родителей учащихся и общественности к проблеме одаренности, поиска дополнительных ресурсов и возможностей для оптимизации этого важного направления в деятельности школы. Реализация программы «Интеллект» позволит систематизировать эту деятельность, а также поднять ее на более качественный уровень.

3. Целеполагание программы «Интеллект»

Цель: создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков талантливых детей в начальной школе, а также в создании среды, способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства.

Задачи:

  • разработать систему диагностических исследований для выявления, определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;

  • обеспечение условий для всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с детьми в базовых группах, интеллектуальном кружке, НОУ «Эрудит», предоставление возможности для продуктивной самореализации детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;

  • «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;

  • разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми.

  • обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми.

4. Основные направления реализации программы:

В рамках данного проекта предусматривается реализация следующих направлений работы:

Координационное направление:

  • организация работы всего коллектива начальной школы, педагогов отделения дополнительного образования детей, педагогов отдельных модулей;

  • интеграция в рамках данного направления деятельности дошкольных учреждений, начальной школы, средней школы, учреждений дополнительного образования;

  • обеспечение нормативно-правовой базы;

  • ресурсное обеспечение;

  • контроль и анализ деятельности.

Диагностическое направление:

  • формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;

  • проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;

  • проведение диагностики одаренных детей;

  • создание банка данных «Одаренные дети начальной школы».

Кадровое направление:

  • определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;

  • повышение квалификации педагогов на разных уровнях;

  • оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;

  • создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;

  • создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.

Развивающее направление:

  • создание образовательной среды для развития детей;

  • создание благоприятных условий для работы со способными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы);

  • методическое обеспечение работы со способными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение проекта);

  • мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных детей в школьных и районных мероприятиях).

  • организация курсов углубленного изучения предметов, кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности;

  • создание условий для участия детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;

  • обеспечение материально-технической базы;

  • создание системы психологического сопровождения одаренных детей;

  • использование информационно-коммуникационных технологий.

Информационное направление:

  • организация работы библиотеки;

  • создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;

информационная поддержка педагогов, работающих со способными детьми.

5. Методологическая основа

Формы работы с талантливыми учащимися:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

  • дополнительные занятия с мотивированными учащимися, подготовка к олим­пиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

  • участие в школьных и районных олимпиадах по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру;

  • психологические консультации, тренинги, тестирование;

  • конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

  • посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

  • проектная деятельность учащихся;

  • использование современных средств информации, ЭОР;

  • создание детских портфолио.

Принципы педагогической деятельности в работе с талантливыми детьми:

В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:

  1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

  2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

  3. Деятельностный подход. Деятельность - основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

  4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Талантливый ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.

Условия реализации программы:

  • создание комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;

  • создание условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

  • вариативность реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;

  • свобода выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;

  • возрастание роли внеурочной деятельности.

6. Концептуальные основы. Общая стратегия решения проблемы

Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку не только знание иностранных языков, компьютеризация, а особый - более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

При разработке программы «Интеллект» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.

Одаренная личность - личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере общения (лидерство).

Одаренность - совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей -«дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.

Ведущим компонентом одаренности является мотивационный. Познавательная потребность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью. Благодаря более высокому уровню мотивации талантливая личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.

При разработке теоретических основ программы «Интеллект» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:

  1. Концепция «возрастной одаренности» (Н.С. Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.

  2. Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (A.M. Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.

  3. Динамическая теория одаренности (Ю.Д. Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых - на оценке одаренности с точки зрения наличияпсихологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и/или приводящих к феномену диссинхронии.

  4. Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И. Панов). Одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Выявление, поддержка, развитие и социализация способных детей становится одной из приоритетных задач современного образования. Понятие «детская одаренность» iconПрограмма кружка «эрудит» Составитель: Чечина Елена Станиславовна...
Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования

Пояснительная записка Выявление, поддержка, развитие и социализация способных детей становится одной из приоритетных задач современного образования. Понятие «детская одаренность» iconПояснительная записка по образовательной деятельности «Формирование...
Образовательная деятельность «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей» направлена на развитие познавательных...

Пояснительная записка Выявление, поддержка, развитие и социализация способных детей становится одной из приоритетных задач современного образования. Понятие «детская одаренность» iconПояснительная записка по образовательной деятельности «Формирование...
Образовательная деятельность «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей» направлена на развитие познавательных...

Пояснительная записка Выявление, поддержка, развитие и социализация способных детей становится одной из приоритетных задач современного образования. Понятие «детская одаренность» iconЦели: развитие интереса к изучаемому предмету; развитие интеллектуального...
Цели: развитие интереса к изучаемому предмету; развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, выявление одарённых...

Пояснительная записка Выявление, поддержка, развитие и социализация способных детей становится одной из приоритетных задач современного образования. Понятие «детская одаренность» iconЗадачи. Социализация
Социализация– формировать дружеские взаимоотношения между детьми; продолжать учить детей проявлять эмоциональные реакции в ролевом...

Пояснительная записка Выявление, поддержка, развитие и социализация способных детей становится одной из приоритетных задач современного образования. Понятие «детская одаренность» iconПоложение об организации обучения детей-инвалидов на дому с использованием...
«Образование» на 2009-2012 годы по направлению «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов», одобренного на заседании Совета...

Пояснительная записка Выявление, поддержка, развитие и социализация способных детей становится одной из приоритетных задач современного образования. Понятие «детская одаренность» iconПояснительная записка Направленность дополнительной образовательной...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания и образования...

Пояснительная записка Выявление, поддержка, развитие и социализация способных детей становится одной из приоритетных задач современного образования. Понятие «детская одаренность» iconНа современном этапе мирового развития одной из приоритетных задач...
Для этого необходимо грамотно и рационально определить те конечные цели, на достижение которых должна ориентироваться внешняя политика...

Пояснительная записка Выявление, поддержка, развитие и социализация способных детей становится одной из приоритетных задач современного образования. Понятие «детская одаренность» iconПрофессиональный конкурс «Учитель года России» ежегодно становится...
Его история насчитывает более 20 лет, но главные цели конкурса остаются неизменными: это повышение престижа учительской профессии,...

Пояснительная записка Выявление, поддержка, развитие и социализация способных детей становится одной из приоритетных задач современного образования. Понятие «детская одаренность» iconРабочая учебная программа для начальной школы по литературному чтению пояснительная записка
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и ориентирована...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции