Комитет по образованию МО «Кингисеппский муниципальный район»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания и образования детей»
Все учебные и образовательные программы учреждения составлены преподавателями и методистами Школы искусств ЦЭВ и ОД в соответствии с "Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей" (письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16)
Согласована педагогическим советом МБОУ ДОД «ЦЭВ и ОД»
Протокол № 7_ от « 30 » августа 2013 г.
Утверждена директором МБОУ ДОД «ЦЭВ и ОД»» М. И. Бельчиковой
Приказ № _4а__ от « 30 » августа 2013 г.
г. Кингисепп 2013 г.
Дополнительная общеобразовательная программа хореографического отделения
«Хореографическое творчество»
(общеразвивающая)
Рекомендована для обучающихся 6-18 лет, Срок реализации – 8 лет
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы хореографического отделения «Хореографическое творчество» - художественная.
Образовательная программа хореографического отделения «Хореографическое творчество» включает в себя комплекс учебных программ по учебным дисциплинам: «Ритмика-танец», «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Современный танец», «Ансамбль», «История балета».
Настоящая программа модифицированная и подготовлена в соответствии с 8-летним Учебным планом, рекомендованным Министерством культуры Российской Федерации и опирается на:
Правовая основа программы :
«Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.06. № 06.1844);
Письмо Администрации Ленинградской области, комитета общего и профессионального образования ЛО «О соблюдении законодательства РФ в сфере образования при реализации дополнительных общеразвивающих программ» от 09 апреля 2014 года № 19-1932/14-0-0
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПина 2.4.4.1251 (зарегистрировано в Минюсте 27.05.03. №4594);
Закона РФ «Об образовании»;
Конвенция ООН «О правах ребёнка»;
Устав МБОУ ДОД «Центра эстетического воспитания и образования детей».
Составлена на основе :
Обобщения многолетнего опыта работы педагогов в сфере обучения хореографии детей младшего, среднего и старшего школьного возраста;
Базарова Н.П. «Азбука классического танца», М., 1964г
Типовых программ по классическому и народно-сценическому танцам для хореографических отделений ДМШ и ДШИ, утвержденных Министерством культуры РФ, 2005.
При составлении данной программы пользовалась:
- e-mail:intermax@mail.ru
- www.ep.2000.ru
Типовой программе по классическому танцу для хореографических отделений детских музыкальных школ и школ искусств. Министерство культуры РСФСР, Москва, 2006.
Типовые программы для внеклассных учреждений и общеобразовательных школ. Министерство просвещения РСФСР, Москва,2007.
Данная программа изменена с учётом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления хореографической деятельности.
Актуальность:
Аргументирование выбранных форм, средств образовательной деятельности (новые идеи, принципы, технологии);
Соответствие программы с социальным заказом общества и современным тенденциям развития Российского образования;
Возможности решения широкого спектра педагогических задач на данном предметном материале для данного контингента обучающихся;
Угасание интереса к танцевальному творчеству среди детей и молодёжи.
Педагогическая целесообразность.
Данная программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и предусматривает индивидуальный подход в хореографическом образовании детей, способствует созданию условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей и подготовку одарённых детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.
Цель программы: развитие личности ребёнка способного к творческому самовыражению через овладение хореографическим искусством.
Задачи программы:
Воспитательные:
Способствовать воспитанию и развитию художественного вкуса, эстетического кругозора учащихся посредством проникновения в танцевальную культуру разных стилей, форм и жанров;
Сформировать навыки организации работы на уроках и во внеурочное время;
Воспитать у учащихся трудоспособность, ответственность, целеустремлённость в достижении конечных результатов;
Способствовать повышению у детей самооценки;
Обогатить духовный мир ребёнка;
Развить у учащихся способность преодолевать скованность, закрепощённость, чувство быть в центре внимания;
Повысить коммуникативную компетентность учащихся;
Развивающие:
Развить и совершенствовать у учащихся: чувство ритма, хореографическую память, музыкальность, координацию движений;
Научить распределять физические силы в тренинге и концертной деятельности;
Способствовать развитию артистизма и эмоциональной раскрепощённости средствами танцевального искусства;
Развить у учащихся творческую инициативу и способность к самовыражению в танцевальном творчестве;
Развить навыки сценического поведения и исполнительства;
Развить способность к тому, чтобы учащиеся приобрели самостоятельные знания.
Обучающие:
Познакомить учащихся с историей хореографического искусства;
Научить приёмам танцевальной техники и терминологии;
Сформировать у учащихся представления о связи музыки и движения;
Повысить своё профессиональное мастерство, чтобы движения приобрели выразительность и свободу;
Сформировать представление о видах, формах и жанрах хореографического искусства.
Возраст обучающихся и сроки реализации программы.
Программа ориентирована для воспитанников от 6 до 18 лет с учётом того, что в школу поступают дети разного возраста от 6 до 10 лет.
Срок реализации 8 лет.
Язык преподавания – русский.
Форма обучения по дополнительной образовательной программе - очная.
Формы проведения занятий: аудиторные, внеаудиторные (самостоятельные).
Формы организации занятий: всем составом объединения, в группах или индивидуально.
Формы проведения промежуточной аттестации.
Условия приёма детей на хореографическое отделение.
В 1 класс хореографического отделения принимаются учащиеся от 7 лет. Дети дошкольного возраста от 6 лет зачисляются на подготовительное отделение. При приёме на обучение по программе «Хореографическое отделение» образовательное учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить музыкально-ритмические и координационные способности ребёнка, а также его физические и пластические данные. Занятия могут посещать все желающие, прошедшие предварительный отбор не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья и получившие разрешение родителей в форме заявления.
Критерии отбора: внешние данные, координация движений, танцевальный шаг, прыжок, музыкальность и ритмичность, память, артистичность, подъём стопы, мимическая выразительность лица, состояние нервно-мышечного аппарата, импровизация.(Приложение).
Этапы программы.
Образовательный процесс состоит из трёх этапов:
Подготовительный:
Диагностика танцевальных способностей и возможностей учащихся;
Выполнение специальных подготовительных упражнений, используемых в танцевальном жанре;
Основной :
Формирование и развитие знаний, умений и навыков в исполнении танцевального искусства;
Творческий :
Исполнительство, сочинительство и импровизация (при условии необходимых способностей);
Активное участие в концертно-конкурсной деятельности.
Основная форма организации занятий – групповая.
Структура проведения занятий – классическая.
Формы аудиторных занятий.
Программой предусмотрены занятия:
Теоретические;
Практические;
Комбинированные.
Занятия чаще всего проходят по комбинированному типу, так как включают в себя повторение пройденного, объяснение нового, закрепление материала и подведение итогов.
Занятия также могут проходить в форме:
Сводных репетиций;
Репетиционно-тренировочных;
Контрольных;
Академических или учебных концертов.
Режим занятий.
Продолжительность занятия 40 минут с перерывом 10 минут.
Формы проведения промежуточной и итоговой аттестации.
Аттестация существляется через систему:
Анализа успеваемости, отслеживания результатов (наблюдение, диагностика, тесты);
Контрольных уроков;
Академических концертов;
Экзаменов;
Концертов, отчётных и классных концертов;
Конкурсов, фестивалей различного уровня.
Ожидаемый результат.
Личностные:
развиты навыки культуры общения и поведения в социуме.
сформированы качества личности (волевых, эмоциональных и т.д.) необходимых для осознанного выбора профессии.
Метапредметные:
Овладели навыками осознанного восприятия элементов хореографического языка, знаниями основных направлений, стилей, жанров в хореографическом искусстве, сформированы умения использовать полученные знания в практической деятельности;
сформированы начальные навыки репетиционно - концертной работы в качестве солиста и в коллективной творческой деятельности, их практическое применение.
Сформированы умения использовать полученные знания в практической деятельности.
Предметные:
сформирован комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности в исполнении учащихся.
Достигнут уровень функциональной грамотности, необходимого для продолжения обучения в среднем специальном учебном заведении.
Модель выпускника.
Выпускник хореографического отделения должен показать следующий уровень освоения образовательной программы по видам деятельности:
Виды деятельности
|
Показатели
|
Учебно- исполнительская
|
Сформированность умений выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических данных.
Сформированность умений исполнять различные виды танца : классический, народно-характерный, современный.
Сформированность умений осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения.
Сформированность навыков сохранения и поддержки собственной физической формы.
Сформированность навыков публичных выступлений.
Сформированность умений определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа.
|
Учебно- теоретическая
|
Достижение уровня функциональной грамотности, необходимого для продолжения обучения в среднем специальном учебном заведении.
Овладение знаниями профессиональной терминологии.
Овладение навыками соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений.
|
Творческая (креативная)
|
Овладение начальными навыками сочинения и импровизации.
Использование полученных навыков в различных видах деятельности.
Исполнение хореографических произведений на различных сценических площадках.
|
Культурно- просветительская
|
Сформированность навыков исполнительской практики.
Сформированность навыков коллективной творческой деятельности, умения сочетать различные виды деятельности и применять их во внеклассных мероприятиях.
|
Требования к уровню подготовки выпускников.
За время обучения учащийся должен получить следующий комплекс знаний, умений, навыков по специальности хореография:
самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять комбинации у хореографического станка и на середине класса, также хореографические композиции; иметь хореографическую память, уметь определять стилистику, жанр и форму хореографической композиции; иметь представление о хореографических формах; знать балетную терминологию; владеть навыками исполнительского анализа; уметь применять теоретические знания в исполнительской практике; иметь достаточный объём репертуара; знать историю балета, этапы развития хореографического искусства, народное творчество, шедевры мировой художественной культуры, лучшие образцы мировой музыки; знать имена выдающихся хореографический деятелей и композиторов, быть знакомым с их исполнительским искусством.
Итоговые требования.
Соответствие выпускника требованиям к уровню и качеству подготовки в области художественного начального образования устанавливается на выпускном экзамене, где оценивается как качество технического исполнения комбинаций у хореографического станка и на середине класса, так и развитие способностей, художественного вкуса, интеллекта учащегося, умение практически использовать полученные знания.
На контрольном уроке и экзамене выпускник должен знать и уметь:
ритмика-танец
Знать основные понятия, связанные с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
Знать понятие лада в музыке (мажор, минор) и уметь отражать ладовую окраску в танцевальных движениях;
Уметь согласовывать движения со строением музыкального произведения;
Иметь навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;
Иметь навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями;
Уметь исполнять простые танцевальные этюды и танцы;
Уметь ориентироваться на сценической площадке.
классический танец
знать рисунок танца, особенности взаимодействия с партерами на середине;
знать балетную терминологию;
знать элементы и основные комбинации классического танца;
Знать особенности постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
Знать средства создания хореографического образа;
Знать принципы взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
уметь исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
уметь распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;
уметь осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;
владеть навыками музыкально-пластического интонирования.
народно-характерный танец
знать рисунок народно-характерного танца, особенности взаимодействия с партнерами на сцене;
знать балетную терминологию;
знать элементы и основные комбинации народно-характерного танца;
Знать особенности постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
Знать средства создания хореографического образа;
Знать принципы взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
Уметь исполнять на сцене различные виды народно-характерного танца, произведения учебного хореографического репертуара;
Уметь исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-характерных танцев;
Уметь распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-характерного танца;
Уметь понимать и исполнять указания преподавателя;
владеть навыками музыкально-пластического интонирования.
современный танец
знать о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни;
знать анатомическое строение тела;
знать приёмы правильного дыхания;
знать правила безопасности при выполнении физических упражнений;
уметь выполнять комплексы специальных упражнений с учётом индивидуальных особенностей организма;
уметь сознательно управлять своим телом;
уметь распределять движения во времени и пространстве;
владеть комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;
иметь навыки координации движений.
ансамбль
уметь работать в танцевальном коллективе;
уметь видеть, анализировать и исполнять ошибки исполнения;
уметь понимать и исполнять указания преподавателя, творчески работать над хореографическим произведением на репетиции;
иметь навыки участия в репетиционной работе.
История балета
знать основные этапы развития хореографического искусства;
знать основные отличительные особенности хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
знать имена выдающихся представителей и творческое наследие хореографического искусства различных эпох;
знать основные этапы становления и развития русского балета.
|